ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-8309/14 от 07.10.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело№ А71-8309/2014

14 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2014 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева, при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Автономного учреждения Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства» г. Ижевск, с участием в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя Министерства финансов Удмуртской Республики о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в гор. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск о привлечении заявителя к ответственности за неуплату страховых взносов при участии в судебном заседании представителей

от заявителя: Хасанова А.К. дир.; Столярова О.А. пред. по дов. от 05.09.2014;

от ответчика: Рязаповой Э.М. зам. нач. отдела по дов. от 03.04.2013;

от третьего лица: Походиной Н.В. нач. отдела по дов. от 18.06.2014,

установил:

Автономное учреждение Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства» (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в гор. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее Фонд, Управление, ответчик) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2014 № 019/035/395-2013 в части доначисления страховых взносов на государственные спортивные стипендии Удмуртской Республики (с учетом заявления об уточнении требований от 07.10.2014).

В соответствии со ст. 51 АПК РФ удовлетворено ходатайство Министерства финансов Удмуртской Республики о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, поскольку решение по делу может повлечь за собой необходимость дополнительного выделения средств из бюджета Удмуртской Республики, а в силу ст. 23 Закона УР от 22.05.2008 № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике» организация исполнения бюджета возложена на Министерство финансов Удмуртской Республики.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам выездной проверки фондом составлен акт 30.04.2014 № 019/035/395/2013.

Управлением 04.07.2014 по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки вынесено решение № 019/035/395-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании которого учреждение предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 974220,24 руб., пени в сумме 452635, 79 руб.

В соответствии с решением заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления в виде штрафов в общей сумме 394 832,52 руб.

Основанием для доначисления страховых взносов в оспариваемой части послужили выводы ответчика о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на суммы государственных спортивных стипендий, выплаченных спортсменам-инструкторам Школы высшего спортивного мастерства из бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Положением о государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства УР от 11 августа 2008г. № 208. Общая сумма выплат в виде стипендии за 2011-2012 гг. заявителя составила 8 852 800 руб.

Школа высшего спортивного мастерства не согласилась с решением Управления ПФ о привлечении её к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование требований учреждение указало, что выплата государственных спортивных стипендий производилась за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Положением о государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства УР от 11 августа 2008 г. № 2008 за достижение спортсменами высоких спортивных результатов.

Указанные выплаты не являются оплатой труда, не связаны с выполнением лицом трудовых или иных обязанностей, не относятся к вознаграждению за труд, и не являются компенсационными или стимулирующими выплатами, не предусмотрены Положением об оплате труда Школы высшего спортивного мастерства и не подлежат включению в базу для уплаты стразовых взносов.

Министерство финансов Удмуртской Республики полностью поддерживает позицию заявителя и считает принятое Управлением решение необоснованным и не соответствующим закону по следующим основаниям.

Порядок выплаты спортивной стипендии установлен Положением о государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства УР от 11 августа 2008 года № 208 «О государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики». Согласно указанному положению спортивная стипендия выплачивается в целях стимулирования спортсменов к достижению высоких спортивных результатов.

Государственная спортивная стипендия Удмуртской Республики назначается Государственным комитетом Удмуртской Республики по физической культуре и спорту назначается по представлению тренерского совета по видам спорта наиболее перспективным спортсменам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства на территории Удмуртской Республики, занимающимся в школах олимпийского резерва Удмуртской Республики и показывающим высокие Спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях по видам спорта, входящим в программу олимпийских игр.

Выплата спортивной стипендии не производится в зависимости от наличия трудовых правоотношений между ее получателем и школой олимпийского резерва.

Назначение и выплата таких стипендий осуществляется Государственным комитетом по физической культуре и спорту Удмуртской Республики (правопредшественник Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики).

В законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования на выплату государственных стипендий Удмуртской Республики ежегодно предусматриваются Министерству по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (код главы 867 ведомственной структуры расходов бюджета Удмуртской Республики, раздел (подраздел) 1103, целевая статья 0320404, вид расходов 330).

Согласно приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по данной подгруппе видов расходов отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на предоставление гражданам публичных нормативных выплат несоциального характера.

Что касается выплат в рамках трудовых договоров и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение, оказание услуг, то данного вида расходы в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики учитываются в составе субсидии на выполнение указанными учреждениями государственного задания и предусматриваются по виду расходов 611 (бюджетные учреждения) и 621 (автономные учреждения).

В отношении средств на выплату государственных спортивных стипендий в соответствии с частью 3.12 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2010 года № 364 «О Порядке осуществления бюджетным (автономным) учреждением Удмуртской Республики полномочий исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления» автономное учреждение Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства» наделено статусом получателя бюджетных средств, осуществляющего от имени Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики выплату публичных нормативных обязательств, т.е. по своей сути является агентом по перечислению указанных денежных средств.

Министерство указало, что в защиту указанной позиции говорит также и то, что размеры стипендии и виды соревнований четко определены нормативным правовым актом, не могут быть изменены работодателями при принятии решения об их выплате, а также данные выплаты не могут в силу указанных положений регулироваться трудовыми, коллективными договорами, т.е. документами, регулирующими оплату труда.

Управление требования заявителя не признало, указав, что выплаты стипендии произведены спортсменам, состоящим в трудовых отношениях со Школой высшего спортивного мастерства, являются, по сути, вознаграждением за труд и подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) Школа высшего спортивного мастерства является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Государственная стипендия Удмуртской Республики назначается Государственным комитетом УР по физкультуре и спорту по представлению тренерского совета по видам спорта наиболее перспективным спортсменам, имеющим постоянную регистрацию в по месту жительства на территории Удмуртской Республики, занимающихся в школах олимпийского резерва и показывающим высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

Выплата стипендий производится за счет бюджетных ассигнований Школа высшего спортивного мастерства наделена статусом получателя бюджетных средств, осуществляющего от имени Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики выплату публичных нормативных обязательств, т.е. по своей сути является агентом по перечислению указанных денежных средств.

Таким образом, указанные выплаты не связаны с исполнением трудовых функций, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, оспариваемое решение признается судом недействительным.

С учетом принятого решения, согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

1.Заявление Автономного учреждения Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства» удовлетворить, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в гор. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2014 № 019/035/395-2013 признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в части начисления страховых взносов на налоговую базу в общей сумме 8 852 800 руб. на государственные спортивные стипендии Удмуртской Республики, соответствующих пеней и санкций.

2.Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в гор. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, гр. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 32 а, ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833 в пользу Автономного учреждения Удмуртской Республики «Школа высшего спортивного мастерства», гор. Ижевск 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.Н. Кудрявцев