АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-7579/2018
29 июня 2018г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2018г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике г. Ижевск к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосеть Угра» с. Каракулино о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 21.03.2018,
от ответчика: не явился, извещен о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть Угра» (далее ООО «Теплосеть Угра», общество, ответчик) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Ответчик, признавая факт совершения правонарушения, в отзыве на заявление просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
На основании ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 22.05.2018, суд с согласия заявителя завершил 27.06.2018 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Дело на основании ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика, неявка которого не является препятствием для его рассмотрения.
Из представленных по делу доказательств следует, что в административный орган из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР поступили материалы проверки деятельности ООО «Теплосеть Угра» по транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, в ходе которой выявлено следующее.
ООО «Теплосеть Угра» действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей ООО «Теплосеть Угра» 03.10.2011. Из содержания п. 2.1, 2.2 Устава ООО «Теплосеть Угра» следует, что целью его создания и предметом деятельности является извлечение прибыли. Для достижения указанных целей ООО «Теплосеть Угра» осуществляет, в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности; удаление сточных вод; вывоз ТБО.
Между ООО «Теплосеть Угра» и Администрацией муниципального образования «Каракулинский район» заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, в 3-х километрах на север от села Каракулино, под хранение, накопление отходов производства и потребления.
В ходе проведения проверки были получены объяснения директора ООО «Теплосеть Угра» ФИО2, который пояснил, что ООО «Теплосеть Угра» осуществляет деятельность по поставке населению тепловой энергии, а также вывоз твердых коммунальных отходов (далее ТКО) и жидко-бытовых отходов (далее ЖБО). Для осуществления деятельности по вывозу ТКО и ЖБО с администрацией МО «Каракулинский район» для населения согласовывается тариф на вывоз. Для осуществления деятельности по транспортировке ТКО общество имеет соответствующую лицензию. На размещение и захоронение ТКО и ЖБО у организации лицензия отсутствует. Помимо этого, при получении лицензии на транспортировку ТКО лицензия на транспортировку ЖБО не требовалась, однако с 28.11.2017 ввиду изменения законодательства РФ лицензия на транспортировку ЖБО необходима. Данный момент ФИО2 упустил из виду, в связи с чем, лицензия на транспортировку ЖБО у организации отсутствует. Взимание планы с населения и юридических лиц за размещение и захоронение ЖБО и ТКО не осуществляется. С 1970 года на территории с.Каракулино имеется земельный участок, на котором размещались ТКО и ЖБО. Ввиду того, что ближайший полигон для размещения ТКО располагается на территории Завьяловского района, что находится на достаточно далеком расстоянии от с. Каракулино, между ООО «Теплосеть Угра» и Администрацией МО «Каракулинский район» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с целью размещения ТКО и ЖБО. Согласно договору ООО «Теплосеть Угра» с августа 2012 года осуществляет размещение и захоронение ЖБО и ТКО на данном земельном участке. Захоронение ТКО и ЖБО осуществляется посредством специальной техники, которая выравнивает и уплотняет размещенные отходы. Размещение о захоронение ЖБО и ТКО в специально отведенных местах, соответствующих требованиям природоохранного законодательства РФ, не представляется возможным, ввиду достаточно удаленного расстояния, а также отсутствия финансовых и технических возможностей. Также ФИО2 пояснил, что учет объемов, вывезенных ТКО и ЖБО от населения, ведется только в путевых листах, а учет указанных объемов, вывезенных от юридических лиц, ведется в путевых листах, актах приема-передачи и отражается в автоматизированной базе данных «1С Бухгалтерия».
12.04.2018 в ходе проверки территории свалки, расположенной на земельном участке по адресу: УР, Каракулинский район, в 3 км север от с. Каракулино, был произведен досмотр транспортных средств, являющихся собственностью ООО «Теплосеть Угра», и составлены протоколы досмотра транспортных средств.
В ходе досмотра установлено, что при помощи специальной автоцистерны МАЗ 54329-020 с государственным регистрационным номером <***> ООО «Теплосеть Угра» перевозило отходы коммунальные жидкие неканализационных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304) IV класса опасности на территорию свалки, что подтверждается путевым листом от 12.04.2018 №4/49; при помощи мусоровоза КО 440-4Д с государственным регистрационным номером <***>. ООО «Теплосеть Угра» перевозило отходы офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код ФККО 73321001724) IV класса опасности на территорию свалки, что подтверждается путевым листом от 12.04.2018 №4/51.
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении управления, ООО «Теплосеть Угра» имеет лицензию от 11.07.2016 №018 257 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части транспортирования отходов IV классов опасности (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код ФККО 7 31 110 01 72 4; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код ФККО 7 33 100 01 72 4). Лицензия в части размещения отходов I-IV классов опасности ООО «Теплосеть Угра» управлением не выдавалась. ООО «Теплосеть Угра» не имеет лицензии на осуществление деятельности по транспортировке отходов коммунальных жидких неканализационных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304) IV класса опасности.
11.05.2018 по факту выявленного нарушения в адрес ответчика направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
15.05.2018 управлением в присутствии директора ООО «Теплосеть Угра» ФИО2 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №04-091/Пр по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона №99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах производства и потребления).
В силу ст. 9 Закона об отходах производства и потребления, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона №99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Статья 1 Закона об отходах производства и потребления определят понятие отходы производства и потребления (далее отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов как хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу п. 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 №203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
На момент проведения проверки у общества отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по транспортировке отходов коммунальных жидких неканализационных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304) IV класса опасности и на размещение отходов IV класса опасности. Материалами дела подтверждается, что обществом транспортировка и размещение отходов IV класса опасности осуществляется в отсутствие специального разрешения (лицензии). Факт нарушения ответчиком признан.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого нарушения подтверждается материалами дела. Суду не представлено доказательств объективной невозможности осуществления ответчиком деятельности с соблюдением требований законодательства на основании надлежащим образом полученной лицензии, а также принятия последним всех зависящих от него мер к недопущению нарушения.
В действиях общества содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при выявлении правонарушения и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено. Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела и вынесения решения не истек. Допущенное обществом противоправное осуществление деятельности без специального разрешения носит длящийся характер.
С учетом совершения правонарушения впервые и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, доказательств обратного суду административным органом не представлено, общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, в виде административного штрафа в сумме 40000 руб.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ для освобождения общества от ответственности судом не усматривается. Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, общество не представило.
Проверив возможность замены административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, несмотря на то, что ООО «Теплосеть Угра» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку допущенное ответчиком правонарушение могло повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, т.к. по смыслу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона №99-ФЗ общество осуществляло вид деятельности, влекущий возникновение угрозы причинения ущерба, в том числе окружающей среде, для предотвращения/предупреждения негативных последствий которой и требуется лицензирование такой деятельности. Обратного обществом не доказано. Оснований для замены штрафа предупреждением на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ в таком случае не имеется.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ст. 32.2 КоАП РФ).
В соответствии с п. 15.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть Угра» с. Каракулино, ул. Кирьянова, д. 27, офис 3, дата государственной регистрации – 17.06.2008, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней, начиная с даты вступления решения в законную силу, по следующим реквизитам: получатель – УФК по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике), расчетный счет <***> в ГРКЦ Национального банка Удмуртской Республики банка России, БИК 049401001, ИНН <***>, ОКТМО 94701000, КПП 184101001, КБК 048 116 25060 01 6000 140, УИН - 0.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.Г. Зорина