АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело №А71-8232/2013
29 мая 2014г. Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2014г.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2014г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск к Управлению финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики г. Камбарка, Муниципальному образованию «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики г. Камбарка, Совету депутатов муниципального образования «Камбарский район» г.Камбарка,
о признании незаконными бездействий, выразившихся в неисполнении исполнительного листа серии АС № 005652234 от 07.11.2012 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение; признании незаконными бездействий по невнесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа серии 005652234 от 07.11.2012 и невнесении изменений в бюджет; обязании внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа, внести изменений в закон (решение) о бюджете,
в присутствии представителей:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 30.05.2011;
от ответчиков: 1. ФИО3 по доверенности от 09.01.2014;
2. ФИО3 по доверенности от 09.01.2014;
3. не явился, извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики г.Камбарка, Муниципальному образованию «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики г. Камбарка, Совету депутатов муниципального образования «Камбарский район» г. Камбарка, о признании незаконными бездействий, выразившихся в неисполнении исполнительного листа серии АС № 005652234 от 07.11.2012 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, о признании незаконными бездействий, выразившихся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа серии АС № 005652234 от 07.11.2012 и внесении изменений в бюджет, и обязании внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа, внести изменений в закон (решение) о бюджете.
Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики обратилось с требованием о взыскании с ИП ФИО1 судебных расходов в размере 2348 рублей, связанных с рассмотрением дела №А71-8232/2013 в арбитражном суде.
Представитель ответчика - Совет депутатов муниципального образования «Камбарский район» в судебное заседание не явился, отзыв и возражения на заявление не представил. Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156 АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
В связи с тем, что Управлением финансов заявление о взыскании судебных расходов вручено было до судебного разбирательства, судом по ходатайству заявителя, в порядке ст. 163 АПК РФ для предоставления возражений на указанное заявление был объявлен перерыв до 28 мая 2014 г. до 13 час. 30 мин.
28 мая 2014 в судебное заседание никто не явился. От заявителя в суд с возражениями на заявление о взыскании судебных расходов поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя. Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156 АПК РФ), неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению (л.д.5-8, 101-103).
Ответчики - Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики и Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (л.д.55-56, 57-61, 79-82, 106-108).
Ответчик - Совет депутатов муниципального образования «Камбарский район» г.Камбарка отзыв на заявление не представил, в судебном заседании поддержал доводы Администрации Камбарского района Удмуртской Республики.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.10.2013 производство по делу было приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ). Определением суда от 24.04.2014 на основании ст.ст. 146, 147 АПК РФ производство по делу было возобновлено.
Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 по делу № А71-6414/2012 (Г10) с Муниципального образования «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскано в порядке субсидиарной ответственности 5 565 694,07 руб. долга, 400 руб. судебных расходов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 по делу № А71-6414/2012 оставлено без изменения, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2013 решение Арбитражного суда Удмуртской Республикиот 27.07.2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу № А71-6414/2012 оставлены без изменения.
На основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 по делу № А71-6414/2012 (Г10) судом был выдан исполнительный лист АС № 005652234, должником по исполнительному листу является Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики.
Данный исполнительный лист поступил в Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики 08.11.2012, в трехмесячный срок со дня его поступления не исполнен.
18.07.2013 ИП ФИО1 обратился в Администрацию Камбарского района УР с письмом №18/07 о выделении лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования для погашения задолженности по исполнительным листам, а также о внесении изменений в сводную бюджетную роспись.
Ввиду неисполнения судебного акта в полном объеме, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа на исполнение, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование требований заявитель со ссылкой на положения п.5 ст.242.1, п.5-6 ст. 242.2, п.5-8 ст.242.3, п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) ссылается на то, что исполнение судебных актов должно производиться в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся изменения в сводную бюджетную роспись. При отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Обращение ФИО1 к ответчикам с письмом от 18.07.2013, с просьбой обеспечить выделение лимитов бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования для погашения задолженности по исполнительным листам в полном объеме, внести изменения в сводную бюджетную роспись и в решение депутатов об утверждении бюджета, осталось без удовлетворения. Заявитель считает, что бездействие ответчиков, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа в трехмесячный срок, невнесении изменений в сводную бюджетную роспись и закон (решение) о бюджете, является незаконным, ведет к нарушению прав взыскателя, к ограничению возможности осуществления предпринимательской деятельности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация Камбарского района Удмуртской Республики указала на то, что фактически осуществляется непрерывный процесс исполнения судебного акта. Исполнение исполнительного листа АС № 005652234 по делу № А71-6414/2012 осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете МО «Камбарский район».
Бюджет МО «Камбарский район» на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015г.г. принят в соответствии с утвержденной бюджетной росписью на исполнение всех исполнительных документов в бюджете муниципального образования «Камбарский район» в 2013г. предусмотрено 1 500 000 руб., в 2014 г. – 5 000 000 руб., в 2015г. – 4 752 000 руб.
Решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 18.12.2013 №153 утвержден бюджет МО «Камбарский район» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Дефицит бюджета составляет 12 100 000 руб. Указанным решением на 2014 и на плановый 2015 и 2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение требований исполнительных листов: в 2014 г. – 1 300 000 руб., в 2015 г. – 1 758 000 руб., в 2016 г – 3 890 000 руб.
Исполнение расходных обязательств бюджета муниципального образования «Камбарский район», предусмотренных в бюджетной росписи на текущий финансовый год осуществляется ежемесячно в соответствии с кассовым планом, утверждаемым ежемесячно начальником управления финансов администрации Камбарского района в сумме, определенной как 1/12 от годовых бюджетных назначений по каждому виду расходных бюджетных обязательств, в том числе и по исполнению исполнительных документов. На исполнение всех исполнительных документов ежемесячно направляется по 125 000 руб.
Остаток бюджетных ассигнований на исполнение требований исполнительных листов в бюджете МО «Камбарский район» на 2013 год по состоянию на 13.08.2013 – 3 750 000 руб. На исполнении находится три исполнительных листа на общую сумму 7 152 692,54 руб.
За период января - декабрь 2013 года по исполнительному листу АС № 005652234 в пользу ИП ФИО1 перечислено из бюджета МО «Камбарский район» 285 152 руб. 77 коп., за январь – май 2014 года – 189 399 руб. 30 коп.
Таким образом, исполнение исполнительного листа осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете МО «Камбарский район». Процесс исполнения исполнительного листа осуществляется непрерывно и не прекращается.
Финансовый орган - Управление финансов Администрации Камбарского района не имеет возможности внести изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменения в бюджет МО «Камбарский район», т.к. перераспределение может быть произведено внутри одного вида, статьи, а по виду расходов 852 (уплата прочих налогов, сборов и иных платежей) целевой статье 0020400 предусмотрено 1 500 000 рублей только на исполнение требований исполнительных документов, другие расходы по виду, статье не предусмотрены, т.е. перераспределять нечего. Внесение изменений в бюджет производится представительным органом местного самоуправления, в случаях предусмотренных статьей 83 БК РФ при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Источники дополнительных поступлений в бюджет МО «Камбарский район» отсутствуют.
Бюджет муниципального образования «Камбарский район» на 81% является дотационным, финансовая помощь из вышестоящего бюджета в форме дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, поступает в район ежемесячно в сумме 1/12 от годовых назначений, утвержденных в бюджете на текущий финансовый год. Собственные доходы на 2013 год исполнены на 110%, в том числе 10% направлено на погашение дефицита бюджета. Собственные доходы за 4 месяца 2014 года исполнены на 98%.
Расходование средств бюджета МО «Камбарский район» осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленными законодательством РФ полномочиями органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65,69 БК РФ). Сократить бюджетные ассигнования по статьям расходов бюджета не возможно, т.к. вч бюджете заложены расходы, покрывающие минимальные потребности по решению вопросов местного значения муниципального района и отсутствуют излишние финансовые средства, которые можно было бы без причинения вреда сократить.
Таким образом, ответчик указал на то, что объективно невозможно исполнить судебный акт в течение трех месяцев в полном объеме, т.к. сумма взыскания по исполнительному листу вместе с суммами по другим судебным актам, подлежащим исполнению за счет казны муниципального образования «Камбарский район» превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете на текущий год. Исполнение судебного акта осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, в бюджете МО «Камбарский район» на плановый период 2014 и 2015 годы предусмотрены расходы на погашение задолженности по исполнительным листам в полном объеме, в виду отсутствия источников дополнительных поступлений в бюджет и невозможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета внести изменения в бюджет МО «Камбарский район» невозможно. При отсутствии изменений в бюджет финансовый орган не имеет возможности внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Кроме того, Администрацией были приняты меры к исполнению судебного акта: в бюджете МО «Камбарский район» на 2013год и плановый период 2014 и 2015 годы предусмотрены ассигнования на исполнение требований судебных актов, осуществляется исполнение судебного акта в пределах бюджетных ассигнований, обращались за финансовой помощью в вышестоящий бюджет Удмуртской Республики и Президенту УР, но в оказании помощи отказали.
Управление финансов Администрации Камбарского района по Удмуртской Республике требования заявителя не признала, поддержав доводы Администрации Камбарского района Удмуртской Республики. В обоснование своих возражений указала, что фактически осуществляется непрерывный процесс исполнения судебного акта. Исполнение исполнительного листа АС № 005652234 по делу № А71-6414/2012 осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете МО «Камбарский район». Бюджет МО «Камбарский район» на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015г.г. принят в соответствии с утвержденной бюджетной росписью на исполнение всех исполнительных документов в бюджете муниципального образования «Камбарский район» в 2013г. предусмотрено 1 500 000 руб., в 2014 г. – 5 000 000 руб., в 2015г. – 4 752 000 руб. Исполнение расходных обязательств бюджета муниципального образования «Камбарский район», предусмотренных в бюджетной росписи на текущий финансовый год осуществляется ежемесячно в соответствии с кассовым планом, утверждаемым ежемесячно начальником управления финансов администрации Камбарского района в сумме, определенной как 1/12 от годовых бюджетных назначений по каждому виду расходных бюджетных обязательств, в том числе и по исполнению исполнительных документов. На исполнение всех исполнительных документов ежемесячно направляется по 125 000 руб.Бюджет муниципального образования «Камбарский район» на 81% является дотационным, финансовая помощь из вышестоящего бюджета в форме дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, поступает в район ежемесячно в сумме 1/12 от годовых назначений, утвержденных в бюджете на текущий финансовый год. Собственные доходы, удельный вес которых составляет 19% в общей сумме доходов, поступают в соответствии с планом, распределенным также на 12 месяцев. Управление финансов Администрации Камбарского района объективно не могло в течение трех месяцев исполнить требования данного исполнительного документа. План собственных доходов на 01.09.13г. исполнен на 101,4%, т.е. дополнительно полученных доходов нет, в помощи вышестоящего бюджета после ряда обращений в Министерство финансов УР и Президенту УР - району отказано.
Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения сторон по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 239 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Согласно ст. 242.5 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно п. 2 ст. 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 4 ст. 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 5 ст. 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с п. 6 ст. 242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 п. 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных пп. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Кодекса.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силу п. 9 ст. 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Постановления от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления, которого предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст. 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и гл. 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 БК РФ.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу п. 3 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 2 ч. 10 ст. 35). Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст. 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства местного бюджета в объемах, превышающих предельный объем бюджетных ассигнований, установленный решением о местном бюджете, производится в соответствии с положениями п. 2 ст. 83 БК РФ, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Обеспечение сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств является обязанностью органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 по делу № А71-6414/2012 (Г10) с Муниципального образования «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскано в порядке субсидиарной ответственности 5 565 694,07 руб. долга, 400 руб. судебных расходов.
На основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2012 по делу № А71-6414/2012 (Г10) судом был выдан исполнительный лист АС № 005652234 от 07.11.2012, который поступил в Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики для исполнения 08.11.2012, к исполнительному листу приложено заявление с указанием реквизитов банковского счета для перечисления взысканной суммы.
Ссылаясь на необоснованное неисполнение исполнительного листа АС №005652234 в течение трех месяцев, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением.
Между тем, судом установлено, что исполнение исполнительного листа АС № 005652234 по делу № А71-6414/2012 (Г10) осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете МО «Камбарский район».
Так, в 2012 году за счет увеличения бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов в бюджете МО «Камбарский район» было перечислено ИП ФИО1 625 941,3 руб. (платежные поручения от 04.12.2012 № 1466, от 28.12.2012 №1624, от 29.12.2012 № 1709). На этом бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов в бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2012 год закончены.
За период с 01.01.2013 по 04.09.2013 по исполнительному листу АС №005652234 в пользу ИП ФИО1 из бюджета МО «Камбарский район» перечислено - 285 152,77 руб. (платежное поручение от 17.01.2013 №30 - 40152,77 руб., платежное поручение от 08.02.2013 № 115 - 40 000 руб., платежное поручение от 06.03.2013 № 231 -25 000 руб., платежное поручение от 01.04.2013, № 371 -25 000 руб., платежное поручение от 14.05.2013 № 558 - 25 000 руб., платежное поручение от 06.06.2013 № 692 - 25 000 руб., платежное поручение от 05.07.2013 № 827 - 35 000 руб., платежное поручение от 07.08.2013 № 978 - 35 000 руб., платежное поручение от 03.09.2013 № 1116 - 35000 руб.).
За период январь - май 2014 года по указанному исполнительному листу произведена уплата в размере 189 399,30 руб. (платежным поручением № 43 от 22.01.2014 – 41 099,30 руб., платежным поручением № 96 от 06.02.2014 – 40 000 руб., платежным поручением № 201 от 05.03.2014 – 43 300 руб., платежным поручением № 281 от 02.04.2014 – 32 500 руб., платежным поручением № 427 от 07.05.2014 – 32 500 руб.).
Таким образом, общая сумма перечисленных из бюджета МО «Камбарский район» в адрес заявителя денежных средств по исполнительному листу АС №№005652234 в 2012 году составила 625 941,3 руб., в 2013 году составила 285 152,77 руб., в 2014 году – 189 399, 30 руб.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район» от 20.12.2012 № 76 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в бюджете МО «Камбарский район» предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение требований исполнительных листов на общую сумму 11 252 000 рублей.: в 2013 году - 1 500 000 рублей (годовые бюджетные ассигнования); в 2014 году - 5 000 000 рублей (годовые бюджетные ассигнования); в 2015 году - 4 752 000 рублей (годовые бюджетные ассигнования).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Камбаркий район» от 18.12.2013 № 153 утвержден бюджет муниципального образования «Камбарский район» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Прогнозируемый объем доходов на 2014 год в сумме 347460,8 тыс. руб., в том числе межбюджетные трансферты, получаемые из вышестоящих бюджетов, 226065,8 тыс. руб. (или 65 %), общий объем расходов в сумме 359560,8 тыс. руб., дефицит бюджета - 12 100, 0 тыс. руб.
В решении Совета депутатов муниципального, образования «Камбаркий район» от 18.12.2013 № 153 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение требований исполнительных листов: в 2014 году- 1 300 000 руб. (годовые бюджетные ассигнования); в 2015 году- 1 758 000 руб. (годовые бюджетные ассигнования); в 2016 году - 3 890 000 руб. (годовые бюджетные ассигнования).
Кроме того, судом установлено, что на момент выдачи арбитражным судом исполнительного листа АС №005652234 на исполнении в финансовом органе находились иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений МО «Камбарский район» и казны муниципального образования, всего на общую сумму 7 152 692,54 руб.
Поскольку предусмотренных в бюджете МО «Камбарский район» на 2014 год средств недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом органе, производится погашение задолженности по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом на эти цели. Ежемесячно из бюджета МО «Камбарский район» осуществляется финансирование расходов в размере 1/12 от годовых бюджетных ассигнований на исполнение требований исполнительных листов.
Иное перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед предпринимателем привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
Кроме того, поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что муниципальный бюджет МО «Камбарский район» является дотационным. Администрация Камбарского района Удмуртской Республики обращалась с заявлениями в Правительство Удмуртской Республики с письмом от 01.02.2013 №03-01/15 (л.д.61-62) и к Президенту Удмуртской Республики ФИО4 от 12.02.2013 №05-17/313 (л.д. 64-65) о выделении дополнительной финансовой помощи для исполнения судебных актов. Однако, Министерством финансов Удмуртской Республики было отказано Администрации МО «Камбарский район» в дополнительном финансировании, что следует из письма от 26.03.2013 №П8-135-1503 (л.д. 63).
В представленном в материалы дела письме Министерства финансов Удмуртской Республики от 23.05.2013 №02-33-19/1070 указано, что приоритетным направлением бюджетной политики в России на 2013 год и ближайшую перспективу является повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, которые определены Указами Президента РФ от 07 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2013 г. №761 и 28 декабря 2012 г. №1688, в связи с чем, полученные дополнительные доходы и высвободившиеся в ходе оптимизации расходов средства следует направлять на реализацию Указов Президента Российской Федерации.
Таким образом, фактов бездействия по исполнению требований исполнительного документа судом не установлено. Напротив, суд считает, что органом местного самоуправления принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта.
Судом установлено, что ответчиками осуществляются мероприятия по исполнению исполнительного листа в отношении заявителя за счет казны муниципального образования. Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормами ст. 242.5, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанности исполняются.
Из положений вышеуказанных норм БК РФ не следует, что финансовый орган обязан производить приостановление операций по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей местного бюджета, открытых в рамках счета местного бюджета.
Фактов бездействия по исполнению требований исполнительного документа судом не установлено. Напротив, суд считает, что органом местного самоуправления принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта.
Требование заявителя о признании бездействий ответчиков, выразившихся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного документа, удовлетворению не подлежит.
Статьей 217 БК РФ установлен четкий перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
При этом в п. 4 ст. 217 БК РФ установлено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи может предусматривать утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств. При этом предусмотрено, что указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета: при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов; по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
Кроме того, п. 3 ст. 219.1 БК РФ предусмотрено, что порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
В соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В п. 5 ст. 217 БК РФ установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Данное положение предопределено требованием п. 2 ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому утвержденные главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств показатели бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, и эти показатели могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в закон (решение) о бюджете при исполнении судебных актов лишь в пределах объема бюджетных ассигнований.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что из взаимосвязанных положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, в данном случае изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
Указанные обстоятельства исключают возможность удовлетворения заявленных требований, поскольку иное будет означать необоснованное вмешательство суда в компетенцию органов муниципальной власти.
На основании вышеизложенного правовых оснований для возложения на начальника управления обязанности немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 не имеется.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права, поэтому отклоняются судом как несостоятельные.
Требование Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики о взыскании с ИП ФИО1 судебных расходов в размере 2348 руб., связанных с рассмотрением дела №А71-8232/2013 в арбитражном суде, подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В обоснование заявленного требования Управление указало на то, что для представления интересов в Арбитражном суде Удмуртской Республики Управлением были понесены судебные расходы на проезд (бензин АИ-92 80 литров) в общей сумме 2348 рублей, в том числе, для поездки в суд 10.09.2013 по маршруту г.Камбарка до г.Ижевска и обратно в размере 1170 руб. (бензин АИ-92 40 литров по цене 29,25 руб.), для поездки в суд 02.10.2013 по маршруту г.Камбарка до г.Ижевска и обратно в размере 1178 руб. (бензин АИ-92 40 литров по цене 29,45 руб.). Управление финансов Администрации Кабмарского района УР осуществляет оплату бензина в безналичном порядке с использованием топливной карты.
Для подтверждения понесенных расходов заявитель представил копии путевых листов автомобиля: №015317 от 10.09.2013 (маршрут г.Камбарка - г.Сарапул - г.Ижевск), №015328 от 02.10.2013 (маршрут г.Камбарка - г.Сарапул - г.Ижевск); товарные накладные №273945002207 от 30.09.2013, №304945002899 от 31.10.2013; кассовые чеки ООО «Удмуртнефтепродукт», ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» от 10.09.2013, от 02.10.2013; реестры операций по топливным картам; акты сверки расчетов за период с 01.07.2013 по 30.09.2013, за период с 01.10.2013 по 30.11.2013.
Возражая против требований Управления финансов, предприниматель указал, что расходы являются надуманными и необоснованными, поскольку расстояние от г. Камбарка до г. Ижевск составляет 113 км. С учетом норм расхода топлива 10,7 литров на 100 км, расход топлива от г. Камбарка до г. Ижевска должен составлять 13,09 литров на расстояние 113 км. Размер расходов по оплате топлива составляет 353 руб. 63 коп. в одну сторону, следовательно, туда и обратно 707 руб. 26 коп.С учетом поездки 10.09.2013 и 02.10.2013 сумма расходов на оплату ГСМ должна составить 1414 руб. 52 коп. Кроме того, реестр операций по картам, товарные накладные, представленные Управлением финансов ни кем не подписаны, следовательно, не являются допустимыми доказательствами.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Вопросы распределения судебных расходов и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (ст. 112 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При этом право на возмещение расходов возникает при условии документального подтверждения фактически понесенных стороной затрат.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвоката и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.
В пункте 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» содержатся выработанные рекомендации о том, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Другая сторона обладает правом заявить о чрезмерности требуемой суммы и обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительность рассмотрения дела, стоимость оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах»).
Таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суды не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Суд не вправе, разрешая вопрос о судебных расходах, возложить на заявителя, выигравшего спор в суде, не только обязанность по подтверждению факта и размера произведенных судебных расходов, но и обязанность по обоснованию их разумности, включая необходимость представления доказательств соответствия понесенных им расходов стоимости подобных услуг в регионе, а также соответствующих сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг.
Согласно статье 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие факт несения судебных расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их достоверности, достаточности и их взаимную связь в совокупности, согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ, а также оценивая указанные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании данных доказательств согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению в сумме 1724,61 руб. При этом суд руководствовался следующим.
Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что для представления интересов заявителя в Арбитражном суде Удмуртской Республики в предварительном судебном заседании 10.09.2013 и в судебном заседании 02.10.2013 при рассмотрении дела по существу, интересы ответчика представляла представитель ФИО5 по распоряжению от 28.10.2011.
Факт участия представителя в судебных заседаниях подтвержден судебными актами и протоколами судебных заседаний.
Факт несения Управлением финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики транспортных расходов подтверждается копиями путевых листов автомобиля: №015317 от 10.09.2013 (маршрут г.Камбарка-г.Сарапул-г.Ижевск), №015328 от 02.10.2013 (маршрут г.Камбарка-г.Сарапул-г.Ижевск); товарными накладными №273945002207 от 30.09.2013, №304945002899 от 31.10.2013; кассовыми чеками ООО «Удмуртнефтепродукт», ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» от 10.09.2013, от 02.10.2013; реестрами операций по топливным картам; актами сверки расчетов за период с 01.07.2013 по 30.09.2013, за период с 01.10.2013 по 30.11.2013.
Однако, Управлением финансов не представлено надлежащих доказательств того, что пробег автомобиля ГАЗ 3102 по путевому листу №015317 от 10.09.2013 (маршрут г.Камбарка-г.Сарапул-г.Ижевск), составивший 320 км и потребовавший расходование 40 литров бензина АИ-92, а также по путевому листу №015328 от 02.10.2013 (маршрут г.Камбарка-г.Сарапул-г.Ижевск), составивший 328 км и потребовавший расходование 40 литров бензина АИ-92, был связан исключительно с участим представителя в судебных заседаниях.
Согласно полученным судом из общедоступных источников в сети Интернет сведений, расстояние от г. Камбарка до г. Ижевск, при наличии паромного сообщения, через г. Сарапул, составляет 113 км. Таким образом, пройденное 10.09.2013 и 02.10.2013 автомобилем расстояние не должно было превысить за каждый день 226 км.
В соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, расход топлива автомобилем ГАЗ 3102 на сто километров пробега, с учетом его выпуска в 2007 году составляет 13 литров.
Таким образом, сумма обоснованных затрат исходя из стоимости бензина по чеку, выданному в 05 час. 57 мин. 10.09.2013, составившей 29 руб. 25 коп. за литр, и пробега в 226 км. составила 859 руб. 37 коп.
Сумма обоснованных затрат исходя из стоимости бензина по чеку, выданному в 06 час. 13 мин. 02.10.2013, составившей 29 руб. 45 коп. за литр, и пробега в 226 км. составила 865 руб. 24 коп.
Таким образом, при рассмотрении судом вопроса о взыскании судебных расходов, исследовав и оценив представленные в подтверждение понесенных расходов документы, руководствуясь принципом разумности пределов определения сумм на судебные издержки, суд полагает, что требования заявителя о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению в сумме 1724 руб. 61 коп.
В остальной части требования Управления финансов о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Учитывая, что при обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины на основании определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2013, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными бездействия Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, Муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, Совета депутатов муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии АС №005652234 от 07.11.2012 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение; а также о признании незаконными бездействия, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа серии АС №005652234 от 07.11.2012 и невнесении изменений в бюджет; а также об обязании начальника Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа серии АС №005652234 от 07.11.2012 и внести изменения в закон (решение) о бюджете, индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать полностью.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Ижевск в доход федерального бюджета РФ 400 рублей государственной пошлины.
3. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Ижевск в пользу Управления финансов Администрации Камбарского района <...> 724 руб. 61 коп. в возмещение судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела №А71-8232/2013.
4. В удовлетворении остальной части заявленных требований Управлению финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, г.Камбарка отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина