ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-4304/14 от 24.06.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                            Дело № А71-4304/2014

01 июля 2014 года                                                                                           Г34

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2014 года. Полный текст решения изготовлен 01 июля 2014 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мельникова А.Ю., при составлении протокола секретарем судебного заседания Тептиной А.М.,рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике», г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Федеральная служба по оборонному заказу, г. Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о понуждении заключить государственный контракт на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории для нужд федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» в количестве 13000 штук по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении электронного аукциона, а именно по цене 54080 руб. 00 коп.,

при участии:

от истца: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2013,

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 12.05.2014,

от третьего лица: не явились,

установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее – ответчик, учреждение) о понуждении заключить государственный контракт на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории для нужд федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» в количестве 13000 штук по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении электронного аукциона, а именно по цене 54080 руб. 00 коп.

Определением суда от 14.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по оборонному заказу.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая на следующие обстоятельства. Истец является единственным лицом, подавшим заявку на участие в аукционе в электронной форме на поставку яйца куриного столового первой категории для нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике (закупка №0313100012014000002). В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.03.2014 подана одна заявка - истца, которая признана допущенной к участию в аукционе.В соответствии частью 1 статьи 71 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ от 05.04.2013 контракт заключается с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона. В соответствии с протоколом отказа от заключения контракта от 27.03.2014 истцу было отказано в заключении государственного контракта на основании письма Федеральной службы по оборонному заказу по причине того, что головным исполнителем заказов по государственному оборонному заказу может быть только юридическое лицо, каковым истец не является. Истец считает отказ от заключения контракта незаконным и необоснованным, нарушающим права истца, влекущем для истца убытки.В соответствии с пунктом 5 статьи 528 ГК РФ, если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав на следующее. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее по тексту - Закон 44-ФЗ) решение заказчика о заключении государственного контракта с единственным поставщиком должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ).Таким образом, государственный оборонный заказ направлен на обеспечение государственных нужд, которое производится за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнению государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальнойтехники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает директор Федеральной службы исполнения наказаний.Исходя из вышеизложенного, ФКУ СИЗО-1 входит в число учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющих функции государственного заказчика в рамках реализации ГОЗ. Для обеспечения нужд учреждения, его нормального и стабильного функционирования из федерального бюджета выделяются денежные средства по соответствующим видам расходов. Виды расходов обозначены в приказе Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и определяют направление финансового обеспечения. Так, на основании письма от 21.01.2014 № 19/то/63/7-193 ФКУ СИЗО-1 были выделены денежные средства на приобретение яйца куриного пищевого столового для питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в учреждении. Денежные средства были выделены по виду расходов 223 (Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа) и статьи расходов 340 (Увеличение стоимости материальных запасов). На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе продуктов питания. В связи с этим, расходование денежных средств должно было строго осуществляться только в рамках ГОЗ. Таким образом, контроль за расходованием денежных средств, выделенных в рамках ГОЗ по виду расходов 223 осуществляется Федеральной службы по оборонному заказу. Поэтому, для получения разрешения на заключение государственного контракта с единственным участником несостоявшегося электронного аукциона, ФКУ СИЗО-1 обратилось с письмом в Федеральную службу по оборонному заказу. В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в заключении контракта было отказано.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменных пояснений не представило.

На основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) третье лицо считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ по представленным документальным доказательствам в отсутствие представителя третьего лица.

Как следует из материалов дела, Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» утверждена документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории для нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике.

Согласно документации об электронном аукционе ответчиком проводится аукцион в электронной форме, предметом которого является право заключения государственного контракта на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории ГОСТ Р 52121-2003, ГОСТ 31654-2012 в количестве 13000 штук по начальной цене контракта 54080 руб. 00 коп.

04.03.2014 ответчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку яйца куриного столового первой категории. Номер извещения – 0313100012014000002. Согласно данному извещению дата и время начала подачи заявок – 05 марта 2014 года в 00 час. 00 мин., дата и время окончания подачи заявок – 13 марта 2014 года в 12 час. 00 мин., дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 14 марта 2014 года, дата проведения аукциона в электронной форме -  17 марта 2014 года.

Согласно общей информации о заказах, размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, открытый запрос цен в электронной форме проводится на электронной торговой площадке ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: http://etp.zakazrf.ru.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.03.2014 за № 1 от 10.03.2014 зарегистрирована единственная заявка участника, которая членами комиссии признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона и Закона о контрактной системе. В данном протоколе указано, что в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся. Контракт с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку в нем, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

В связи с признанием несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме ответчик письмом от 17.03.2014 № 19/ТО/63/5-948 обратился в Федеральную службу по оборонному заказу за согласованием заключения государственного контракта с индивидуальным предпринимателем ФИО1

В ответ на данное обращение ответчика Федеральная служба по оборонному заказу письмом от 24.03.2014 № 11/4/1822 «О согласовании заключения контракта с единственным поставщиком» сообщила следующее. По результатам рассмотрения обращения (протокол заседания комиссии от 21.03.2014 № 11/15) принято решение отказать ФИО1 в заключении государственного контракта в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537, в связи с выявлением нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (головным исполнителем поставок по государственному оборонному заказу может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации).

