426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-700/2022
10 марта 2022 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью дорожно-строительная компания «Лидер», г. Ижевск о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике г. Ижевск по делу об административном правонарушении,
в присутствии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.12.2021;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 07.07.2021;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью дорожно-строительная компания «Лидер» (далее ООО ДСК «Лидер», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике (далее налоговый орган, ответчик) от 14.01.2021 №18402132300018600004, №18402132300183600004, №18402132300217500004, №18402132300114900004, №18402132300041400004, №18402132300035200004, №18402132300202700004,№18402132300195200004, №18402132300064200004, №18402132300022700004, №18402132300131500004, №18402132300105500004, №18402132300227800004, №18402132300126900004, №18402132300073400004, №18402132300154800004, №18402132300086200004, №18402132300057400004, №18402132300095100004, №18402132300174200004, №18402132600013200004, №18402132300141800004, №18402132300165100004 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Определениями арбитражного суда от 26.01.2022, 31.01.2022, 03.02.2022, заявления ООО ДСК «Лидер» приняты судом к производству, им присвоены номера дел №№ А71-700/2022, А71-701/2022, А71-702/2022, А71-703/2022, А71-705/2022, А71-706/2022, А71-707/2022, А71-708/2022, А71-709/2022, А71-710/2022, А71-711/2022, А71-712/2022, А71-713/2022, А71-714/2022, А71-715/2022, А71-716/2022, А71-717/2022, А71-718/2022, А71-719/2022, А71-720/2022, А71-721/2022, А71-722/2022, А71-726/2022, которые назначены к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 04.02.2022, на основании части 2.1 статьи 130 АПК РФ, дела №№ А71-700/2022, А71-701/2022, А71-702/2022, А71-703/2022, А71-705/2022, А71-706/2022, А71-707/2022, А71-708/2022, А71-709/2022, А71-710/2022, А71-711/2022, А71-712/2022, А71-713/2022, А71-714/2022, А71-715/2022, А71-716/2022, А71-717/2022, А71-718/2022, А71-719/2022, А71-720/2022, А71-721/2022, А71-722/2022, А71-726/2022, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу №А71-700/2021, рассмотрение которого назначено по правилам административного судопроизводства.
На основании определения арбитражного суда от 04.02.2022 дела, первоначально принятые к рассмотрению в порядке упрощенного производства, рассмотрены на основании статьи 227 АПК РФ по общим правилам искового производства.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела отзыв, представленный ответчиком 14.02.2022 и дополнительные документы, представленные 17.02.2022. Возражения на отзыв ответчика заявителем не представлено.
На основании статьи 137 АПК РФ, положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 04.02.2022, суд в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил 10.03.2022 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Как следует из представленных доказательств, налоговым органом проведена проверка соблюдения ООО ДСК «Лидер» законодательства Российской Федерации о валютном регулировании.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании и валютном контроле) заявитель осуществлял валютные операции по выплате заработной платы работнику (нерезиденту) – ФИО3, без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республики от 30.08.2021 (вх. №50439) о разрешительных документах на право осуществления деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан, установлено, что ФИО3 не имел вида на жительство.
По результатам анализа представленных заявителем справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных заявителем письмом от 28.08.2021 в ответ на запрос налогового органа, установлено, в обществе трудоустроен гражданин - нерезидент ФИО3 на основании трудового договора от 01.08.2019 №18-ДСК-19, принят на должности «дорожного рабочего».
Пунктом 4.5. трудового договора от 01.08.20219 №18-ДСК-19 предусмотрено, что выплата заработной платы работнику осуществляется в валюте Российской Федерации в наличной денежной форме.
В рамках заключенного с нерезидентом трудового договора, заявитель исполнял свои обязательства по выплате заработной платы вышеуказанному работнику наличным расчетом минуя уполномоченный банк.
Так, 29.01.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 29.01.2020;
10.02.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 10.02.2020;
28.02.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 28.02.2020;
17.03.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 17.03.2020;
27.03.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 27.03.2020;
15.04.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 008 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.04.2020;
27.04.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 27.04.2020;
15.05.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 008 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.05.2020;
28.05.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 28.05.2020;
15.06.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.06.2020;
29.06.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 29.06.2020;
15.07.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 008 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.07.2020;
28.07.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 28.07.2020;
17.08.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 17.08.2020;
27.08.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 27.08.2020;
15.09.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 008 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.09.2020;
29.09.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 29.09.2020;
15.10.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 15.10.2020;
26.10.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 26.10.2020;
17.11.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 008 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 17.11.2020;
30.11.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 30.01.2020;
16.12.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 10 007 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 16.12.2020;
28.12.2020 общество осуществило выплату заработной платы в размере 5000 руб., что подтверждается платежной ведомостью б/н от 28.12.2020.
23.11.2021 обществу посредствам почтовой связи по юридическому адресу были направлены уведомления о назначении времени и места составления протоколов об административного правонарушении на 19.11.2021, которые вернулись в адрес отправителя 06.12.2021 с отметкой «истечение срока хранения».
Пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В абзацах втором и третьем пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в абзаце втором пункта 63, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Из разъяснений пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 следует, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Риск неполучения корреспонденции по адресу места нахождения, является риском лица, участвующего в деле.
09.12.2021 по факту выявленного нарушения инспекцией в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протоколов, составлены протоколы об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Копии протоколов об административном правонарушении от 09.12.2021 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 09.12.2021 направлены заказным письмом с уведомлением 13.12.2021 и получены обществом 22.12.2021 (почтовый идентификатор 42607267874267).
14.01.2022 налоговым органом в присутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, вынесены постановления №18402132300018600004, №18402132300183600004, №18402132300217500004, №18402132300114900004, №18402132300041400004, №18402132300035200004, №18402132300202700004,№18402132300195200004, №18402132300064200004, №18402132300022700004, №18402132300131500004, №18402132300105500004, №18402132300227800004, №18402132300126900004, №18402132300073400004, №18402132300154800004, №18402132300086200004, №18402132300057400004, №18402132300095100004, №18402132300174200004, №18402132600013200004, №18402132300141800004, №18402132300165100004 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Копии постановлений вручены заявителю 14.01.2022, о чем имеются соответствующие отметки в постановлениях.
Несогласие заявителя с вынесенными постановлениями послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Трудовой договор с работником - иностранным гражданином заключен по российскому трудовому законодательству. Порядок выплаты заработной платы регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена безусловными требованиями о выдаче ее только через уполномоченные банки (не имеется установленного порядка осуществления такой валютной операции), не может быть отнесена к валютным операциям, осуществленным с нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Действия работодателя по выплате зарплаты нерезиденту формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, которое обязывает выплатить зарплату работнику, даже если тот не пожелал воспользоваться своим правом на открытие счета в банке для соответствующих целей. Обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, законодательством также не предусмотрена. Кроме того, сам работник на основании заявления, изъявил желание получать заработную плату наличными денежными средствами из кассы общества, что является правом работника исходя из положений части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статей 11, 136 Трудового кодекса Российской Федерации. Выплата наличными денежными средствами не повлекла негативных последствий для финансовой системы Российской Федерации. Таким образом, выплата заработной платы иностранным работникам – резидентам наличными денежными средствами, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, при рассмотрении материалов проверки и назначении наказания, административным органом не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, такие как, заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, незначительный размер выплаченной суммы, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствие задолженности по налогам. Применение санкции в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, является для заявителя значительным и может повлечь за собой негативные последствия. Предупреждение как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения либо признание правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ в конкретном случае будет достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными. Факт правонарушения и вина заявителя в их совершении подтверждается материалами административного дела. Процессуальных нарушений не допущено. Правовых оснований для признания правонарушений малозначительными, для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 данной статьи.
Согласно подпункту «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
К валютным операциям в силу положения подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, согласно которой, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
С учетом изложенного, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
С учетом вышеприведенных требований валютного законодательства, расчеты при осуществлении выплаты заработной платы иностранным работникам-нерезидентам должны производиться работодателями-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, и никаких исключений на этот счет валютное законодательство не предусматривает.
При таких обстоятельствах осуществление заявителем вышеназванных валютных операций не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении им незаконных валютных операций и образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Аналогичные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (в том числе, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2020 №301-ЭС20-5832, №301-ЭС20-5835, №301-ЭС20-5838, №301-ЭС20-5844, №301-ЭС20-5846, от 14.05.2020 №307-ЭС20-6932, от 10.02.2020 №303-ЭС19-27158, от 02.12.2019 №301-ЭС19-22618, от 18.11.2019 №303-ЭС19-20522, от 07.11.2019 №303-ЭС19-19838, от 30.10.2019 №301-ЭС19-18985, от 18.10.2019 №303-ЭС19-17771, от 08.10.2019 №303-ЭС19-17349).
Факт осуществления валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранному гражданину, не через банковский счет в уполномоченном банке, а наличной валютой Российской Федерации, установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе,платежными ведомостями, протоколами об административном правонарушении от 09.12.2021, и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административных правонарушений исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности. Общество имело правовую и реальную возможность по соблюдению требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле, но не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для выполнения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований валютного законодательства, установленных запретов и ограничений, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что выплата заработной платы наличным расчетом осуществлялась по заявлению самого работника, судом отклоняются, поскольку не отменяют обязанности сторон трудовых отношений соблюдать предусмотренный законодательством порядок осуществления валютных операций, а именно: работодателя - выплачивать работнику - нерезиденту заработную плату безналичным способом на его банковский счет, работника - открыть счет для получения заработной платы.
Довод заявителя о том, что действия общества по выплате заработной плате нерезиденту наличными денежными средствами, формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, а также доводы заявителя о том, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, а открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, судом отклоняются, по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с частью третьей статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем, в силу части пятой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Основной целью трудового законодательства является урегулирование взаимоотношений между работником и работодателем, в связи с чем, Трудовым кодексом РФ устанавливаются, а в трудовом договоре конкретизируются правила, касающиеся выполнения работником трудовых обязанностей, в том числе положений о рабочем времени и времени отдыха, правил предоставления отпусков, дисциплины труда и иные правила. Однако трудовое право является частью правовой системы Российской Федерации, в связи с чем какие - то конкретные нюансы трудовых отношений могут быть урегулированы законами и подзаконными актами других отраслей права.
В частности, вопросы начисления, уплаты и выплаты пенсий детально урегулированы правом социального обеспечения, обложение налогом доходов работников не установлено Трудовым кодексом РФ, однако урегулировано Налоговым кодексом РФ, споры о восстановлении на работе и прочие судебные споры, возникающие из трудовых отношений, регламентируются процессуальным законодательством.
Данное правило применимо также и к денежным взаимоотношениям между работодателем, который является резидентом Российской Федерации, и работником, который не является резидентом Российской Федерации. Подобные вопросы являются предметом валютного законодательства и представлены наиболее детально в Законе о валютном регулировании и валютном контроле.
В данном случае, положения валютного законодательства, устанавливающие правила осуществления денежных расчетов с лицом - нерезидентом Российской Федерации с помощью электронных денежных переводов в совокупности с положениями, устанавливающими ответственность за неисполнение указанных правил, прямо свидетельствуют о наличии у лиц - нерезидентов обязанности открывать в подобных ситуациях банковские счета в валюте Российской Федерации.
В таком случае, не закрепление порядка произведения выплат в адрес работников - не резидентов, в рамках трудового договора, коллективного договора, иного локального акта лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, не отменяет обязанности сторон трудовых отношений соблюдать предусмотренный законодательством порядок осуществления валютных операций, а именно: работодателя - выплачивать работнику - нерезиденту заработную плату безналичным способом на его банковский счет, работника - открыть счет для получения заработной платы.
С учетом этих требований валютного законодательства, которые трудовому законодательству не противоречат, расчеты при осуществлении выплаты заработной платы иностранным работникам-нерезидентам должны производиться работодателями-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, и никаких исключений на этот счет валютное законодательство не предусматривает.
Общество имело возможность урегулировать вопрос формы оплаты заработной платы с учетом требований валютного законодательства при заключении трудового договора с работником-нерезидентом, и при выплате заработной платы используя счет, но этого не сделало, то есть не приняло все возможные меры для выполнения требований закона.
Доводы, изложенные в заявлении, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений.
Кроме того, заявитель не представил в материалы дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что им были приняты какие-либо меры для соблюдения валютного законодательства в данной части: предложено работнику открыть соответствующий банковский счет, предложена работнику для подписания редакция трудового договора с условием о перечислении заработной платы на соответствующий банковский счет (как это предусматривают нормы Закона о валютном регулировании и валютном контроле), не представлено каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что им предпринимались меры для выполнения требований валютного законодательства.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии. Протоколы об административном правонарушении составлены в отсутствии представителя общества надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административных правонарушениях, постановления по делу об административном правонарушении вынесены в присутствии представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Постановления о привлечении заявителя к административной ответственности вынесены в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание по постановлениям соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения, в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной операции.
При назначении административного наказания по первому постановлению по делу об административном правонарушении от 14.01.2022 №18402132300217500004, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств, а также в связи с тем, что ООО ДСК «Лидер» состоит в реестре малого и среднего предпринимательства административным органом были применены положения, предусмотренные частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, и административное наказание в виде штрафа было заменено на предупреждение.
При назначении административного наказания по остальным постановлениям, административный штраф назначен обществу в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в размере в размере 75 процентов суммы незаконной операции.
Суд, учитывая конкретные приведенные выше обстоятельства совершенного правонарушения, считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», материалами дела не подтверждается. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Суд считает, что никаких препятствий для соблюдения положений валютного законодательства у заявителя не имелось. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом обязанностей.
Правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предусмотренное санкцией статьи особенной части КоАП РФ наказание, не предусматривающее предупреждения, может быть заменено на предупреждение при одновременном наличии следующих обстоятельств: 1) субъект административной ответственности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, является субъектом малого или среднего предпринимательства; 2) административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 3) правонарушение совершено впервые; 4) отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем суд считает необходимым отметить, чтонарушение посягает на установленный порядок в сфере валютного регулирования, обеспечивающий устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, а валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение безопасности государства и граждан, включая преодоление оттока капитала, борьбу с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23.12.2015 №683), оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации не имеется.
Кроме того, судом принято во внимание, что совершенные 10.02.2020, 28.02.2020, 17.03.2020, 27.03.2020, 15.04.2020, 27.04.2020, 15.05.2020, 28.05.2020, 15.06.2020, 29.06.2020, 15.07.2020, 28.07.2020, 17.08.2020, 27.08.2020, 15.09.2020, 29.09.2020, 15.10.2020, 26.10.2020, 17.11.2020, 30.11.2020, 16.12.2020, 28.12.2020 правонарушения не являются впервые совершенными, поскольку 29.01.2020 заявителем была произведена первая выплата наличными денежными средствами, то есть совершено первое правонарушение, за которое заявитель был привлечен к административной ответственности на основании постановления №18402132300217500004 в виде предупреждения.
Таким образом, суд полагает, что основания для замены административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, на предупреждение по остальным постановлениям, отсутствуют.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении настоящего дела, судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконными и отмены постановлений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике от 14.01.2022 №18402132300018600004, №18402132300183600004, №18402132300217500004, №18402132300114900004, №18402132300041400004, №18402132300035200004, №18402132300202700004,№18402132300195200004, №18402132300064200004, №18402132300022700004, №18402132300131500004, №18402132300105500004, №18402132300227800004, №18402132300126900004, №18402132300073400004, №18402132300154800004, №18402132300086200004, №18402132300057400004, №18402132300095100004, №18402132300174200004, №18402132600013200004, №18402132300141800004, №18402132300165100004по делу об административном правонарушении предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике о назначении административного наказания от 14.01.2022 №18402132300018600004, №18402132300183600004, №18402132300217500004, №18402132300114900004, №18402132300041400004, №18402132300035200004, №18402132300202700004,№18402132300195200004, №18402132300064200004, №18402132300022700004, №18402132300131500004, №18402132300105500004, №18402132300227800004, №18402132300126900004, №18402132300073400004, №18402132300154800004, №18402132300086200004, №18402132300057400004, №18402132300095100004, №18402132300174200004, №18402132600013200004, №18402132300141800004, №18402132300165100004, вынесенных в отношении Общества с ограниченной ответственностью дорожно-строительная компания «Лидер», г. Ижевск, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина