ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5199/14 от 10.07.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                              Дело № А71-5199/2014

10 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2014 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю.Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения «Управление МВД России по г. Ижевску» г. Ижевск к Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» г. Ижевск о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом,

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение «Управление МВД России по                  г. Ижевску» (далее заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» г. Ижевск (далее МОО «ЗРИП», ответчик) к административной ответственности по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 135-139).

Дело на основании ст.123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.

Как следует из представленных доказательств, 04.04.2014 в административный орган поступило письмо от 04.04.2014 №34-20-414/311 о том, что на остановочном пункте движения общественного транспорта «Удмуртский государственный университет» по ходу движения из Центра неустановленными лицами размещена рекламная конструкция в виде перетяжки с социальной рекламой следующего содержания: «Ижевск – это Россия с Российскими законами, а не частное предприятие сити-менеджера ФИО1» пора работать для граждан, а не для себя».

В ходе проведенной проверки установлен факт размещения на остановочном пункте движения общественного транспорта «Удмуртский государственный университет» по ходу движения из Центра конструкции в виде перетяжки с социальной рекламой, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 05.04.2014.

Разрешение на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции Управлением по наружной рекламе и информации Администрацией г. Ижевска не выдавалось (л.д. 18).

Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 05.04.2014 конструкция в виде перетяжки с социальной рекламой изъята.

Согласно объяснениям представителя ответчика от 28.04.2014 МОО «ЗРИП» заключило договоры на изготовление и установку агитационных материалов (плакатов) (л.д. 37-68). Размещение агитационного материала было связано с проведением 04, 07 апреля 2014 года публичных мероприятий на территории муниципалитета, согласованных с Администрацией города Ижевска. Со стороны Администрации города Ижевска в адрес МОО «ЗРИП» не поступало ни предписаний с требованием демонтировать агитационные материалы (плакаты), ни сообщений о незаконности размещения агитационных материалов.

28.04.2014 административный органом в отсутствие представителя ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении  составлен протокол №841303 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ – нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении МОО «ЗРИП» к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Удмуртской Республики, к подведомственности которого в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

В обоснование заявления административный орган указал, что ответчиком размещена социальная реклама с нарушением норм законодательства. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении установлены все обстоятельства по делу, признаки состава административного правонарушения в наличии.

Возражая против заявления, ответчик указал, что в действиях МОО «ЗРИП» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ. Спорная конструкция не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон №38-ФЗ), что подтверждается письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от 11.04.2014. Размещение агитационных материалов не преследовало цель извлечения прибыли, не носило коммерческий характер. В действиях ответчика отсутствует состав инкриминируемого правонарушения, поскольку отсутствуют такие элементы состава правонарушения как объект и объективная сторона. Демонтаж конструкции был осуществлен неизвестными лицами, в отсутствие собственника или его представителя, в отсутствие надлежащего извещения  ответчика о проведении осмотра и демонтаже.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования в соответствии с указанной нормой является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечения интересов государства.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (ч. 4 ст. 3 Закона о рекламе).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются (ч.10 ст.19 Закона о рекламе).

В силу ч.2 ст.19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяет свое действие на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что информация, размещенная ответчиком, не отвечает признакам рекламы, так как из ее текста не следует, что она направлена неопределенному кругу лиц и призвана формировать, либо поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам, способствовать их продвижению на рынке, равно как и не обладает признаками социальной рекламы, поскольку в данном случае не является очевидным, что она направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Аналогичный вывод содержится в письме Управления антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11.04.2014 №СЮ01-1704/3226,  из которого следует, что в рассматриваемой информации отсутствует объект рекламирования, информация не направлена на продвижение какого-либо товара на рынке. Представленная информация не соответствует целям социальной рекламы, предусмотренной пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что административным органом не доказано наличие в действиях МОО «ЗРИП» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не были собраны и не представлены в суд безусловные доказательства, подтверждающие вину МОО «ЗРИП» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления о привлечении МОО «ЗРИП» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, суд отказывает.

Доводы административного органа, изложенные в пояснениях, судом отклоняются. В соответствии со ст.ст. 29, 31 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно договорам от 03.03.2014, 04.03.2014 и от 14.03.2014 ответчиком было поручено изготовление агитационной продукции и монтаж агитационной продукции. В объяснениях от 28.04.2014 представитель ответчика указал, что с Администрацией города Ижевска было согласовано проведение публичного мероприятия. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» перед днями пикетирования по решению учредителей МОО «ЗРИП» было принято решение о размещении агитационных материалов (плакатов). Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, а также подтверждающих направленность действия ответчика на распространение социальной рекламы, административным органом не представлено.

По протоколу  изъятия вещей и документов от 05.04.2014 у ответчика была  изъята конструкция следующего содержания: «Ижевск – это Россия с Российскими законами, а не частное предприятие сити-менеджера ФИО1» пора работать для граждан, а не для себя»,  которая передана на ответственное хранение ФИО2

Согласно ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 29.10 КоАП РФ изъятые по протоколу изъятия от 05.04.2014 вещи подлежат возврату ответчику.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170,202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления о привлечении Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» г. Ижевск, основной государственный регистрационный номер 1101800000235, к административной ответственности по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

2. Возвратить Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» изъятые по протоколу от 05.04.2014 вещи, находящиеся на ответственном хранении у ФИО2 по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики

Судья                                                                    Л.Ф. Мосина