27.03.2014 ответчиком составлен протокол отказа от заключения государственного контракта на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку. Согласно данному протоколу Индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказано в заключении государственного контракта со ссылкой на письмо Федеральной службы по оборонному заказу № 11/4/1822 от 24.03.2014 (отказ в согласовании заключения контракта). Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участник электронного аукциона, подавший единственную заявку на участие в нем, не является юридическим лицом.

Ответчик в ходе рассмотрения дела указал, что денежные средства для обеспечения нужд учреждения выделяются ему из федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа. В качестве соответствующих доказательств ответчик представил в материалы дела письмо от 21.01.2014 № 19ПО/63/7-193, адресованное заместителю начальника УФСИН России по УР, о предоставлении сведений по потребности в денежных средствах по КБК 2166700-223-340 (питание спецконтингента) на приобретение яйца пищевого столового 1 категории в сумме 78000 руб. 00 коп.

Указывая, что в соответствии частью 1 статьи 71 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ от 05.04.2013 в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка, контракт заключается с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, истец обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящими исковыми требованиями о понуждении заключить государственный контракт.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК в их совокупности, суд признал, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 448 ГК РФ, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Из материалов дела следует, что заказчиком аукциона на право заключения контракта на поставку яйца является Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике». Единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе, является ответчик – индивидуальный предприниматель ФИО1.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее – Положение № 1314).

Согласно абзацу 6 подпункта 2 пункта 7 указанного Положения ФСИН России осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает директор Федеральной службы исполнения наказаний.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения № 1314).

Таким образом, ФКУ СИЗО-1 входит в число учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющих функции государственного заказчика в рамках реализации государственного оборонного заказа.

Государственный оборонный заказ – установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ)).

Государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее – государственный контракт) – договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (пункт 6 статьи 3 Закона № 275-ФЗ).

Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее – головной исполнитель) – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Закона № 275-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон  44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 59 Закона № 44-ФЗ  под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.

В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (пункт 16 Закона № 44-ФЗ).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.03.2014 за № 1 от 10.03.2014 единственная заявка истца признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона и Закона о контрактной системе, а электронный аукцион признан несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в срок, установленный частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 утвержден Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Порядок согласования).

Указанный Порядок определяет правила согласования проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения и заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России, Рособоронзаказом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

Так, согласно пункту 3 порядка согласования для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения): в целях обеспечения федеральных нужд - в ФАС России, а в случае закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к государственному оборонному заказу или сведения о которых составляют государственную тайну, - в Рособоронзаказ.

В связи с признанием несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме ответчик письмом от 17.03.2014 № 19/ТО/63/5-948 обратился в Федеральную службу по оборонному заказу за согласованием заключения государственного контракта с индивидуальным предпринимателем ФИО1

В ответ на данное обращение ответчика Федеральная служба по оборонному заказу письмом от 24.03.2014 № 11/4/1822 со ссылкой на подпункт 1 пункта 15 Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537, отказала в заключении государственного контракта в связи с выявлением нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», согласно которому головным исполнителем поставок по государственному оборонному заказу может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27.03.2014 ответчик после получения ответа Федеральной службы по оборонному заказу составил протокол отказа от заключения государственного контракта на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку.

Учитывая изложенное, порядок согласования заключения контракта с единственным участником, признанным комиссией соответствующим требованиям документации, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотренная положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчиком (ответчиком) соблюден.

Суд признал обоснованной ссылку истца на то, что извещение и документация об электронном аукционе не содержат указания на какие-либо ограничения и требования относительно участников (поставщиков).

В то же время, как указано выше, положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлены ограничения в отношении определения поставщиков (головных исполнителей государственных контрактов) по государственному оборонному заказу, которыми могут выступать только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела, в том числе представленного ответчиком письма от 21.01.2014 № 19ПО/63/7-193, следует, что ФКУ СИЗО-1 как территориальный орган ФСИН России выполняет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа. Товар: яйцо куриное пищевое столовое первой категории ГОСТ Р 52121-2003, ГОСТ 31654-2012 в количестве 13000 штук необходим для обеспечения нужд Учреждения, денежные средства на поставку которого выделены из средств федерального бюджета и для расходования в рамках государственного оборонного заказа.

Таким образом, учитывая императивно установленные законом ограничения при определении головных исполнителей для заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, суд не может удовлетворить требование истца о понуждении заключить спорный государственный контракт, обойдя тем самым требования закона.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учётом принятого по делу решения и на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

При этом в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 104 АПК РФ уплаченная государственная пошлина в размере 1341 руб. 33 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета в связи с уплатой государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) из средств федерального бюджета 1341 руб. 33 коп. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению № 179 от 11.04.2014, о чем выдать справку.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

          Судья                                                                            А.Ю. Мельников