АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск
Дело №А71- 4850/2016
31 августа 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Саляховой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Орион-С», г.Ижевск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г.Ижевск о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.05.2016;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 24.09.2015,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Орион-С» (далее – ООО «Орион-С», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее – Пенсионный фонд, Управление, ответчик) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.07.2015 № 159/2014-4/2.
Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании решения Пенсионного фонда от 02.07.2015 № 159/2014-4/2.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
В обоснование ходатайства заявитель указал, что решение получено обществом только 10.03.2016 в ответ на обращение директора ООО «Орион-С» в Пенсионный фонд 25.02.2016. Общество ссылается на то, что пропуск срока был обусловлен уважительными причинами - работой почты, вся корреспонденция, направленная в адрес ООО «Орион-С» в нарушение Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, возвращалась органом почтовой связи обратно отправителю в течение 1-2 дней после поступления на почту, а не хранилась, как предусмотрено названными Правилами, 30 дней.
Таким образом, указывает заявитель, он по объективным причинам был лишен возможности своевременно представить жалобу.
Суд, рассмотрев данное ходатайство, установил, что материалами дела подтверждается получение заявителем оспариваемого решения только в марте 2016г. по причине ненадлежащей работы почты.
Принимая во внимание уважительность причин пропуска срока на обжалование, учитывая положения статьи 2 АПК РФ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации об обеспечении гарантированного статьей 46 Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В обоснование заявленных требований общество указало, что у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований истребовать следующие документы: оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 62, 71, 76, счета №193 от 15.08.2014, №194 от 15.08.2014, №195 от 15.08.2014, договор №18/у-14 от 28.04.2014, №206 от 14.10.2014, №205 от 15.10.2014, №563 от 28.10.2014, №57 от 28.10.2014, №185 от 24.11.2014, №58 от 24.11.2014, №226 от 05.12.2014, т.е. документы по гражданско-правовым отношениям с ЗАО «ЦРТ Сервис», ООО «Капитоль», ООО «Метпост», ООО ТК «Закупка.ру». Управлением не представлены доказательства того, что данные документы имеют отношение к выплатам в пользу физических лиц, начисляемым по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг) и могут являться документами, подтверждающими правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов фондом.
Заявитель считает, что привлечение ООО «Орион-С» к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ является необоснованным.
Заявитель также ссылается на то, что общество не получало требование о предоставлении документов и, следовательно, не имело реальной возможности исполнить требование Пенсионного фонда, что свидетельствует об отсутствии как вины, так и события правонарушения.
ООО «Орион-С» указало, что в проверяемый период выплаты в пользу директора общества не начислялись и не производились, трудовые договоры с физическими лицами не заключались, выплат в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений также не производилось, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии у общества базы для начисления страховых взносов. Выдача с расчетной счета денежных средств являлась технической ошибкой в составлении документов при получении денежных средств с расчетного счета.
Заявитель отмечает, что согласно документам бухгалтерского учета в указанный период заработная плата ФИО3 не начислялась и не выплачивалась, о чем свидетельствует расчетные ведомости по заработной плате за проверяемый период, а также налоговая декларация по налогу на прибыль за 2014 г., в соответствии с которой в расчет налога на прибыль суммы заработной платы (ст. 255 НК РФ) не были включены. Соответственно, не начислялся НДФЛ, о чем был уведомлен налоговый орган письмом №001 от 13.01.2015. Все суммы, полученные с расчетного счета, были направлены на хозяйственные нужды предприятия. Таким образом, оснований для начисления страховых взносов обществу не имелось.
Кроме того, заявитель ссылается на нарушения процедуры проведения камеральной проверки. Пенсионный фонд в нарушение части 3 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не направил в адрес страхователя сообщение о допущенной ошибке в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, которая носит устранимый характер, с требованием об ее устранении в соответствующий срок.
Пенсионный фонд требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что требование о предоставлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 № ИД 00000555 отправлено заказным письмом 30.03.2015 через почтовое отделение. В соответствии с реестром почтовых отправлений от 30.03.2015 и на основании сведений с сайта «Почта России: отслеживание почтовых отправлений, № внутрироссийского почтового идентификатора отправки требования о предоставлении документов от 27.03.2015г. № 019 035 15 ИД 00000555 - №426039 84 29516 3. Заказное письмо № 426039 84 29516 3 с требованием о предоставлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 00000555, направленное в адрес плательщика страховых взносов ООО ОРИОН-С, указанный в выписке из ЕГРЮЛ, прибыло в место вручения 01.04.2015 и вернулось в Управление 02.04.2015 по причине «отсутствие адресата по указанному адресу».
