АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-7880/2013
25 октября 2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2013г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коковихиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пушкаревой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго» г.Ижевск к Администрации муниципального образования «Шарканский район» с.Шаркан, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Воткинск о признании незаконными действий, заключающихся в отказе «…в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта- ВЛ 10кВ…»,
при участии в заседании представителей:
от заявителя- ФИО2 по доверенности от 01.07.2013;
от ответчика- ФИО3 по доверенности от 21.05.2013;
от третьего лица- ФИО1- предприниматель,
установил:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго» (далее- ОАО «МРСК Центра и Приволжья», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Шарканский район» (далее- Администрация, ответчик), заключающихся в отказе «…в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта- ВЛ 10кВ…» и обязании Администрацию МО «Шарканский район» подготовить акт выбора и выдать документ, свидетельствующий о предварительном согласовании места размещения объекта строительства ВЛ 10кВ от существующей ВЛ-10кВ ф.4 ПС 110/10кВ «Малиновка».
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 17.10.2013 объявлялся перерыв до 23.10.2013 до 13 час. 30 мин., после перерыва судебное заседание было продолжено 23.10.2013 при участии тех же представителей сторон.
В основание требований заявитель указал, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления. В связи с отказом Администрации МО «Шарканский район» в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта ВЛ-10кВ, Общество не имеет возможности получить в аренду земельный (лесной) участок, осуществить строительство ВЛ и выполнить мероприятия по технологическому присоединению объекта ИП ФИО1, что нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация требования заявителя не признала, в отзыве на заявление указала, что строительство линейного объекта (ВЛ) предполагается на территории МО «Мишкинское», являющегося поселением МО «Шарканский район». Данное муниципальное образование имеет свой генеральный план и Правила землепользования и застройки. Для выдачи разрешения на строительство линейного объекта необходимо, чтоб указанное строительство обеспечивало сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Кроме того, ответчик указал, что мероприятия по строительству ВЛ для электроснабжения пасеки ИП ФИО1, должны быть предусмотрены генеральным планом МО «Мишкинское» и Правилами землепользования и застройки. Проекты планировки территории должны соответствовать генеральному плану, а размещение данной ВЛ на землях МО «Мишкинское» не предусмотрено генеральным планом. Также, Администрация указала на то, что ИП ФИО1 в Администрацию муниципального образования «Шарканский район» за разрешением на строительство объекта - «Пасека», планируемого к техническому присоединению, не обращалась.
Таким образом, Администрация не имеет возможности выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, а, следовательно, и основания для согласования акта выбора трассы и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства отсутствуют.
Представитель третьего лица (ИП ФИО1) каких-либо письменных пояснений не представила, в судебном заседании поддержала доводы заявителя.
Из материалов дела следует, что Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики по договору аренды лесного участка от 19.06.2012 №01/2-15/589 ИП ФИО1 предоставлен на праве аренды на 49 лет лесной участок площадью 0,5 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 778-2012-01, входящий в лесной участок Шарканского лесничества общей площадью 49260 га, для ведения сельского хозяйства (пчеловодство) (л.д. 15-17).
Между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (сетевая организация) и ИП ФИО1 заключен договор от 10 октября 2012г. № 08-2012/775-2ц об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ИП ФИО1 пасека, включая проектирование, строительство, реконструкцию. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения пасеки, которая будет располагаться в Шарканском районе, Шарканском лесничестве, квартал 318, выдел 37 (л.д. 9-14).
С целью выполнения обязательств сетевой организации по обеспечению технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 к системе электроснабжения, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» письмом от 07.05.2013 №11-13-1-27/1374 обратилось к Главе Администрации МО «Шарканский район» с просьбой о подготовке акта выбора трассы воздушной ЛЭП 10 кВ, протяженностью 15600 кв.м, в том числе по землям лесного фонда-12000 кв.м (л.д. 18).
Письмом от 28.06.2013 №1462 на №11-13-1-27/1374 от 07.05.2013 (л.д. 19), Администрация отказала в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта- ВЛ-10 кВ со ссылкой на п.2 ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации.
ОАО «МРСК Центра и Приволжья» считая отказ Администрации в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта- ВЛ-10 кВ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, что строительство ВЛ-10кВ для электроснабжения объекта ИП ФИО1 предполагается как на землях населенных пунктов, так и землях лесного фонда.
В п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 2.4.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, относит к сооружениям законченные функциональные устройства для передачи энергии, такие как линии электропередачи.
В пункте 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, закреплена классификация объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. В подпункте "в" указаны линейные объекты, в том числе линии электропередачи.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что линия электропередачи воздушная относится к объектам капитального строительства (сооружениям линейного типа).
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе и генеральные планы поселений.
Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
На основании ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана городского округа осуществляется посредством подготовки и утверждения документации по планировке территории.
В силу частей 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Таким образом, размещение объекта (ВЛ) должно быть предусмотрено генеральным планом муниципального образования «Мишкинское».
В материалы дела был представлен генеральный план МО «Мишкинское» и Правила землепользования и застройки МО «Мишкинское» (л.д. 81-86).
Как установлено судом, генеральным планом МО «Мишкинское» и Правилами землепользования и застройки МО «Мишкинское» не предусмотрено строительство ВЛ-10кВ на землях Шарканского лесничества, необходимой для электроснабжения объекта пасеки ИП ФИО1
Заявитель в обоснование своих требований не указал, какому закону, иному нормативному правовому акту не соответствуют действия Администрации муниципального образования «Шарканский район», заключающиеся в отказе в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта-ВЛ-10кВ.
Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности отказом в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта-ВЛ-10кВ, заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, предоставление лесных участков для строительства к компетенции Администрации муниципального образования «Шарканский район» не относится, следовательно, требований заявителя о подготовке акта выбора трассы воздушной ЛЭП 10кВ по землям лесного фонда площадью 12000 кв.м (6 х2000м) заявлены к ненадлежащему лицу.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что отказ Администрации МО «Шарканский район» в выдаче разрешения на строительство ВЛ-10кВ, не противоречит требованиям вышеназванных нормативных актов, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго» о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Шарканский район», заключающихся в отказе «…в выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта –ВЛ-10кВ…» (подготовки акта выбора) и об обязании Администрации МО «Шарканский район» подготовить акт выбора и выдать документ, свидетельствующий о предварительном согласовании места размещения объекта строительства ВЛ 10кВ от существующей ВЛ-10кВ ф.4 ПС110/10кВ «Малиновка», отказать полностью.
2. Выдать Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Удмуртэнерго» справку на возврат из бюджета излишне уплаченной госпошлины в размере 2000 руб., по платежному поручению №9876 от 26.07.2013.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С.Коковихина