АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело №А71-5532/2016
12 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2016 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению Муниципального образования «город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики, г. Ижевск, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, о признании незаконными представления от 23.12.2015 №52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 №1478,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.01.2016;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 15.02.2016;
от третьих лиц: ФИО3 по доверенности от 05.07.2016, ФИО4 по доверенности от 05.07.2016;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска (далее Администрация г.Ижевска) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики 9далее Комитет, ответчик) о признании незаконными представления от 23.12.2015 №52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 №1478.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из представленных по делу доказательств, следует, что в соответствии с планом работы Комитета на 2 полугодие 2015 года, на основании приказа председателя Комитета от 29.10.2015 №161, в период с 30.10.2015 по 23.11.2015, в отношении Администрации г.Ижевска проведена проверка законности расходования бюджетных средств, выделенных в 2014-2015 годах бюджету МО «Город Ижевск» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), за период 2014 год и 9 месяцев 2015 года.
В ходе проверки установлено следующее.
В проверяемом периоде вопросы обеспечения в Удмуртской Республике детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями регулировались Законом Удмуртской Республике от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон УР № 8-РЗ). Уполномоченным органом государственной власти по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство образования и науки УР (далее Минобразования УР).
Согласно ст. 9 Закона №8-РЗ органы местного самоуправления Удмуртской Республики (в том числе муниципальное образование «Город Ижевск») наделены отдельными государственными полномочиями по управлению жилыми помещениями, предназначенными для предоставления детям-сиротам, по заключению договоров найма специализированного жилого помещения, по обеспечению сохранности закреплённых за детьми-сиротами жилых помещений.
Между Минобразованием УР и МО «Город Ижевск» заключены соглашения, в соответствии с которыми получателем субвенции из бюджета УР и органом, ответственным за реализацию указанных отдельных государственных полномочий является Администрация г. Ижевска.
Постановлением МО «Город Ижевск» от 13.06.2013 №636 (с изменениями на 25.03.2014) уполномоченным органом Администрации г. Ижевска по реализации переданных государственных полномочий определено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства (далее Управление по соцподдержке).
Законом №8-РЗ не предусмотрено право органов местного самоуправления в УР на передачу муниципальным и иным учреждениям и организациям государственных полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Между тем, в нарушение требований Закона №8-РЗ и ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Главы Администрации МО «Город Ижевск» от 27.03.2014 №281 создано подведомственное Управлению по соцподдержке муниципальное автономное учреждение «Центр сохранности жилья» (далее МАУ «ЦСЖ»), фактически осуществлявшее часть полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Согласно бухгалтерской отчетности МО «Город Ижевск» общие расходы за счет указанных субвенций в 2014 году составили 7 568,1 тыс.руб., из них по Управлению по соцподдержке - 1 211,0 тыс.руб. (на 4 ставки специалистов), по МАУ «ЦСЖ» включая неиспользованный остаток средств - 6 357,1 тыс.руб. (на 14 ставок специалистов). За 9 месяцев 2015 год общие расходы за счет указанных субвенций в 2014 году составили 4 117,8 тыс.руб., из них по Управлению по соцподдержке - 715,4 тыс.руб., по МАУ «ЦСЖ» - 2 384,4 тыс.руб.
Всего на реализацию отдельных государственных полномочий МО «Город Ижевск» в проверяемом периоде выделена субвенция в сумме 8 902,5 тыс.руб., из которых 2 066,4 тыс.руб. Управлением по соцподдержке направлено на обеспечение деятельности специалистов, исполнявших функции по реализации государственных полномочий, и 6 836,1 тыс.руб. выделено МАУ «ЦСЖ» в виде субсидии на выполнение муниципальных заданий.
При этом, МАУ «ЦСЖ» за счет субсидий на выполнение муниципальных заданий непосредственно на содержание жилых помещений для детей-сирот и Управление спецжилфондом в проверяемом периоде из полученной суммы израсходовано 565,7 тыс.руб.