Пенсионный фонд со ссылкой на ч.1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ считает, что требование является полученным заявителем в силу закона.
Ответчик отмечает, что отсутствие организации по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, т. к. на основании положений гражданского законодательства юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
По мнению Управления, факт неполучения руководителем юридического лица почтовой корреспонденции по месту регистрации юридического лица не имеет значения, поскольку юридическое лицо обязано принимать меры для получения почтовой корреспонденции и риск последствий несут должностные лица.
Пенсионный фонд указывает, требования Управления о предоставлении документов бухгалтерского учета обусловлены Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с полномочиями, предоставленными Законом № 212-ФЗ, Управление правомерно истребовало у заявителя документы, необходимые в целях проведения проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.
По мнению ответчика, в силу положений п.2 ст.7, ст.37 Конституции РФ, ст. ст. 133, 421 Трудового кодекса РФ между ООО "Орион-С" и ФИО3 в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 имели место трудовые отношения, в связи с чем УПФР в городе Ижевске (межрайонным) Удмуртской Республики была рассчитана сумма заработной платы директора ФИО3 за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 и исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Также Пенсионный фонд возражает против взыскания заявленных ООО «Орион-С» судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку обществом не представлено доказательств их несения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, ООО «Орион-С» был представлен в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2014 год.
Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка представленного расчета.
12.05.2015 Пенсионным фондом составлен акт камеральной проверки № 159/2014-4/1.
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение от 02.07.2015 № 159/2014-4/2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым ООО «Орион-С» привлечено к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в виде штрафа в размере 4400 руб.; по ч.1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 38286 руб. 18 коп. Обществу было предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 155405 руб. 16 коп. и на обязательное медицинское страхование в размере 36025 руб. 74 коп., а также соответствующие пени.
Несогласие общества с решением Пенсионного фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В предмет доказывания правомерности принятия по результатам проверки решения о привлечении к ответственности входит соблюдение Пенсионным фондом процедуры рассмотрения материалов проверки.
В соответствии с пунктами 1, 3 - 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3 статьи 39 названного Закона).
Как следует из представленных в дело доказательств, все документы, в том числе требование о представлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 0000555, акт камеральной проверки от 12.05.2015 № 159/2014-4/1, уведомление о вызове плательщика страховых взносов от 12.05.2015 № 159, а также решение от 02.07.2015 № 159/2014-4/2 были направлены Пенсионным фондом заказными письмами почтовым отправлением по адресу ООО «Орион-С», указанному в ЕГРЮЛ: <...>, кв. 1А.
Все направленные Управлением заказные письма были возвращены в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики с отметками о том, что организация не найдена.
Так, требование о представлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 0000555 было направлено в адрес заявителя почтовой связью заказным письмом 30.03.2015.
Данное письмо согласно сведениям с официального сайта «Почта России» прибыло в место вручения 01.04.2015 и вернулось в Управление 02.04.2015 по причине «отсутствие адресата по указанному адресу».
Акт камеральной проверки от 12.05.2015 № 159/2014-4/1 и уведомление о вызове плательщика страховых взносов от 12.05.2015 № 159 направлены в адрес заявителя 19.05.2015 заказным письмом с почтовым идентификатором 42603986237062. Согласно сведениям с официального сайта «Почта России» 19.05.2015 данное письмо было принято в отделение связи 19.05.2015, 21.05.2015 была неудачная попытка вручения, 22.05.2015 было отправлено Пенсионному фонду обратно и получено последним 25.05.2015.
Решение от 02.07.2015 № 159/2014-4/2 отправлено Управлением заказным письмом с почтовым идентификатором 42603988231846 в адрес ООО «Орион-С» 13.07.2015, передано почтальону 15.07.2015, в этот же день состоялась неудачная попытка вручения, и письмо было отправлено обратно отправителю.
Исходя из пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила № 234), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В соответствии с п. 34 Правил № 234 почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
Как видно из материалов дела, на возвращенных в Пенсионный фонд конвертах отсутствуют отметки о том, что орган почтовой связи предпринимал повторные попытки вручения обществу почтовых отправлений.
В данном случае порядок вручения почтовых отправлений соблюден не был; из информации, размещенной на Интернет-сайте ФГУП «Почта России» следует, что организация почтовой связи предпринимала только по одной попытке вручения ООО «Орион-С» писем Пенсионного фонда, в течение одного-двух дней после первой одной единственной неудачной попытки вручения письма адресату, оно уже возвращалось обратно отправителю. Таким образом, попытка вручения вторичного извещения отделением почтовой связи не предпринималась. Также органом почтовой связи не был соблюден 30-дневный срок хранения почтовых отправлений.
Доказательств, подтверждающих уклонение общества от получения писем Управления, в деле не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении организацией почтовой связи Правил оказания услуг почтовой связи.
Между тем, несмотря на данные обстоятельства, Пенсионный фонд посчитал, что заявителем как требование о представлении документов, так и акт проверки с уведомлением о вызове плательщика страховых взносов были получены, акт проверки был рассмотрен и решение о привлечении ООО «Орион-С» к ответственности было вынесено в отсутствие плательщика страховых взносов.
При этом из текста акта камеральной проверки и оспариваемого решения не следует, каким образом Управлением установлено, что общество уведомлено в установленном порядке о времени и месте рассмотрения акта проверки.
Таким образом, лицо, в отношении которого проводилась проверка и в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности, было лишено реализовать право на свою защиту.
Суд считает, что допущенное Пенсионным фондом нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным, поскольку заявитель не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять возражения, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона № 212-ФЗ.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 02.07.2015 № 159/2014-4/2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах подлежит признанию незаконным.
Довод ответчика о том, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя и о том, что сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу, судом отклоняются, поскольку в данном случае почтовые отправления не были доставлены обществу надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка Пенсионного фонда на то, что поступившая на адрес ООО «Орион-С» корреспонденция не была ему вручена по обстоятельствам, зависящим от него, судом отклоняется, поскольку опровергается представленными в материалы доказательствами.
Также несостоятельна ссылка Управления на письмо ОСП Ижевский почтамт УФПС Удмуртской Республики – филиала ФГУП «Почта России» от 23.06.2016, в котором указано, что заказные письма № 42603984295163, № 42603986237062, № 42603988231846, поступившие для вручения в отделение почтовой связи 426011 г. Ижевска, возвращены по обратному адресу в связи с тем, что по указанному адресу организация не значится, заявление – распоряжение с указанием контактных телефонов, доверенность на получение корреспонденции в отделение почтовой связи не представлены. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что отделением почтовой связи соблюдены условия доставки (вручения) почтовых отправлений, установленные Правилами № 234.
Кроме того, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что согласно представленному ООО «Орион-С» расчету за 2014г. сумма начисленных страховых взносов составила: на обязательное пенсионное страхование в ПФР на страховую часть - 0,00 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 0,00 руб. Количество застрахованных лиц по расчету — 0 человек.
В ходе проверки Пенсионным фондом было установлено, что директором общества согласно выписке из ЕГРЮЛ является единственный учредитель — ФИО3.
Основным видом экономической деятельности ООО «Орион-С» является: оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами. Анализ выписок по операциям на счетах организации в АКБ
«ИЖКОМБАНК» (ОАО) и ОАО «БыстроБанк» за период с 01.07.2014 по 10.12.2014 показал, что плательщик страховых взносов ведет
деятельность по оптовой торговле товарами и оказанию услуг.
Пенсионный фонд сделал вывод о том, что осуществление финансово-хозяйственных операций невозможно без непосредственного участия руководителя организации.
Согласно выписке общество снимало денежные средства в том числе по следующим основаниям: «выдача но чеку № НД 04 ФИО3 З/П 09.2014г.» - 200 000 руб. (01.10.2014), «выдано но чеку НД 0576517 ФИО3 на з/п за 10.2014г.» - 100 000 руб. (30.10.2014), «выдано по чеку НД 0576518 ФИО3 на з/п за 11.2014 г. - 100 000 руб. (28.11.2014): «з-пл за нояб.2014г.» - 500 000 руб. (04.12.2014).
