ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-6181/06 от 29.08.2006 АС Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426057 г. Ижевск, ул. Свободы, 139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71- 6181 /2006

А6

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2006г.

Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2006г.

Арбитражный суд УР в составе судьи Глухова Л.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

производственно-строительного кооператива « Ошмес», с. Малая Пурга

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской республики, г. Ижевск

о признании недействительным и отмене постановления № 61 от 8.06.06г. о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КОАП РФ

при участии в судебном заседании :

от заявителя: не явился, уведомлен 21.08.06г. в соответствии со ст.123 АПК РФ.

от ответчика: Антюгановой Н.В. по доверенности от 28.06.06г.

Заявитель требует признать незаконным постановление, по которому он привлечен по ст. 8.1 КОАП РФ к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. и отменить его по следующим основаниям:

- заявитель надлежаще не был уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела в нарушении ч.1 ст. 25.1 КОАП РФ из-за этого не мог представить доводы, объяснения, возражения;

- выводы сделанные в обжалуемом постановлении не соответствуют фактам установленным в акте проверки, следовательно, состав административного правонарушения не установлен;

- нарушены сроки составления протокола об административных правонарушениях, установленные ст.28.5 КОАП РФ, более чем на месяц;

- санкция, примененная при назначении административного наказания, 500 МРОТ не соответствует, санкции , установленной ст.8.1 КОАП РФ- от 50 МРОТ до 100 МРОТ.

Ответчик представил отзыв, указав, - что заявителю повестки на составление протокола направлялись по почте в его адрес 19.05.06г., полученная 25.05.06г., что подтверждается почтовым уведомлениям № 42605177338138 о направлении заказных писем; так как по повестке заявитель не явился, в его отсутствие составлен протокол № 61 от 29.05.06г., направлены по почте заявителю и получен 2.06.06г. согласно почтового уведомления № 42605177026202; Явку на рассмотрение дела своего представителя заявитель также не обеспечил, ходатайств от него не поступало, в его отсутствии принято обжалуемое постановление, направлено по почте заявителю и вручено 15.06.06г. согласно почтового уведомления № 42605178343278;

- факт правонарушения установлен в акте проверки : наличие на предприятии опасных отходов свидетельствует то, что имеются бокс для ремонта техники, автотранспорт, гараж;

- нарушения сроков составления протокола не произошло: акт проверки составлен 26.04.06г., хотя датой выявления правонарушения является дата- 23.05.06г. – день поступления акта проверки в Министерство. Протокол составлен – 29.05.06г.;

- с января 2006г. согласно закону № 183-ФЗ от 26.12.05г. изменилась санкция ст.8.1 КОАП РФ в сторону ужесточения. Штраф составил с 200 МРОТ до 1000 МРОТ.

Удовлетворено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела документов, указанных в протоколе судебного заседания. Других ходатайств, заявлений от сторон не поступило.

Заявитель, уведомленный о месте и времени рассмотрения дела 21.08.06г. в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено без участия представителей заявителя в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании установлено следующее.

8 июня 2006г. на основании протокола об административных правонарушениях № 61 от 29.05.06 принято обжалуемое постановление в отношении заявителя, в котором отражено, что по поступившим материалам акта проверки от 26.04.06г. № 61 установлено, что основным видо деятельности заявителя является строительство водопроводов, канализации и установка водонапорных башен, на его территории имеются источники загрязнения атмосферного воздуха: бокс для ремонта техники, открытая стоянка для хранения спецтехники, котельная на газу, сварочное оборудование –3 единицы, автотранспорт- 3 единицы. При эксплуатации данных объектов осуществляются выбросы указанных загрязняющих веществ.

Инвентаризация этих выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена.

Отсутствует разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от деятельности, лицензия на право обращения с опасными отходами, а также не запланированы и не выполнены мероприятия по уменьшению негативного влияния деятельности на окружающую среду. Нарушены ч.1, ч.5 ст. 14 закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99г. № 96-ФЗ, , с.9,11.18 закона « Об отходах производства и потребления» от 24.06.98г. № 89-ФЗ, ст.22, ч.2 ст. 39 закона РФ « Об охране окружающей среды» от 10.01.02г. № 7-ФЗ. Кроме того, в нарушении ст.16 данного закона № 7-ФЗ не отчислялась плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2004г., 2005г.,2006г.

Заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КОАП РФ в виде взыскания штрафа 500 МОТ или 50 000 руб.

Заявитель требует отменить постановление от 8.06.06г. о привлечении его к административной ответственности, так как, по ее мнению, он не имеет отходов производства и потребления, а также отходов от его деятельности и более того, не имеет опасных отходов, на размещение которых нужна лицензия. Указанные факты не установлены при проверке, т.е. состав административного правонарушения не установлен. Привлекать его по указанной статье КОАП РФ нет оснований.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что имеется основание для отмены обжалуемого постановления .

Согласно ст.11 закона « Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99г. № 96-ФЗ предъявляются следующие требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов обязаны:

соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены ст.39 закона РФ « Об охране окружающей среды», которая устанавливает, что:

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В связи с принятием закона РФ от 22.08.04г. № 122-ФЗ ч.1 ст.9 закона «Об охране атмосферного воздуха», обязывающего юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха, утратила силу.

Из материалов дела видно, что факт правонарушения и свою вину заявитель не признал, считает, что ответчик не установил состав правонарушения.

Ответчик, по мнению суда, не учел, что во время проверки проверяющим не обнаружено и никак не установлено, что от деятельности организации имеются какие – либо отходы от производства или вредные выбросы в атмосферный воздух, загрязняющие его.

К ответственности же по указанной норме возможно, по мнению суда, привлечь только лиц, которые не соблюдают экологические требования при эксплуатации предприятий, т.е. при строительстве водопроводов, канализации, водонапорных башен, так как именно этой деятельностью, как установлено в акте проверки, занимается заявитель.

Такие факты проверкой не установлены.

Заявитель утверждает, что у него от его деятельности не имеется никаких вредных отходов или загрязняющих атмосферный воздух выбросов.

Довод ответчика о том, что так как актом проверки установлено, что на территории производственной базы находятся административно-бытовой корпус, бокс для ремонта техники. Складские помещения для строительных материалов, открытая стоянка спецтехники, площадка для хранения ТБО и металлолома, на балансе имеется автотранспорт- 3 единицы, одно здание. 1 гараж, 1 котельная на газу, 3 единицы сварочных оборудования, они являются источниками вредных, загрязняющих атмосферный воздух, выбросов, то, стало быть, нарушаются экологические нормы, суд не принимает.

Актом проверки не установлены конкретные факты того, что от деятельности организации 26.04.05г. обнаружены выбросы в атмосферный воздух, которые бы были вредными, т.е. превышающие допустимые ПДК и ПДН, а также , что от деятельности указанного оборудования , техники , котельной обнаружены какие-либо вредные отходы.

Нормирование вредных выбросов и вредных отходов возложено на органы государственной исполнительной власти на основании статьи 5 закона РФ № 96-ФЗ от 04.05.1999г. « Об охране атмосферного воздуха» согласно их полномочиям в области охраны атмосферного воздуха, к которым относится:

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух;

установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка сертификации топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;

определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух согласно ст.12 этого же закона устанавливаются

в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и бывают технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Пункт 2 и пункт 3 установили, что технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов;

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно пункту 4 в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

И только после такого нормирования, если оно произведено в связи с конкретной деятельностью заявителя, можно обязать его не допускать превышения указанных норм, а если обнаружено такое превышение, то требовать от организации плана мероприятия по снижению норм таких выбросов и вредности отходов, посредством представления органам исполнительной государственной власти, в том числе, проектов нормативов образования вредных загрязняющих выбросов, а также отходов и лимитов на размещение отходов с целью уменьшения количества их образования.

Судом установлено нарушение процессуальных норм. Согласно ст.28.5 КОАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течении двух суток с момента обнаружения административного правонарушения.

Только тогда когда имеется необходимость в проведении административного расследования, протокол может быть составлен в сроки , установленные ст.28.7 КОАП РФ, т.е. по окончании этого расследования, которое не может превышать одного месяца.

Из материалов дела видно, что административное правонарушение обнаружено 26.04.06г., протокол об административном правонарушении составлен 29.05.06г. Доказательств производства административного расследования не имеется. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования не принималось.

Нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности по представлению доказательств, возражений, пояснений, а также из-за этого фактические обстоятельства, обнаруженные и отраженные в акте проверки существенно различаются с теми фактическими обстоятельствами, которые отражены в протоколе об административных правонарушениях. Совпадает только отражение фактов того, что не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004г. и 2005г. и не имеется плана мероприятий по поддержанию благоприятной экологической обстановки.

Таки образом, сделанные 8.06.06г. в обжалуемом постановлении выводы не основаны на обнаруженных 26.04.06г.при проверке фактах.

Не принимается довод заявителя, что размер санкции не соответствует ст.81 КОАП РФ. Так, заявитель привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа 50 000 руб., однако размер штрафа, предусмотренный данной статьей, предусмотрен для юридических лиц в пределах от 200 МРОТ до 1000 МРОТ. Этот предел санкции введен законом № 183-ФЗ от 26.12.05г. с января 2006 года.

Также не принимается его довод , что он не был уведомлен о месте и времени составления протокола и принятия решения, этот довод противоречит материалам дела, в которых имеются повестка, почтовые уведомления о вручении повестки, акта проверки, протокола об административных правонарушениях заявителю, но он не обеспечил явку своего представителя.

Ответчиком также не исследовался и не устанавливался вопрос о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, а также обстоятельства, которые административный орган обязан учитывать согласно ч.2 ст.4.1 КОАП РФ по общим правилам назначения административного наказания, поэтому, санкция применена произвольно без учета данных обстоятельств.

Руководствуясь 30.6, 30.7, 30.8 КОАП РФ, ст.211,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд УР

Р Е Ш И Л:

1. Постановление от 8.06.06г. № 61 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской республики, г. Ижевск, о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КОАП РФ, вынесенного в отношении производственно-строительного кооператива « Ошмес», с. Малая Пурга, признать незаконным , не соответствующим ст.8.1 КОАП РФ и подлежащим отмене.

2. Решение вступает в силу в 10-дневнй срок и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда УР- Семнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, г. Пермь.

Судья Л.Ю.Глухов