АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело№ А71-9399/2014
22 октября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2014 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева, при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская птицефабрика», гор. Глазов о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики, гор. Глазов, о привлечении заявителя к ответственности за неуплату страховых взносов при участии в судебном заседании представителей от заявителя: ФИО1 по дов. от 28.12.2013; ФИО2 по дов. от 13.01.2014:
от заинтересованного лица: ФИО3 по дов. от 03.03.2014,
установил:
ООО «Удмуртская птицефабрика» (далее –заявитель, общество, птицефабрика) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики (далее- Управление, Фонд) от 07 мая 2014 года « 019/007/43-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов по пунктам 1,2,3,4,5,7,8 решения в размере 434 800,81руб., начисления пеней в размере 90 784,5 руб., привлечения к ответственности за неполную уплату страховых взносов в размере 86960,16 руб.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении птицефабрики проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Результаты выездной проверки оформлены актом 31.03.2014 № 019/007/43-2014 (т. 1 л.д. 30-47).
Управлением по результатам рассмотрения акта, других материалов проверки и возражений общества (т. 1 л.д.48-51) вынесено решение от 07.05.2014 № 019/007/43-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании которого птицефабрике предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 434 800 руб., пени - в размере 90784,5 руб.
В соответствии с решением заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления в виде штрафа в размере 86960,16руб.
Согласно п. 1 решения Управлением установлено, что птицефабрика в январе –сентябре 2011года в целях социальной поддержки работников на основании приказов руководителя по утвержденным спискам производилась выдача продукции птицеводства: с января по август- по 2 кг. мяса куриного по цене 49 руб. 60 коп. за кг., яиц столовых 3 категории по 60 шт. по цене от 1руб.84 коп. до 2 руб. 16 коп. за шт. В сентябре выданы наборы для бульона по 2 кг. по цене 24 руб. за кг., желудки бройлеров по 2 кг. по цене 64 руб. за кг., шеи бройлеров по 2 кг. по цене 26 руб. за кг.(т. 1 л.д. 87-95).
В сводах начислений данные выплаты отражены по виду расчетов «039 Мат. помощь (мясо/яйцо рабочим)».
Фондом сделаны выводы о том, что бесплатная выдача продукции на общую сумму 953 038 руб. является оплатой труда в натуральной форме, должна включаться в базу для исчисления страховых взносов.
В соответствии с п. 5 решения Управлением установлено, что в соответствии с приказами управляющего птицефабрики от 18.04.2012 № 28-01/361п и от 25.04.2013 № 28-01/691 п (т.1 л.д. 123-124) для сотрудников птицефабрики по их заявкам бесплатно предоставлялся компост куриный весом до 7т, по цене 130 руб. за тонну, работники оплачивали только стоимость погрузки и доставки компоста с компостной площадки птицефабрики до садовых участок. По внутреннему учету бесплатная выдача компоста проведена также в качестве материальной помощи.
Стоимость бесплатно отгруженного компоста в сентябре 2013года составила - 326009,54 руб., в мае- ноябре 2014года- 483 834 руб. Управлением аналогично пункту 1 безвозмездный отпуск компоста расценен в качестве оплаты труда в натуральной форме, подлежащей обложению страховыми взносами.
В пункте 2 решения Фондом сделаны выводы о том, что суммы среднего заработка за дополнительные дни отдыха работникам-донорам за дни сдачи крови в 2011 года на общую сумму 21 170, 11 руб. (т. 1 л.д. 96-104) должны облагаться страховыми взносами.
В соответствии с п. 3 решения Фондом в базу для исчисления страховых взносов включены суммы среднего заработка за дополнительные дни отдыха, предоставленные обществом работникам птицефабрики для ухода за детьми-инвалидами на общую сумму 14525,18 руб. (т. 1 л.д. 105-113).
Согласно пункту 4 решения Фондом в базу для исчисления страховых взносов включены суммы среднего заработка за дни прохождения медицинского освидетельствования, медицинского об следования, решения вопроса о воинском учете на общую сумму 2998,05 руб., выплаченные птицефабрикой своим работникам в 2011 году (т. 1 л.д. 114-118).
В соответствии с п. 7 решения Фондом в базу для исчисления страховых взносов включен административный штраф в размере 3000 руб., уплаченный обществом за бухгалтера ФИО4, наложенный в на бухгалтера в соответствии с постановлением Удмуртстата от 08.09.2011 № 41 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ за предоставление недостоверной статистической отчетности (т. 1 л.д. 119-121).
В соответствии с п. 8 решения Фондом в базу для исчисления страховых взносов включены расходы на проживание и оплату автостоянки командированных водителей в общей сумме 354600 руб. по авансовым расчетам без подтверждающих оплату документов (т. 1 л.д. 125-172, т. 2-6). Компенсация расходов на проживание в гостиницах и оплату стоянки автомобиля без подтверждающих документов по нормативу 1000 руб./сутки определены Приказом от 01.10.2013 № 446-п (т. 1 л.д. 124).
Удмуртская птицефабрика не согласилась с решением Управления ПФ о привлечении её к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований общество указало, что выдача собственной продукции, включая продуктовые наборы и компост, производилась в целях социальной поддержки работников птицефабрики не является формой натуральной оплаты труда, не связана с результатами трудовой деятельности, а является именно материальной помощью, размеры которой не превысили 4000 руб. в год и в силу п/пунктов 3 и 11 пункта 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами (пункты 1, 5 решения).
Оплаты среднего заработка за дни сдачи крови донорам, работникам общества для ухода за детьми-инвалидами, за дни прохождения медицинского освидетельствования в связи с призывом на военную службу, по мнению заявителя, не связаны с выполнением обязанностей по трудовому договору, и не должны учитываться в составе налоговой базы (2,4 решения).
Заявитель полагает, что оплата обществом за своего работника административного штрафа не является вознаграждением за труд, , сумма штрафа не включается в базу для исчисления страховых взносов (п. 7 решения) .
Птицефабрика указала, что оплата расходов за проживание и оплату стоянки за время командировки водителей без подтверждающих документов в пределах 1000 руб., установленная локальным нормативным актом, является компенсационной выплатой, указанные выплаты не учитываются при исчислении страховых взносов в силу ст. 9 Закона № 212-ФЗ (п. 8 решения).
Управление требования заявителя не признало, указав, что вышеназванные выплаты произведены в пользу лиц, состоящих с птицефабрикой в трудовых отношениях, в том или ином виде являются формой оплаты труда, не относятся к компенсационным подлежат и включению в базу для исчисления страховых взносов в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) птицефабрика является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов (п.3);суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выдача продуктовых наборов из ассортимента собственной продукции птицефабрики не предусмотрена трудовыми договорами, производилась в соответствии с приказами руководителя в целях социальной поддержки работников единовременно на суммы, не превышающие 200 руб., вне зависимости от должности, квалификации, работника в одинаковом размере, не носила систематический характер. Общая сумма продуктовых наборов не превысила 4тыс. руб. в год и носила характер материальной помощи.
То же самое, в отношении бесплатного предоставления компоста. Компост нужен не всем лицам, а только тем, кто имеет садовые участки и написал заявление о том, что ему нужен компост. Выдача компоста также имела разовый характер, не была систематической, его количество и, соответственно, стоимость также не связаны с должностью, квалификацией, т.е. с условиями трудового договора об оплате труда. Стоимость компоста в максимальной массе 7 т. по цене 130 руб. за т также не превышает 1000 руб. в год.
При изложенных обстоятельствах доначисление страховых взносов по пунктам 1, 5 решения признается судом недействительным.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Законодательное закрепление положения о том, что работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 4922/11.
Оснований для признания недействительным обжалуемого решения Фонда в части доначисления страховых взносов по пункту 2 решения не имеется.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Оплат дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 №1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение Фонда, вытекающее из доначисления страховых взносов по пункту 3 решения, признается судом недействительным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Оснований для признания недействительным решения Фонда в части доначисления страховых взносов по пункту 4 решения не имеется.
Оплата за работника административного штрафа, наложенного на него в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей (предоставление недостоверного отчета), носит характер компенсации, не предусмотренной нормативными правовыми акта, не включена в перечень исключений, перечисленный в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, и на основании ст. 7 того же Закона облагается страховыми взносами.
Оснований для признания недействительным решения в части доначисления страховых взносов, вытекающего из пункта 7 решения, не имеется.
На основании части 1 статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
В части 2 этой же статьи установлено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
В данном случае возмещение расходов за проживание в гостиницах и оплаты стоянки автомобиля по нормативу 1000 руб. в сутки для водителей, находящихся в командировке, установлены приказом руководителя птицефабрики. Указанные выплаты носят компенсационный характер, связанный с исполнением обязанностей в командировке, не являются формой оплаты труда и не подлежат обложению страховыми взносами в силу п/пункта «и» пункта 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Решение в указанной части признается судом недействительным.
С учетом признания судом недействительным решения в части доначисления страховых взносов в соответствующей части признается не законным и доначисление пеней и санкций.
С учетом принятого решения, согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
1.Заявление ООО «Удмуртская птицефабрика» удовлетворить частично, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики от 07 мая 2014 года 019/007/43-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в части доначисления страховых взносов по пунктам 1,3,5,8 решения, соответствующих указанным суммам налогов пеней и санкций.
2.В удовлетворении остальной части заявления отказать.
3.Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, пользу общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская птицефабрика», гор. Глазов 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.Н. Кудрявцев