На основании указанных сведений Управление пришло к выводу о том, что между ООО «Орион-С» и ФИО3 в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 имели место трудовые отношения, в связи с чем ФИО3 должна выплачиваться заработная плата в размерах, не менее указанных в ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее 0 ТК РФ), а общество должно было исчислить и уплатить в отношении него страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно выпискам по операциям на счетах организации с расчетного счета ФИО3 снимаются денежные средства с назначением платежа «заработная плата» (за октябрь - 100 000,00: за ноябрь - 600 000,00 руб.). Данные суммы отнесены на заработную плату директора ФИО3 зa период с 01.10.2014 по 30.11.2014 и исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Пенсионным фондом по данным выписок по операциям на счетах организации была рассчитана сумма заработной платы директора ООО «Орион-С» ФИО3 за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 и исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 191 430, 90 руб.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Указанный Закон также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона №212-ФЗ.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для доначисления заявителю недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пени и привлечения к ответственности, возложения обязанности по представлению индивидуальных сведений явились выводы управления о наличии между обществом и ФИО3 трудовых отношений и обязанности общества выплачивать ему заработную плату, исчислить и уплатить в отношении директора страховые взносы.
При этом из представленных по делу доказательства следует, что выплаты в пользу директора общества, являющегося его единственным учредителем, в проверяемый период не производились, обществом трудовые договоры с физическими лицами не заключались, выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений также не производились.
Поскольку у общества в проверяемый период отсутствовали выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, следовательно, отсутствовала база для начисления страховых взносов. Иного из материалов дела не следует и управлением в порядке ст.ст. 65, 200 АПК РФ не доказано.
Управлением в ходе проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии учета объектов обложения страховыми взносами ООО «Орион-С» или ведении такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы.
То есть, у ответчика в данном случае отсутствовали правовые основания определять суммы страховых взносов расчетным методом.
Учитывая, что начисление заработной платы в обществе не производилось, застрахованных лиц не имелось, суд считает, что доначисление обществу страховых взносов, начисление пени и привлечение общества к ответственности по ст. 47 Закона №212-ФЗ, возложение обязанности по представлению индивидуальных сведений является незаконным.
Доводы управления основаны на неверном толковании норм права и судом отклоняются.
В части привлечения ООО «Орион-С» к ответственности по ст. 48 Закона №212-ФЗ за непредставление документов по требованию управления, суд пришел к следующим выводам.
В рамках проверки обществу в порядке ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) было направлено требование о представлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 0000555.
Данным требованием Управлением у ООО «Орион-С» для проверки были истребованы следующие документы:
1)Решение (протокол) учредителя о назначении на должность руководителя организации;
2)Приказ о назначении директора;
3)Штатное расписание, действующее на 31.12.2014г.;
4)Действующие трудовые договора с сотрудниками организации;
5)Оборотно-сальдовая ведомость по счету «50» Касса за период с октября 2014 г. по декабрь 2014г.;
6)Оборотно-сальдовая ведомость по счету «60» Расчеты с поставщиками и подрядчиками за период с октября 2014 г. по декабрь 2014г.;
7)Оборотно-сальдовая ведомость по счету «62» Расчеты с покупателями и заказчиками за период с октября 2014 г. по декабрь 2014г.;
8)Оборотно-сальдовая ведомость по счету «70» Расчеты с персоналом по оплате труда за период с октября 2014 г. по декабрь2014г.; 9)Оборотно-сальдовая ведомость по счету «71» Расчеты с подотчетными лицами за период с октября 2014 г. по декабрь 2014г.;
10) Оборотно-сальдовая ведомость по счету « 76» за период с октября 2014 г. по декабрь 2014г.;
11)Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2014 год;
12)Счёт №193 от 15.08.2014 оплата за ремонт АЗС ЗАО "ЦРТ Сервис";
13)Счёт №l94 от 15.08.2014 оплата за ремонт АЗС ЗАО "ЦРГСервис";
14)Счёт №195 от 15.08.2014 оплата за ремонт АЗС ЗАО "ЦРТ Сервис";
15)Договор№18/У-14 от 28.04.2014 ЗАО "ЦРТСервис";
16)Счёт №206 от 14.10.2014 за материалы ООО "Капитоль";
17)Счёт №205 от 15.10.2014 за продукцию ООО "Метпост";
18)Счёт №56 от 28.10.2014 за товар ООО ТК "Закупка.ру":
19)Счёт №57 от 28.10.2014 за товар ООО ТК "Закупка.ру";
20)Счет №185 от 24.11.2014 за товар ООО Торговый дом "МеталлСервис";
21)Счёт №58от 24.11.2014 за товар ООО ТК "Закупка.ру";
22)Счет № 226 от 05.12.2014 за материалы ООО "Селенит".
Срок для предоставления документов установлен в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования плательщику страховых взносов.
Запрошенные Управлением документы обществом по требованию представлены не были, что послужило основанием для привлечения ООО «Орион-С» к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ в количестве 22 шт. в общей сумме 44000 руб. 00 коп.
Требование о представлении документов от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 0000555 было направлено в адрес заявителя почтовой связью заказным письмом 30.03.2015.
Данное письмо согласно сведениям с официального сайта «Почта России» прибыло в место вручения 01.04.2015 и вернулось в Управление 02.04.2015 по причине «отсутствие адресата по указанному адресу».
Как выше указано и установлено судом, отделением почтовой связи были нарушены Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, не была предпринята попытка повторного вручения письма адресату, а также письмо было возвращено отправителю без соблюдения предусмотренного срока хранения корреспонденции в течение 30 дней.
Таким образом, общество не получало требования о представлении документов по независящим от него причинам.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в невыполнении требования Управления о представлении документов.
В данном случае нельзя считать, что требование является полученным ООО «Орион-С» в силу закона, поскольку требования законодательства о доставке и вручении корреспонденции нарушены.
Кроме того, статьей 34 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом, из буквального содержания статьи 48 Закона № 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является камеральная проверка.
Согласно пункту 2.3 Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных распоряжением Правлением Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 № 120р, требование о представлении документов должно содержать определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в ходе камеральной проверки были запрошены документы по гражданско-правовым отношениям ООО «Орион-С» с ЗАО «ЦРТ Сервис», ООО «Капитоль», ООО «Метпост», ООО ТК «Закупка.ру», ООО «Торговый дом «МеталлСервис», ООО «Селенит».
При этом Управлением не дано пояснений, какое отношение данные документы имеют к предмету проверки.
Вместе с тем, счета на оплату товара, выставленные контрагентами заявителя, не относятся к документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) обществом страховых взносов. Счет на оплату товара не является первичным бухгалтерским документом, в альбомах унифицированных форм не содержится, служит для оформления намерений покупателя и продавца. Обязанность по хранению счетов в качестве бухгалтерской документации действующим законодательством не установлена.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что указанные документы, не являются документами, подтверждающими правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, а также начисление зарплаты и иных выплат в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Также к таким документам не относится и гражданско-правовой договор с контрагентом на оказание услуг.
Таким образом, у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований истребовать у общества документы, поименованные в пунктах 12-22 требования от 27.03.2015 № 019 035 15 ИД 0000555.
Ссылка ответчика на то, что общество должно было доказать то обстоятельство, что истребуемые документы не относятся к исчислению страховых взносов, а также довод о том, что Пенсионный фонд не мог оценить относимость документов к предмету проверки в силу их непредставления, судом отклоняются, поскольку противоречат нормам действующего законодательства.
По смыслу норм, приведенный выше, следует, что именно Пенсионный фонд должен доказать, что запрашиваемые им документы относятся к исчислению страховых взносов, а не плательщик страховых взносов, в отношении которого проводится проверка.
В связи с изложенными обстоятельствами решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.07.2015 № 159/2014-4/2 подлежит признанию незаконным.
ООО «Орион-С» заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
Суд считает необходимым отказать в удовлетворении данного требования, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее постановление от 21.01.2016 № 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
Представленный заявителем договор на оказание юридических услуг от 15.03.2016 № 105, заключенный ООО «Орион-С» с ООО «Мир», не доказывает факт оказания каких –либо юридических услуг в рамках рассмотрения настоящего спора. Договор носит общий характер, из него не ясно какие именно услуги ООО «Мир» оказало заявителю, какое отношение имеет данный договор к настоящему делу об оспаривании ООО «Орион-С» решения Пенсионного фонда от 02.07.2015 № 159/2014-4/2.
Квитанция к приходному кассовому ордеру от 15.03.2016 № 207 также не доказывает факт несения обществом расходов в сумме 30000 руб. именно в связи с рассмотрением в суде настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в сумме 3000 руб., подлежат взысканию в его пользу с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики.
Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Орион- С» решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № 159/2014-4/2 от 02.07.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
2. В удовлетворении заявления о взыскании 30000 руб. судебных расходов отказать.
3. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Орион- С» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В.Иютина