АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ижевск Дело № А71-575/2013
29 марта 2013 года Г33
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 29 марта 2013 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи С.Ю. Бакулева, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменном виде помощником судьи Н.М. Морозовой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Сарапул
к 1. Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ижевск
2. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва
третьи лица: 1. Министерство социальной защиты населения по Удмуртской Республике, г. Ижевск
2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства, г. Ижевск
3. Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики
о взыскании 1444051 руб. убытков
при участии представителей
истца: не явился (уведомление в деле)
ответчиков: 1. ФИО2 – представитель (доверенность № 13 от 31.01.13.)
2. ФИО3 – представитель (доверенность от 11.01.13.)
третьих лиц: не явились (уведомления в деле)
у с т а н о в и л:
Иск заявлен о взыскании 1444051 руб. убытков, образовавшихся в результате оказание услуг по перевозке льготной категории граждан в 2012 году.
Истец исковые требования изложил в иске.
Представитель первого ответчика исковые требования оспорила, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: Согласно Закону Удмуртской Республики от 28.12.2011 № 80-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Министерству социальной защиты населения как главному распорядителю бюджетных средств в сфере социальной защиты населения было предусмотрено 250220,9 тыс. руб. Указанные средства израсходованы в полном объеме и по целевому назначению согласно положениям действующего порядка распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками.
Второй ответчик исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: передача государственных полномочий по обеспечению финансирования льгот в виде бесплатного проезда другому уровню власти действующим законодательством не установлена. Российская Федерация обязана финансировать льготы, установленные федеральным законодательством. Между тем, истец не указывает нормативных актов, которыми установлено, что Российская Федерация обязана финансировать льготы в виде бесплатного проезда. Таким образом, нормативные акты федерального уровня не содержат норм, устанавливающих меры социальной защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте, указанные меры поддержки оказываются на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики и является ее расходным обязательством. Кроме того при расчете следует использовать показатель количества граждан. Воспользовавшихся СПБ, Президиум ВАС РФ определил. Что убытки транспортных организаций определяются из расчета 50 поездок в месяц по 1 СПБ.
Третьи лица представили свои пояснения по существу заявленных исковых требований в письменном виде.
Судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121-123, 156 АПК РФ.
Между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (Министерство) и истцом (транспортная организация) заключен договор об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан № 70 от 01.02.2012, предметом договора является (п. 2.1.) обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 2.2. договора возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией Транспортной организацией социальных проездных билетов производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».
Согласно п. 3.2.1 договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
Истец указывает, что согласно сводным актам серки задолженность по федеральному регистру льготной категории граждан за период 2012 года составляет 1019975 руб., по региональному регистру льготной категории граждан за период 2012 года составляет 424076 руб.
Обязательства по возмещению выпадающих доходов до настоящего времени не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили истцу, основанием для обращения в суд с иском о взыскании 1444051 руб. убытков.
Ответчики исковые требования оспорили, по основаниям изложенным в отзывах на иск.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на сумму убытков в размере 1444051 руб., на основании ст.ст. 15, 790, 1069, 1071 ГК РФ.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 названного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 16 - 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории Удмуртской Республики в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике». Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики.
Порядок возмещения утвержден Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006г. №183-р «Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов» (далее – Положение).
Согласно п.3 Положения организации транспорта ведут раздельный учет продажи социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный и региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
Соответственно расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, и включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7573/12 от 30.10.2012 количество поездок, совершаемых льготником на основании одного единого социального проездного билета, определено предприятием на основании постановлений Росстата от 09.01.2007 № 1 «Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов», от 19.01.2007 № 9 «Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта» (далее – постановление Росстата от 19.01.2007 № 9), от 09.01.2007 № 2 «Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта» и составило 90 поездок по каждому единому социальному проездному билету: на три вида транспорта (автобус–троллейбус–трамвай) по 20 поездок на каждый, а на метро – 30. Указанное количество поездок получено путем суммирования показателей, содержащихся в трех названных постановлениях Росстата.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров, и их количества, возможно использование расчетного метода.
Согласно пункту 54 постановления Росстата от 19.01.2007 № 9 при продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
При этом расходы транспортной организации рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному и региональному регистрам, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (50 поездок) в месяц, и от этого количества определяется доля предприятия в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного единого проездного билета.
Граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.
Постановление Росстата от 19.01.2007 № 9 «Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта» утратил силу в связи с изданием Приказа Росстата от 31.10.2012 № 581.
Между тем, аналогичный расчетный метод, установлен Приказом Росстата от 18.08.2011 № 365 (ред. от 06.09.2012).
Согласно п. 28 Приказа Росстата от 18.08.2011 № 365 (ред. от 06.09.2012) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи» при продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.
Проанализировав, представленный истцом расчет убытков, суд признает его не соответствующим сложившейся практике арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятой на основании нормы права в истолковании, в связи с чем, отклоняет его.
Расчеты ответчиков, соответствуют положениям Президиума ВАС РФ, расчет составлен в соответствии с постановлением Росстата от 19.01.2007 № 9, Приказом Росстата от 18.08.2011 № 365, которые признаются судом правомерными и обоснованными.
Из материалов дела следует, что обязательства по предоставлению в 2012 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам финансируемым за счет средств федерального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, и оказал транспортные услуги на общую сумму 881890 руб.
Обязательства по предоставлению в 2012 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам финансируемым за счет средств регионального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, и оказал транспортные услуги на общую сумму 1377600 руб.
Стоимость оказанных транспортных услуг возмещена частично в сумме 1169174 руб.
Судом установлено, что истцом указанная сумма отнесена на погашение задолженности по предоставлению в 2012 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам финансируемым за счет средств регионального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения, что является правомерным.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 № 2-П, (далее – Положение о безналичных расчетах) банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в пункте 1.2 настоящей части Положения, используются, в том числе, платежные поручения.
Согласно пункту 3.1. Положения о безналичных расчетах платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
В соответствии с пунктом 3.4. Положения о безналичных расчетах платежное поручение составляется на бланке формы 0401060, в том числе заполняется графа «назначение платежа», где указывается наименование товаров, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, налог, также может быть указана другая необходимая информация.
Поскольку денежные средства, поступили на расчетный счет получателя – ИП ФИО1, и в платежных поручениях (л.д. 22-33), в поле «основание платежа» указано: «возмещение сумм, расходов, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан…», истец правомерно определил порядок погашения задолженности и зачислил поступившие денежные средства в сумме 1169174 руб., в счет погашения задолженности по региональному регистру.
Таким образом, взяв за основу расчеты ответчиков (приобщены к материалам дела), с Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск подлежат взысканию убытки в размере 208426 рубля (1377600 руб. задолженность – 1169174 руб. частичное погашение), с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежат взысканию убытки в размере 881890 рублей.
Возражения ответчиков судом отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.
На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Принимая Федеральные законы от 24.07.2007г. № 198-ФЗ, от 24.11.2008г. № 204-ФЗ, государство не отменяло и не приостанавливало действия федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Компенсация расходов, понесенных истцом, оказывающим услуги льготным категориям потребителей, установлена действующим законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку ответчики не обеспечили исполнение федерального закона в части предоставления льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, суд пришел к выводу о законности и обоснованности исковых требований в размере 1090316 руб.
Учитывая, что государственная пошлина при подаче искового заявления истцом не уплачивалась, в связи с предоставлением отсрочки, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в порядке п.1 ч. 1 ст. 333.37. НК РФ, то, в соответствии с п.4 ч.7 ст. 141 АПК РФ и ст. 102 АПК РФ, ч.2 ст. 333.22, ст. 333.41 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с истца пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Взыскать с Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ижевск в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Сарапул убытки в размере 208426 рублей.
2. Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Сарапул убытки в размере 881890 рублей.
3. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
4. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Сарапул в доход федерального бюджета 6721 рубль 83 копейки государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья С.Ю. Бакулев