ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-287/2021 от 19.03.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

23 марта 2021 года

Дело № А71- 287/2021  

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эккаунтинг-Гарант» г. Москва к Министерству промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск об отмене постановления от 06.11.2020 № 04-1-04/2020-131 и прекращении производства по делу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 20.01.2020,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эккаунтинг-Гарант» (далее ООО «Эккаунтинг-Гарант», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республике с заявлением к Министерству промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск (далее Министерство, ответчик) об отмене постановления от 06.11.2020 № 04-1-04/2020-131 и прекращении производства по делу.

Заявитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, уведомлен судом надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании по существу заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 77-82), указав, что на законность и обоснованность вынесенного постановления.

25.02.2021 от заявителя в электронном виде поступило ходатайство о передаче дела на рассмотрение другого суда.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Частью 1 статьи 29 АПК РФ определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу требований ч. 1 ст. 210 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

В соответствии с частью 6 статьи 39 АПК РФ споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство о передаче дела на рассмотрение другого суда, выслушав мнение Министерства по заявленному ходатайству, учитывая, что определением судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской республики Пестрякова Р.А. жалоба ООО «Эккаунтинг - Гарант» на постановление Министерства промышленности и торговли УР от 06.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и материалы административного дела были направлены на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Удмуртской Республики,  руководствуясь ст. 39 АПК РФ определил в удовлетворении заявленного ходатайства отказать, о чем судом было вынесено протокольное определение от 25.02.2021 (л.д. 94).

От заявителя 17.03.2021 в электронном виде в суд поступили ходатайства: ходатайство о привлечении  для участия в деле на основании части 4 статьи 61 АПК РФ представителя общества, ходатайство о предоставлении доступа к делу.

По ходатайству заявителя о предоставлении доступа к делу, судом вынесено определение в виде отдельного акта.

Рассмотрев заявленное Обществом ходатайство о привлечении для участия в деле представителя ФИО2, суд пришел к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 61 АПК РФ полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия. Полномочия на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания (часть 4 статьи 61 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 62 АПК РФ в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

В части 2 статьи 63 АПК РФ установлено, что арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду.

Заявление от имени Общества подписано Генеральным директором ФИО3

В материалах дела также имеется доверенность от 10.11.2020, выданная обществом представителям ФИО4 и ФИО2 для представления интересов ООО «Эккаунтинг-Гарант» во всех судебных органах и учреждениях, с правами, предоставленными действующим законодательством и указанными в выданной доверенности.

Учитывая, что представители общества в судебные заседания 25.02.2021, 15.03.2021, 19.03.2021 не являлись, оснований для отказа в допуске представителей судом не установлено, каких-либо препятствий для участия представителей в судебных заседаний, судом не установлено.

Между тем, допустить представителя для участия в деле, отсутствующего в судебном заседании, суду не представляется возможным.

При этом, в силу части 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

19.03.2021 от заявителя в электронном виде поступило ходатайство об истребовании доказательств по делу. В соответствии с которым заявитель просит истребовать в Ленинском районном суде г.Ижевска дело №2-274/2020, а у Министерства промышленности и торговли УР дела №№ 04-01-04/2020-134, №04-01-04/2020-133.

В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

Судом установлено, что постановление судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Пестрякова Р.А. по делу №12-274/20 вступило в законную силу, о чем имеется соответствующая отметка в данном постановлении, копия постановления приобщена в дело; материалы административных дел №№ 04-01-04/2020-134, №04-01-04/2020-133 Министерством не рассмотрены, какие –либо решения по ним не приняты.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель не обосновал,какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этими доказательствами, не указал причины, препятствующие получению доказательств, судом на основании ст. 66 АПК РФ в удовлетворении ходатайства было отказано, о чем вынесено протокольное определение от 19.03.2021.

Дело на основании ст.ст. 123, 210 АПК РФ  рассмотрено в отсутствие  заявителя,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Из представленных по делу доказательств следует, что 13.10.2020 в Министерство поступило обращение гражданина с доводами о круглосуточной реализации алкогольной продукции в магазине «Бухарест», расположенном по адресу: <...>.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что по данному адресу осуществляет деятельность ООО «Эккаунтинг-Гарант» по оказанию услуг общественного питания в буфете «Бухарест».

На основании приказа от 15.10.2020 №34(л.д.65), согласованного с Прокуратурой Удмуртской Республики, должностным лицом министерства 20.10.2020 проведена контрольная закупка, в ходе которой был выявлен факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции, не связанной с оказанием услуг общественного питания, без сопроводительных документов, в запрещенное время, а именно: в 22 час. 30 мин. в буфете «Бухарест» по адресу: <...>, ООО «Эккаунтинг-Гарант» осуществлена продажа водки «Калашников Премиум» в стеклянной бутылке объемом 0,5 литра, стоимостью 288 руб. 60 коп.

В ходе контрольной закупки была осуществлена видеозапись, фотосъемка (л.д.55а диск).

При этом, 20.10.2020 в буфете «Бухарест» при розничной продаже алкогольной продукции: алкогольная продукция (водка) не была вскрыта; не были предложены горячие или холодные блюда; отсутствовала столовая посуда и приборы, столовое белье, столы, стулья в зале обслуживания; отсутствовала возможность для употребления холодных и горячих блюд, закусок, мучных кулинарных,  хлебобулочных и кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, покупных товаров в зале обслуживания.

Результаты контрольной закупки отражены в акте от 20.10.2020 №34-КЗ (л.д. 56-59).

Законный представитель ООО «Эккаунтинг-Гарант» был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещением о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-131 от 21.10.2020, которое получено лично директором Общества, что подтверждается его подписью на извещении (л.д.55).

27.10.2020  должностным лицом Министерства в отношении ООО «Эккаунтинг-Гарант» в присутствии законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 48-52).

Копия протокола об административном правонарушении от 27.10.2020 с приложением уведомления от 27.10.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.11.2020 получена лично директором общества ФИО3 

Постановлением Министерства от 06.11.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-131 ООО «Эккаунтинг-Гарант» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ).

В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абзац 2 пункта 7 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).

В силу пункта 9 статьи 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 24.04.2020 № 145-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 №44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики» помимо установленных Законом №171-ФЗ особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 22:00 часов до 10:00 часов следующего дня по местному времени.

На основании пункта 3.1 ГОСТ 31984-2012. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования, введенного в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 192-ст (далее - ГОСТ 31984-2012), под услугой общественного питания понимается деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

В соответствии с п.5.3 ГОСТ 31984-2012, услуги общественного питания должны отвечать следующим общим требованиям: социальной адресности; функциональной пригодности; безопасности; эргономичности; эстетичности; информативности; гибкости.

Пунктом 5.3.1 ГОСТ 31984-2012 установлено, что требование социальной адресности услуг предусматривает, в том числе и соответствие услуг ожиданиям потребителей, включая ассортимент предлагаемой продукции, метод и форму обслуживания, профессиональный уровень обслуживающего персонала, номенклатуру оказываемых услуг;

В соответствии с п.5.3.6. ГОСТ 31984-2012 требование информативности услуг предполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителя обо всех предоставляемых услугах в зале и вне зала предприятия, обеспечивающее возможность их правильного выбора, а также информацию об изготовляемой и реализуемой продукции общественного питания согласно нормативным правовым документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.

Согласно п. 3.6 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1676-ст (далее ГОСТ 30389-2013), буфет - это предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

В соответствии с п. 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.). В буфетах, кафетериях, магазинах кулинарии оформляют прейскуранты и ценники на реализуемые продукты питания.

Материалами дела подтверждается, что Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики ООО «Эккаунтинг-Гарант» выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Удмуртской Республики со сроком действия с 24.04.2020 по 24.04.2021 (л.д.104).

Судом установлено и материалами дела, в том числе актом контрольной закупки, видеосъемкой, фотосъемкой, подтверждается, факт осуществления продавцом-барменом ООО «Эккаунтинг-Гарант» розничной продажи алкогольной продукции 20.10.2020 в период времени с 22 час. 30 мин. до 22 час. 33 мин.  водки «Kalashnikov», крепостью 40%, объемом 0,5 л., стоимостью 288 руб. 60 коп., в стеклянной бутылке, не связанной с оказанием услуг общественного питания, без сопроводительных документов, в запрещенное время.

Контрольная закупка проведена должностными лицами министерства в соответствии с требованиями, установленными статьей 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, факт совершения обществом действий по розничной продаже алкогольной продукции после 22:00 часов по адресу: <...>, подтвержден представленными по делу доказательствами, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.16 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, но пренебрежительно отнеслось к их выполнению. В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований Закона №171-ФЗ. Доказательств невозможности выполнения требований указанного закона материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, наличие состава вменяемого заявителю правонарушения материалами дела подтверждается.

В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16  КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу пункта 3 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 №550 «О Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики» утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики. В соответствии с подпунктом 56 пункта 8 Положения о Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики Министерство осуществляет следующие полномочия в порядке, установленном законодательством: осуществляет полномочия лицензирующего органа при лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики: в соответствии с законодательством возбуждает дела об административных правонарушениях, в том числе привлекает граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений; выносит определения, постановления, представления при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; осуществляет обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; принимает решение об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 11.03.2015 №9 в соответствии со статьями 23.50, 23.66, частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ утвержден Перечень должностных лиц Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень). Пунктом 7 Перечня к таким должностным лицам отнесен  Заместитель начальника отдела лицензионного контроля Управления лицензирования.

Протокол от 27.10.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-131 составлен заместителем начальника отдела лицензионного контроля Управления лицензирования и контроля Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики.

Постановление от 06.11.2020 об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-131 вынесено заместителем министра промышленности и торговли Удмуртской Республики.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами, в пределах компетенции административного органа и установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, при наличии доказательств надлежащего извещения заявителя и его законного представителя о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов административного дела.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное обществом административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Наличие исключительных обстоятельств для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и освобождения его от административной ответственности по статье 2.9 КоАП материалами дела не подтверждается.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1, ст. 3.4 КоАП РФ также не имеется, поскольку предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. В то время как вменяемые по настоящему делу нарушения невозможно расценить как не свидетельствующие об отсутствии угрозы причинения вреда здоровью людей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание характер административного правонарушения, совершение правонарушения впервые (что отражено в оспариваемом постановлении), учитывая, что общество является микропредприятием, согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также неблагоприятную экономическую ситуацию в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) влекущую значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов, с целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, суд считает возможным уменьшить административный штраф, назначенный заявителю, до  50 000 рублей.

Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

С учетом конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания. Размер административного штрафа подлежит снижению до 50000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

1. Признать незаконным и изменить постановление Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики об административном правонарушении по делу №04-1-04/2020-131 от 06.11.2020 в части назначения наказания, уменьшив размер административного штрафа, назначенного  Обществу с ограниченной ответственностью «Эккаунтинг-Гарант» г.Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>,  до  50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                          Т.С. Коковихина