ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-5670/08 от 21.07.2008 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-5670/2008

21 июля 2008 г. А28

резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 г.

решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2008 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Д.Е. Лепихина

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», г. Ижевск

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике в лице Отдела государственного пожарного надзора Индустриального района г. Ижевска

о признании незаконным и отмене постановления административного органа № 284 от 11.06.2008г.

с участием представителей сторон:

от заявителя: вед. юрисконсульт Шамшурина В.В. по дов. № 140-Д от 28.12.2007г.;

от административного органа: ст. дознаватель Чукавина М.С. по дов. № 126 от 11.01.2008г., ст. инженер Мусихин В.В. по дов. от 11.01.2008г.

Муниципальное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (далее «ГЖУ») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Индустриального района г. Ижевска № 284 от 11.06.2008 г. по делу об административном правонарушении.

В обоснование требования заявителем указано, что административным органом не подтвержден факт наличия административного правонарушения, не указаны доказательства вины заявителя. При составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления ответчиком не выяснены в нарушение ст. 26.2 КоАП РФ фактические данные, на основании которых административный орган установил наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности.

Заявитель не осуществляет сбор денежных средств на ремонт систем пожарной безопасности, комплектацию, техническое обслуживание оборудования систем пожаротушения, а также на проведение каких - либо испытаний, правом на осуществление указанных работ не обладает, лицензии не имеет. Права собственности, оперативного управления, иные права на жилые дома № 54 и № 58 по ул. Майская, за ГЖУ не зарегистрированы, поскольку оно не является собственником данного недвижимого имущества, а также не уполномочено владеть, пользоваться или распоряжаться домом.

По мнению заявителя, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско- правовых сделок, в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете списываются с баланса унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, жилые дома не могут числиться на балансе ГЖУ, а иного способа управления собственниками данных домов не выбрано. Организацией, обслуживающей данные жилые дома, является ООО фирма «Соболь».

Ответчик заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что привлечение ГЖУ к административной ответственности является правомерным.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Жилые дома по адресу: г. Ижевск, пр. Смирнова, 5 и 7, входят в состав муниципального жилищного фонда и переданы в соответствии с действующим законодательством на праве оперативного управления ГЖУ. Пунктом 4.1.2 Устава «ГЖУ» наделено правом владеть и пользоваться имуществом, переданным на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством. Обязанностью ГЖУ является организация обеспечения сохранности жилищного фонда, содержание его в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (п. 4.2.1 Устава).

В соответствии с Уставом ГЖУ, утвержденным и зарегистрированным мэром г. Ижевска 21.06.2002г., ГЖУ создано Администрацией г. Ижевска для осуществления деятельности по организации содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске. Организация содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в городе Ижевске является основной задачей данного учреждения.

На момент проверки собственниками квартир жилого дома в соответствии с положениями ЖК РФ не выбран ни один из способов управления данным жилым домом. Поскольку при рассмотрении административного дела ГЖУ не представлены документы, подтверждающие прекращение права оперативного управления на данный жилой дом, следовательно, управляющей организацией данного жилого дома, как муниципального жилья, вне зависимости от форм собственности собственников жилья, является ГЖУ, как учреждение, управомоченное Администрацией г. Ижевска на содержание, обслуживание и ремонт объектов, закрепленных в установленном порядке на праве оперативного управления в соответствии с уставом ГЖУ.

Согласно Распоряжению Администрации г. Ижевска № 332 от 27.12.2007г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» ГЖУ взимает плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Факт совершения и вина ГЖУ в совершении административного правонарушения полностью подтверждена материалами дела.

По материалам дела и объяснениям представителей сторон арбитражный суд установил.

В период с 14.05.2008г. по 29.05.2008г. инспекторами Индустриального района г. Ижевска по пожарному надзору проведена проверка противопожарного состояния жилых домов по адресу: г. Ижевск, ул. Майская, 54 и 58.

В ходе мероприятий по контролю установлены следующие нарушения: п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)- чердачные помещения не очищаются от горючих материалов; п. 36 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)- не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций на чердаках; п. 44 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)- люки чердачных помещений не закрыты на замок; на люке чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей; окна чердаков не закрыты и не остеклены; п. 53 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – допускается складирование горючего материала на чердаках и под лестничными маршами; п. 57 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – электропроводка на чердаках проложена проводом в сгораемой изоляции непосредственно по конструкциям из сгораемого материала; не закрыты крышками соединительные (ответвительные) коробки осветительной сети на лестничных клетках; соединение, ответвление и оконцевание токоведущих электрических жил проводов и кабелей на лестничных клетках выполнены путем скрутки; электропроводка, проложенная по сгораемым конструкциям, не проложена в металлических трубах (металлорукаве), не выполнена проводом, защищенным оболочкой из несгораемого (трудносгораемого) материала; не произведен замер сопротивления изоляции токоведущих частей в жилых домах; п. 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – электропровода и кабели эксплуатируются с поврежденной и потерявшей защитные свойства изоляцией; электрические светильники на лестничных клетках не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; не установлены в аппаратуру защиты от токов короткого замыкания и перегрузок, стандартные и калиброванные предохранители или малогабаритные автоматы; п. 67 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – не производится очистка дымоходов печей от сажи; п. 65 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – перед началом отопительного сезона печи не проверяются и не ремонтируются; п. 22 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – незаконно возведены строения в противопожарных разрывах; п. 108 Приложения 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – не укомплектованы пожарные щиты первичными средствами пожаротушения; п. 120 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) – допускается хранение и эксплуатация баллонов с горючим газом в жилых комнатах; п. 74 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) - не производится ремонт, затирка трещин в кирпичной кладке дымовых труб; печи и дымовые трубы на чердаке не побелены; п. 6.6.18 СНиП 41-01-2003 – не заполнены зазоры между перекрытиями и разделкой негорючими материалами; п. 6.6.16 СНиП 41-01-2003 – не выполнена противопожарная разделка дымоходов печей в месте прохождения через перекрытия; п.6.6.13 СНиП 41-01-2003 – не заменены асбоцементные трубы на трубы из глиняного кирпича или жаростойкого бетона; ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - не проводится противопожарная пропаганда через средства массовой информации среди населения.

По результатам проверки составлены акт проверки от 29.05.2008г. № 227 и протокол об административном правонарушении от 09.06.2008г. № 284 в отношении ГЖУ по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ.

Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 11.06.2008г. № 284, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Посчитав данное постановление незаконным, ГЖУ обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что постановление административного органа принято законно и обоснованно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.

Статьей 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 данного кодекса в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (часть 1).

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона).

Согласно пункту 3.1.1 Устава ГЖУ на основании договора осуществляет функции Службы заказчика по поручению Администрации г. Ижевска в интересах жителей города и других потребителей муниципальных услуг, включающих в себя: содержание, обслуживание и ремонт, включая капитальный, объектов, закрепленных в установленном порядке на праве оперативного управления.

Таким образом, на ГЖУ лежит обязанность соблюдать Правила и нормы пожарной безопасности на спорных объектах.

По результатам мероприятий по контролю административным органом установлено, что в нарушение п.п. 22, 36, 40, 44, 53, 57, 60, 65, 67, 74, 108, 120 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п.п. 6.6.13, 6.6.16, 6.6.18 СНиП 41-01-2003, ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» заявителем не соблюдены требования пожарной безопасности.

Заявитель не согласился с привлечением к административной ответственности в части нарушения п. 120 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), при этом указал, что нарушение в виде хранения и эксплуатации баллонов с горючим газом в жилых комнатах допущено жильцами, а не ГЖУ.

Административный орган в указанной части с заявителем согласился.

Судом довод заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения в связи с выявленным нарушением п. 120 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) принят, поскольку данные действия совершены иным лицом, в непосредственном владении и пользовании которого находится жилое помещение, и ГЖУ не может отвечать за несоблюдение данным лицом противопожарных правил пользования жилищем.

Факт нарушения заявителем требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) в остальной части подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 09 июня 2008г.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что ГЖУ не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) в жилых домах №№ 54 и 58 по ул. Майская.

Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4. КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Постановление административного органа о назначении заявителю административного штрафа является законным и обоснованным.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания административным органом учтены положения ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе факт повторного совершения однородного административного нарушения, что следует из текста оспариваемого постановления.

Доводы заявителя о неправомерности привлечения его к административной ответственности судом не принимаются, поскольку жилой дом находится в муниципальной собственности г. Ижевска и передан в оперативное управление ГЖУ, то есть заявитель является лицом, уполномоченным владеть и пользоваться имуществом. Факт передачи жилого дома на баланс ГЖУ подтверждается решением Администрации г. Ижевска № 01-04у/229 от 21.03.2003г., актом передачи в муниципальную собственность основных средств МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» от ОАО «Ижевский подшипниковый завод».

Контрактом № 15 от 01.06.2008г. на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов, заключенным МУ «Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно- коммунальном хозяйстве г. Ижевска» с ООО фирма «Соболь», не предусмотрена передача полномочий по обеспечению пожарной безопасности жилых домов.

Материалы дела не содержат доказательств того, что выбран иной способ управления многоквартирным домом, а обязательства по обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда и системы инженерного оборудования переданы иному лицу.

На период выбора способа управления жилой дом не может находиться без лица, ответственного за обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда и системы инженерного оборудования, за обеспечение пожарной безопасности. Таким лицом в рассматриваемом случае выступает ГЖУ, как лицо, продолжающее управлять жилым домом.

В структуру цены на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, входит, в том числе и плата за обслуживание систем пожаротушения (Распоряжение Администрации города Ижевска от 27.12.2007г. № 332 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения»).

В соответствии с п. 2.2.1. Устава ГЖУ, утвержденного Постановлением Мэра г. Ижевска 21 июня 2002г. № 268, основной задачей учреждения является организация содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в городе Ижевске, переданных в оперативное управление учреждению.

Для реализации указанных задач учреждение на основании договора осуществляет функции Службы заказчика по поручению Администрации г. Ижевска в интересах жителей города и других потребителей муниципальных услуг (п. 3.1.1.); участвует в формировании, размещении и обеспечении выполнения заказа по содержанию, эксплуатации, ремонту объектов ЖКХ на территории города Ижевска (п. 3.1.2.); осуществляет сбор платежей от потребителей, в т.ч. населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (п. 3.1.6.); принимает и оплачивает произведенные работы и услуги согласно заключенным договорам (п. 3.1.7); рассматривает предложения, заявления и жалобы, возникающие по поводу низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения (п. 3.1.13); заключает договоры с потребителями на предоставление жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке (п. 3.1.14). Согласно п. 4.2.2. Устава ГЖУ обязано организовать оказание качественных жилищно-коммунальных услуг населению и иным потребителям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, никаких мероприятий по осуществлению технического надзора и контроля за эксплуатацией переданного на обслуживание жилищного фонда, а также выдаче предписаний поверенному или гражданам об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения замечаний ГЖУ не проводилось, поэтому довод Отдела Государственного пожарного надзора Индустриального района г. Ижевска о наличии вины заявителя и правомерности привлечения его к административной ответственности по пункту 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности признается судом правомерным.

При изложенных обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении требования МУ «Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» отказать.

2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалоб через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить, соответственно, на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas. arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.

   Судья Д.Е. Лепихин