Таким образом, проверкой было установлено, что Администрацией г.Ижевска нарушены условия п.п 2.3.3 и 2.3.5 соглашений с Минобразования УР о целевом использовании субвенции, выразившиеся в предоставлении МАУ «ЦСЖ» за счет субвенции из бюджета Удмуртской Республики субсидий на выполнение муниципальных заданий, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым направлением средств бюджета УР в сумме 6836,1 тыс.руб.
По результатам проверки составлен акт от 04.12.2015 (т.1 л.д.33-46).
В адрес Главы МО «Город Ижевск» было направлено Представление от 23.12.2015 № 52 о принятии мер по устранению вышеуказанных нарушений.
В адрес Министерства финансов Удмуртской Республики направлено Уведомление от 29.12.2015 №1478 о применении к Администрации г.Ижевска за допущенные нарушения бюджетных мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Считая, что представление от 23.12.2015 №52 и уведомление от 29.12.2015 №1478 приняты незаконно, Администрация г.Ижевска обратилась в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства муниципальное образование не может являться объектом государственного финансового контроля. Перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля установлен п.1 ст.266.1 БК РФ, к которым муниципальные образования не относятся. Муниципальные образования не указаны и в перечне органов и организаций, в отношении которых может проводиться внешний государственный финансовый контроль, установленном в ч.4 ст.9 Федерального закона №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Представление от 23.12.2015 №52 и Уведомление от 29.12.2015 №1478 вынесены с превышением полномочий, поскольку приказ о проведении проверок в отношении Администрация города Ижевска и Управлении по соцподдержке не выносился. Кроме того, муниципальные учреждения как объекты контроля Комитетом не предусмотрены и в соответствии с путном 2.3. стандарта внешнего государственного финансового контроля сфк 2 «проведение контрольного мероприятия» утвержденного постановлением Коллегии Комитета от 25.03.2015 № 22 (размещен на официальном сайте ГКК УР www.gkk.udmurt.ru). Таким образом, полномочия Комитета по внешнему государственному финансовому контролю не распространяются на МАУ «ЦСЖ» и соответственно результаты осуществления такого контроля являются незаконными.
По существу заявленных требований Администрация г.Ижевска указала на то, что в связи с запретом на увеличение численности муниципальных служащих Администрацией города Ижевска, для реализации полномочий переданных муниципальному образованию «Город Ижевск» Законом УР №8-РЗ, Администрацией города Ижевска было принято решение о создании МАУ «ЦСЖ». Письмом Минобразования от 26.03.2014 № 01-24/1711 в адрес Администрации города Ижевска направлен ответ о том, что органы местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» имеют право самостоятельно определять организационную структуру и механизм выполнения переданных полномочий с учетом заключенных между Минобразования и муниципальным образование «Город Ижевск» соглашений. Основной целью деятельности учреждения является деятельность в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Управление финансов бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования в указанных объемах были доведены до Управления по соцподдержке. В свою очередь, Управлением по соцподдержке сформированы и доведены до МАУ «ЦСЖ» муниципальные задания на 2015 и 2015 год на выполнение следующих работ: - организация работы по управлению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Удмуртской Республики, предоставленными по договору найми детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей; - обеспечение сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений.
Субвенция, предоставленная бюджету муниципального образования «Город Ижевск» в полном объеме направляется на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с Закон УР 8-РЗ.
В бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 19.12.2013 № 515, по коду 2 02 03024 04 0218 151 отражены субвенции бюджетам городских округов на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых в соответствии с Законом УР №8-РЗ.
В бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 19.12.2014 № 693, по коду 2 02 03024 04 0218 151 отражена субвенции бюджетам городских округов на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых в соответствии с Законом УР № 8-РЗ.
Таким образом, направление расходования бюджетных средств, предусмотренное в Законах УР о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, соответствует направлениям, указанным в решениях Городской думы города Ижевска о бюджете МО «Город Ижевск» на соответствующий финансовый год.
Денежные средства, выделенные из бюджета Удмуртской Республики на осуществление переданных отдельных государственных полномочий, направлены в соответствии с решениями Городской думы города Ижевска о бюджете на 2014 и 2015 годы на выполнение переданных отдельных государственных полномочий.
Минобразования УР согласно соглашению осуществлялся контроль за целевым использованием субвенций, отчеты Минобразования УР принимало без замечаний. Вывод Комитета о нарушении целевого направления бюджетных средств, является необоснованным.
В представлении Комитета от 23.12.2015 № 52 не указано, какие нормы закона Удмуртской Республики или актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации были нарушены Администраций г.Ижевска.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на следующее.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается Законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Органам местного самоуправления запрещается использовать субвенции, переданные из бюджета Удмуртской Республики для осуществления отдельных государственных полномочий, на другие цели.
Ни действующим законодательством, регулирующим вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни заключенными Соглашениями, не предусмотрена возможность передачи муниципальному автономному учреждению государственных полномочий и предоставление субсидии на выполнение муниципальных заданий за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
Доводы заявителя о согласовании Администрацией г. Ижевска письмом от 13.12.2013 №01-30-8644 с МАУ «ЦСЖ» не соответствуют действительности. Согласно ответу Министерства образования и науки Удмуртской Республики №01-24/1711 от 26.03.2014 органы местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» имеют право определять организационную структуру и механизм выполнения переданных полномочий с учетом заключенного соглашения между Министерством и муниципальным образованием «Город Ижевск».
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» источником финансирования муниципального задания муниципального автономного учреждения должны являться средства бюджета МО «Город Ижевск», 23 января 2014 года Управление по соцподдержке обратилось с письмом №57 на имя Заместителя Главы Администрации - начальника Управления финансов Администрации г. Ижевска. Согласно письму, в связи с наделением МО «Город Ижевск» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и планируемым созданием Автономного учреждения, для исполнения вышеназванных полномочий, учредителем которого будет являться Администрация г. Ижевска, необходимо внесение изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19 декабря 2013 года №515 «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов» и перераспределение денежных средств.
На основании письма Управления по соцподдержке № 57 от 23.01.2014 Управлением финансов Администрации города Ижевска 03 февраля 2014 года инициировано внесение проекта решения Городской думы города Ижевска «О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19 декабря 2013 года № 515» для рассмотрения Городской думой города Ижевска в установленном порядке (№ 192/01-42 ДО). Согласно Приложению №2 проекта предложено внесение изменений в ведомственную структуру расходов бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 год по Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска по подпрограмме «Создание условий для реализации государственной программы» по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» по виду расходов «Субсидии автономным учреждениям» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 822,4 тыс.руб.
Одновременно сокращены бюджетные ассигнования по этому же подразделу получателям бюджетных средств районным Администрациям.
Указанные изменения были утверждены Решением Городской думы города Ижевска №534 от 20 февраля 2014 года.
27 марта 2014 года Администрацией г. Ижевск принято постановление № 281 о создании подведомственного Управлению по соцподдержке МАУ «ЦСЖ», фактически осуществлявшего функции по исполнению отдельных государственных полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Предусмотренный п. п. 7.7. Устава МАУ «ЦСЖ» источник финансирования автономного учреждения в виде бюджетного поступления посредством субвенции не соответствует требованиям ст. 140 БК РФ, согласно которой под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
18 декабря 2014 года за № 5648/01-33ДО Управлением финансов Администрации города Ижевска инициировано внесение проекта решения Городской думы города Ижевска «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Согласно Приложению №12 проекта «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год» по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» по виду расхода «Субсидии автономным учреждениям» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8 665,7 тыс.руб.
19 декабря 2014 года Решением Городской думы №693 бюджет, в указанной редакции, был утвержден.
Фактически на реализацию отдельных государственных полномочий МО «Город Ижевск» из бюджета Удмуртской Республики выделена субвенция в 2014 в размере -7 568,5 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года в размере - 1 334,0 тыс. руб.
Из них Управлением финансов Администрации города Ижевска профинансировано Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска, а последним направлено МАУ «ЦСЖ» в виде субсидии на выполнение муниципальных заданий в 2014 году - 6 357,1 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года - 479,0 тыс. руб.
Таким образом, утверждение в расходной части бюджета МО «Город Ижевск» субсидий на содержание МАУ «ЦСЖ» за счет субвенций и фактическое их использование на содержание МАУ свидетельствует о нецелевом направлении межбюджетного трансферта в соответствии с условиями его предоставления.
Оспариваемое представление основано исключительно на фактах, зафиксированных в актах по результатам проведенных контрольных мероприятий. Представление содержат предложение по устранению выявленных нарушений и недостатков, без указания конкретных мер, что не лишает проверяемые организации права принять иные меры по результатам их рассмотрения.
Право органов внешнего финансового контроля, предусмотренное ст. 268.1 БК РФ по направлению финансовым органам, уполномоченным в соответствии с v настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения не обязывает последние к их неукоснительному исполнению. В соответствии со ст. 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденным приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 12 декабря 2014 г. №189, основанием для применения бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике является поступление в Министерство Уведомления.
На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29 декабря 20015 года №1478, Приказом Министра финансов Удмуртской Республики № 14 от 22 января 2016 года в связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств Удмуртской Республики, представленных бюджету муниципального образования «Город Ижевск» на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом 8-РЗ, осуществлено бесспорное взыскание средств за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» в размере 6 836,1 тыс. руб.
Третье лицо - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска поддержало требования заявителя в полном объеме, указав на то, что субвенция, предоставленная бюджету МО «Город Ижевск» в полном объеме была направлена на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом УР 8-РЗ.
Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (ч.5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Закон №6-ФЗ), контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.9 ч.1 ст. 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе, контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверку местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия предусмотрены п.п. 10 ч.1 ст.10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 №51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».
В силу положений п.2 ст.268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Бюджетный кодекс РФ) при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с названным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.268.1 Бюджетного кодекса РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Под проверкой в целях названного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (п.2 ст.267.1 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с положениями ч.1 ст.16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В соответствии с пп.2,3 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона № 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Согласно ч.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу п.1 ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона УР от 14.03.2013 №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон №8-РЗ) органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:
1) по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона;
2) по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом;
3) по обеспечению сохранности закрепленных жилых помещений в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
При этом, в соответствии со ст. 12 Закона №8-РЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий, а также переданных для осуществления отдельных государственных полномочий материальных средств.
Согласно ст. 14 Закона №8-РЗ финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется из бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству образования и науки Удмуртской Республики в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели.
Органам местного самоуправления запрещается использовать субвенции, переданные из бюджета Удмуртской Республики для осуществления отдельных государственных полномочий, на другие цели.
Статьей 13 Закона №8-РЗ предусмотрено, что Правительство Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществляет контроль за их исполнением.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Закона №8-РЗ обязаны определить должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий.
К компетенции местного самоуправления, в лице органов опеки и попечительства в соответствии со ст.ст.3,5,6 Закона №8-РЗ, отнесены следующие вопросы:
- прием заявлений о предоставлении жилых помещений (ст. 3);
- контроль за использованием жилых помещений; проверки состояния закрепленных жилых помещений; организация подготовки закрепленного жилого помещения для возвращения в него лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие мер к предотвращению незаконных сделок по обмену, отчуждению жилых помещений; принятие меры к недопущению вселения в жилое помещение посторонних лиц с нарушением прав детей; установление (признание) статуса несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением; обеспечение выселения из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением; обеспечение проведения ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования; принятие в случае необходимости меры по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания; осуществление иных полномочия, предусмотренные законодательством; контроль за сохранностью жилых помещений (ст. 5);
- формирование республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; составление заключения (ст.6).
Во исполнение положений ст. 13 Закона №8-РЗ Постановлениями Правительства УР от 04.09.2013 №403 «О Порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» и от 23.12.2013 №594 (ред. от 13.04.2015) «О Порядке обеспечения сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и подготовки указанных жилых помещений к заселению детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей,...», регулируемые ими вопросы отнесены к компетенции органов опеки и попечительства муниципальных образований.
В соответствии с Положением об Управлении по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 31.05.2007 №275 (ред. от 20.02.2014) «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска» Управление осуществляет управленческие функции в сфере социальной поддержки населения, опеки и попечительства над несовершеннолетними, семейной политики на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Положением.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.06.2013 №636 (ред. от 25.03.2014) «О реализации Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о внесении изменений в постановления Администрации г. Ижевска от 04.03.2011 №161 и от 07.05.2008 №321» Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска орган является структурным подразделением Администрации города Ижевска, и определено уполномоченным обеспечивать осуществление и реализацию отдельных государственных полномочий:
- по проверке документов, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составлению и подписанию заключения;
- по заключению с указанными лицами договоров найма специализированного жилого помещения.
Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска, Администрации Устиновского, Первомайского, Ленинского, Октябрьского, Индустриального районов города Ижевска (далее Администрации районов города Ижевска) являются структурными подразделениями Администрации города Ижевска, уполномочены обеспечивать осуществление и реализацию государственных полномочий по обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений (п.п. 1.3-1.4 Постановления №636).
В соответствии с Решениями Городской думы г. Ижевска от 19.12.2013 №515 (ред. от 19.12.2014) «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от 19.12.2014 №693 (ред. от 17.12.2015) «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субвенции на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых в соответствии с Законом №8-РЗ отражены как в доходной части, так и в расходной части бюджета муниципального образования «Город Ижевск».
Из материалов дела следует, что согласно п. 14 протокола заседания Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики №7 от 28.10.2015 на основании обращения коллектива МАУ «Центр сохранности жилья» и в целях контроля исполнения постановления Комитета от 23.09.2015 №75 «О результатах проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных в 2013 - 2015 годах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение включить в План работы Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики на 2015 год повторную проверку законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию «Город Ижевск» в 2014 - 2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с Программой повторной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию «Город Ижевск» в 2014 - 2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом №8-РЗ объектами проверки указаны: муниципальное образование «Город Ижевск» и Муниципальное автономное учреждение «Центр сохранности жилья» (далее МАУ «ЦСЖ», учреждение).
В соответствии со ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетное системы Российской Федерации, а также достижения ими показателе! результативности использования указанных средств, соответствующих целевыл показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными программами.
Согласно ст.125 ГК РФ от имени муниципальных своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 настоящей статьи (приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности), органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее Закон №131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют средства местных бюджетов, имущества и др.
Статьей 63 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, получая средства бюджета Удмуртской Республики муниципальное образование «Город Ижевск» вступает в экономические отношения с субъектом Российской Федерации - Удмуртской Республикой.
Таким образом, доводы заявителя о невозможности проведения Комитетом проверки МО «Город Ижевск», поскольку оно не входит в перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренный ст. 266.1 БК РФ, судом не принимается во внимание, поскольку противоречит толкованию действующего законодательства.
Как следует из представленных по делу доказательств, в ходе проверки установлено, что Минобразования по УР с Администрацией МО «Город Ижевск» заключены Соглашения об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№ 04/04-12-32 от 17.01.2014 и №02/04-10-42П от 22.01.2015).
Согласно Соглашениям Министерство обязалось перечислить денежные средства на цели, в порядке и на условиях, предусмотренных Соглашением; осуществить контроль за целевым использованием Получателем (Администрацией города Ижевска) субвенций, полученных в рамках настоящего Соглашения; сократить (приостановить) предоставление субвенций в случаях нарушения Получателем обязательств и условий, установленных настоящим Соглашением и несоблюдения условий предоставления субвенций, в том числе установления факта нецелевого и неэффективного использования Получателем субвенций, полученных в рамках настоящего Соглашения; осуществить по мере необходимости проверки целевого использования Получателем субвенций, полученных в рамках настоящего Соглашения, а также соответствия представленных отчетов фактическому состоянию.
В свою очередь, Администрация города Ижевска взяла на себя следующие обязательства, как получатель субвенции: назначить уполномоченный орган по вопросам реализации Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ; произвести финансирование расходных обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных Соглашениями; осуществлять контроль за реализацией мероприятий, определенных Соглашениями, а также обеспечивать целевое, адресное и эффективное использование субвенций; осуществить мероприятия по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений и подготовке жилых помещений для возвращения в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, а также осуществлению деятельности специалистов, осуществляющих отдельные государственные полномочия.
Постановлением Администрации города Ижевска от 13 июня 2013 года № 636 (с изменениями на 25 марта 2014 года) уполномоченным органом Администрации г. Ижевска по реализации переданных государственных полномочий определено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства (далее - Управление по соцподдержке) (п.п. 1.4).
