ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-6009/2021 от 18.05.2022 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

___________________________________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Ижевск                                                                                     Дело №А71-6009/2021

30 мая 2022 года

         Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года. Полный текст решения изготовлен 30 мая 2022 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епишкиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики», при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Овчинникова Александра Анатольевича, Общества с ограниченной ответственностью «УралГеоИнжиниринг» и Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Якшур-Бодьинское лесничество» о признании права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, на которые накладывается земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, о признании отсутствующим права Администрации муниципального образования Якшур-Бодьинский район на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, о признании недействительными материалов межевания земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:24:010001:576 (сведений по площади и координатам) и снятии земельного участка с кадастрового учета, о восстановлении границ и площади кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в координатах и площади, указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг».

В судебное заседание явились:

от истца: не явились (уведомление в деле),

от ответчика: Вахрушева Н.А. – представитель по доверенности № 7942/03-11 от 27.12.2021, диплом АВС 0973181 от 25.09.1998,

от третьих лиц:

1) Михальков С.А. – представитель по доверенности № 2022-11 от 01.01.2022, диплом БВС 0829047 от 01.07.1999,

2) не явились (уведомление в деле),

3) Овчинников А.А., Бажайкин А.Л. – представитель по доверенности от 29.09.2021, диплом ШВ №028755 от 19.06.1995,

4) не явились (уведомление в деле),

5) не явились (уведомление в деле).

Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации Якшур-Бодьинского Сельсовета Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики о признании права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, на которые накладывается земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, о признании отсутствующим права Администрации муниципального образования Якшур-Бодьинский район на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, о признании недействительными материалов межевания земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:24:010001:576 (сведений по площади и координатам) и снятии земельного участка с кадастрового учета, о восстановлении границ и площади кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в координатах и площади, указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг».

До рассмотрения спора истцом заявлены ходатайства: об уточнении исковых требований, согласно которым он просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды №2652 от 26 февраля 2014 года земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, признать отсутствующим право аренды Овчинникова А.А. на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды №2652 от 26 февраля  2014 года путем погашения у земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576 регистрационной записи об аренде №18:24:010001:576­18/012/2020-3 от 22 июля 2020 года, признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, признать незаконным и отменить постановление Администрации Муниципального образования Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики №302 от 26 февраля  2014 года, на основании которого был заключен договор аренды №2652 от 26 февраля  2014 года, указать в решении суда, что оно является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Удмуртской Республики для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости; ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве первого ответчика Овчинникова А.А., в качестве второго ответчика Администрацию Муниципального образования Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики; ходатайство о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, в случае отложения рассмотрения спора.

С учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц, судом отказано в удовлетворении ходатайства об уточнении заявленных требований, поскольку статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность одновременного изменения предмета и основания иска, являющаяся, по существу, предъявлением нового требования, а также не предусмотрено право истца заявлять дополнительные требования; в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении Овчинникова А.А. к участию в деле в качестве соответчика (статья 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из материалов дела, в соответствии с нормами Закона Удмуртской Республики от 11.05.2021 №43-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» и статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» (далее – администрация).

Кроме того, поскольку участвующие в процессе представители подтвердили готовность к рассмотрению спора по существу в данном судебном заседании, и департаментом не заявлено о необходимости отложения судебного разбирательства, ходатайство истца об организации видеоконференц-связи оставлено судом без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, 14 февраля 2019 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 площадью 198460 кв.м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный примерно в 3800 м по направлению на юго-восток от д.Алгазы Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики (далее – спорный земельный участок).

Основанием для постановки на государственный кадастровым учет указанного земельного участка послужило постановление Администрации муниципального образования Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики от 6 февраля  2014 года №162 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка» и межевой план от 7 февраля 2014 года, изготовленный Обществом с ограниченной ответственностью «УралГеоИнжиниринг» кадастровым инженером Туймановой А.В.

Правообладателем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576 является Овчинников А.А. на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 26 февраля  2014 года №2652, а также договоров об уступке права от 7 апреля 2014 года №1 и 16 июля 2020 года №2.

Ссылаясь на то, что участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 полностью накладывается на лесной участок с кадастровым номером 18:24:000000:357 (условный номер 18-18-22/004/2008-328) общей площадью 316467155 кв.м из земель государственного лесного фонда, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, Якшур-Бодьинское лесничество: Кекоранское участковое лесничество (кварталы 1-222), Мукшинское участковое лесничество (кварталы 1-158), Чуровское участковое лесничество (кварталы 1-119), Селыченское участковое лесничество (кварталы 1-187), принадлежащий на праве собственности Российской Федерации в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Администрация, считая исковые требования необоснованными, указала на то, что формирование спорного земельного участка и предоставление его в аренду как земли неразграниченной государственной собственности происходило в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, с опубликованием в средствах массовой информации необходимых сведений; что отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения произведено на основании картографических материалов (плана землепользования) Государственного акта на право пользования землей серии А-I №955077, выданного колхозу «им. Чкалова» Якшур-Бодьинского района Удмуртской АССР 10 апреля 1980 года. Кроме того, администрацией заявлено о пропуске департаментом срока исковой давности по заявленным требованиям, а также о невозможности признания права администрации отсутствующим, так как в Едином государственном реестре недвижимости сведений о муниципальной собственности на спорный земельный участок не имеется.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Минприроды) совместно с Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Якшур-Бодьинское лесничество» (далее – лесничество), поддержало исковые требования, указав, что спорный земельный участок полностью накладывается на земли лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации; возразив против применения срока исковой давности, поскольку о нарушенном праве стало известно только из заключения ФГБУ «Рослесинфорг» 6 апреля 2021 года, а также в связи с тем, что не предъявленные требованиям исковая давность не распространяется.

Овчинников А.А. возражает против удовлетворения иска, полагая, что предъявленные требования противоречат нормам права и фактическим обстоятельствам дела; что отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ ранее учтенного лесного участка 18:24:000000:357 не позволяет утверждать о наличии наложения на спорный земельный участок, права на который, также как и на расположенное на земельном участке здание (объект недвижимости с кадастровым номером 18:24:010001:576) возникли до 1 января 2016 года, что в пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Овчинников А.А. также поддержал заявление администрации о пропуске департаментом срока исковой давности.

Оценив доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.  Лицо, считающее себя собственником находящего в его владении недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

При рассмотрении спора по делу администрация и Овчинников А.А. ссылались на то, что при подготовке проекта межевания земельного участка и межевого плана в связи с образованием спорного земельного кадастровым инженером использовались картографические материалы земель бывшего совхоза «им. Чкалова».

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее – Основы лесного законодательства 1977 года), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 №4616-1 (далее – Основы лесного законодательства 1993 года), частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (далее – Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 №144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.

В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие Лесного кодекса) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статьей 4.2. Закона о введении в действие Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 4.4. указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

С учетом изложенного, факт регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Якшур-Бодьинского лесничества и, соответственно, входящего в его состав Кекоранского участкового лесничества (квартал 130 выдела 28, 29, 30, 31, 36, 42; квартал 131, выдела 14, 15, 16) подтверждает, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации был представлен план участка, ранее учтенного в Государственном лесном реестре.

Отсутствие установленных границ лесного участка не свидетельствует о невозможности установления наложения участков.

Учитывая анализ графических данных, заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 6 апреля 2021 года и информацию, полученную в результате непосредственного осмотра спорного земельного участка, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 расположен на территории кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, Государственного охотничьего заказника «Потерянный ключ» и особо охраняемой природной территории «Торфяное болото «Прыченское».

Включение лесных участков в границы земель бывшего колхоза «им. Чкалова», согласно плану земель колхоза «им. Чкалова», было вызвано существованием ранее на территории Кекоранского лесничества мехлесхоза. Между тем, доказательств изъятия переданных мехлесхозу для осуществления хозяйственной деятельности лесных участков и перевода их в иную категорию земель не имеется.

В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что при проведении кадастровых работ по формированию спорного земельного участка кадастровый инженер исходил из формального учета формируемого земельного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, суд отмечает, что по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Так, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Соответственно, сам по себе формальный учет земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576 как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности его отнесения к землям лесного фонда.

Из пояснений представителей Минприроды и лесничества при непосредственном осмотре судом установлено, что на территории спорного земельного участка сохранились строения, ранее являвшиеся егерской базой, созданной для нужд лесного хозяйства, для чего Удмуртской региональной Общественной организации «Огонек» по договору безвозмездного пользования по акту приема-передачи 28 декабря 2004 года был передан участок лесного фонда на срок до 28 декабря 2053 года Кекоранского лесничества в квартале 15 выдела 12, 16, 18, 20 и в квартале 16 выдела 6, 14 (в дальнейшем нумерация кварталов изменена на 130 и 131). Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела договором №2 от 28 декабря 2004 года, актом приема-передачи от 28 декабря 2004 года, приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 3 декабря 2007 года №338 с прилагаемым «Проектом деления лесов на участковые лесничества по Якшур-Бодьинскому лесничеству». В связи с чем, а также учитывая, что о нарушении прав Российской Федерации истец узнал в 2021 году в результате дистанционного мониторинга, суд пришел к выводу о негаторном характере заявленного иска и отсутствии основании для применения срока исковой давности (статьи 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе лесоустроительную документацию, непосредственно осмотрев спорный участок, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576 к землям сельскохозяйственного назначения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что право собственности Российской Федерации на лесной участок, на который накладывается спорный земельный участок, удостоверяется не только выпиской из государственного лесного реестра №422, но также и свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 18АА №645081 от 3 июля 2008 года и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 18:24:000000:357, в связи с чем, суд пришел к выводу об ошибочном отнесении спорного земельного участка к землям неразграниченной государственной собственности.

В Едином государственном реестре недвижимости записей о муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 не имеется.

На основании вышеизложенного, применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствуют, невозможно.

Таким образом, кадастровый учет спорного земельного участка в границах, определенных в межевом плане, с указанием категории земель: земли сельскохозяйственного назначения не соответствует фактическим обстоятельствам, и противоречит сведениям государственного лесного реестра.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (пункт 3 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание фактические обстоятельства спора, оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования департамента о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 площадью 198460+/-3898 кв.м категории земель: земли лесного фонда, расположенного примерно в 3800 м по направлению на юго-восток от д.Алгазы Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.

При этом суд не усматривает необходимости удовлетворения требований о признании отсутствующим права администрации на спорный земельный участок, поскольку судебный акт о признании права собственности Российской Федерации является основанием для внесения соответствующей записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, суд считает не подлежащими удовлетворению требования департамента о признании недействительными материалов межевания земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:24:010001:576 (сведений по площади и координатам) и снятии земельного участка с кадастрового учета, о восстановлении границ и площади кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в координатах и площади, указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг» по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Так, в соответствии с действовавшей до 1 января 2017 года частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон №221-ФЗ), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона №221-ФЗ.

В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона №221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Таким образом, положениями Закона №221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 1 января 2017 года законодательством предусмотрены не были.

Исходя из положений Закона №218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Пунктом 3 статьи 70 Закона №218-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 года, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.

В настоящем случае земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 поставлен на государственный кадастровый учет 14 февраля   2014 года. Решение о постановке на кадастровый учет принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок имеет статус «учтенный» и сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом, в связи с чем, требование департамента о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 18:24:010001:576, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям части 3 статьи 6, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о спорном земельном участке не препятствует образованию из него иных земельных участков способами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации прав на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, судом не установлено.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Однако департамент к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по вопросу снятия земельных участков с кадастрового учета не обращался, его акты или действия не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Поскольку у регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, а департамент не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.

Кроме того, суду не представлено доказательств, что вследствие формирования и постановки на кадастровый учет спорного земельного участка были изменены границы и площади кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, на территории которых находится земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576, необходимости восстановления координат и площади указанных кварталов в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» не имеется.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:24:010001:576.

С учетом принятого по делу решения, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на ответчика.

Вместе с тем, поскольку в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 площадью 198460+/-3898 кв.м категории земель: земли лесного фонда, расположенного примерно в 3800 м по направлению на юго-восток от д.Алгазы Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                                            Е.В.Конькова