426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71-8273/2022 |
27 сентября 2022г. |
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2022г.
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2022г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Удмуртэнерго», г. Нижний Новгород о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск по делу об административном правонарушении от 13.05.2022 №018/04/9.21-144/2022, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, г. Ижевск,
в присутствии представителей:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.12.2021,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 11.01.2022,
от третьего лица: не явился, уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Удмуртэнерго» (далее ПАО «Россети Центр и Приволжье», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР, антимонопольный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 13.05.2022 №018/04/9.21-144/2022.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1, г. Ижевск (далее третье лицо).
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 110-113).
Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебное заседание не явилось.
Дело на основании статей 123, 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
26.09.2022 в судебном заседании ПАО «Россети Центр и Приволжье» заявлено ходатайство об изменении предмета заявленных требований.
Из представленных по делу доказательств, следует, что 15 декабря 2021 года в УФАС по УР поступило заявление ФИО1 (вх. №8205) на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье», выразившееся, по мнению ФИО1, в нарушении срока осуществления мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в отношении объекта капитального строительства.
В ходе рассмотрения материалов проверки УФАС по УР было установлено, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» оказывает услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией и субъектом естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».
20 мая 2021 года в адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье» поступила заявка ФИО1 на технологическое присоединение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям (т. 1 л.д.22-23).
Согласно заявке ФИО1 на присоединение энергопринимающих устройств: заявленная категория надежности - третья; максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15 кВт; напряжение 0,4 кВ.
02 июня 2021 года ПАО «Россети Центр и Приволжье» разместило в личном кабинете в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия типового договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия, счет на оплату.
Оплата размещенного на портале счета осуществлена заявителем 04 июня 2021 года, что подтверждается платежным поручением №281 (т. 1 л.д. 33). Соответственно, договор об осуществлении технологического присоединения №181040304 заключен 04 июня 2021 года.
Заявителю выданы технические условия №181040304 со сроком исполнения 6 месяцев. Согласно техническим условиям сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ВЛИ-0,4 кВ от ВЛИ-0,4 кВ КТП-1258 до границ участка заявителя, проектирование и выполнение реконструкции существующей сети ВЛИ-0,4 кВ в части монтажа ответвительной арматуры в сторону проектируемой ЛЭП-0,4 кВ на отпаечной опоре.
Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 05 декабря 2021 года, вместе с тем работы по технологическому присоединению по заявке ФИО1 выполнены не были, что послужило основанием для обращения последнего в УФАС по УР с жалобой на действия (бездействие) ПАО «Россети Центр и Приволжье».
23 декабря 2021 года УФАС по УР направило в адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье» запрос №ЕС01-17-06/7227 о предоставлении документов и информации по обращению ФИО1
14 января 2022 года УФАС по УР направило в адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье» повторный запрос №136 о предоставлении документов и информации по обращению ФИО1
Согласно ответу ПАО «Россети Центр и Приволжье» от 27 января 2022 года №МР7-Уд7/04-02/553 срок осуществления мероприятия по технологическому присоединению продолжительностью 6 месяцев установлен с учетом требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 (далее Правила №861), поскольку для исполнения договора от Россети требуется выполнение работ по реконструкции электросетевого линейного объекта (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно монтаж дополнительной опоры/отпайки от опоры ВЛИ-0,4 кВ до границ участка заявителя, монтаж провода СИП на вновь монтируемой отпайке вблизи с границами земельного участка ФИО1 30 сентября 2021 года по договору №181040304 от 04 июня 2021 года, на основании заявления ФИО1 о продлении срока технологического присоединения до 20.01.2022, сторонами заключено дополнительное соглашение №1, согласно которому срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен не позднее 20.01.2022 с момента подписания дополнительного соглашения.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2022 №181040304 присоединение дома №37 по ул. Художественная г. Ижевска к электрическим сетям осуществлено 30.12.2021, что свидетельствует о нарушении подпункта «г» пункта 18 Правил №861, выразившемся в неисполнении технологического присоединения в изначально установленный техническими условиями шестимесячный срок.
08 февраля 2022 года УФАС по УР в адрес заявителя направлено уведомление №ЕС01-17-06/550 о составлении протокола об административном правонарушении.
25 февраля 2022 года ПАО «Россети Центр и Приволжье» направило в УФАС по УР пояснения №МР7-Уд7/04-02/1278, согласно которым в действиях ПАО «Россети Центр и Приволжье» отсутствует нарушение Правил №861, выразившихся в установлении более длительного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
01 марта 2022 года УФАС по УР в присутствии представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» составлен протокол об административном правонарушении №018/04/9.21-1441/2022 по факту совершения ПАО «Россети Центр и Приволжье» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В пояснениях к протоколу представитель общества указал, что с вменяемым правонарушением не согласен в полном объеме.
Копия протокола об административном правонарушении от 01 марта 2022 года №018/04/9.21-1441/2022 вручена представителю общества 01.03.2022, что подтверждается отметкой о вручении в протоколе.
29 апреля 2022 года антимонопольным органом вынесено определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФИО4 необходимо представить информацию о том, была ли построена воздушная линия электропередачи напротив дома (<...>) на момент направления заявки в ПАО «Россети Центр и Приволжье» (20.05.2021); было ли заключено дополнительное соглашение от30.09.2021 к договору от 04.06.2021 №181040304 о продлении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям до 20.01.2022 на момент направления заявления о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по УР (15.12.2021); сведения о дате фактического присоединения дома (<...>) к электрическим сетям; сведения о том, какие работы фактически проводились сетевой организацией для подключения дома к электрическим сетям.
Согласно ответу ФИО4 от 01 мая 2022 года воздушная линия электропередачи на момент подачи заявки в ПАО «Россети Центр и Приволжье» была построена на противоположной стороне дороги, т.е. до подключения дома им требовалось поставить одну опору ЛЭП, прокинуть кабель через дорогу и смонтировать группу учета. Дополнительное соглашение от 30.09.2021 к договору от 04.06.2021 №181040304 было заключено после 20.01.2021. Фактическое присоединение к электрическим сетям дома было произведено 10-15 января 2022 года. До 10 января 2022 года фактически никаких работ сетевой организацией не проводилось для подключения дома. После 10 января была установлена одна опора ЛЭП, прокинут кабель через дорогу к уже стоявшей опоре ЛЭП и смонтирована группа учета.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, УФАС по УР в присутствии представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» вынесено постановление от 13 мая 2022 года №018/04/9.21-144/2022 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении в размере 600 000 руб.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки заявитель был уведомлен путем направления определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административной правонарушении №018/04/9.21-144/2022 и о продлении срока его рассмотрения от 01 марта 2022 года.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявления ПАО «Россети Центр и Приволжье» указало, для осуществления присоединения объекта ФИО1 заявителю необходимо выполнить работы по установке дополнительной опоры №42/2/1 объекта ВЛ-0,4 кВ ТП-1258 Л-3, монтажа провода от существующей опоры ВЛИ-0,4 кВ №42/2 до опоры №42/2/1 вблизи границы земельного участка ФИО4, монтаж щита учета с установкой прибора учета, автоматических выключателей, их соединение по схеме, монтаж проводов от опоры №42/2/1 до щита учета. Указанные мероприятия предполагают изменение технических параметров ВЛ - установку дополнительной опоры, увеличение протяженности на 11 метров, мощности ВЛ на 15 кВт, а также увеличение (изменение) границ охранной зоны объекта - ВЛ-0,4 кВ ТП-1258 Л-3 ПС «Игерман». До выполнения работ по реконструкции общая протяженность линии составляла 10 683 метров, что подтверждается паспортом на ВЛ-0,4 кВ от ТП-1258 Л-3. С учетом работ по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП-1186 ПС Россия протяженность линии составила 1 463 метров (с учетом 11 метров отпайки от опоры №42/2 до опоры №42/2/1). Охранная зона объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-1258 ПС «Игерман» в целом также изменилась. Для вновь смонтированной отпайки от опоры №42/2 до опоры №42/2/1 также устанавливается охранная зона, в силу чего изменяется охранная зона объекта ВЛ-0,4 кВ от ТП-1258 в целом. Выполнение работ по реконструкции указанной ВЛ-0,4 кВ проводилось в рамках реализации инвестиционной программы ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2021, что подтверждается справкой от 24.02.2022. Таким образом, по мнению заявителя, поскольку выполняемые технические мероприятия повлекли изменение технических параметров (технических характеристик) линии как совокупности конструктивных элементов и устройств (увеличение протяженности на 11 метров, мощности В Л на 15 кВт, увеличение (изменение) границ охранной зоны), указанные мероприятия являются реконструкцией линейного объекта, а не строительством. При таких обстоятельствах у УФАС по УР отсутствовали основания считать выполняемые заявителем мероприятия строительством, при котором срок технологического присоединения следует устанавливать равным 4 месяца. Поскольку общество выполняло работы по реконструкции, имелись основания для установления 6-месячного срока технологического присоединения.
Также заявитель отметил, что УФАС по УР неверно вменено нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Между сторонами заключено дополнительное соглашение от 30.09.2021 об установлении срока технологического присоединения не позднее 20.01.2022. Дополнительное соглашение заключено в пределах срока действия договора технологического присоединения, определяемого сроком действия технических условий до 04.06.2023. Заключение дополнительного соглашения от 30.09.2021 к договору №181040304 от 04.06.2021 является действием по взаимному содействию и направлено прежде всего на достижение целей обязательства - на фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО1, - и свидетельствует об отсутствии нарушения о прав и законных интересов последнего. В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2022 энергопринимающие устройства заявителя фактически технологически присоединены к электрическим сетям 30.12.2021. Таким образом, все обязательства сетевой организации выполнены в пределах установленного дополнительным соглашением срока - до 20.01.2022. Следовательно, в действиях ПАО «Россети Центр и Приволжье» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, т.к. просрочка технологического присоединения ФИО1 не допущена.
Также заявитель указал, что при рассмотрении дела и назначении наказания административный орган не применил положения статей 2.9, 3.2, 4.1 КоАП РФ и не учел малозначительность правонарушения и наличие смягчающих ответственность обстоятельств. Общество просит суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
В ходатайстве об изменении предмета заявленных требований от 23.09.2022 ПАО «Россети Центр и Приволжье» указало, что признает обоснованность доводов административного органа о необходимости установления срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ФИО1 равного четырем месяцам, фактически раскаивается в совершенном правонарушении, вызванным ошибочным толкованием пункта 16 Правил №861. В настоящее время при заключении договоров технологического присоединения с заявителями устанавливает сроки мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с Правилами №861, согласующиеся с позицией административного органа. В рассматриваемом случае обязанность по осуществлению технологического присоединения обществом выполнена хоть и с нарушением законодательно установленного срока, но до возбуждения дела об административном правонарушении. Заявитель полагает, что для вынесения судом решения по существу рассматриваемого дела имеются смягчающие обстоятельства для снижения суммы назначенного штрафа, просит снизить сумму штрафа, назначенного постановлением от 13.05.2022 №018/04/9.21-144/2022, ниже низшего предела с 600 000 руб. до 100 000 руб.
УФАС по УР требования заявителя не признало, указав, что при рассмотрении материалов дела антимонопольным органом была установлена совокупность следующих фактов, свидетельствующих о необходимости установления срока технологического присоединения ФИО1 - 4 месяца: технологическое присоединение в соответствии с заявкой ФИО1 осуществлялось к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ, что подтверждается также актом об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2022 №181040304; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка ФИО1 составляло не более 15 метров, а именно - 10,5 метров, что подтверждается поопорной схемой ВЛ-0,4 кВ №181038776-2021-192-ЭС, планом сетей электроснабжения ВЛИ-0,4 кВ от КТП-1258, нормальной (поопорной) схемой электрических соединений ВЛ-0,4 кВ от КТП-1258 (из рабочей документации по реконструкции ВЛИ-0,4 кВ от КТП-1258 Л-3 до границ земельного участка заявителя); у сетевой организации имелась необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшей ВЛИ-0,4 кВ и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя. Следует отметить, что рабочая документация направлена на согласование только 14.10.2021, и в этот же день была согласована. Также УФАС по УР отметило, что заявителем нарушен также шестимесячный срок подключения. Основания для освобождения ПАО «Россети Центр и Приволжье» от административной ответственности в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствовали. По ходатайству заявителя об изменении предмета заявленных требований от 23.09.2022 административный орган возражает против снижения суммы штрафа, назначенного оспариваемым постановлением ниже низшего предела с 600 000 руб. до 100 000 руб.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объективной стороной правонарушения является нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике).
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определены основные понятия, используемые данным Федеральным законом, так под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
В соответствии с пунктом 1 Правил №861, настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В силу абзаца 1 пункта 2 Правил №861, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 2(2) Правил, действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется с использованием объектов инфраструктурыи другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии с пунктом 3 Правил №861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6указанных Правил предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил №861 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора технологического присоединения 19.05.2021) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);
при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Центр и Приволжье» оказывает услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией и субъектом естественной монополии на основании статьи 4 Закона о естественных монополиях.
20 мая 2021 года в адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье» поступила заявка ФИО1 на технологическое присоединение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям.
Заявитель ФИО1 относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил №861, а именно является физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Оплата счета за подключение осуществлена заявителем ФИО1 04 июня 2021 года. Соответственно, договор об осуществлении технологического присоединения №181040304 заключен 04 июня 2021 года.
Заявителю выданы технические условия №181040304 со сроком исполнения 6 месяцев. Согласно техническим условиям сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ВЛИ-0,4 кВ от ВЛИ-0,4 кВ КТП-1258 до границ участка заявителя, проектирование и выполнение реконструкции существующей сети ВЛИ-0,4 кВ в части монтажа ответвительной арматуры в сторону проектируемой ЛЭП-0,4 кВ на отпаечной опоре.
Вместе с тем, согласно подпункту «б» пункта 16 Правил 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению неверно установлен ПАО «Россети Центр и Приволжье» в размере 6 месяцев вместо требуемого срока 4 месяца.
Кроме того, согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2022 №181040304 присоединение дома №37 по ул. Художественная г. Ижевска к электрическим сетям осуществлено 30.12.2021.
Из письменных пояснений ФИО1 (вх.№2637 от 04.05.2022) следует, что фактическое присоединение к электрическим сетям осуществлено 10-15 января 2022 года, в период до 10.01.2022 никаких работ для подключения сетевой организацией не проводилось.
Дополнительное соглашение было заключено после 20.01.2022, то есть при существующем на тот момент нарушении установленного договором 6месячного срока подключения.
Указанное свидетельствует о нарушении сетевой организацией подпункта «г» пункта 18 Правил №861, выразившемся в неисполнении технологического присоединения в изначально установленный техническими условиями шестимесячный срок.
Также согласно нормальной (поопорной) схеме электрических соединений ВЛ-0,4 кВ от КТП-1258 по состоянию на 10.11.2021 строительство проектируемой опоры №42/2/1 сетевой организацией не осуществлено, что также свидетельствует о невыполнении Удмуртэнерго работ по технологическому присоединению в установленный четырехмесячный срок.
Таким образом, действия ПАО «Россети Центр и Приволжье», выразившиеся в установлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в размере 6 месяцев, являются нарушением подпункта «б» пункта 16 Правил №861, что образует объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения.
Установленный Правилами №861 срок для осуществления технологического присоединения является обязательным для сетевой организации. Такие ограничения направлены на обеспечение соблюдения прав и законных интересов потребителей, как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Факт совершения ПАО «Россети Центр и Приволжье»административного правонарушения установлен судом, подтверждается материалами дела, в том числе, заявкой о технологическом присоединении от 20.05.2021, техническими условиями №181040304, платежным поручением от 04.06.2021, протоколом об административном правонарушении от 01.03.2022 №018/04/9.21-1441/2022, а также не оспаривается заявителем.
Учитывая, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление Нижегородского УФАС России о наложении административного наказания по делу об административной правонарушении от 25.12.2020 №052/04/9.21-2885/2020, от 14.01.2021 №052/04/9.21-39/2021), суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела и заявителем не оспаривается. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, Общество должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Действия ПАО «Россети Центр и Приволжье», являющегося сетевой организацией и субъектом естественной монополии, в части нарушения подпункта «б» пункта 16 Правил № 861, выразившиеся в установлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в размере 6 месяцев, вместо 4 месяцев нарушают права и законные интересы потребителя, как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях, что является злоупотреблением доминирующим положением.
Нарушение сроков, предусмотренных Правилами №861, свидетельствует о пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье» к исполнению требований нормативных правовых актов.
ПАО «Россети Центр и Приволжье», являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником на рынке передачи электрической энергии и неразрывно связанным с ним рынком технологического присоединения, несет риск возникающих в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный с выбором контрагентов.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях ПАО «Россети Центр и Приволжье» содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
Довод заявителя о том, что в рамках мероприятий по технологическому присоединению требуется выполнение работ по реконструкции объекта электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционную программу заявителя, что является основанием для установления 6-месячного срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, судом отклоняется.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом была установлена совокупность следующих фактов, свидетельствующих о необходимости установления срока технологического присоединения ФИО1 - 4 месяца:
1) технологическое присоединение в соответствии с заявкой ФИО1 осуществлялось к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ, что подтверждается также актом об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2022 №181040304;
2) расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка ФИО1 составляло не более 15 метров, а именно - 10,5 метров, что подтверждается поопорной схемой ВЛ-0,4 кВ №181038776-2021-192-ЭС, планом сетей электроснабжения ВЛИ-0,4 кВ от КТП-1258, нормальной (поопорной) схемой электрических соединений ВЛ-0,4 кВ от КТП-1258 (из рабочей документации по реконструкции ВЛИ-0,4 кВ от КТП-1258 Л-3 до границ земельного участка заявителя);
Согласно указанным схемам от существующей опоры ВЛИ-0,4 кВ 42/2 до проектируемой опоры заявителя 42/2/1 примерное расстояние составляет 11 метров.
В соответствии с вышеназванным планом расстояние от существующей опоры ВЛИ-0,4 кВ 42/2 до проектируемой опоры заявителя 42/2/1 (у границ земельного участка ФИО1 с кадастровым номером 18:26:020246:799) составляет 10,5 метров.
3) у сетевой организации имелась необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшей ВЛИ-0,4 кВ и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя.
В подтверждение сетевой организацией представлена рабочая документация по реконструкции ВЛИ-0,4 кВ от КТП-1258 Л-3 до границ земельного участка заявителя, согласованная ФИО5 14.10.2021, правообладателем земельного участка, в отношении технологического присоединения земельного участка ФИО1 с кадастровым номером 18:26:020246:799. Следует отметить, что рабочая документация направлена на согласование только 14.10.2021 года, и в этот же день была согласована.
4) Согласно пункту 10.2 технических условий сетевой организации необходимо было выполнить работы по строительству объектов электросетевого хозяйства (монтаж дополнительной опоры/отпайки 42/2/1) от существующих объектов электросетевого хозяйства (от опоры ВЛИ-0,4 кВ КТП 1258 42/2, существовавшей на момент размещения технических условий заявителю согласно вышеуказанному плану) до: присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон так объектов.
Согласно пункту 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей, и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Дополнительная опора/отпайка не является самостоятельным объектом электросетевого хозяйства, в связи с чем, ее строительство не требует изменения границ охранной зоны основной линии электропередач.
Таким образом, строительство дополнительной опоры/отпайки не является реконструкцией существующей ВЛИ-0,4 кВ, поскольку не изменяет качественных характеристик линии, включая свойства линейного объекта, изложенные в определении «Реконструкция линейных объектов», а также не требует изменения охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
Более того, строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики является исключением, при наличии которого для заявителей максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, должен применяться срок подключения равный 4 месяцам.
Учитывая вышеизложенное, в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил №861 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению неверно установлен Удмуртэнерго в размере 6 месяцев вместо требуемого срока 4 месяца.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, управлением не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены в присутствии представителя общества.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5. КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения, в минимальном размере. Суд, учитывая конкретные приведенные выше обстоятельства совершенного правонарушения, считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Основания для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению норм права.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, поскольку общество не относится субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем судом усматриваются основания для изменения оспариваемого постановления административного органа, в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих административную ответственность содержится в статье 4.2 КоАП РФ и не является исчерпывающим.
Согласно частям 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что заявитель признал обоснованность доводов административного органа, фактически раскаивается в совершенном правонарушении, вызванным ошибочным толкованием пункта 16 Правил №861, в настоящее время при заключении договоров технологического присоединения с заявителями устанавливает сроки мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с Правилами №861, согласующиеся с позицией административного органа, а также то, что при рассмотрении административного дела административным органом наличие отягчающих обстоятельств не установлено (доказательств обратного материалы дела не содержат), принципы справедливости и соразмерности наказания, учитывая обстоятельства принятие мер по устранению допущенных нарушений, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, и подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до половины минимального размера.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, оспариваемое постановление административного органа признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., что соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмурткой Республики
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск по делу об административном правонарушении от 13.05.2022 №018/04/9.21-144/2022, вынесенного в отношении Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» г. Нижний Новгород признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Публичному акционерному обществу «Россети Центр и Приволжье» г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина