ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-467/19 от 18.06.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 467/2019  

25 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2019 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Коротковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Сарапула «Ремонт и обслуживание - ЦЕНТР», г. Сарапул к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике, г. Сарапул  о  признании невозможной ко взысканию сумм задолженности в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке,  

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в  г. Сарапуле  Удмуртской Республики (межрайонного)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от  01.06.2019,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от  05.02.2019,

от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие г. Сарапула «Ремонт и обслуживание - ЦЕНТР» (далее – МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР», предприятие, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России № 5 по УР, налоговый орган, налоговая инспекция)  о  признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням в связи с истечением срока взыскания в принудительном порядке, а именно: сумму пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11132 руб.; по транспортному налогу в размере 6516 руб. 42 коп.; минимальному налогу, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1763 руб. 53 коп.; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта «доходы без расходов» в размере 10469 руб. 24 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 116698 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 3680 руб. 24 коп. (с учетом уточненного требования, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).

МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» требование поддержало по основаниям, изложенным в заявлении.

Налоговая инспекция требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Дело на основании ст.123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Как следует из материалов дела, по данным налоговой инспекции за МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» числится следующая задолженность по пеням согласно выставленным требованиям:

- по НДС за период с 25.08.2015 по 01.01.2016 –6358 руб. 00 коп.

- по транспортному налогу за период с 13.06.2014 по 25.04.2016 –5013 руб. 09 коп.

-по минимальному налогу за период 02.05.2015 по 01.10.2015 1763 руб. 74 коп.

-по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы без расходов, за период с 10.02.2015 по 01.01.2016 8493 руб. 97 коп.

Также за предприятием числится задолженность:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период с 01.01.2014 по 30.03.2016 1594 руб. 38 коп.

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2014 по 30.03.2016 110468 руб. 61 коп.

Посчитав, что налоговым органом утрачена возможность для взыскания указанных сумм задолженностей, предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о  признании их безнадежными ко взысканию.

В обоснование заявленных требований МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» указало, что данные, отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов, наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам. Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию спорных сумм, требования об уплате налога, сбора, пени предприятию не поступали. Заявитель считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания спорных сумм задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку пени в начислены на спорные суммы недоимки; документы, датированные ранее 2015 года, налоговой инспекцией утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможной проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР»перед бюджетом; ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с предприятия причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов.

Возражая против заявленных требований, налоговая инспекция указала, что МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» находится в стадии ликвидации с 2014г. Межрайонная ИФНС России № 5 по УР ссылается на то, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителем предприятия решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Налоговым кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения его в стадии ликвидации.

Ответчик пояснил, что налоговый орган направлял требования об уплате налогов, в том числе обращался в суд с заявлениями о признании МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» несостоятельным (банкротом).

Кроме того, налоговая инспекция со ссылкой п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 отмечает, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Процедура и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности в бюджет установлены нормами НК РФ.

Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Неполная или недостоверная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской деятельности и (или) иной экономической деятельности.

На основании п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации причитающейся к уплате суммы налога.

Правила, предусмотренные ст. ст. 45, 46 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.

Пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока для обращения в суд свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента исполнения обязанности по уплате налога, сбора, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки, поскольку обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора.

 Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством платежей. Налоговый орган утрачивает право на применение мер принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае, если им в установленные сроки не приняты меры по бесспорному взысканию недоимки и пропущен срок для обращения в суд с иском об ее взыскании.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России. Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010, которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 57) при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС № 57 при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Согласно части 14 указанной статьи при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о таких счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 ст. 20 Закона № 212-ФЗ в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Из части 3 ст. 20 Закона № 212-ФЗ следует, что постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

На основании ч. 1 ст. 23 Закона № 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Частью 3 статьи 25 Закона № 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Согласно статье 26 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действовавшей в период начисления пени) исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

На основании ч. 2 ст. 18 Закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 21 Закона № 212-ФЗ заявление о взыскании страховых взносов подается в суд органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, если иное не предусмотрено законом.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного Постановления признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, безнадежной ко взысканию может быть признана сумма как налога (страхового взноса), так и пени, реально числящаяся за налогоплательщиком (плательщиком сбора).

Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Материалами дела подтверждено, что МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.2004.

20.06.2014 в ЕГРЮЛ внесены сведения о решении о ликвидации и о ликвидационной комиссии. В настоящее время предприятие находится в стадии ликвидации.

В силу п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Согласно п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ. По правилам пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь. В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Задолженность по уплате налогов (сборов) представляет собой денежные обязательства ликвидируемой организации. Кредитором ликвидируемой организации по налоговым требованиям выступает налоговый орган. Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

В силу части 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Начало течения срока исковой давности в рамках принудительного понуждения ликвидируемого налогоплательщика в судебном порядке к исполнению обязательств по уплате налогов, пеней, штрафов в бюджет следует исчислять с момента неисполнения ликвидационной комиссией в установленный срок соответствующих требований налогового органа об уплате налоговой недоимки (безотносительно того, что очередь исполнения требования кредитора на момент его обращения еще не возникла), а при исчислении продолжительности данного срока предприятие, в том числе при формировании доводов об истечении данных сроков, руководствовалось требованиями статьи 46 НК РФ, а также пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган, а также Пенсионный фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налоговой задолженности, а именно: по собственному решению обращать взыскание на денежные средства плательщика, находящиеся на счетах в банках, в порядке статьи 46 НК РФ, а равно как на иное имущество в порядке статьи 47 НК РФ, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика, то сроки, установленные законом для совершения соответствующих действий при исчислении общего срока исковой давности не учитываются в силу своей неактуальности, а фактически совершенные налоговым органом действия по бесспорному взысканию суммы задолженности, хотя и не повлекшие желаемый финансовый результат, этот шестимесячный срок не прерывают и не приостанавливают.

Поскольку в настоящем случае налогоплательщик находится на стадии ликвидации, что исключает возможность принятия инспекцией мер к бесспорному взысканию задолженности за счет его денежных средств в установленном законом порядке, налоговый орган вправе обратится в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что задолженность по пеням по налогам и страховым взносам образовалась за периоды 2014г. – 2016г.

В адрес предприятия налоговой инспекцией были выставлены соответствующие требования:

- от 28.07.2015 № 19650, от 18.08.2015 № 4073, от 26.08.2015 № 20258, от 21.09.2015 № 5016, от 28.09.2015 № 34761, от 19.11.2015 № 5075, от 23.12.2015 № 6765 (пени по НДС);

- от 07.04.2015 № 1625, от 25.05.2015 № 2001, от 28.07.2015 № 4025, от 18.08.2015 № 4073, от 21.09.2015 № 5016 (пени по минимальному налогу);

- от 27.01.2015 № 214, от 11.02.2015 № 619, от 23.03.2015 №739, от 25.03.2015 № 1053, от 25.05.2015 № 2001, от 12.08.2015 № 2595, от 18.08.2015 № 4073, от 02.09.2015 № 5016, от 19.11.2015 № 5075, от 28.07.2015 № 4025, от 23.12.2015 № 6765, от 10.12.2015 № 62068 (пени по транспортному налогу);

- от 28.01.2015 № 361, от 23.03.2015 № 739, от 25.03.2015 № 1053, от 25.05.2015 № 2001, от 28.07.2015 № 4025, от 18.08.2015 № 4073, от 21.09.2015 № 5016, от 19.11.2015 № 5075, от 23.12.2015 № 6765, от 28.01.2016 № 177, от 29.02.2016 № 200 (пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта «доходы без расходов»).

Заявитель ссылается на то, что в его адрес указанные требования не поступали. При этом налоговым органом доказательств направления в адрес МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР» вышеуказанных требований в материалы дела не представлено.  Налоговая инспекция ссылается на то, что требования были направлены предприятию по ТКС, между тем соответствующие доказательства отправки в деле отсутствуют.

Также Межрайонная ИФНС России № 5 по УР подтвердила, что не обращалась в суд с заявлениями о взыскании с заявителя сумм задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 11132 руб.; по транспортному налогу в размере 6516 руб. 42 коп.; минимальному налогу, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1763 руб. 53 коп.; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта «доходы без расходов» в размере 10469 руб. 24 коп.

Таким образом, исходя из указанных критериев оценки оспариваемой задолженности, установленных вышеперечисленными нормами, суд пришел к выводу, что данная задолженность является в настоящий момент безнадежной к взысканию.

Также из материалов дела следует, что Пенсионным фондом были выставлены требования об уплате пеней по страховым взносам от 20.05.2014 № 01900914ТН0089278, от 04.09.2014 № 0190914ТН0138109, от 19.11.2014 № 0190914ТН0178735, от 05.03.2015 № 0190915ТН0042943, от 08.12.2015 № 019S01150070147, от 21.01.2016 № 019S01160006816, от 10.05.2016 019S01160118152.

Управлением  ПФР в связи с неисполнением в установленный срок  требований приняты решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств плательщика страховых взносов:

- по требованию  от 20.05.2014 № 01900914ТН0089278 – вынесено решение от 17.06.2014 № 01900914ВД0029683,

- по требованию от 04.09.2014 № 0190914ТН0138109 – вынесено решение от 24.01.2017 №019S0217000004,

- по требованию от 19.11.2014 № 0190914ТН0178735 – вынесено решение от 24.01.2017 №019S0217000005,

- по требованию от 05.03.2015 № 0190915ТН0042943 вынесено решение от 24.01.2017 №019S0217000006,

- по требованию от 08.12.2015 № 019S01150070147 – вынесено решение от 22.01.2016 №019S02160001148, в дальнейшем вынесено постановление от 18.10.2016 о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества плательщика, направлено в службу судебных приставов;

- по требованию от 21.01.2016 № 019S01160006816 - вынесено решение 16.03.2016 №019S02160005726, в дальнейшем вынесено постановление от 18.10.2016 о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества плательщика, направлено в службу судебных приставов;

- по требованию от 10.05.2016 019S01160118152 - вынесено решение от 06.06.2016 №019S02160022763.

При этом следует отметить, что решения от 24.01.2017№019S0217000004, №019S0217000005, №019S0217000006 вынесены с пропуском срока.

Судом первой инстанции установлено, что Пенсионным фондом приняты ненормативные акты, представляющие собой часть процедуры по взыскание задолженности перед бюджетом Пенсионного Фонда РФ, на основании которых производится взыскание задолженности в принудительном порядке (требования, решения, постановления), вместе с тем, процедура взыскания задолженности в порядке, установленном вышеназванными Законами, в полном объеме не соблюдена.

Кроме того, в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации Пенсионный фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия противоречат вышеизложенным нормам права и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Между тем, все решения о взыскании за счет денежных средств, постановления о взыскании за счет имущества плательщика в нарушении требований закона были вынесены Пенсионным фондом в период ликвидации МУП г. Сарапула «РИО-ЦЕНТР», что является также нарушением процедуры взыскания.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 116698 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 3680 руб. 24 коп. также следует признать безнадежными ко взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной.

Требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого по делу решения расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в сумме 6000 руб. подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Признать безнадежной ко взысканию с Муниципального унитарного предприятия г. Сарапула «Ремонт и обслуживание – Центр» г. Сарапул сумму пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11132 руб.; по транспортному налогу в размере 6516 руб. 42 коп.; минимальному налогу, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1763 руб. 53 коп.; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта «доходы без расходов» в размере 10469 руб. 24 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 116698 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 3680 руб. 24 коп.

2.Взыскать с  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Удмуртской Республике в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Сарапула «Ремонт и обслуживание – Центр» г. Сарапул 6000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики

Судья                                                 М.С. Сидорова