АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-3751/2006
8 сентября 2006 г. Г16
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 8 сентября 2006 г.
Арбитражный суд УР в составе судьи Козленко В.Н., протокол судебного заседания вел судья Козленко В.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
МУП «Коммунальные электрические сети», г. Глазов
к 1. Министерству финансов УР, г. Ижевск
2. Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР, г. Ижевск
3-и лица: 1) Министерство социальной защиты населения УР, г. Ижевск
2) Управление социальной защиты населения г. Глазова, г. Глазов
3) Администрация г. Глазова, г. Глазов
о взыскании 200022 руб. 62 коп. убытков,
в присутствии представителей:
от истца: ФИО1 – дов. № 31 от 30.03.2006г.
от ответчиков: 1. ФИО2 – дов. № 81 от 01.11.2005г.
2. ФИО3 – дов. № 6 от 01.02.2006г.
от 3-х лиц: 1) не явились (увед. № 788)
2) не явились (увед. № 789)
3) не явились (увед. № 790)
Установил:
МУП «Коммунальные электрические сети», г. Глазов обратилось с иском в Арбитражный суд УР к Министерству финансов УР, г. Ижевск и 2. Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР, г. Ижевск, при участии 3-х лиц: 1) Министерство социальной защиты населения УР, <...>) Управление социальной защиты населения г. Глазова, <...>) Администрация г. Глазова о взыскании 200022 руб. 62 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
В судебном заседании истец требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства:
Истец до 01.01.2005г. оказывал коммунальные услуги населению по снабжению электроэнергией. При расчетах за услуги истец предоставлял льготы в виде снижения оплаты электроэнергии на 50% на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Во исполнение указанного закона истец ежегодно заключал договоры № 560 с Управлением социальной защиты населения Администрации г. Глазова, в которых определялся порядок предоставления льгот и порядок финансирования расходов по предоставлению этих льгот из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Льготы гражданам предоставлялись в полном объеме в соответствии со списками, согласованными с Управлением соцзащиты населения г. Глазова. Однако счета-фактуры, направляемые в Управление, на оплату льгот полностью не оплачивались. В 2003г. неоплаченными остались 119523,42 руб., в 2004г. было начислено 138541,84 руб., оплачено 58042,64 руб. На 01.01.2005г. задолженность составила 200022,62 руб. Данная задолженность подтверждается актами сверок за 2003, 2004гг., счетами-факурами и платежными поручениями. Электроэнергию истец покупал у ОАО «Удмуртэнерго» за полную стоимость без учета оплаты населением на льготных условиях. Разница в стоимости, не возмещенная бюджетом, является для истца убытками. Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» в ст. 15.6 определил возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг по вышеуказанным Законам за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994г. № 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам…Согласно ст. 14 данного Положения расходы, связанные с предоставлением льгот, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Согласно Законам УР «О бюджете УР на 2003г.» и «О бюджете УР на 2004г.» средства, полученные из Фонда компенсаций, распределяются по муниципальным образованиям, исходя из фактических расходов и численности льготной категории граждан на основании ежеквартальных отчетов. Истец со своей стороны выполнил свою правовую обязанность, а Удмуртская Республика в лице Министерства финансов УР и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР ненадлежаще выполнили возложенную законами о соцзащите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, обязанность по компенсированию данных расходов, что противоречит действующему законодательству и ст.ст. 309, 310 ГК РФ. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которого выступают финансовые органы. В связи с изложенными обстоятельствами, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 200022 руб. 62 коп. убытков.
Министерство финансов УР представило письменный отзыв на иск, считает, что возмещение убытков истца, возникших в связи с предоставлением им льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета по следующим основаниям. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» порядок выплаты денежных компенсаций и предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ. В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам…, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 419 от 03.05.1994г. расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся местными финансовыми органами и финансовыми органами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета. На Министерство финансов РФ возложена обязанность предусматривать в федеральном бюджете необходимые средства для обеспечения предоставления льгот реабилитированным лицам. Следовательно, источником финансирования льгот является бюджет РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», действие данных Правил продлено на 2003, 2004гг. В соответствии с названными Правилами бюджетам субъектов РФ выделялись субвенции из федерального Фонда компенсаций на реализацию вышеуказанного закона. Предоставление субвенций осуществлялось Министерством финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Из механизма предоставления средств на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» видно, что финансовый орган субъекта РФ (в данном случае Министерство финансов УР) является лишь связующим звеном между федеральным бюджетом и органами социальной защиты населения субъекта РФ либо местными бюджетами, которые осуществляют непосредственное расходование средств Фонда компенсаций и возмещают убытки, понесенные организациями и предприятиями в результате предоставления льготных услуг за счет средств федерального бюджета и в пределах средств, выделенных на эти цели. Министерство финансов УР надлежащим образом исполнило все обязанности, возложенные на него в соответствии с данными Правилами. Субвенции, выделенные из федерального бюджета на реализацию вышеуказанного закона, израсходованы в полном объеме и по целевому назначению. В соответствии с п.9 Правил расходования средств, утвержденных Постановлением № 334 от 22.05.2002г., и руководствуясь Приказом Минфина РФ от 22.07.2002г. № 69н «О ведении отчетности по финансированию расходов..» Министерство финансов УР ежеквартально и ежегодно отчитывалось перед Министерством финансов РФ о произведенных расходах по реализации на территории УР вышеуказанного закона. Кроме того, в сопроводительном письме к Отчету за 2004г. от 27.01.2005г. № 02-15 Министерством финансов УР было сообщено, что на 01.01.2005г. по вышеуказанным расходам за время ведения отчетности образовалась сверхлимитная кредиторская задолженность в сумме 27969,7 тыс руб., которая в отчет не вошла. Данные об этой задолженности были приложены к отчету в размере муниципальных образований. Таким образом, Министерство финансов РФ было поставлено в известность о том, что имеется сверхлимитная задолженность, однако никаких мер к ее погашению не приняло до настоящего времени, что свидетельствует о незаконном бездействии федеральных финансовых органов. Ст. 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из федерального бюджета осуществляется финансирование в связи с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. В соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены соответствующими органами госвласти материальными и финансовыми средствами. Из ст. 15.6. ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» следует, что возмещение организациям ЖКХ расходов на предоставление установленных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов. Из изложенного следует, что расходы истца, возникшие в связи с реализацией в 2003-2004гг. указанного закона должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР исковые требования не признал, согласно представленному отзыву считает их необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ. В силу п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ такой функциональный вид расходов, как обеспечение социальной защиты населения, может финансироваться совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции действовавшей в 2002-2004гг.) было установлено снижение оплаты коммунальных услуг на 50%. Постановлением Правительства РФ от 03.04.1994г. № 419 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политическим репрессий» в п. 14 было установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций…, абз. 2 п.1 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», финансируются за счет средств бюджетов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002г. (срок действия вышеуказанного постановления продлен на 2003 и 2004гг.). Расходы органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот спорной категории граждан, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Такие взаиморасчеты могут быть произведены только после исполнения субъектом РФ своей обязанности по финансированию расходов на реализацию предусмотренных законами льгот, что не было произведено Удмуртской Республикой. Российской Федерацией исполнены все возложенные на нее обязательства, неисполнение своих обязанностей допущено только Удмуртской Республикой. Требования истца документально не подтверждены – не представлено документов, подтверждающих задолженность Минфина РФ перед истцом в связи с осуществлением вышеуказанного закона. Договоры между Управлением соцзащиты населения г. Глазова и истцом на компенсацию расходов подписаны с протоколом разногласий, который не подписан сторонами. В соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ производится возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту. Действия Минфина РФ в установленном законом порядке истцом не обжаловались и незаконными не признаны, кроме того, Министерство финансов РФ не издавало каких-либо актов противоречащих закону или иному правовому акту. Поэтому в данном случае ст.ст. 16, 1069 ГК РФ не применимы. Также истцом необоснованно в состав расходов от реализации включена сумма НДС, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 21 Кодекса суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактических убытков, связанных с применением льгот, не включаются в налоговую базу по НДС.
Согласно письменным пояснениям Управления социальной защиты населения администрации г. Глазова УР и Администрации г. Глазова, Управление соцзащиты заключало в 2003-2004гг. договоры с истцом, предметов которых было предоставление истцом льгот и возмещение ему расходов в пределах выделенного лимита средств из Фонда компенсаций федерального бюджета. Возмещение расходов в 2003-200гг. производилось из средств Фонда компенсаций федерального бюджета в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 334 от 22.05.2002г. в пределах выделенных на эти цели средств. Ежемесячными актами сверки Управление соцзащиты подтверждало факт предоставления льгот. При этом расходы истца возмещались в пределах выделенных бюджетных средств. Задолженность в сумме 200022 руб. 62 коп. перед истцом образовалась в результате дефицита средств в бюджете г. Глазова, отсутствия финансовой поддержки на эти цели из бюджета УР и недостаточного финансирования из Фонда компенсаций федерального бюджета в 2003-2004гг. Управление соцзащиты и Администрация г. Глазова считают, что надлежащим ответчиком по делу является Минфин РФ, поскольку возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам в 2003-2004гг. являлось расходными обязательствами РФ.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
Суд признал возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных времени и месте судебного разбирательства (ст. 123 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в сумме 167822 руб. 51 коп., по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела истец в 2003-2004гг. предоставлял льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан г. Глазова в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Материалами дела, в том числе Актами сверки взаимных расчетов от 16.01.2004г. и от 20.01.2005г., счет-фактурами и платежными поручениями за 2003-2004гг., пояснениями Управления соцзащиты населения Администрации г. Глазова, подтверждается, что истцом были предъявлены к возмещению расходы, понесенные им в 2003г. в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в общей сумме 119523 руб. 42 коп., в 2004г. – в сумме 138541 руб. 84 коп. Из них в пределах средств, выделенных на эти цели из Фонда компенсаций, в 2004г. истцу была профинансирована задолженность в размере 58042 руб. 64 коп.
Поскольку фактические расходы истца, понесенные им в 2003г. и 2004г. в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в полном объеме ему возмещены не были, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчиков убытков в сумме 200022 руб. 62 коп., в том числе за 2003г. – в сумме 119523 руб. 42 коп. и за 2004г. – в сумме 80499 руб. 20 коп.
Согласно произведенному судом расчету с учетом неправомерного включения истцом в сумму произведенных расходов налога на добавленную стоимость сумма убытков истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с вышеуказанными законами за спорный период составляет 167822 руб. 51 коп., в том числе за 2003г. – 99602 руб. 85 коп. (119523 руб. 42 коп. без НДС 20%), за 2004г. – 68219 руб. 66 коп. (80499 руб. 20 коп. без НДС 18%).
Статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Согласно ст. 17 вышеуказанного закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994г. № 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», определен Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 (срок действия Правил продлен на 2003г. и 2004г. постановлениями Правительства РФ от 10.02.2003г. № 85 и от 14.02.2004г. № 80).
В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставление субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», осуществляет Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства; финансовые органы субъектов РФ после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субвенций представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств субъектов Российской Федерации расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»; если расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», производятся за счет средств бюджетов муниципальных образований, то субвенции перечисляются им с лицевых счетов финансовых органов субъектов Российской Федерации, открытых в органах федерального казначейства, на балансовый счет 40204 «Средства местных бюджетов» органа федерального казначейства; финансовые органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления используют субвенции для финансирования распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в порядке, установленном для исполнения этих бюджетов; субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Правилами.
Субвенции, выделенные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в соответствии с вышеуказанными Правилами были израсходованы в полном объеме и по целевому назначению.
В силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п. 4 ст. 130, ст.ст. 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Следовательно, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должны предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и обеспечивать названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного и своевременного перечисления денежных средств для возмещения расходов, произведенных на их реализацию.
Возложение ответственности на муниципальное образование или субъект Российской Федерации за ненадлежащее компенсирование ими расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Вместе с тем, судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов от предоставления в 2003-2004гг. льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», федеральными органами исполнительной власти в бюджет Удмуртской Республики выделено недостаточно для их полного возмещения, о чем Министерство финансов РФ было проинформировано Министерством финансов УР путем направления в соответствии с п.9 Правил расходования средств, утвержденных Постановлением № 334 от 22.05.2002г., и Приказом Минфина РФ от 22.07.2002г. № 69н «О ведении отчетности по финансированию расходов..» соответствующего Сводного отчета за 2004г. с приложением данных о сверхлимитной кредиторской задолженности по вышеуказанным расходам в разрезе муниципальных образований (исх. № 02-15 от 27.01.2005г.).
Доказательства надлежащего исполнения Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в материалы дела не представлены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона РФ ««О реабилитации жертв политических репрессий»» повлекло возникновение у истца убытков.
Согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.
Учитывая изложенные обстоятельства на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 167822 руб. 51 коп., в том числе за 2003г. – 99602 руб. 85 коп., за 2004г. – 68219 руб. 66 коп., за счет казны Российской Федерации - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по УР.
В остальной части в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку истцом при расчете суммы исковых требований необоснованно в сумму расходов включен НДС 32200 руб. 11 коп.
Доводы истца в части включения в сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, НДС судом отклоняются по следующим основаниям:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000г. № БГ-3-03/447 и действовавших в спорный период, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, суммы, предоставляемые из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Возражения Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР со ссылкой на ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ несостоятельны, поскольку указанные статьи являются общими, основополагающими нормами права по вопросам социальной защиты населения в целом и не содержат перечня льгот и льготных категорий граждан, не разделяют их по источнику финансирования. Доводы ответчика о том, что взыскание расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», с казны Российской Федерации возможно только в том случае, если бюджетом субъекта РФ или бюджетом муниципального образования расходы были возмещены, а бюджетом РФ данные расходы впоследствии не компенсированы, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства. В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» положения бюджетного кодекса о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Доводы второго ответчика о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих задолженность в связи с предоставлением льгот, признаны судом несостоятельными, поскольку факт наличия убытков и их размер подтверждаются материалами дела, в том числе соответствующими актами сверки взаимных расчетов, согласованными с Управлением соцзащиты населения Администрации г. Глазова УР. Заключаемые договоры на возмещение расходов от предоставления льгот не влияют на суть возникших между сторонами правоотношений, порядок и обязанность возмещения понесенных организацией льгот определены действующим законодательством.
С учетом принятого по делу решения на основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и первого ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, при этом поскольку в соответствии со ст. 105 АПК РФ, п/п 1 п.1 ст. 333.37. НК РФ ответчик освобожден от ее уплаты, государственная пошлина в сумме 4614 руб. 98 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Взыскать с казны Российской Федерации - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по УР, г. Ижевск в пользу МУП «Коммунальные электрические сети», г. Глазов 167822 руб. 51 коп. убытков.
2. В удовлетворении остальной суммы иска отказать.
3. В иске к Министерству финансов УР, г. Ижевск отказать.
4. Выдать МУП «Коммунальные электрические сети», г. Глазов справку на возврат из федерального бюджета 4614 руб. 98 коп. госпошлины, перечисленной по платежному поручению № 406 от 02.06.2006г.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия или в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.Н. Козленко