ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-4252/2018 от 27.04.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-4252/2018

28 апреля 2018г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2018г.

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2018г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике г. Ижевск к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» с. Красногорское о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности 15.03.2018, ФИО2 по доверенности от 20.12.2017,

от ответчика: не явился, извещен о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее ООО «Энергия», общество, ответчик) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Ответчик отзыв на заявление не представил, возражений по существу требований не заявил, в судебное заседание не явился.

На основании ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 27.03.2018, суд с согласия заявителя завершил 27.04.2018 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Дело на основании ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика, неявка которого не является препятствием для его рассмотрения.

Из представленных по делу доказательств следует, что в административный орган из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР поступили материалы проверки деятельности ООО «Энергия» по транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, в ходе которой выявлено следующее.

ООО «Энергия» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей ООО «Энергия» 28.10.2009. Из содержания п. 2.1, 2.2 Устава ООО «Энергия» следует, что целью его создания является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли в области продажи товаров, производства работ и оказания услуг физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Для достижения указанных целей ООО «Энергия» осуществляет, в том числе вывоз и утилизацию ТБО.

Постановлением Администрации МО «Красногорский район» от 19.10.2010 №955 в аренду ООО «Энергия» предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 1,2 км северо-восточнее деревни Тараканово, под размещение площадки для складирования бытовых и производственных отходов.

В ходе проведения проверки были получены объяснения директора ООО «Энергия» ФИО3, который пояснил, что ООО «Энергия» осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг, таких как тепловая энергия, холодное водоснабжение и водоотведение, также жилищные услуги, такие как вывоз твердых коммунальных отходов, вывоз жидких коммунальных отходов, содержание и обслуживание жилищного фонда, помимо этого, размещение ТБО на земельном участке, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 1,2 км северо-восточнее деревни Тараканово. Также ФИО3 показал, что у ООО «Энергия» имеется лицензия на транспортирование и размещение ТБО.

ООО «Энергия» в течение 2016, 2017 и начала 2018 г. получило 342367 руб. 31 коп. от собственников помещений, находящихся на обслуживании общества за предоставление услуги «вывоз ТБО», также в период с января 2016г. по май 2017г. заключало договоры на оказание услуг по вывозу и размещению отходов с юридическими лицами.

13.02.2018 в ходе проверки территории санкционированной свалки, расположенной по адресу: УР, Красногорский район, в 1,2 км северо-восточнее деревни Тараканово, был произведен досмотр транспортного средства, в ходе которого установлено, что при помощи специализированной автоцистерны КО-5226 с государственным регистрационным номером <***> ООО «Энергия» произведено транспортирование жидких бытовых отходов.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении управления, ООО «Энергия» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 20.03.2013 №018 162, разрешенные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: обезвреживание отходов IV класса опасности, размещение отходов IV классов опасности, размещение отходов III классов опасности. Заявление на переоформление лицензии ООО «Энергия» не представляло.

01.03.2018 по факту выявленного нарушения в адрес ответчика направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, полученное последним 03.03.2018, о чем имеется соответствующая отметка.

13.03.2018, учитывая ходатайство ООО «Энергия» о переносе на более поздний срок составления протокола об административном правонарушении, в адрес ответчика направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, полученное последним 15.03.2018, о чем имеется соответствующая отметка.

19.03.2018 управлением в присутствии директора ООО «Энергия» ФИО3 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №04-044/Пр по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно объяснениям директора ООО «Энергия» ФИО3 от 19.03.2017 ООО «Энергия» за переоформлением лицензии по обращению с отходами не обращалось, так как общество является единственной организацией, оказывающей данный вид услуг в с. Красногорское, и в связи с тем, что ожидается появление регионального оператора по обращению с отходами, ООО «Энергия» откажется от данного вида деятельности.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона №99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах производства и потребления).

В силу ст. 9 Закона об отходах производства и потребления, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона №99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Статья 1 Закона об отходах производства и потребления определят понятие отходы производства и потребления (далее отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов как хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В силу п. 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 №203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

ООО «Энергия» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 20.03.2013 №018 162, разрешенные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: обезвреживание отходов IV класса опасности, размещение отходов IV классов опасности, размещение отходов III классов опасности. При этом, ООО «Энергия» заявление на переоформление лицензии не предоставляло.

Таким образом, на момент проведения проверки у общества отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I-IV классов опасности.

Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01.02.2018 № 04-044/Пр, объяснениями директора ООО «Энергия» ФИО3 от 13.02.2017, 19.03.2018, Уставом ООО «Энергия», служебной запиской ФИО4 от 01.03.2018, подтверждается что обществом сбор и транспортирование отходов I-IV класса опасности осуществляется в отсутствие специального разрешения (лицензии). Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в совершении вменяемого нарушения подтверждается материалами дела. Суду не представлено доказательств объективной невозможности осуществления ответчиком деятельности с соблюдением требований законодательства на основании надлежащим образом полученной лицензии, а также принятия последним всех зависящих от него мер к недопущению нарушения.

В действиях общества содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при выявлении правонарушения и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено. Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела и вынесения решения не истек. Допущенное обществом противоправное осуществление деятельности без специального разрешения носит длящийся характер.

С учетом совершения правонарушения впервые и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, доказательств обратного суду административным органом не представлено, общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, в виде административного штрафа в сумме 40000 руб.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ для освобождения общества от ответственности судом не усматривается. Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, общество не представило.

Проверив возможность замены административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд пришел к выводу о том, что в данном случае, несмотря на то, что ООО «Энергия» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не выполняются условия, установленные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку допущенное ответчиком правонарушение могло повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, т.к. по смыслу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона №99-ФЗ общество осуществляло вид деятельности, влекущий возникновение угрозы причинения ущерба, в том числе окружающей среде, для предотвращения/предупреждения негативных последствий которой и требуется лицензирование такой деятельности. Обратного обществом не доказано. Оснований для замены штрафа предупреждением на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ в таком случае не имеется.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ст. 32.2 КоАП РФ).

В соответствии с п. 15.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Энергия» с.Красногорское, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 28.07.2008, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней, начиная с даты вступления решения в законную силу, по следующим реквизитам: получатель – УФК по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике), расчетный счет <***> в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г. Ижевска, БИК 049401001, ИНН <***>, ОКТМО 94701000, КПП 184101001, КБК 048 116 25060 01 6000 140, УИН - 0.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Н.Г. Зорина