Указанным Постановлением на Управление возложены полномочия: осуществления планирования соответствующих расходов бюджета; распределения бюджетных ассигнований по получателям бюджетных средств; обеспечения контроля за соблюдением получателями субвенций условий, установленных при их предоставлении; предоставления необходимой информации, связанной с осуществлением отдельных государственных полномочий в Министерство образования и науки Удмуртской Республики; осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, ни действующим законодательством, регулирующим вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни заключенными Соглашениями, не предусмотрена возможность передачи муниципальному автономному учреждению государственных полномочий и предоставление субсидии на выполнение муниципальных заданий за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
Доводы заявителя о согласовании Администрацией г. Ижевска письмом от 13.12.2013 №01-30-8644 с Минобразования УР создание МАУ «ЦСЖ», судом не принимается во внимание, поскольку не соответствует действительности.
Как следует из материалов дела, согласно ответу Минобразования УР №01-24/1711 от 26 марта 2014 года органы местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» имеют право определять организационную структуру и механизм выполнения переданных полномочий с учетом заключенного соглашения между Министерством и муниципальным образованием «Город Ижевск».
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» источником финансирования муниципального задания муниципального автономного учреждения должны являться средства бюджета МО «Город Ижевск», 23 января 2014 года Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска обратилось в адрес Заместителя Главы Администрации - начальника Управления финансов Администрации г. Ижевска с письмом №57.
Согласно письму, в связи с наделением МО «Город Ижевск» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и планируемым созданием Автономного учреждения, для исполнения вышеназванных полномочий, учредителем которого будет являться Администрация г. Ижевска, необходимо внесение изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19 декабря 2013 года №515 «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов» и перераспределение денежных средств.
На основании письма Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска № 57 от 23 января 2014 года Управлением финансов Администрации города Ижевска 03 февраля 2014 года инициировано внесение проекта решения Городской думы города Ижевска «О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19 декабря 2013 года № 515» для рассмотрения Городской думой города Ижевска в установленном порядке (№ 192/01-42 ДО).
Согласно Приложению №2 проекта предложено внесение изменений в ведомственную структуру расходов бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на 2014 год по Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска по подпрограмме «Создание условий для реализации государственной программы» по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» по виду расходов «Субсидии автономным учреждениям» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 822,4 тыс.руб.
Одновременно сокращены бюджетные ассигнования по этому же подразделу получателям бюджетных средств районным Администрациям.
Указанные изменения были утверждены Решением Городской думы города Ижевска №534 от 20 февраля 2014 года.
27 марта 2014 года Администрацией г. Ижевск принято постановление № 281 о создании подведомственного Управлению по соцподдержке муниципального автономного учреждения «Центр сохранности жилья» (далее - МАУ «ЦСЖ»), фактически осуществлявшего функции по исполнению отдельных государственных полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Предусмотренный п. п. 7.7. Устава МАУ «Центр сохранности жилья» источник финансирования автономного учреждения в виде бюджетного поступления посредством субвенции не соответствует требованиям ст. 140 БК РФ, согласно которой под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
18 декабря 2014 года за № 5648/01-33 ДО Управлением финансов Администрации города Ижевска инициировано внесение проекта решения Городской думы города Ижевска «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Согласно Приложению №12 проекта «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 год» по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» по виду расхода «Субсидии автономным учреждениям» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8 665,7 тыс.руб.
19 декабря 2014 года Решением Городской думы №693 бюджет, в указанной редакции, был утвержден.
Фактически на реализацию отдельных государственных полномочий МО «Город Ижевск» из бюджета Удмуртской Республики выделена субвенция в 2014 в размере -7 568,5 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года в размере - 1 334,0 тыс. руб.
Из них Управлением финансов Администрации города Ижевска профинансировано Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска, а последним направлено МАУ «ЦСЖ» в виде субсидии на выполнение муниципальных заданий в 2014 году - 6 357,1 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года - 479,0 тыс. руб.
При этом, МАУ «ЦСЖ» за счет субсидий на выполнение муниципальных заданий непосредственно на содержание жилых помещений для детей-сирот и управление спецжилфондом в проверяемом периоде из полученной суммы израсходовано 565,7 тыс.руб.
Однако, согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.06.2014 №02-10-11/27990 главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, в виде нецелевого направления бюджетных средств.
Таким образом, утверждение в расходной части бюджета МО «Город Ижевск» субсидий на содержание МАУ «ЦСЖ» за счет субвенций и фактическое их использование на содержание МАУ свидетельствует о нецелевом направлении межбюджетного трансферта в соответствии с условиями его предоставления.
На основании вышеизложенного, Администрацией г.Ижевска нарушены условия п.п 2.3.3 и 2.3.5 соглашений с Минобразования УР о целевом использовании субвенции, выразившиеся в предоставлении МАУ «ЦСЖ» за счет субвенции из бюджета Удмуртской Республики субсидий на выполнение муниципальных заданий, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым направлением средств бюджета УР в сумме 6836,1 тыс.руб.
Администрацией г. Ижевск не обеспечен контроль целевого направления субвенций в соответствии с условиями их предоставления, предусмотренными ч.3 п.п. 1.5, п.п. 2.3.3 и 2.3.5 Соглашений об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№ 04/04-12-32 от 17.01.2014 и №02/04- 10-42П от 22.01.201).
Согласно п.1 протокола заседания Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики № 9 от 23 декабря 2015 года Коллегией принято решение о направлении в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Главе муниципального образования «Город Ижевск» копии постановления коллегии и представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков, а также о направлении в Министерство финансов Удмуртской Республики уведомления о применении бюджетной меры принуждения в отношении муниципального образования «Город Ижевск».
В силу ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Право органов внешнего финансового контроля, предусмотренное ст. 268.1 БК РФ по направлению финансовым органам, уполномоченным в соответствии с v настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения не обязывает последние к их неукоснительному исполнению.
В силу пункта 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 пункта 1 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Кодексом бюджетных мер принуждения.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
В соответствии с Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденным приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 12 декабря 2014 г. №189, основанием для применения бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике (далее - местный бюджет) является поступление в Министерство Уведомления.
В соответствии со ст. 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Таким образом, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики законно и обоснованно направил в адрес Главы МО «Город Ижевск» Представление от 23.12.2015 № 52 о принятии мер по устранению вышеуказанных нарушений, а в адрес Министерства финансов Удмуртской Республики - Уведомление от 29.12.2015 №1478 о применении к Администрации г.Ижевска за допущенные нарушения бюджетных мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании Уведомления о применении бюджетных мер принуждения №1478 от 29 декабря 20015 года, Приказом Министра финансов Удмуртской Республики № 14 от 22 января 2016 года, в связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств Удмуртской Республики, представленных бюджету муниципального образования «Город Ижевск» на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом 8-РЗ, осуществлено бесспорное взыскание средств за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» в размере 6 836,1 тыс. руб.
С учетом вышеуказанных правовых норм, суд пришел к выводу о том, что Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики действовал в рамках представленных ему полномочий. Процедура проведения проверки Комитетом не нарушена.
Кроме того, суд отмечает, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании Представления от 23.12.2015 № 52.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вместе с тем, нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Представление от 23.12.2015 №52 было направлено Главе МО «Город Ижевск» сопроводительным письмом от 29.12.2015 №1480, полученным Администраций города Ижевска 11.01.2016 (т.1 л.д.58).
Таким образом, МО «Город Ижевск» узнало о нарушенных правах 11.01.2016. Между тем, с заявлением обратилось в арбитражный суд лишь 27.04.2016 (почтовый конверт л.д.87), то есть, с пропуском установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока подачи заявления в арбитражный суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ обществом не заявлено.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 №16228/05, пропуск срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Также суд отмечает, что оспариваемое уведомление от 10.04.2014 №01-02/317 адресовано Министерству финансов Удмуртской Республики, и носит рекомендательный характер, что следует из содержания последнего абзаца указанного уведомления (т.1 л.д.64). Финансовый орган самостоятельно принимает решение об исполнении, либо неисполнении данного уведомления (пункт 1 статьи 306.3 БК РФ).
При изложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными представления от 23.12.2015 №52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 №1478, вынесенных Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в отношении Муниципального образования «Город Ижевск», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина