426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 29 марта 2021 года | Дело № А71- 918/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2021г.
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2021г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Черных, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Концерн «Калашников» г. Ижевск об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы г. Москва от 29.12.2020 № 29/04/19.7.2-175/2020 о назначении административных наказаний по делу об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.12.2020;
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Концерн «Калашников» (далее – заявитель, общество, АО «Концерн «Калашников») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы г. Москва (далее - ответчик, ФАС России) от 29.12.2020 № 29/04/19.7.2-175/2020 о назначении административных наказаний по делу об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, уведомленный надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил отзыв на заявление с материалами административного дела, в котором указал на доказанность факта совершенных нарушений.
Дело в порядке ст. 123, ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие ответчика, неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.
Из представленных по делу доказательств следует, что в адрес ФАС России поступило постановление Удмуртского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 04.12.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Концерн «Калашников» по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ (вх. ФАС России от 16.12.2020 №215571/20).
Из представленных с постановлением органа прокуратуры материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведенного Удмуртской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах анализа исполнения АО «Концерн «Калашников» законодательства о государственном оборонном заказе установлен факт непредставления АО «Концерн «Калашников» сведений о выполнении и финансировании заданий по государственному оборонному заказу в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 №. 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон № 275-ФЗ) в части 5 контрактов по результатам работы АО «Концерн «Калашников» за 6 и 9 месяцев 2020 года.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 «О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» ФАС России были направлены
мотивированные требования организациям оборонно - промышленного
комплекса о представлении сведений о ходе выполнения и финансирования
заданий по государственному оборонному заказу по форме отчета 1-ГОЗ.
АО «Концерн «Калашников» направлено письмо ФАС России о представлении отчета по форме 1-ГОЗ от 20.03.2020 № ДФ/22578-ДСП/20, в т.ч. с требованиями о представлении отчета по форме 1- ГОЗ в виде сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страницы 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ соответственно) по результатам работы за 6 месяцев 2020 года до 05.07.2020.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12571944154555 письмо прибыло в место вручения 30.03.2020, зарегистрировано АО «Концерн «Калашников» 03.04.2020 вх. № 26086.
Из представленных постановления органа прокуратуры и материалов дела об административном правонарушении следует, что Удмуртской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обнаружен факт отсутствия в направленном АО «Концерн «Калашников» в ФАС России отчете по результатам работы за 6 месяцев 2020г. за исх. от 08.07.2020 № 381с сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (которые подлежали представлению на странице 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ соответственно) по находившимся на исполнении АО «Концерн «Калашников» в 2020 году 5 контрактам по государственному оборонному заказу, заключенным АО «Концерн «Калашников» с ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» (далее — ОАО «766 УПТК»), а именно:
-от 27.12.2019 № 1618187312611452221001682/11.546.03.12806/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доработка системы управления, приема и передачи телеметрии, команд управления и видеоинформации» (шифр «Доломит - З - СУПП»);
-от 20.08.2019 № 1618187312611452221001682/11.546.03.08987/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Разработка быстросъемного боевого модуля» (шифр «Доломит - З - БМ»);
-от 20.08.2019 № 1618187312611452221001681/11.546.03.08978/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доработка системы управления, приема и передачи телеметрии, команд управления и видеоинформации» (шифр «Доломит - 2 - СУПП»);
-от 12.03.2020 № 1921187313651412221009131/11.546.03.01623/20 на поставку продукции;
-от 12.03.2020 № 1921187313641412221206007/11.546.03.01624/20 на поставку продукции.
В ходе рассмотрения дела № 29/04/19.7.2-175/2020 об административном правонарушении установлено, что АО «Концерн «Калашников» направило в ФАС России письмо с отчетом по форме 1-ГОЗ в виде сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа по результатам работы за 6 месяцев 2020 года с нарушением установленного срока (исх. от 08.07.2020 № 381с). В ФАС России письмо зарегистрировано 15.07.2020 вх. № 7719с.
В предоставленном АО «Концерн «Калашников» отчете по результатам работы за 6 месяцев 2020г. отсутствуют сведения о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведения о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа, которые подлежали представлению на странице 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ соответственно по 5 вышеперечисленным контрактам, заключенным АО «Концерн «Калашников» с ОАО «766 УПТК».
В представленном АО «Концерн «Калашников» отчете по форме 1-ГОЗ в виде сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы за 6 месяцев 2020г. (исх. от 08.07.2020 № 381с) в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» отсутствуют сведения о сроках окончания исполнения находящихся на исполнении АО «Концерн «Калашников» 4 государственных контрактов по государственному оборонному заказу (не заполнены графы столбца 12 «Сроки окончания исполнения государственного контракта (контракта) плановые» таблицы с порядковыми номерами государственных контрактов, указанных в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ: 27, 28, 29, 30);
Также в представленном АО «Концерн «Калашников» отчете по форме 1-ГОЗ в виде сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы за 6 месяцев 2020г. (исх. от 08.07.2020 № 381с) в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» отсутствуют сведения о ходе выполнения находящихся на исполнении АО «Концерн «Калашников» 28 государственных контрактов по государственному оборонному заказу (не заполнены графы столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы с порядковыми номерами государственных контрактов, указанных в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ: 11, 15, 16, 17, 19-34, 36-43) и 1 контракта по государственному оборонному заказу (не заполнена графа столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы с порядковым номером контракта, указанным в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ - 43).
Мотивированным требованием ФАС России было установлено, что в отчете по форме 1-ГОЗ подлежат обязательному указанию следующие сведения:
1. На странице 1 отчета по форме 1-ГОЗ в разделах «Сведения о выполнении государственных контрактов» и «Сведения о выполнении контрактов» соответственно подлежат указанию:
- сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), выполняемых организацией оборонно-промышленного комплекса в 2020г.;
- сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), заключенных в предыдущие годы и в текущем году, обязательства по которым организацией оборонно-промышленного комплекса не выполнены в полном объеме, например, организацией оборонно-промышленного комплекса не возвращены заказчику неиспользованные авансы по результатам выполнения обязательств, не проведены расчеты в связи с разницей между ориентировочной и фиксированной ценой или в связи с расторжением (приостановлением) государственного контракта (контракта);
-сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), заключенных в предыдущие годы и в текущем году, обязательства по которым не выполнены заказчиком в полном объеме, например, в случае наличия просроченной (непросроченной по условиям контракта) задолженности государственного заказчика и/или заказчика по государственным контрактам и/или контрактам;
2.На странице 2 отчета по форме 1-ГОЗ подлежат указанию в разделе «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» сведения о ходе исполнения всех государственных контрактов и контрактов, перечисленных в п. 1 указанного выше требования, и указанных организацией оборонно-промышленного комплекса в таблице страницы 1 отчета, в том числе о:
- ходе исполнения всех государственных контрактов (контрактов);
-плановом сроке исполнения государственного контракта, контракта (исполнения всех обязательств (заказчика и исполнителя) в соответствии с условиями государственного контракта, контракта);
-фактическом сроке исполнения государственного контракта, контракта (дате фактического исполнения всех обязательств (заказчика и исполнителя) по государственному контракту (контракту);
-причинах неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, контракта либо наличии предпосылок к срыву выполнения государственного контракта, контракта с указанием принятых мер по их устранению;
- доле кредитных средств, размера ставки по кредиту и наименовании банка-кредитора в случае фактического получения организацией оборонно-промышленного комплекса кредита на выполнение государственного контракта, контракта;
- наименовании и количестве не поставленных образцов вооружения, военной и специальной техники.
- сумме погашенной и непогашенной кредиторской задолженности организации оборонно-промышленного комплекса при исполнении государственного контракта (контракта).
Мотивированным требованием ФАС России также установлено, что на странице 2 отчета по форме 1-ГОЗ:
-в графах столбца 12 «Сроки окончания исполнения государственного контракта (контракта) плановые» таблицы страницы 2 в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» подлежат указанию сведения о плановых сроках исполнения всех обязательств согласно условий государственных контрактов (контрактов);
-в графах столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы страницы 2 в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» подлежат указанию сведения по исполнению государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ: исполнен/исполняется или не исполнен, а также:
1. Сведения о нарушениях заказчиком или исполнителем государственного контракта (контракта), в том числе:
1.1.Сведения о нарушениях заказчиком или исполнителем порядка ценообразования на продукцию ГОЗ при исполнении государственного контракта (контракта);
1.2.Причины невыполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем (исполнителем) условий государственного контракта (контракта);
1.3 Причины нарушений условий поставок продукций;
1.4 Сведения о невыполненных работах (этапах работ) и не оказанных
услугах по заданиям ГОЗ с указанием принятых по таким фактам мер;
2.Краткие сведения о ходе выполнения государственного контракта (контракта), невыполненного в установленные сроки в отчетном году и/или в предыдущие годы, имеющихся проблемах и мерах по их устранению;
3.Предпосылки к срыву выполнения государственного контракта (контракта) с указанием причин и принимаемых мер по их устранению;
4.Проблемные вопросы между государственным заказчиком и головным исполнителем, головным исполнителем и исполнителем, исполнителями, возникшие в ходе выполнения государственного контракта (контракта) и предложения по их решению;
5.Причины образования кредиторской задолженности при выполнении задания ГОЗ (государственного контракта, контракта);
6. Наличие просроченной задолженности государственного заказчика (заказчика) за поставленную продукцию (работы, услуги);
7. Иные причины несоблюдения законодательства в сфере ГОЗ при выполнении государственного контракта (контракта).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 «О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» ФАС России были направлены
мотивированные требования организациям оборонно - промышленного
комплекса о представлении сведений о ходе выполнения и финансирования
заданий по государственному оборонному заказу по форме отчета 1-ГОЗ.
АО «Концерн «Калашников» направлено письмо ФАС России о представлении отчета по форме 1-ГОЗ от 20.03.2020 № ДФ/22578-ДСП/20, в т.ч. с требованиями о представлении отчета по форме 1-ГОЗ в виде сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страницы 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ, соответственно) по результатам работы за 9 месяцев 2020 года до 05.10.2020.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12571944154555 письмо прибыло в место вручения 30.03.2020, зарегистрировано АО «Концерн «Калашников» 03.04.2020 за вх. №26086.
Из представленных постановления органа прокуратуры и материалов дела об административном правонарушении следует, что Удмуртской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обнаружен факт отсутствия в направленном в ФАС России АО «Концерн «Калашников» отчете по результатам работы за 9 месяцев 2020 года за исх. от 06.10.2020 № 541с сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (которые подлежали представлению на странице 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ, соответственно) по находившимся на исполнении АО «Концерн «Калашников» в 2020 году 5 контрактам в сфере государственного оборонного заказа, заключенным АО «Концерн «Калашников» с ОАО «766 УПТК»:
-от 27.12.2019 № 1618187312611452221001682/11.546.03.12806/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доработка системы управления, приема и передачи телеметрии, команд управления и видеоинформации» (шифр «Доломит - З - СУПП»);
-от 20.08.2019 № 1618187312611452221001682/11.546.03.08987/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Разработка быстросъемного боевого модуля» (шифр «Доломит - З - БМ»);
-от 20.08.2019 № 1618187312611452221001681/11.546.03.08978/19 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Доработка системы управления, приема и передачи телеметрии, команд управления и видеоинформации» (шифр «Доломит - 2 - СУПП»);
-от 12.03.2020 № 1921187313651412221009131/11.546.03.01623/20 на поставку продукции;
-от 12.03.2020 № 1921187313641412221206007/11.546.03.01624/20 на поставку продукции.
В ходе рассмотрения дела № 29/04/19.7.2-175/2020 об административном правонарушении установлено, что АО «Концерн «Калашников» направило в ФАС России письмо с отчетом по форме 1-ГОЗ в виде сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа по результатам работы за 9 месяцев 2020г. с нарушением установленного срока (исх. от 06.10.2020 № 541с). В ФАС России письмо зарегистрировано 13.10.20 вх. № 10559с.
В представленном АО «Концерн «Калашников» отчете по результатам работы за 9 месяцев 2020г. отсутствуют сведения о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведения о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа, которые подлежали представлению на странице 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ, соответственно по 5 вышеуказанным контрактам, заключенным АО «Концерн «Калашников» с ОАО «766 УПТК».
В представленном АО «Концерн «Калашников» отчете по форме 1-ГОЗ в виде сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы за 9 месяцев 2020г. исх. от 06.10.2020 № 541с в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» отсутствуют сведения о сроках окончания исполнения находящихся на исполнении АО «Концерн «Калашников» 4 государственных контрактов по государственному оборонному заказу (не заполнены графы столбца 12 «Сроки окончания исполнения государственного контракта (контракта) плановые» таблицы с порядковыми номерами государственных контрактов, указанных в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ: 27, 28, 29, 30).
В представленном АО «Концерн «Калашников» отчете по форме 1-ГОЗ в виде сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы за 9 месяцев 2020г. в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» отсутствуют сведения о ходе выполнения находящихся на исполнении АО «Концерн «Калашников» 25 государственных контрактов по государственному оборонному заказу (не заполнены графы столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы с порядковыми номерами государственных контрактов, указанных в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ: 11, 15, 16, 17, 19-22, 27-29, 31-34, 37-41, 43, 45-48) и 3 контрактов по государственному оборонному заказу (не заполнены графы столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы с порядковыми номерами контрактов, указанных в столбце 1 таблицы страницы 2 отчета по форме 1-ГОЗ: 49, 52, 53).
Мотивированным требованием ФАС России установлено, что в отчете по форме 1-ГОЗ подлежат обязательному указанию следующие сведения:
l.Haстранице 1 отчета по форме 1-ГОЗ в разделах «Сведения о выполнении государственных контрактов» и «Сведения о выполнении контрактов» соответственно подлежат указанию:
-сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), выполняемых организацией ОПК в 2020 г.;
-сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), заключенных в предыдущие годы и в текущем году, обязательства по которым организацией оборонно-промышленного комплекса не выполнены в полном объеме, например организацией оборонно-промышленного комплекса не возвращены заказчику неиспользованные авансы по результатам выполнения обязательств, не проведены расчеты в связи с разницей между ориентировочной и фиксированной ценой или в связи с расторжением (приостановлением) государственного контракта (контракта);
-сведения о всех государственных контрактах и контрактах (с указанием сведений о дополнительных соглашениях к государственным контрактам и контрактам, об этапах государственных контрактов и контрактов), заключенных в предыдущие годы и в текущем году, обязательства по которым не выполнены заказчиком в полном объеме, например, в случае наличия просроченной (непросроченной по условиям контракта) задолженности государственного заказчика и/или заказчика по государственным контрактам и/или контрактам.
2. На странице 2 отчета по форме 1-ГОЗ подлежат указанию в разделе «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» сведения о ходе исполнения всех государственных контрактов и контрактов, перечисленных в п.1 указанного выше требования, и указанных организацией оборонно-промышленного комплекса в таблице страницы 1 отчета, в том числе о:
- ходе исполнения всех государственных контрактов (контрактов);
-плановом сроке исполнения государственного контракта, контракта (исполнения всех обязательств (заказчика и исполнителя) в соответствии с условиями государственного контракта, контракта);
-фактическом сроке исполнения государственного контракта, контракта (дате фактического исполнения всех обязательств (заказчика и исполнителя) по государственному контракту (контракту);
-причинах неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, контракта либо наличии предпосылок к срыву выполнения государственного контракта, контракта с указанием принятых мер по их устранению;
-доле кредитных средств, размера ставки по кредиту и наименовании банка-кредитора в случае фактического получения организацией оборонно-промышленного комплекса кредита на выполнение государственного контракта, контракта;
-наименовании и количестве не поставленных образцов вооружения, военной и специальной техники;
-сумме погашенной и непогашенной кредиторской задолженности организации организацией оборонно-промышленного комплекса при исполнении государственного контракта (контракта).
Мотивированным требованием ФАС России установлено, что на странице 2 отчета по форме 1-ГОЗ:
- в графах столбца 12 «Сроки окончания исполнения государственного контракта (контракта) плановые» таблицы в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» подлежат указанию сведения о плановых сроках исполнения всех обязательств согласно условиям государственного контракта (контракта);
- в графах столбца 14 «Ход выполнения заданий ГОЗ» таблицы в разделе II «Исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ» подлежат указанию сведения по исполнению государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ: исполнен или исполняется или не исполнен, а также:
1. Сведения о нарушениях заказчиком или исполнителем государственного контракта (контракта), в том числе:
1.1 Сведения о нарушениях заказчиком или исполнителем порядка
ценообразования на продукцию ГОЗ при исполнении государственного
контракта (контракта);
1.2. Причины невыполнения или ненадлежащего исполнения головным
исполнителем (исполнителем) условий государственного контракта (контракта);
1.3 Причины нарушений условий поставок продукции;
1.4 Сведения о невыполненных работах (этапах работ) и не оказанных
услугах по заданиям ГОЗ с указанием принятых по таким фактам мер;
2.Краткие сведения о ходе выполнения государственного контракта (контракта), невыполненного в установленные сроки в отчетном году и/или в предыдущие годы, имеющихся проблемах и мерах по их устранению;
3.Предпосылки к срыву выполнения государственного контракта (контракта) с указанием причин и принимаемых мер по их устранению;
4.Проблемные вопросы между государственным заказчиком и головным исполнителем, головным исполнителем и исполнителем, исполнителями, возникшие в ходе выполнения государственного контракта (контракта) и предложения по их решению;
5.Причины образования кредиторской задолженности при выполнении задания ГОЗ (государственного контракта, контракта);
6.Наличие просроченной задолженности государственного заказчика (заказчика) за поставленную продукцию (работы, услуги);
7. Иные причины несоблюдения законодательства в сфере ГОЗ при выполнении государственного контракта (контракта).
АО «Концерн «Калашников», не представив в установленный ФАС России срок требуемую информацию об исполнении государственного оборонного заказа, допустило пренебрежительное отношение к исполнению законодательства в сфере государственного оборонного заказа, затруднило осуществление ФАС России своих полномочий. Действие и бездействие АО «Концерн «Калашников» привели к искажению сводных данных об исполнении государственного оборонного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса, участвующими в рамках кооперации головных исполнителей в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а так же осуществляющими поставки вооружения и военной техники.
Таким образом, АО «Концерн «Калашников» нарушены требования ст. 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ.
В связи с выявленными нарушениями Удмуртской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах АО «Концерн «Калашников» направлено уведомление о необходимости явки 04.12.2020 для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ, которое получено обществом 02.12.2020, что подтверждается подписью в уведомлении о вручении.
04.12.2020 в отсутствии представителя АО «Концерн «Калашников», извещенного надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления, Удмуртским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Концерн «Калашников» 04.12.2020 были направлены для рассмотрения в Федеральную антимонопольную службу.
22.12.2020 ФАС России обществу направлена телеграмма с информацией о рассмотрении дела № 29/04/19.7.2-175/2020 об административном правонарушении 29.12.2020 в 10 час. 30 мин., которая получена 20.12.2020 делопроизводителем ФИО2.
16.12.2020 ФАС России в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения материалов дела об административных правонарушениях, вынесено постановление о назначении административных наказаний по делу об административных правонарушениях № 29/04/19.7.2-175/2020, которым АО «Концерн «Калашников» признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, по 100000 руб. за каждое нарушение.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, что административным органом не были выяснены исключающие производство по делу обстоятельства, не была дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что вменяемое обществу правонарушение может быть признано малозначительным. Административным органом также не исследовалось то обстоятельство, что размер административного штрафа может быть снижен на 50%. У административного органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов нарушения как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Административный орган в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности на основании оспариваемого постановления, на отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа установлены Федеральным законом № 275-ФЗ.
Согласно п. 16 ст. 3 Федерального закона № 275-ФЗ контролирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.
На основании п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331, контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа является Федеральная антимонопольная служба. Согласно п. 4 указанного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ ФАС России осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, выявляет нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, принимает меры по их прекращению, и привлекает к ответственности за такие нарушения, принимает меры по предупреждению нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно ст. 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ организации -головные исполнители и исполнители по государственным контрактам обязаны представлять в установленный срок по мотивированному требованию необходимые ФАС России документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 «О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» организации оборонно-промышленного комплекса - исполнители заданий государственного оборонного заказа обязаны ежеквартально представлять в ФАС России сведения о ходе выполнения и финансирования заданий по государственному оборонному заказу по установленной ФАС России форме.
В соответствии с п. 5.12 и 6.1 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет полномочия, не указанные в разделе II указанного Положения, в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, и с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенций ФАС России.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо заведомо недостоверных информации и документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа.
Объективная сторона заключается в совершении АО «Концерн «Калашников» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременном представлении сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страницы 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ соответственно) по результатам работы АО «Концерн «Калашников» за 6 и 9 месяцев 2020 года; в не представлении сведений о выполнении и финансировании работ по государственному оборонному заказу и сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страницы 1 и 2 отчета по форме 1-ГОЗ соответственно) по результатам работы за 6 и 9 месяцев 2020 года в части 5 контрактов, заключенных АО «Концерн «Калашников» с ОАО «766 УПТК»; в не представлении сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы АО «Концерн «Калашников» за 6 и 9 месяцев 2020 года в части сведений о сроках окончания исполнения 4 государственных контрактов по государственному оборонному заказу; в не представлении сведений о ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа (страница 2 отчета по форме 1-ГОЗ) по результатам работы АО «Концерн «Калашников» за 6 месяцев 2020 года в части сведений о ходе выполнения 28 государственных контрактов по государственному оборонному заказу и 1 контракта по государственному оборонному заказу, за 9 месяцев 2020г. в части сведений о ходе выполнения 25 государственных контрактов по государственному оборонному заказу и 3 контрактов по государственному оборонному заказу.
АО «Концерн «Калашников», не представив в ФАС России в установленный срок требуемую информацию об исполнении государственного оборонного заказа, допустило пренебрежительное отношение к исполнению законодательства в сфере государственного оборонного заказа, затруднило осуществление ФАС России своих полномочий. Действие и бездействие АО «Концерн «Калашников» привели к искажению сводных данных об исполнении государственного оборонного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса, участвующими в рамках кооперации головных исполнителей в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а так же осуществляющими поставки вооружения и военной техники.
Факт нарушения АО «Концерн «Калашников» требований Федерального закона № 275-ФЗ, выразившийся в не представлении в установленный ФАС России срок требуемой информации об исполнении государственного оборонного заказа, подтверждается материалами дела, в том числе письмом Министерства обороны Российской Федерации от 19.10.2020 № 644, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2020, протоколом объяснений ФИО3 и заявителем по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности в действиях АО «Концерн «Калашников» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.2. КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совершенные АО «Концерн «Калашников» административное правонарушение посягают на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере государственного оборонного заказа.
В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований Закона №275-ФЗ. При достаточной степени заботливости и осмотрительности АО «Концерн «Калашников» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона допустило пренебрежительное отношение к исполнению законодательства в сфере государственного оборонного заказа, затруднило осуществление ФАС России своих полномочий. Действие и бездействие АО «Концерн «Калашников» привели к искажению сводных данных и аналитической информации о состоянии, ходе и проблемах финансирования и выполнения заданий государственного оборонного заказа по выпуску вооружения и военной техники для нужд Минобороны России и правоохранительных органов, а также в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями оборонно-промышленного комплекса, участвующими в рамках кооперации головных исполнителей.
Доказательств невозможности выполнения требований Закона № 275-ФЗ материалы дела не содержат.
Таким образом, состав административного правонарушения по ст.19.7.2 КоАП РФ в действиях заявителя административным органом доказан.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах годичного срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Доводы общества о признании административного правонарушения малозначительным, отклоняются судом.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Административное правонарушение посягает на экономические интересы государства в области порядка управления в связи с чем, указанные заявителем обстоятельства не могут характеризовать совершенное правонарушение как имеющее малозначительный характер.
Игнорирование норм законодательства в сфере государственного оборонного заказа существенно нарушает общественные отношения, связанные с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства, и не может быть признано малозначительным.
Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением требований действующего законодательства.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд отклоняет доводы общества об отсутствии у административного органа оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов нарушения как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.2 КоАП РФ.
Абзацем пятым пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установлено, что составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, составление одного протокола с указанием нескольких самостоятельных событий административных правонарушений не является существенным нарушением и не может быть основанием для возвращения протокола должностному лицу для устранения недостатков в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
В то же время часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания за каждое совершенное административное правонарушение при совершении лицом двух и более административных правонарушений.
Указанное положение возлагает на должностное лицо, рассматривающее дело, обязанность привлекать виновное лицо за каждое административное правонарушение, которые могут квалифицироваться по одной статье КоАП РФ и при этом иметь различные время и место совершения правонарушения. При этом не имеет значения, зафиксированы эти правонарушения одним или несколькими протоколами об административных правонарушениях.
Согласно постановлению прокуратуры от 04.12.2020 АО «Концерн «Калашников» совершены два различных правонарушения, а именно: 1) несвоевременное представление отчетов по форме 1-ГОЗ за 6 месяцев 2020г., отсутствие в данном отчете части необходимых сведений по государственным контрактам по государственному оборонному заказу; 2) несвоевременное представление отчетов по форме 1-ГОЗ за 9 месяцев 2020г. и отсутствие в данном отчете части необходимых сведений по государственным контрактам по государственному оборонному заказу, отличным от сведений за 6 месяцев 2020г.
Следовательно, обжалуемым постановлением правомерно назначено административное наказание за несколько административных правонарушений, а не за несколько эпизодов одного правонарушения.
Вместе с тем суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая факт совершения правонарушения впервые (доказательств обратного материалы дела не содержат), отсутствие умысла на совершение правонарушения, признания вины обществом, суд считает возможным назначить ответчику административный штраф по 50 000 руб. за каждое нарушение, то есть в общей сумме 100 000 рублей.
По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.19 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказаний. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, постановление от 29.12.2020 о назначении административных наказаний № 29/04/19.7.2-175/2020 подлежит изменению в части назначения наказания.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2020 о назначении административных наказаний № 29/04/19.7.2-175/2020, признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Акционерному обществу «Концерн «Калашников», г. Ижевск административное наказание в виде штрафа в общей сумме 100 000 рублей
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова