426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71- 4401/2020 |
10 августа2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2020 года
Полный текст решения изготовлен 10 августа2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.И. Ворониной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) г. Сарапул к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записейоб исключении общества с ограниченной ответственностью «Мигом Строй» (ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Барьер и К» (ИНН <***>), об обязании восстановить записи о юридических лицах в едином государственном реестре юридических лиц, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 с.Малая Пурга; ФИО2 г.Глазов; ФИО3 г.Глазов; ФИО4 г.Глазов,
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
от заявителя – ФИО5 по доверенности от 20.01.2020,
от ответчика – ФИО6 по доверенности от 09.01.2020,
от третьих лиц – не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) (далее – заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике (далее – налоговая инспекция, Межрайонная ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике) о признании незаконным внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей об исключении: общества с ограниченной ответственностью «Мигом Строй» (ИНН <***>) (далее – общество 1, ООО «Мигом Строй»), общества с ограниченной ответственностью «Барьер и К» (ИНН <***>) (далее – общество 2, ООО «Барьер и К») и об обязании восстановить записи о юридических лицах в едином государственном реестре юридических лиц.
Определением от 02.06.2020 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Определением суда от 31.07.2020 произведена замена судьи Н.Г. Зориной на судью М.С. Сидорову, в связи с чем рассмотрение дела производится с самого начала.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению. В обоснование требований представитель заявителя указал, что у ООО «Барьер и К» имеется непогашенная задолженность по финансовым санкциям, что подтверждается неисполненным судебным приказом от 10.01.2019 по делу № А71-25129 о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. Возражение получено 05.12.2019, что подтверждается распиской о получении документов регистрирующим органом. В отношении ООО «Мигом Строй» непогашенная задолженность по финансовым санкциям подтверждается неисполненными судебными приказами от 17.04.2018 по делу № А71-5442/2017 в сумме 3000 руб., от 21.05.2018 по делу № А71-7394/2018 в сумме 1500 руб. Общая сумма задолженности составляет 4500 руб. Возражение получено 05.12.2019, что подтверждается распиской о получении документов регистрирующим органом. Заявитель полагает, что действия налогового органа нарушают права Управления как кредитора юридического лица и не соответствуют нормам Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ). В связи с исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц ООО «Барьер и К», ООО «Мигом Строй» Пенсионный фонд не может реализовать свои права и взыскать задолженность по финансовым санкциям в установленном порядке.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что налоговым органом соблюдена процедура исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, установленная ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ. Налоговой инспекцией составлены справки о непредставлении обществами документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки об отсутствии у юридического лица движения денежных средств в течение последних 12 месяцев в отношении: ООО «Барьер и К» - от 20.02.2019 № 2019-О, от 20.09.2019 № 2019-С, ООО «Мигом Строй» - от 18.09.2019 № 226-О, от 18.09.2019 № 226-С. На момент исключения организаций взыскание задолженности, указанной заявителем в возражениях по форме Р38001, не представлялось возможным в связи с невозможностью установить местонахождение должников и отсутствия у них имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исключение обществ из ЕГРЮЛ не может нарушать прав заявителя, т.к. восстановление организаций как действующих юридических лиц не приведет к восстановлению прав Управления, т.е. к уплате задолженности в общей сумме 5000 руб., поскольку неуплата задолженности вызвана отсутствием у обществ имущества, на которое возможно обратить взыскание, недобросовестным поведением самих исключенных обществ, а также их должностных лиц и не связано с оспариваемыми действиями регистрирующего органа. Кроме того, наличие у налогового органа сведений об имеющейся у недействующего юридического лица задолженности перед Пенсионным Фондом Российской Федерации не препятствует исключению из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность.
Третьи лица в судебное заседание не явились, письменные пояснения по существу заявленных требований в суд не направили.
Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156 АПК РФ).
Из представленных по делу доказательств следует, что ООО «Барьер и К» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.05.2006 с, присвоением основного государственного регистрационного номера 1061838017120. ООО «Мигом Строй» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2017, присвоен основной государственный регистрационный номер 1171832022537.
Из материалов дела следует, что на основании судебных приказов от 17.04.2018 по делу № А71-5442/2017, от 21.05.2018 по делу № А71-7394 с ООО «Мигом Строй» взысканы финансовые санкции в общей сумме 4500 руб.
27.02.2019 Малопургинским РОСП УФССП России по УР исполнительные производства, возбужденные на основании указанных судебных приказов прекращены на основании пп.3 п.1 ст.46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
С ООО «Барьер и К» на основании судебного приказа от 10.01.2019 по делу № А71-25129/2018 взысканы финансовые санкции в сумме 500 руб.
На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) исполнительное производство, возбужденное в отношении ООО «Барьер и К», прекращено на основании пп.4 п.1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебных приставом исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Также данный факт подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 18.06.2019 № 18039/19/365741.
20.09.2019 налоговой инспекцией составлены в отношении ООО «Барьер и К» справки № 2019-О и № 2019-С о непредставлении обществом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, об отсутствии у юридического лица движения денежных средств по банковским счетам в течение последних 12 месяцев. Аналогичные справки № 226-О и № 226-С составлены в отношении ООО «Мигом Строй».
Указанные документы послужили основанием для принятия регистрирующим органом решений от 30.09.2019 №5532 и № 5549 о предстоящем исключении обществ из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.
Данные решения были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» №39(755) от 02.10.2019, часть 2.
05.12.2019 Управлением в адрес налоговой инспекции были направлены возражения по форме № Р38001 вх. № 23047А, 23045А в связи с наличием задолженности по финансовым санкциям (штрафам), администрируемым Пенсионным фондом Российской Федерации на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицируемом) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
20.01.2020 налоговой инспекцией в ЕГРЮЛ внесены записи об исключении ООО «Барьер и К» (запись за № 2201800014326) и ООО «Мигом Строй» (запись за № 2201800014447) из ЕГРЮЛ.
Несогласие заявителя с действиями регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записей об исключении ООО «Барьер и К» и ООО «Мигом Строй» послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200АПК РФ и п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона №129-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Федерального закона №129-ФЗ).
Приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» определено, что таким органом являются налоговые органы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ).
Согласно ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 1).
При наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п. 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (п. 4).
Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5).
В соответствии с п. 7, 8 ст. 22 Федерального закона №129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следует из материалов дела, на момент принятия регистрирующим органом решений от 30.09.2019 о предстоящем исключении ООО «Барьер и К», ООО «Мигом строй» обладали признаками недействующих лиц, поскольку в течение последних двенадцати месяцев операции по расчетному счету обществ отсутствовали, расчетные счета закрыты, налоговая отчетность не представляется.
Данный факт подтверждается справками налогового органа в отношении ООО «Барьер и К» №2019-О и №2019-С, в отношении ООО «Мигом Строй» № 226-О и № 226-С, и заявителем не опровергнут.
Решения инспекции № 5532, № 5549 о предстоящем исключении недействующего юридического лица приняты 30.09.2019 и направлены в редакцию журнала в электронном виде. В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ сведения в течение трех дней были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» за №39(755) от 20.10.2019, часть 2, а также на электронном Интернет-ресурсе www.vestnilc-gosreg.ra.
Таким образом, регистрирующим органом в установленные сроки (три дня) были опубликованы решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «Барьер и К», ООО «Мигом Строй» в журнале «Вестник государственной регистрации».
Следовательно, порядок исключения общества из ЕГРЮЛ, установленный ст. 21.1Федерального закона №129-ФЗ, регистрирующим органом соблюден.
Согласно постановлениям судебного пристава-исполнителя Малопургинского РОСП УФССП России по УР от 27.02.2019, а также информации на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов исполнительные производства, возбужденные в отношении ООО «Мигом Строй», прекращены на основании пп.3 п.1 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
Исполнительное производство, возбужденное в отношении ООО «Барьер и К», согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сарапулу УФССП России по УР от 18.06.2019 также прекращено на основании пп.4 п.1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебных приставом исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Доказательств осуществления обществами производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, наличие у них какого-либо имущества и, соответственно, возможности взыскания указанной задолженности из материалов дела не усматривается.
Ссылка заявителя на то, что при своевременном представлении в адрес регистрирующего органа возражений о наличии у обществ задолженности перед Пенсионным фондом, налоговой инспекцией необоснованно внесена запись об исключении ООО «Барьер и К» и ООО «Мигом Строй» из ЕГРЮЛ, как недействующих юридических лиц, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные обстоятельства не нарушают его прав.
Наличие неисполненных обязательств законодательно не отнесено к обстоятельствам, препятствующим исключению юридического лица из ЕГРЮЛ. Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 №26-П, от 18.05.2015 №10-П и определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 №143-О-О, от 17.06.2013 №994-О наряду с институтом ликвидации юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о регистрации юридических лиц предусматривают механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность: непредставление юридическим лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление им операций хотя бы по одному банковскому счету.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральным законом от 02.07.2005 №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и, тем самым, - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», при применении ст. 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Формальное обращение заявителя с возражением о невозможности исключения юридических лиц, имеющих признаки недействующих, в связи с наличием задолженности по финансовым санкциям (штрафам), при отсутствии фактической возможности взыскания такой задолженности, ведет к невозможности в течение длительного времени актуализировать сведения о статусе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, что нарушает принцип достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, процедура исключения юридических лиц не может быть прекращена при поступлении в установленный срок возражений заинтересованного лица по причине наличия задолженности в бюджеты разных уровней, взыскание которой является невозможным.
В свою очередь заявитель вправе воспользоваться положениями статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ и списать спорную задолженность.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора истцом адекватного нарушению способа защиты права. Выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Однако, в данном случае, исключение обществ из ЕГРЮЛ не может нарушать прав заявителя, поскольку восстановление обществ как действующих юридических лиц не приведет к восстановлению прав управления, то есть к уплате задолженности по вынесенным судебным приказам, поскольку неуплата задолженности вызвана отсутствуем у должников имущества, на которое возможно обратить взыскание, недобросовестным поведением самих исключенных обществ, а также их должностных лиц и не связано с оспариваемыми действиями ответчика.
Следовательно, действия регистрирующего органа по исключению обществ из ЕГРЮЛ не нарушают права и законные интересы заявителя.
Заявителем какие-либо обоснованные доводы о нарушении регистрирующим органом положений Закона о государственной регистрации не приведены, незаконность действий и решений регистрирующего органа в ходе рассмотрения настоящего спора не установлена.
Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.10.2013 №ВАС-14257/13.
Заявитель вправе воспользоваться иными способами для защиты своих интересов, в том числе путем привлечения учредителя (участника), лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, к субсидиарной ответственности по обязательствам общества, в случае совершения недобросовестных или неразумных действия, в результате которых общество, исключенное из ЕГРЮЛ, не исполнило свои обязательства (п. 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), либо в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия регистрирующего органа соответствуют положениям ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, порядок исключения обществ из ЕГРЮЛ как недействующих юридических лиц регистрирующим органом соблюден. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Соблюдение регистрирующим органом порядка государственной регистрации исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании недействительной записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В силу ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом (действием) прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что исключение обществ из ЕГРЮЛ произведено при наличии всех признаков недействующих юридических лиц, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом не нарушена, совокупности условий, при наличии которых решение регистрирующего органа подлежит признанию судом недействительным не установлено, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Заявитель в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного)о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Удмуртской Республике г.Ижевск по вынесению решения об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Мигом Строй» (ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Барьер и К» (ИНН <***>) и об обязании восстановить записи о юридических лицах в едином государственном реестре юридических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова