ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-6886/20 от 30.10.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 6886/2020  

09 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2020 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «1С-ИжТиСи» г.Ижевск о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике г.Ижевск о недействительным

при участии в судебном заседании представителей:         

от заявителя: Одноралова В.В. по  доверенности от 28.08.2020,

от налогового органа: Варламовой А.В.  по доверенности от 13.03.2020, Жарова Д.Ф.  по доверенности от 24.12.2019, Булдаковой Е.В. по доверенности от 26.10.2020,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «1С-ИжТиСи» обратилось  в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.01.2020 №54.

В обоснование заявленных требований  ООО «1С-ИжТиСи»  указало следующее.

В части непринятия налоговым органом дохода в размере 3075400 руб.

Оказание заявителем  услуги по передаче пользователям не исключительных (имущественных) прав на доработанную (модифицированную) программу для ЭВМ - «Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий» и оказание им услуг по ее адаптации, установке, тестированию (настройке) и сопровождению путем интеграции в программу «1С» для ЭВМ пользователей, является единой деятельностью, результат которой заключается в способности программы «1С» для ЭВМ-пользователей взаимодействовать с ФГИС «Меркурий» путем «оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов на грузы».

Оказание налогоплательщиком услуги в электронной форме путем предоставления доступа пользователям для скачивания дистрибутива модуля в электронном виде не является самостоятельной услугой, поскольку модуль представляет собой отдельную функцию (способ), информационную технологию, обеспечивающую взаимодействие программы «1С» для ЭВМ пользователя с ФГИС «Меркурий» для целей ветеринарной, биологической и пищевой безопасности (контроля).

В ходе действий налогоплательщика изменился не ранее переработанный (модифицированный) модуль, а свойства (содержание) интеллектуальной собственности (неисключительные права) пользователей на программу «1С» для ЭВМ. Группа оказанных услуг (услуги в электронной форме путем предоставления автоматизированного доступа пользователям для скачивания первоначального дистрибутива модуля в электронном виде и услуги по доработке (модификации), адаптации, установке, тестированию и сопровождению путем интеграции в программу «1С» для ЭВМ пользователей) должна рассматриваться совместно, поскольку каждая группа услуг в отдельности не представляет никакого интереса для  пользователя.

Для целей выполнения условий, установленных пунктом 5 статьи 427 НК РФ, доход, полученный налогоплательщиком от передачи доработанных (модифицированных) имущественных прав, их адаптации, установке и тестированию модуля интеграции «1С» с ФГИС «Меркурий», и последующем обслуживании,  не является основанием лишения налогоплательщика права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 НК РФ.

Передача налогоплательщиком имущественных прав на модуль интеграции «1С» с ФГИС «Меркурий», первоначально разработанных группой компаний «Визард» и доработанных (модифицированных) ООО «1С-ИжТиСи», и лицензий на их использование,  не имеет самостоятельного значения, поскольку является лишь составной частью комплекса оказанных налогоплательщиком (выполнения работ) услуг.

Поскольку налогоплательщик на основании права, полученного от ООО «Визард-Софт», осуществил (осуществлял) доработку (модификацию) модуля интеграции «1С» с ФГИС «Меркурий», позволяющую расширить его функционал, и внедрял его всем конечным пользователям, как программный продукт ООО «Визард-Софт», которое (последний) предоставил налогоплательщику право на включение в стоимость распространяемых лицензиатом продуктов стоимость услуг лицензиата по их доработке, включая любое распределение стоимости услуг по доработке продуктов в сумму, взимаемую с сублицензиата при заключении сублицензионного договора и передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных третьим лицам,  то добавленное вознаграждение лицензиата к стоимости лицензии лицензиара является доходом налогоплательщика, полученным от доработки (модификации) модуля и его распространения.

Внедрение налогоплательщиком модуля для интеграции «1С» с ФГИС «Меркурий» квалифицировано инспекцией в качестве его перепродажи, что не соответствует характеру правоотношений:  цели и составу оказания налогоплательщиком услуг и установленным проверкой обстоятельствам.

В части включения в состав доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий для целей применения пониженного тарифа страховых взносов суммы компенсации накладных (командировочных) расходов в общей сумме 964888 руб.

Выводы инспекции о невозможности учета накладных (командировочных) расходов среди доходов, образующих долю выручки для целей применения пониженного тарифа, является произвольной, не соответствующей установлению причинно-следственных связей определения доходов и их содержанию, поскольку  компенсация накладных (командировочных) расходов является согласованным договорным условием определения стоимости услуг (выполнения работ) в качестве дохода налогоплательщика;  связана с непосредственным оказанием услуг специалистами налогоплательщика по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных, за пределами города Ижевска по месту нахождения конечного потребителя (города: Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Москва).

В части начисления пени.

В случаях утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода иными категориями плательщиков страховых взносов, установленных в пункте 1 статьи 427 НК РФ, уплата пеней НК РФ не предусмотрена, и, следовательно, правовых оснований для начисления и взыскания сумм пеней не имеется. Раскрытие вопроса зависит от сопоставления содержания пункта 5 с пунктом 9 статьи 427 НК РФ. Доводы налогоплательщика основаны на применении письма Минфина (ФНС) России от 07.05.2019 года № БС-4-11/8569.

В части начисления штрафа и применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Заявитель полагает, что в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ.

Налоговый орган исчислил штраф, применив смягчающие обстоятельства, при этом, не учел иные заявленные налогоплательщиком смягчающие обстоятельства, такие как, ранее налогоплательщик не привлекался к ответственности за такое же нарушение (отсутствует рецидив); налогоплательщик правильно и своевременно рассчитывает и уплачивает налоги, и сдает отчетность (добросовестный субъект); у налогоплательщика отсутствует умысел уклониться от уплаты страховых взносов. Налогоплательщик полагает, что совершенное им деяние не соразмерно тяжести наказания, определенного налоговым органом в размере 202190,72 рублей штрафа.

Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.13 л.д.3-6), в письменных пояснениях по делу (т.14 л.д.79-81, т.15 л.д. ), указав следующее.

В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией было установлено, что ООО «1С-ИжТиСи», имея соответствующие полномочия от правообладателя ООО «Визард-Софт», осуществляло реализацию программного продукта «Визард: Интеграция с ГИС «Меркурий», разработанного другим лицом - ООО «Визард-Софт».

Исходя из совокупности положений подп. 3 п. 1 ст.427 НК РФ и п. 5 ст. 427 НК РФ, следует,  что доходы от реализации учитываются в доле доходов от IT-деятельности только в случае реализации самостоятельно разработанных программ для ЭВМ, баз данных, но не программного обеспечения, приобретенного у организаций-партнеров, разработавших это программное обеспечение, для его дальнейшей перепродажи, а доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, которые разработаны другими лицами, могут быть учтены в доле доходов от IT-деятельности, поскольку, оказывая услуги по разработке, адаптации и модификации, организация занимается IT-деятельностью, чье бы программное обеспечение ни было объектом этих услуг.

Следовательно, выручка Общества от продажи лицензий на право использования программного продукта не может быть включена в состав доходов, увеличивающих их долю для целей применения пониженного тарифа.

В части  включения в состав дохода от осуществления деятельности в области информационных технологий для целей применения пониженного тарифа страховых взносов суммы компенсации накладных (командировочных) расходов в общей сумме 964 888 руб.

В 2018 года обществом получен  доход за компенсацию командировочных расходов в общей сумме 964 888 руб., в том числе от контрагентов ПАО «Владивостокский морской торговый порт» ИНН 2504000204 в сумме 231 907 руб., ООО «Интерминерале менеджмент» ИНН 7706739163 в сумме 401 790 руб., ООО «Фабрика данных» ИНН 7717800187 в сумме 331 191 руб.

В соответствии с действующим законодательством обязанность оплачивать командировочные расходы своих сотрудников возложена на работодателя, в данном случае, на ООО «1С-ИжТиСи». Сумма компенсации командировочных расходов прописана в заключенных договорах отдельно от стоимости оказанных работ по доработке программного обеспечения и перечислена контрагентами только после получения и на основании подтверждающих командировочные затраты документов (чеки, квитанции, билеты и др.) от ООО «1С-ИжТиСи», то данная сумма не может быть отнесена к доходам от осуществления деятельности в области информационных технологий.

Возмещение затрат, полученное исполнителем, не является реализацией в порядке п.1 ст.39 НК РФ, поэтому учитывается в составе внереализационных доходов, перечень которых приведен в ст.250 НК РФ.

В части начисления пени.

Доводы заявителя являются ошибочными, поскольку, разъяснения, изложенные в  письме Министерства финансов РФ от 07.05.2019 № БС-4-11/8569 применимы для организаций самостоятельно установивших факт утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода и представивших уточненные налоговые расчеты по страховым взносам с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие данным условиям и уплативших сумму взносов в общеустановленном порядке.

Неправомерность применения Обществом пониженных тарифов страховых взносов установлена по результатам камеральной налоговой проверки, сумма доначисленных за период с января по декабрь 2018 года страховых взносов, рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса должен выплатить пени - установленную статьей 75 Кодекса денежную сумму.

В части начисления штрафа и применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Инспекцией при рассмотрении материалов проверки установлены обстоятельства, которые учтены в качестве смягчающих ответственность: несоразмерность деяния тяжести наказания, социальная направленность; размер штрафа снижен в 4 раза.

Указанные заявителем обстоятельства в качестве смягчающих, не могут быть расценены в качестве таковых. ООО «1С-ИжТиСи», являясь плательщиком страховых взносов, на которого возложена обязанность по правильности и своевременности исчисления и перечисления в бюджет сумм страховых взносов, должно было и могло исчислить и уплатить страховые взносы в соответствии с положениями НК РФ, а значит должно было и могло осознавать противоправный характер своих бездействий, что составляет субъективную сторону данного налогового правонарушения.  Таким образом, присутствует вина в форме неосторожности.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета по страховым взносам №2 за 2018 год, представленного 16.05.2019.

Результаты налоговой проверки оформлены актом налоговой проверки от 30.08.2019 №4133  (т. 1 л.д.93-110).

На акт проверки, на дополнение к акту проверки налогоплательщиком представлены возражения от 30.09.2019, от 15.01.2020.

По результатам проверки с учетом возражений налогоплательщика  налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.01.2020 №54 (т.1 л.д.50-85), в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 202190,72 руб., заявителю доначислена  сумма страховых взносов 2018 г. в размере 4279460,34 руб., начислены пени в размере 663260,77 руб.

Основанием для доначисления страховых взносов  послужили выводы налогового органа о несоблюдении обществом условия для применения пониженного тарифа страховых взносов в 2018 году, в связи с необоснованным включением в состав доходов, полученных по виду деятельности, предусмотренному подп. 3 п.1 ст. 427 НК РФ «Деятельность в области информационных технологий», выручки, полученной от реализации программного продукта, разработанного ООО «Визард-Софт».

Решение инспекции ООО «1С-ИжТиСи» обжаловало в апелляционном порядке в  Управление ФНС по Удмуртской Республике.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Удмуртской Республике принято решение от 26.03.2020 № 06-07/06302, в соответствии с которым решение Межрайонной ИНФС России №9 по Удмуртской Республике от 21.01.2020 №54  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная  жалоба ООО «1С-ИжТиСи» - без удовлетворения (т.1 л.д.146-150).

Несогласие ООО «1С-ИжТиСи» с решением инспекции послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК  РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Согласно абзацу 1 подп.1 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

На основании  пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422  НК РФ.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.

Согласно п.5 ст.427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, условиями применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, являются: для организаций, не являющихся вновь созданными:

получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее семи человек.

В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.

В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное настоящим пунктом, а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов особой экономической зоны внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны.

Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим пунктом, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 431 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст.431 НК РФ предусмотрено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В силу п.3 ст.431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно п.7 ст.431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Как следует из материалов дела, ООО «1С-ИжТиСи» является плательщиком страховых взносов.

Плательщик  представил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи: 11.01.2019 расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года первичный; 01.03.2019  расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года уточненный № 1; 16.05.2019  расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года уточненный № 2.

В представленном расчете по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года обществом  указан код ОКВЭД – 62.0 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» и с указанием кода тарифа «06», т.е. с применением пониженных тарифов страховых взносов.

Согласно представленного ООО «1С-ИжТиСи» расчета средней численности работников за 2018 год, численность работников составляет 75 человек. ООО «1С-ИжТиСи» по решению о государственной аккредитации от 19.04.2013 № 92 внесено в реестр аккредитованных IT- организаций 19.04.2013, запись № 2476. Таким образом, условия применения пониженных тарифов страховых взносов в части соблюдения условий о численности работников (не менее семи человек) и получения документа о государственной аккредитации организации, налогоплательщиком выполнены.

В представленном расчете страховых взносов за 12 месяцев 2018 года (уточненном №2), сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 248 НК РФ по итогам текущего отчетного (расчетного) периода отражена плательщиком в размере 84 318 755 рублей; сумма доходов, определяемая исходя из критериев, указанных в пункте 5 статьи 427 Кодекса в размере 76 878 307 рублей; доля доходов, определяемая в целях применения пункта 5 статьи 427 НК РФ по итогам текущего (отчетного) периода» - 91,18%.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией установлено, что сумма дохода в размере 3 075 400 руб., полученная ООО «1С-ИжТиСи» за реализацию права на использование программных продуктов «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий», необоснованно включена в состав дохода, полученного по деятельности, указанной в подп. 3 п.1 ст. 427 НК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что данный вывод инспекции является обоснованным и подтверждается материалами дела, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что между ООО «1С-ИжТиСи» (лицензиат) и ООО «Визард-Софт» (лицензиар) заключен Лицензионный договор от 28.07.2017 № 42/ЛД-П (т.7 л.д.25-26, 9 л.д.21-24) и дополнительное соглашение от 29.12.2017 № 1 (т.7 л.д.27), согласно которым Лицензиар обязуется предоставить Лицензиату простую неисключительную лицензию на программы ЭВМ и базы данных:

-право на распространение экземпляров Продуктов на территории Российской Федерации и стран СНГ;

-право на воспроизведение, предоставленное с единственной целью передачи этого права конечным пользователям для инсталляции и запуска программных продуктов в соответствии с документацией;

-право публичного показа произведения с целью ознакомления и демонстрации экземпляров продукта с помощью технических средств;

-право на доработку продуктов распространяемых Лицензиатом (ООО «1С-ИжТиСи») по Договору;

-право на включение в стоимость распространяемых Лицензиатом (ООО «1С-ИжТиСи») продуктов стоимость услуг Лицензиата (ООО «1С-ИжТиСи») по доработке продуктов.

В соответствии с Перечнем программных продуктов, реализованных в адрес ООО «1С-ИжТиСи» (т.9 л.д.140), ООО «Визард-Софт» передало в 2018 году права на распространение программных продуктов:

-Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». Апгрейд с версии ПРОФ до версии КОРП;

 -Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». КОРП;

-Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». ОБЩЕПИТ;

-Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». ОПТ;

-Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». ПРОФ;

-Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». ПРОФ Производство;

-Дополнительная лицензия «Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». КОРП»;

-Дополнительная лицензия «Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». ОПТ»;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий.» ПРОФ;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий.» ПРОФ 12 мес.;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий.» ПРОФ 3 мес.;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий.» ТЕХНО;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий» ТЕХНО 12 мес.;

-Информационно-технологическое сопров. ПП «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий» ТЕХНО 3 мес.;

-Комплект дополнительных лицензий «Визард: Интеграция с ФГИС «Меркурий». Розница» (от 50 до 99).

Директором ООО «1С-ИжТиСи» утвержден Регламент внедрения решений группы компаний «Визард» согласно дополнительного соглашения №1 от 29.12.2017 к лицензионному договору №42/ЛД-П от 28.07.2017, согласованный  директором ООО «Визард-Софт» (т. 6 л.д.77-79).

Согласно п.3.6 Лицензионного договора № 42/ЛД-П от 28.07.2017, ООО «Визард-Софт» (Лицензиар) предоставляет доступ для скачивания дистрибутива ПРОДУКТОВ в электронном виде  в течение 5 дней после поступления  100 % предоплаты лицензионного вознаграждения за экземпляр продукта и получения от Лицензиата (ООО «1-ИжТиСи») заполненной регистрационной анкеты (Приложение № 1 к Лицензионному договору № 42/ЛД-П от 28.07.2017).

В представленных регистрационных анкетах (т.9 л.д.23-25, т.13 л.д.4-6, 10,14, 21, 24,27, 28, 31-33, 39-40, 43,46, 49) пользователя программного продукта «Визард: Интеграция с ГИС «Меркурий» указаны  регистрационные номера, например, 2201201800000018 (пользователь ООО «Бузулукское молоко»), 31072017000000088 (пользователь ООО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»), 12122017000000329 (пользователь ООО «Калиновский мясокомбинат»), данные регистрационные номера указаны в актах на передачу неисключительных (ограниченные) прав на программы для ЭВМ и базы данных (т.9 л.д.28-81),  подписанных ООО «Визард-Софт» и ООО «1-ИжТиСи» (например, в  отношении пользователя ООО «Бузулукское молоко» -акт от 22.01.2018 -т.9 л.д.29); во всех анкетах отражено, что программный продукт «Визард: Интеграция с ГИС «Меркурий» приобретены у ООО «1С-ИжТиСи».

ООО «Визард-Софт» после получения заполненной анкеты от пользователей программного продукта «Визард: Интеграция с ГИС «Меркурий» добавляет пользователей на портал техподдержки и выдает доступ к скачиванию электронной версии продукта.

Между ООО «Визард-Софт» и ООО «1С-ИжТиСи» заключены договоры на информационно технологическое сопровождение, в которых указано, что ООО «Визард-Софт» (исполнитель) принимает на себя обязательство производить по поручению заказчика (ООО «1С-ИжТиСи») работы по обслуживанию программного продукта «Визард: Интеграция с ГИС «Меркурий», реализованного ООО «1С-ИжТиСи» в рамках договора №42/ЛД-П от 28.07.2017. Во всех договорах на информационно технологическое сопровождение указаны регистрационные номера программных продуктов (далее - ПП), присвоенные по каждому пользователю ПП, соответствующие регистрационным номерам, отраженным в регистрационных анкетах и актах передачи неисключительных прав.

Согласно п.2.1 договоров ООО «Визард-Софт» (исполнитель) обязуется проводить следующие работы по обслуживанию ПП:

 - предоставить доступ к обновлениям ПП, по мере выхода обновлений;

- по письменному запросу Заказчика (ООО «1СИж-ТиСи») отправленного на корпоративный портал Исполнителя (www.визард-с.рф), оказывать информационно-консультационные услуги по работе с ПП, посредством письменного ответа через корпоративный портал Исполнителя;

- оказывать информационно-консультационные услуги по работе с ПП посредством голосовой связи (телефона, скайпа), без подключения с использованием средств удаленного подключения.

- доработка ПП под индивидуальные особенности программного продукта фирмы «1С» установленного у Заказчика, консультации по работе с ФГИС «Меркурий», либо выполнение других работ, не указанных выше производятся в соответствии с поступившей заявкой.

В соответствии с п.5.2 договора на информационно технологическое сопровождение указано, что за работы по Доработке ПП под индивидуальные особенности программного продукта фирмы «1С», осуществляемые Исполнителем, Заказчик производит оплату Исполнителю выполненных работ из расчета 1 500 рублей (Одна тысяча пятьсот) рублей без НДС за 1 (один) час работы специалиста Исполнителя, в течение 5 банковских дней со дня согласования Отчета в портале или подписания Листа учёта рабочего времени.

В соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим ГК РФ не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, в том числе, путем предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

В силу ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно ст. 1238 ГК РФ при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу.

На основании документов (договоров на оказание услуг либо сублицензионных договоров, актов, счетов на оплату, товарных накладных), представленных заявителем, контрагентами ООО «1С-ИжТиСи» в ответ на требования налогового органа, инспекцией в ходе проверки было установлено и материалами дела подтверждается, что общество  в 2018 году реализовало в адрес своих контрагентов, указанных в таблице на страницах 63-66 оспариваемого решения, в том числе,  ООО «Бузулукское молоко», ООО «Море мороженого», ЗАО «Казанская рыба», ЗАО «Птицефабрика «Чайковская», ООО «ТД «Продсервис», ООО «Компания Степсервис», ООО «Пепфридистрибьюшн»,  ООО «Хлебокомбинат», ООО «Э-ПИИМ РУС», ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская», АО «Мясокомбинат Ялуторовский», ООО «Красноярское молоко», ООО «Альянс», ООО «Компания «Юпитер», ООО «Фаэтон»,  ООО «Гермес», ООО «Рекорд Плюс», ООО «Городской Торг», ООО «АНКОМ», ООО «УК «Торес», ООО «Люкс Трейд», ООО «Ангария Трейд», ООО «Флотокеанпродукт МСК», ООО «Славнефть-Торг», ООО «Некст», ООО «Капитан Немо» программные продукты, разработанные ООО «Визард-Софт», на общую сумму 3075400 руб. и оказывало услуги по обслуживанию, доработке и развитию программных продуктов.

На основании полученных в ходе проверки документов от ООО «1С-ИжТиСи» и его контрагентов, проведенных допросов сотрудников общества Ненилина К.А., Андресюка И.В., Якимовой Т.С., Сапожникова В.В.,  Богатыревой О.И., Шиляевой О.В., Овчинниковой Н.В. (т.14 л.д.41-74), инспекцией было установлено, что ООО «1С-ИжТиСи» реализует «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий» своим клиентам следующим образом:

- Регламентом внедрения решений группы компаний «Визард» предусмотрено, что менеджер отдела продаж ООО «1С-ИжТиСи» перед началом работы по установке «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий» своим клиентам собирает информацию о количестве баз 1С и складов клиента,  дает доступ по RDP до серверов клиента, собирает информацию о реквизитах доступа клиента в ветис.api, на портал битрикс 24 поддержки от ГК Визард, системы Россельхознадзора и выдает код активации СЛК ключа от ГК Визард, присваивает рег.номер приобретенного продукта (т. 6 л.д.77-79)

-  клиенты ООО «1С-ИжТиСи» перечисляют оплату на расчетный счет за реализацию права на использование программных продуктов «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий»;

- ООО «1С-ИжТиСи» приобретает согласно актам на передачу прав у ООО «Визард-Софт» лицензии, необходимые для реализации своим клиентам;

-  ООО «Визард-Софт» только после получения оплаты и заполненной регистрационной анкеты от ООО «1С-ИжТиСи» предоставляет доступ к скачиванию электронной версии программного продукта;

- после получения электронной версии программного продукта ООО «1С-ИжТиСи» вносит в модуль «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий»  свои доработки, настройки;

-        ООО «1С-ИжТиСи» программный продукт «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий» реализует клиентам по товарным накладным, осуществляет доработку, обслуживание и интеграцию программного продукта «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий»  в базу данных системы, в которой ведется работа клиентов.

Налоговым органом было установлено и подтверждается материалами дела, что  все договоры содержат стоимостное выражение вознаграждения лицензиара, которое полагается ему за передачу права на использование (простую неисключительную лицензию) приобретаемых по настоящему договору программ для ЭВМ и баз данных.

Из содержания указанных договоров, приложений к договорам (п.4.1 Приложения №1) следует, что под «ценой продукта» в настоящем договоре подразумевается «вознаграждение», которое полагается лицензиару за переданные права.

Налоговым органом в адрес заявителя направлялось требование от 15.10.2019 № 13397 о предоставлении первичных документов (актов выполненных работ, товарных накладных, технических заданий и т.п.), подтверждающих выполнение работ по доработке реализованных программных продуктов, приобретенных у ООО «Визард-Софт» (т.13 л.д.17).

В ответ на данное требование общество сообщило, что доработки программных продуктов осуществлялись в рамках согласованного Регламента внедрений решений группы компаний «Визард», заключенного согласно дополнительного соглашения  №1 от 29.12.2017 к лицензионному договору №42/ЛД-П от 28.07.2018 (т.13 л.д.19).

Договоры на оказание услуг (сублицензионные договоры) условий о стоимости услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию, доработке указанного программного продукта не содержат.

Указание в тексте договоров (приложений к договорам) на обязательства ООО «1С-ИжТиСи» установить, доработать приобретаемый продукт по лицензионному договору, договору на оказание услуг и осуществлять его гарантийное обслуживание, консультацию в соответствии с пользовательским лицензионным соглашением не свидетельствует о том, что доход по данному лицензионному договору (размер вознаграждения лицензиара за передачу прав на лицензионный продукт) должен быть включен в долю дохода для применения пониженного тарифа (как доход от адаптации, модификации, установке, тестированию программ).

Согласно положениям ст. 248 НК РФ, доходы для целей налогообложения определяются на основании первичных и иных оправдательных документов.

Выручка Общества в размере 3075400 руб. от продажи/передачи неисключительного права на программный продукт ООО «Визард-Софт» не может быть учтена среди доходов, увеличивающих долю для целей применения пониженного тарифа. В таблице на страницах 63-66 оспариваемого решения отражены данные по реализации/передаче неисключительных прав в разрезе покупателей/потребителей (сублицензиатов) с указанием как общей суммы полученного дохода от каждого контрагента общества, так и суммы дохода, не принятого налоговым органом.

Из положений п.5 ст.427 НК РФ следует, что для применения пониженного тарифа российская ИТ-компания должна осуществлять реализацию самостоятельно разработанных программ для ЭВМ (баз данных) и/или оказывать ИТ-услуги, и доля доходов от реализации этих программ и услуг должна составлять не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за отчетный период.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 03.04.2019 №БС-4-11/6075@, от 30.09.2020 №03-15-06/85323.

Факт того, что программные продукты разработаны правообладателем ООО «Визард-Софт» заявителем не оспаривается.

Доводы заявителя о том, добавленное вознаграждение лицензиата к стоимости лицензии лицензиара является доходом налогоплательщика, полученным от доработки (модификации) модуля и его распространения, о том, что передача налогоплательщиком имущественных прав на модуль интеграции «1С» с ФГИС «Меркурий», первоначально разработанных группой компаний «Визард» и доработанных (модифицированных) ООО «1С-ИжТиСи» является составной частью комплекса услуг, судом отклоняются, поскольку реализация услуг по доработке (модификации) модуля программного продукта первичными документами не оформлена,  стоимость их не выделена в первичных документах (в накладных зафиксирована только стоимость программного продукта).

В товарных накладных на реализацию отражена стоимость с учетом торговой наценки. Наценка представляет собой надбавку к предшествующей, оптовой цене товара, которая служит покрытием издержек организаций розничной торговли. Себестоимость приобретенного по лицензионному договору программного продукта включена ООО «1С-ИжТиСи» в сумму расходов, отраженных в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2018 год.

Кроме того, налоговым органом в ходе проверки было установлено и подтверждается материалами дела, что стоимость модуля «Визард», размещенная в сети Интернет (т. 15), идентична стоимости, по которой  ООО «1С-ИжТиСи» реализовало программные продукты «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий» своим контрагентам. Таким образом, стоимость программных продуктов «Визард: Интеграция с ФГИС Меркурий» фиксированная, зависит от версии программного продукта и является только стоимостью перепродаваемой неисключительной лицензии.

Полученные заявителем доходы от оказания услуг по технической поддержке, обслуживанию, настройке модуля, доработке, развитию программных продуктов «Визард: Программный модуль Интеграция с ФГИС Меркурий», отраженные в актах, подписанных ООО «1С-ИжТиСи» со своими контрагентами, учтены налоговым органом в составе дохода, полученного по деятельности, указанной в подп. 3 п.1 ст. 427 НК РФ

Таким образом, вывод инспекции о том, что сумма дохода в размере  3 075 400 руб., полученная заявителем за реализацию «чужих» программных продуктов, неправомерно включена в состав дохода, полученного по деятельности, указанной в подп. 3 п.1 ст. 427 НК РФ за 12 месяцев 2018 года является обоснованным и подтверждается материалами дела.

Следовательно, доход ООО «1С-ИжТиСи», полученный по деятельности, указанной в подп. 3 п.1 ст. 427 НК РФ за 12 месяцев 2018г., составит 73 802 907 руб. (76 878 307  руб. – 3 075 400 руб.), доля дохода 87,53% (100% - 12,47%).

Таким образом, вывод налогового органа о том, что заявителем не выполняется условие, дающее  право на применение пониженного тарифа страховых взносов является правомерным и подтверждается материалами дела.

Доводы заявителя о том, что налоговым органом неправомерно не учтены показатели уточненного Расчета по страховым взносам за 2018 год №3, судом не принимаются.

Согласно п.9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, уточненный Расчет №3 по страховым взносам за 2018 год, в котором доход в сумме 964888 руб. добавлен в состав  дохода от осуществления деятельности в области информационных технологий, представлен в налоговый орган 30.09.2019, тогда как камеральная проверка была завершена 30.08.2019.

В уточненном № 3 Расчете по страховым взносам за 12 месяцев 2018г. отражены следующие показатели:

- в строке 020  Приложения № 5 «сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 248 НК РФ по итогам текущего отчетного (расчетного) периода» равна  84 318 755руб.

- в строке 030  Приложения № 5 «сумма доходов, определяемая исходя из критериев, указанных в п.5 ст.427 НК РФ» - 77 843 180 руб., в том числе 964888 руб.

- в строке 040  Приложения № 5  «доля доходов, определяемая в целях применения пункта 5 статьи 427 НК РФ по итогам текущего (отчетного) периода»  - «92,32%».

Налоговым органом установлено, что денежные средства в размере  964888 рублей получены обществом в качестве компенсации произведенных ООО «1С-ИжТиСи» расходов по командировке своих сотрудников, в том числе  от ПАО «Владивостокский морской торговый порт» в сумме 231 907 руб., от ООО «Интерминерале менеджмент» в сумме 401 790 руб., от ООО «Фабрика данных» в сумме 331 191 руб.

Как следует из материалов дела, между ООО «1С-ИжТиСи» и ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ПАО «ВМТП») 12.07.2018 заключен  договор № 20180712/01 (№Г/Т0029Ю8) по выполнению работ  по настройке и сопровождению программного обеспечения на базе «1С: Предприятие 8» по заявкам ПАО «ВМТП», и выполнению работ по разработке «Автоматизированной информационной системы ERP ВМТП на базе программного продукта «1C:ERP Управление производством 8»; между ООО «1С-ИжТиСи» и  ООО «Интерминерале менеджмент» 02.04.2018 заключен договор № 20171221/04 на оказание услуг по доработке системы и развитию  программных продуктов «1С:Предприятие 8х»; между ООО «1С-ИжТиСи» и ООО «Фабрика данных» заключен договор 28.12.2017 № 28/12-17/1 по выполнению работ по доработке программного обеспечения. 

Из условий данных договоров следует, что Заказчик обязуется оплачивать фактически понесенные накладные расходы исполнителя с предварительно согласованными сторонами командировками специалистов исполнителя.

Представленными в материалы дела актами, платежными поручениями подтверждается, что заявитель получил компенсацию документально подтвержденных командировочных расходов за выполненные работы.

Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Для оплаты проезда, найма жилья и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), перед отъездом в командировку работодатель обязан выдать работнику аванс (п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749).

Работник должен в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность оплачивать командировочные расходы своих сотрудников возложена на работодателя-  ООО «1С-ИжТиСи».

В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ, не исключает возможности сторон предусмотреть условие о том, что командировочные расходы, связанные с направлением работников на объект заказчика, компенсируются последним отдельно и не входят в общую стоимость работ.

В связи с тем, что сумма компенсации командировочных расходов предусмотрена в заключенных договорах отдельно от стоимости оказанных работ по доработке программного обеспечения  и перечислена контрагентами только после получения и на основании подтверждающих командировочные затраты документов (чеки, квитанции, билеты и др.) от ООО «1С-ИжТиСи», то данная сумма не может быть отнесена к доходу от осуществления деятельности в области информационных технологий.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя о том, что компенсация накладных (командировочных) расходов является согласованным договорным условием определения стоимости услуг (выполнения работ),  связана с непосредственным оказанием услуг специалистами налогоплательщика и потому подлежит включению в состав доходов, полученных от деятельности  области информационных технологий для целей применения пониженного тарифа страховых взносов, судом отклоняется, как основанные на ошибочном толковании норм закона.           В части начисления пени.

В силу п.8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Заявитель, ссылаясь на письмо ФНС России от 07.05.2019 №БС-4-11/8569, считает, что  пени начислению не подлежат.

В данном письме указано, что в случае, если плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах 1, 3, 5 (до 01.01.2019), 7, 8, 10 пункта 1 статьи 427 Кодекса (хозяйственные общества и партнерства, ИТ-компании, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сферах, некоммерческие организации, благотворительные организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»), по итогам расчетного (отчетного) периода применительно к этому расчетному (отчетному) периоду не выполняют необходимые условия, то они лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие таким условиям, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке. При этом только в отношении организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее - участник проекта), определено, что сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, в котором произошло невыполнение предусмотренных пунктом 9 статьи 427 Кодекса условий о суммах выручки и прибыли, или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке со взысканием с плательщика соответствующих сумм пеней.

В случаях утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода иными вышеупомянутыми категориями плательщиков страховых взносов уплата пеней Кодексом не предусмотрена, и, следовательно, правовых оснований для начисления и взыскания сумм пеней не имеется.

Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку данные разъяснения применяются в отношении организаций, самостоятельно установивших факт утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода и представивших уточненные расчеты по страховым взносам с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие данным условиям и уплативших сумму взносов в общеустановленном порядке. В данном случае неправомерность применения Обществом пониженных тарифов страховых взносов установлена по результатам камеральной налоговой проверки, сумма доначисленных за период с января по декабрь 2018 года страховых взносов, рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При таких обстоятельствах, заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ должен выплатить пени, установленную статьей 75 НК РФ денежную сумму.

В части начисления штрафа и применении смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Согласно  ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости  от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что обществом в нарушении п. 3 ст. 431 НК РФ совершено налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате  страховых взносов за 12 месяцев 2018 г. в установленный Налоговым кодексом РФ срок, в результате неправильного исчисления страховых взносов.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена п.1 ст.122 НК РФ.

Доводы заявителя о том, что  в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, судом отклоняются, как ошибочные.

ООО  «1С-ИжТиСи», являясь плательщиком страховых взносов,  на которого возложена обязанность по правильности и своевременности исчисления и   перечисления в бюджет сумм страховых взносов  должно было и могло исчислить и уплатить страховые взносы в соответствии с положениями НК РФ, а значит должно было и могло осознавать противоправный характер своих действий (бездействия), что составляет субъективную сторону данного налогового правонарушения.

Таким образом, состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, является доказанным.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренные статьей 111 Налогового кодекса Российской Федерации, судом не установлены.

Пунктом 1 ст. 112 НК РФ определены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.

При рассмотрении вопроса о наличии обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих ответственность налогоплательщика, необходимо руководствоваться принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П).

При вынесении решения по результатам камеральной налоговой проверки общества, налоговым органом в соответствии с п.п. 1, 4 ст. 112 НК РФ установлены смягчающие ответственность обстоятельства:  несоразмерность деяния тяжести наказания, социальная направленность, в результате чего размер штрафа при привлечении общества к налоговой ответственности снижен инспекцией в 4 раза, что отражено на странице 70 оспариваемого решения.

Заявитель полагает, что имеются иные обстоятельства, смягчающие ответственность (привлечение общества к ответственности впервые, налогоплательщик правильно и своевременно рассчитывает и уплачивает налоги, и сдает отчетность (добросовестный субъект); у налогоплательщика отсутствует умысел уклониться от уплаты страховых взносов.

В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Рассмотрев доводы заявителя, суд не находит оснований для дальнейшего снижения размера налоговых санкций.

При этом,  суд исходит из того, что добросовестное поведение субъекта предпринимательской деятельности, своевременная уплата налогов и сдача отчетности является нормой поведения налогоплательщиков; в данном случае присутствует вина заявителя в форме неосторожности;   дальнейшее снижение размера штрафа может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений; штраф с учетом снижения его в 4 раза, не является несправедливым и несоразмерным допущенному нарушению.

Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым решением заявителем в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения  от 21.01.2020 №54 соответствует Налоговому кодексу РФ, является законным и обоснованным, права и интересы ООО «1С-ИжТиСи» не нарушает.

В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявления ООО «1С-ИжТиСи»  следует отказать полностью.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом принятого решения судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «1С-ИжТиСи» г.Ижевск о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.01.2020 №54 отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 Т.С. Коковихина