ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-2725/20 от 29.05.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 2725/2020  

05 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2020 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В.Корневой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Гамбринус» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Ижевск к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нижний Новгород о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.02.2020 № 74/2019-06ЮЛ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 10.12.2019;

от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество «Гамбринус» (далее - ОАО «Гамбринус», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее  - МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, административный орган, ответчик) о назначении административного наказания от 20.02.2020 № 74/2019-06ЮЛ, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявитель поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв, указав, что при рассмотрении административного дела в отношении ОАО «Гамбринус» по ст. 14.19 КоАП РФ административный орган не дал оценку юридически значимым фактическим обстоятельствам, которые имеют юридическое значение по настоящему делу и могли повлиять на обоснованность и законность принятого решения. Так, промывочная вода не является продукцией, не подлежит учету и фиксации в ЕГАИС, следовательно, порядок государственного учета объема производства и оборота алкогольной продукции, нарушение которого вменено заявителю, на учет промывочной воды не распространяется.Ошибочный учет промывочной воды не привел к нелегальному, безучетному производству и обороту алкогольной продукции, следовательно, угрозы нанесения вреда здоровью населения не произошло.Административный орган не выявил производство и оборот алкогольной продукции, не учтенной либо не зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям, посягательство на фискальные интересы государства отсутствуют. Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных ПостановлениемПравительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1459,ОАО «Гамбринус» при выявлении факта внесения в ЕГАИС информации за 21.11.2019 с учетом промывочной воды, направило в ЕГАИС уведомление об уточнении информации, с приложенными к нему документами, подтверждающими обоснованность уточнения информации, содержащейся в ЕГАИС. В проверяемый период 01.11.2019 по 30.11.2019 сведения об объеме алкогольной продукции, произведенной ОАО «Гамбринус» переданы в ЕГАИС с учетом допустимых отклонений, то есть в пределах норм технологических потерь, утвержденных приказом директора ОАО «Гамбринус», а также в пределах относительной погрешности, допускаемой счетчиками АСИиУ. Так, объем произведенной алкогольной продукции по коду 500 (пиво) зафиксирован в ЕГАИС достоверно, расхождения соответствуют допустимым нормам. Объем производства продукции по коду 520 (пивной напиток), зафиксированный в ЕГАИС, содержит «излишки» не самого произведенного пивного напитка, а объема технической воды по причине неверно выбранного режима работы АСИиУ для мойки линии: вместо режима «001» - промывка линии сотрудником был задан режим работы АСИиУ «004» - производство готовой продукции, что привело к избыточному показателю объема производства, зафиксированного в ЕГАИС. Объем непосредственно алкогольной продукции по коду 520, зафиксированный в ЕГАИС за вычетом промывочной воды, соответствует объему фактически изготовленной продукции «пивной напиток», расхождения соответствуют допустимым нормам. Следовательно, сведения об объеме производства алкогольной продукции по коду 500 (пиво) и по коду 520 (пивной напиток), переданные АСИиУ в ЕГАИС за период с 01.11.2019 по 30.11.2019 соответствуют сведениям, переданным в «Отчете о производстве» с учетом допустимых отклонений, установленных для достоверности учета объема производства алкогольной продукции. Объем и количество производства алкогольной продукции в ОАО «Гамбринус», зафиксированные и переданные в ЕГАИС, соответствуют объему и количеству фактически произведенной алкогольной продукции, а также идентичны данным, отраженным в Журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который ведется в ОАО «Гамбринус», а также первичным бухгалтерским документам ОАО «Гамбринус». Считает, что имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного малозначительным или для применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и пояснении, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления. ОАО «Гамбринус» 21.11.2019 при производстве алкогольной продукции (пивные напитки), в нарушение Приказа №375, пункта 5.3.1 Приказа №149, был выбран неверный технологический режим работы АСИиУ, что привело к образованию расхождений в данных об объемах производства алкогольной продукции. Совершенное административное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем назначенный размера штрафа сопоставим со статусом субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Вопрос о возможности применения в отношении общества ст.2.9 КоАП РФ оставляет на усмотрение суда.

На основании ст.ст. 123, 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.

Из представленных по делу доказательств следует, что в соответствии с заданием от 03.12.2019, подготовленным во исполнение поручения Руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 31.08.2018 № Прс-4, Плана реализации пунктов 3.2 - 3.4, 3.6 протокола заседания Коллегии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.04.2019 № 11/ПК, на основании пункта 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществлен анализ информации за период с 01.11.2019 по 30.11.2019 о деятельности либо действиях юридических лиц, осуществляющих производство пивоваренной продукции, посредством использования информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также электронных базах данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в части наблюдения за соблюдением требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а именно достоверности информации об объемах произведенной продукции, переданной и зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

В отчете от 03.12.2019 № сз4-2303/08-12 «О результатах мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» представлена информация о том, что в результате анализа сведений ЕГАИС за период с 01.11.2019 по 30.11.2019 выявлены факты расхождения в объемах произведенной пивоваренной продукции, зафиксированных ОАО «Гамбринус» (ИНН <***>) в ЕГАИС по адресу осуществления деятельности: 426053, <...> (КПП 184001001).

В результате проведенного сравнительного анализа данных об объемах производства алкогольной продукции, отраженных ОАО «Гамбринус» в ЕГАИС «Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.11.2019 по 30.11.2019», с данными, зафиксированными в ЕГАИС «Отчет по данным АСИиУ за период с 01.11.2019 по 30.11.2019», установлены следующие расхождения: пиво (код 500)- по данным отчета о производстве  алкогольной продукции -72694,7 дал, по данным АСИиУ- 74449,18 дал, расхождение составило -1754,48 дал; пивной напиток (код 520) по данным отчета о производстве алкогольной продукции -385 дал, по данным АСИиУ- 426,0400 дал., расхождение составило- 41,01 дал. 

В связи с выявлением вышеуказанного нарушения на основании статей 28.1 и 28.7 КоАП РФ 12.12.2019 специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу в отношении ОАО «Гамбринус» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования № 74/2019-06ЮЛ по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

12.12.2019 должностным лицом административного органа вынесено определение об истребовании документов, сведений №74/2019-06ЮЛ-1. Истребимые документы с объяснениями законного представителя ОАО «Гамбринус» поступили в адрес административного органа 13.01.2020.

 В результате анализа представленных документов, было установлено, что в ОАО «Гамбринус» действует приказ от 24.12.2018 №138/1 «Об утверждении норм расхода потерь при производстве пива и пивного напитка», утвержденный директором ОАО «Гамбринус» ФИО2 Технологические нормы потерь по жидкой фазе при производстве пива и пивного напитка установлены в соответствии с расчетами учета пивоваренного производства, учитывая технологическое оборудование, фасовку, состав сырья, ассортимент пива, и составляют: для пива от 2,5% до 5%, для пивных напитков от 2,7% до 7%.

Согласно Таблице №1 - расхождения в объемах произведенной алкогольной продукции -пиво (код 500) - составляют 1754,48 дал (2,36%). Таким образом, нормы естественных потерь при производстве пива не превышают норм, установленных приказом № 138/1 от 24.12.2018.

Согласно Таблице №1 - расхождения в объемах произведенной алкогольной продукции - пивной напиток (код 520) - составляют 41,04 (9,63%), что превышает нормы естественных потерь при производстве пива, установленных приказом № 138/1 от 24.12.2018.

В ходе проведения административного расследования, продленного определением от 10.01.2020 до 12.02.2020 (л.д.99) было установлено, что 21.11.2019 на производстве ОАО «Гамбринус» оператором линии розлива кег был неверно задан режим работы АСИиУ счетчика КСИП-3 №497 02. Вместо режима «001» - промывка линии, был выбран «004» - производство готовой продукции. Общий объем промывочной воды составил 18,46 дал, что подтверждается актом № 21 от 21.11.2019 ОАО «Гамбринус», выпиской из электронного журнала регистрации результатов АУАП, и сведениями из ЕГАИС («Отчет по данным АСИиУ за период с 01.11.2019 по 30.11.2019»).

По данному факту в ОАО «Гамбринус» был составлен Акт №21 от 21.11.2019, взяты объяснения с сотрудника.

13.12.2019 в адрес Управления ОАО «Гамбринус» было направлено Уведомление (исх.№869 от 13.12.2019) с приложением указанных документов.

Таким образом, с учетом вычета объема воды (18,46 дал) расхождения в объемах произведенной алкогольной продукции (пивной напиток) составляют 22,58 дал (5,5%), что не превышает нормы естественных потерь при производстве пива, установленных приказом № 138/1 от 24.12.2018.

На основании вышеизложенного, административный орган пришел к выводу, что ОАО «Гамбринус» 21.11.2019 при производстве алкогольной продукции (пивные напитки), в нарушение Приказа № 375, пункта 5.3.1 Приказа № 149, был выбран неверный технологический режим работы АСИиУ, что привело к образованию вышеуказанных расхождений в данных об объемах производства алкогольной продукции.

Извещением от 31.01.2020 административный орган уведомил общество о необходимости явки 10.02.2020 для составления протокола об административном правонарушении.

Извещение вручено обществу 31.01.2020, о чем имеется подпись должностного лица общества на копии извещения.

10.02.2020 специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу в отношении общества в присутствии его представителя по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении №  74/2019-06ЮЛ по статье 14.19 КоАП РФ.

Копия протокола, а также копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.02.2020 вручены представителю общества 10.02.2020, о чем имеются подписи представителя в данных документах.

20.02.2020 врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу в отношении ОАО «Гамбринус» в присутствии его представителя по доверенности вынесено постановление № 74/2019-06ЮЛ о назначении административного наказания по делу, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, а также вынесено определение от 20.02.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении административного производства.

Копии постановления и определения от 20.02.2020 вручены обществу 02.03.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на сопроводительном письме (л.д.21). 

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Закон № 171-ФЗ.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктами 7, 13.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией в целях применения Закона № 171-ФЗ понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха; под пивом - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле (при производстве биоэтанола), производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №  1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Правила функционирования ЕГАИС).

Пунктом 6 Правил функционирования ЕГАИС установлено, что единая информационная система содержит следующую информацию:

1) наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);

2) наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

3) код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

4) информация о товарном знаке (наименование, дата и место регистрации);

5) сведения, содержащиеся в уведомлении о закупке (в том числе для собственных нужд) этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

6) объем потребительской тары (упаковки), в которую разлита произведенная, закупаемая, используемая для собственных нужд, поставляемая, хранимая спиртосодержащая и алкогольная продукция каждого вида и наименования;

7) фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

8) наименование, местонахождение производителя продукции, в том числе являющейся товаром Евразийского экономического союза;

9) страна происхождения продукции;

10) номер, дата и срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции, а также орган, выдавший сертификат соответствия или зарегистрировавший декларацию о соответствии продукции;

11) серийный номер, номер точки контроля (порядковый номер места оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции средствами измерения, указанный на схеме оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, денатурирующих веществ в биоэтаноле объема готовой продукции (далее - средства измерения), наименование средства измерения и наименования проводимых технологических операций;

12) температура продукции, учитываемой средствами измерения;

13) концентрация (содержание) безводного (100-процентного) спирта в продукции каждого вида и наименования (в процентах к объему продукции), в том числе учтенная средствами измерения;

14) объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции;

15) объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения;

16) количество (в штуках) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, разлитой в потребительскую тару (упаковку), в том числе учтенное средствами измерения;

17) дата производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции;

18) сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);

19) сведения, содержащиеся в извещении об уплате авансового платежа акциза или извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта;

20) номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации);

21) номера, даты и время получения подтверждений фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - подтверждение фиксации);

22) номера, даты и время получения уведомлений об отказе в фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - уведомление об отказе в фиксации);

23) сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека);

24) сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция;

25) сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);

26) сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;

27) сведения, содержащиеся в уведомлении о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год;

28) сведения о транспортном средстве, используемом при перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год (государственный регистрационный номер, марка, фамилия, имя, отчество водителя (экспедитора - при наличии);

29) информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

30) сведения о списании продукции в случае брака или иных причин;

31) количество (в штуках), серии (разряды), номера полученных, возвращенных, использованных и уничтоженных федеральных специальных марок и акцизных марок каждого образца;

32) реквизиты заявления о выдаче федеральных специальных марок и акцизных марок;

33) количество (в штуках), серии (разряды), номера выданных, возвращенных территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка федеральных специальных марок каждого образца;

34) количество (в штуках), серии (разряды), номера выданных, возвращенных таможенным органом акцизных марок каждого образца;

35) количество (в штуках), серии (разряды), номера доставленных, возвращенных федеральных специальных марок и акцизных марок каждого образца.

36) концентрация денатурирующих веществ в биоэтаноле (в процентах).

В соответствии с пунктом 7 Правил функционирования ЕГАИС организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 10 Правил функционирования ЕГАИС организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 4 - 6, 8 - 18, 20, 25 и 30 пункта 6 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 21 Правил функционирования ЕГАИС направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» приказом  Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 утверждены в том числе формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно Приложению № 5 (далее – Приложение № 5).

В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения № 5 к Приказу №149 сведения о производстве и обороте продукции, а также используемой для собственных нужд, которые фиксируются автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее – АСИиУ), регистрируется в системе автоматически после фиксации соответствующих файлов АСИиУ.

Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.

Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в файлах АСИиУ к ТТН, представляются вместе с ТТН на отгрузку/получение продукции, к которым относятся, до выпуска продукции с территории организации и не позднее представления суточного файла за отчетные сутки с соответствующей точки контроля.

В ЕГАИС отражаются объемы произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, включая продукцию, разлитую в потребительскую тару и подготовленную к разливу, и отвечающей требованиям, указанным в утвержденных в установленном порядке документах на соответствующий вид продукции.

В ЕГАИС не включается объем произведенной продукции, находящейся в незавершенном производстве, то есть не прошедшей полный цикл технологической обработки и не соответствующей требованиям, указанным в утвержденных в установленном порядке документах на соответствующий вид продукции.

В поле «7. Режим» указывается текущий режим работы счетчиков в соответствии со справочником «Технологические режимы работы счетчиков».

Режимы работы средств измерения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 09.11.2016 № 375 «О формате информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 27.12.2017, действующей в спорный период).

В соответствии с пунктом 2 Приказа (таблица 2.3.1) код режима работы средства измерения на момент контрольного измерения принимает следующие значения: "001" - промывка АСИиУ (линии); "002" - калибровка АСИиУ; "003" - технологический прогон; "004" - производство продукции; "005" - остановка (выключение) АСИиУ; "006" - прием (возврат); "007" - прием (закупка); "008" - внутреннее перемещение; "009"- отгрузка (покупателю); "010"- отгрузка (возврат).

Как было установлено административным органом в ходе проведения проверки, 21.11.2019 в результате неверно выбранного технологического режима работы АСИиУ счетчика учета КСИП-3 №497_02 (вместо режима «001»-промывка линии, был выбран режим «004»-производство готовой продукции) произошло расхождение в данных об объемах производства алкогольной продукции.  При этом, судом установлено, что в суточном файле АСИиУ был зафиксирован, в том числе и объем промывочной воды, который составил 18,46 дал, что подтверждается актом ОАО «Гамбринус» от 21.11.2019 №21, выпиской из электронного журнала регистрации результатов АУАП, сведениями из ЕГАИС («Отчет по данным АСИиУ за период с 01.11.2019 по 30.11.2019»).

Факт совершения административного правонарушения установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

При этом судом по материалам дела установлено, что расхождения в объемах произведенной продукции (пиво -код 500) составляют 1754,48 дал (2,36%); расхождения в объемах произведенной алкогольной продукции (пивной напиток –код 520) с учетом вычета объема воды (18,46 дал) составляют 22,58 дал (5,5%), что не превышает нормы естественных потерь при производстве пива, установленных приказом ОАО «Гамбринус»  от 24.12.2018 № 138/1 (л.д.103) (для пива– от 2,5% до 5,0%, для пивного напитка – от 2,7% до 7,0%). Данное обстоятельство административным органом не оспаривается.

Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Доказательства невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия, заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на исполнение действующего законодательства, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены. При этом, действия работника общества по неверно выбранному технологическому режиму   не свидетельствует об отсутствии вины самого юридического лица, которое отвечает за действия своих работников.

Таким образом, состав административного правонарушения по ст.14.19 КоАП РФ в действиях заявителя административным органом доказан.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, суд полагает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

При этом, как указано в пункте 18.1 Постановления № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления № 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.

Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии доказательств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,  принимая во внимание, что после обнаружения неверно зафиксированных данных об объемах продукции 21.11.2019 ОАО «Гамбринус» в этот же день был составлен акт от 21.11.2019 №21, взяты объяснения мастера цеха розлива кег ФИО3 (л.д. 103, на обороте), данные документы с уведомлением об уточнении информации были направлены в  Росалкогольрегулирование; объем производства алкогольной продукции, зафиксированный в ЕГАИС (с учетом уточненных данных) совпадает с объемом производства, зафиксированным в журнале производства, который ведется в ОАО «Гамбринус», учитывая, что расхождения в объемах произведенной продукции пива и пивного напитка не превысили допустимых норм технологических потерь по жидкой фазе при розливе, утвержденных приказом ОАО «Гамбринус» от 24.12.2018 №138/1 (л.д.103), суд полагает возможным признать выявленное правонарушение малозначительным, на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ОАО «Гамбринус» от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Замечание  как  мера ответственности  за  совершение  вменяемого  правонарушения, выраженная в порицании неправомерных действий, является для общества достаточным для достижения цели административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

Требование Открытого акционерного общества «Гамбринус» г.Ижевск удовлетворить. Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 20.02.2020 №74/2019-06ЮЛ   о назначении  административного наказания, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                          Т.С. Коковихина