426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71- 9408/2020 |
13 ноября 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
В.Н. Якушева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Белкамнефть» имени А.А. Волкова г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене решения Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 21.10.2019 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 92Ю-2019 и постановления отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г. Уфа от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 09.01.2020;
от ответчиков: не явились, извещены о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Белкамнефть» имени А.А. Волкова (далее – АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – МПТУ Росстандарта, Управление, ответчик) от 21.10.2019 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 92Ю-2019 и постановления отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – отдел (инспекция) в РБ МПТУ Росстнадарта, отдел (инспекция), административный орган, ответчик) от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019.
Отдел (инспекция) не признал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 72-74).
Управление отзыв на заявление не представило.
В судебном заседании 09.11.2020 заявитель уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил признать незаконным и отменить полностью постановление начальника отдела (инспекции) в РБ ПМТУ Росстандарта от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019.
На основании статьи 49 АПК РФ арбитражным судом уточнение заявленных требований принято.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал с учетом уточнения.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя приказа ПМТУ Росстандарта от 13.07.2019 № 1041 в рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора с целью исполнения приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.07.2019 № 1700 «Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО «Транснефть», оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти», изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 № ДК-П9-4635, в отношении АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова отделом (инспекцией) в РБ ПМТУ Росстандарта проведена внеплановая документарная проверка.
Копия приказа о проведении проверки от 13.07.2019 №1041 вручена представителю общества по доверенности 24.07.2019, о чем имеется подпись представителя в приказе (л.д. 92-95).
В ходе внеплановой документарной проверки административным органом были выявлены нарушения обществом требований подпункта «е» пункта 6, пункта 18 технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 045/2017 «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 (далее - ТР ЕАЭС 045/2017), в части требований к содержанию паспорта продукции при выпуске в обращение партии нефти № 203/1 по адресу фактического осуществления деятельности: Республика Башкортостан, Янаульский район, д. Хмелевка (ПСП «Хмелевка»), поскольку предъявленный обществом паспорт на нефть от 29.07.2019 №29 не содержит единый знак обращения продукции на рынке Союза.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе технического осмотра и идентификации от 21.08.2019 (л.д. 109-111), составленном с участием представителя общества по доверенности, и отражены в акте проверки №92-2019, составленном 21.08.2019 старшими государственными инспекторами отдела (инспекции).
Второй экземпляр акта проверки вручен представителю общества по доверенности 21.08.2019 (л.д. 98-102).
На основании акта проверки от 21.08.2019 №92-2019 административным органом обществу выдано предписание от 21.08.2019 №92-2019 устранить выявленные нарушения указанных требований ТР ЕАЭС 045/2017 в срок до 30.09.2019, копия которого вручена представителю общества по доверенности 21.08.2019 (л.д. 112-113).
29.08.2019 по факту нарушения обществом требований технического регламента - ТР ЕАЭС 045/2017 старшим государственным инспектором отдела (инспекции) в отношении общества, уведомленного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 22.08.2019, в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол № 92ю-2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 114-117).
Копия протокола об административном правонарушении, а также определение о назначении времени (даты) и места рассмотрения дела на 09.09.2019 в 14 час. 00 мин. вручены представителю общества по доверенности 29.08.2019 (л.д. 117, 120-121).
09.09.2019 начальником отдела (инспекции) в РБ ПМТУ Росстандарта в отношении АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова в отсутствие представителей общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 92ю-2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 19-26, 122-125).
Согласно отметке на копии постановления от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019, приложенной к заявлению, копия постановления поступила в общество 16.09.2019 (л.д. 29).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с жалобой на постановление от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019 в Управление.
21.10.2019 и.о. руководителя ПМТУ Росстандарта вынесено решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 92Ю-2019 (дата рассмотрения дела и объявления решения – 18.10.2019), которым в удовлетворении жалобы отказано (л.д. 29-31).
Копия решения поступила в адрес общества 17.06.2020. Указанный факт ответчиком не оспаривается.
Несогласие заявителя с привлечением к административной ответственности послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В качестве основания заявленных требований общество указало, что для применения ТР ЕАЭС 045/2017 в соответствии с пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 установлен переходный период на срок до 01.01.2021, в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия продукции и маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными. Действующим законодательством об административным правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за отсутствие маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, отсутствует. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2020 по делу № А07-36527/19, вступившим в законную силу 02.03.2020, выданное по результатам проверки предписание отдела (инспекции) от 21.08.2019 № 92-2019 признано недействительным. Указанным судебным актом установлено отсутствие законных оснований для требования маркировки паспортов на нефть единым знаком обращения продукции на рынке Союза паспортов в переходный период до 01.01.2021.
Ответчик - отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Росстандарта в отзыве на заявление указал, что установленные подпунктом «б» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 переходные положения предусматривают возможность отсутствия знака обращения на рынке при условии отсутствия документов об обязательной оценке соответствия нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017. Поскольку АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова было проведено обязательное подтверждение соответствия нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017 в форме испытаний с оформлением паспортов нефти в соответствии с пунктом 14 раздела VI ТР ЕАЭС 045/2017, маркировка паспортов нефти единым знаком обращения на рынке является обязательной.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;
оценке соответствия.
Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ установлены понятия:
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Согласно статье 20 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
Статьей 27 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
Статьей 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлены переходные положения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Нефть не включена в указанные перечни.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона № 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (пункт 1 статьи 33 Федерального закона № 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 принят ТР ЕАЭС 045/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», который вступил в силу с 01.07.2019.
Указанный технический регламент разработан в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (пункт 1 ТР ЕАЭС 045/2017).
Объектом технического регулирования настоящего Технического регламента является нефть, подготовленная к транспортировке и (или) использованию, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза (пункт 2 ТР ЕАЭС 045/2017).
В пункте 4 ТР ЕАЭС 045/2017 установлены следующие понятия:
«выпуск в обращение нефти» - первичный переход нефти от изготовителя (производителя) нефти к продавцу и (или) потребителю (в том числе отправка со склада изготовителя (производителя) нефти или отгрузка без складирования) или ввоз нефти с целью распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;
«изготовитель (производитель) нефти» - юридическое лицо, в том числе иностранное лицо, осуществляющее от своего имени добычу или добычу и реализацию нефти и ответственное за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется;
«обращение нефти на рынке» - движение нефти от изготовителя (производителя) нефти к потребителю;
«партия нефти» - количество нефти, сопровождаемое одним документом о количестве (маршрутное поручение, или акт приема-сдачи нефти, или накладная на отгрузку, или коносамент) и одним паспортом;
«потребитель» - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие нефть.
Согласно пункту 5 ТР ЕАЭС 045/2017 нефть, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 6 ТР ЕАЭС 045/2017 каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Пунктами 7-9 ТР ЕАЭС 045/2017 установлено, что паспорт оформляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Союза на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена Союза, на территории которого осуществляется реализация нефти.
При реализации нефти продавец (в том числе импортер) обязан представить по требованию потребителя копию паспорта.
Паспорт оформляется при приеме (сдаче) нефти для целей транспортировки, хранения, переработки и реализации.
Согласно пункту 14 ТР ЕАЭС 045/2017 нефть перед выпуском в обращение на рынке Союза подлежит оценке соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая проводится в форме испытаний с оформлением паспорта.
Пунктом 15 ТР ЕАЭС 045/2017 установлено, что оценка соответствия нефти требованиям настоящего Технического регламента осуществляется заявителем (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), зарегистрированным на территории государства - члена Союза в соответствии с его законодательством, являющимся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, с использованием средств измерений, отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов Союза в области обеспечения единства измерений.
Порядок проведения испытаний включает в себя не только отбор проб (образцов) нефти, проведение испытаний проб (образцов) собственной испытательной лабораторией или аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр, но и внесение результатов испытаний и заключения о соответствии нефти требованиям настоящего Технического регламента в паспорт (пункт 16 ТР ЕАЭС 045/2017).
Согласно пункту 17 ТР ЕАЭС 045/2017 проведение испытаний осуществляется в соответствии со стандартами, указанными в пункте 13 настоящего технического регламента.
Пунктом 13 ТР ЕАЭС 045/2017 установлено, что методы испытаний, проводимых при оценке соответствия нефти требованиям настоящего технического регламента, устанавливаются в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 118 утвержден перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
В пункте 18 ТР ЕАЭС 045/2017 указано, что нефть, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно разделу VI настоящего Технического регламента, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
В соответствии с пунктом 19 ТР ЕАЭС 045/2017 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза осуществляется перед выпуском нефти в обращение на рынке Союза.
Единый знак обращения продукции на рынке Союза проставляется в паспорте (пункт 20 ТР ЕАЭС 045/2017).
Исходя из анализа вышеприведенных норм ТР ЕАЭС 045/2017 следует, что перед выпуском в обращение на рынке Союза нефти должна быть проведена процедура оценки ее соответствия требованиям указанного технического регламента путем проведения испытаний.
Результаты испытаний и заключение о соответствии нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017 подлежат внесению в паспорт.
С учетом положений статей 2, 27 Федерального закона № 184-ФЗ о знаке обращения на рынке единый знак обращения продукции на рынке Союза, который проставляется в паспорте, носит информационный характер и означает соответствие выпускаемой в обращение партии нефти требованиям ТР ТС 045/2017.
Из положений ТР ЕАЭС 045/2017 и статей 2, 27 Федерального закона № 184-ФЗ следует, что запрет маркировки выпускаемой в обращение продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, знаком обращения на рынке, в т.ч. единым знаком обращения на рынке Союза, установлен в целях предотвращения введения приобретателей такой продукции, в том числе потребителей, в заблуждение относительно ее свойств.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)» установлены переходные положения при введении в действие ТР ЕАЭС 045/2017.
Подпунктами «б», «в» пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)» установлены, в частности, следующие переходные положения:
б) до 1 января 2021 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке);
в) до 1 января 2021 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена, при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента. Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается.
Нефть не включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.
Таким образом, в отношении нефти законодательством Российской Федерации не установлены требования к проведению обязательной оценки ее соответствия обязательным требованиям и к маркировке знаком обращения на рынке.
Из положений подпункта «б» пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)» следует, что в переходный период до 1 января 2021 года допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов Союза нефти без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 (подпункт «в» пункта 1) установлен запрет маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Союза продукции, которая прошла процедуру оценки соответствия обязательным требованиям Союза или национального законодательства государств-членов при наличии документов, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР ЕАЭС 045/2017, но не прошла процедуру оценки на соответствие требованиям ТР ТС 045/2017.
Таким образом, из положений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)», следует, что в период до 1 января 2021 года положения ТР ЕАЭС 045/2017 в части требований по оценке соответствия нефти требованиям данного технического регламента, и, соответственно, по оформлению паспорта как документа, подтверждающего такое соответствие, не носят обязательный характер.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, примечания к данной статье, статей 6, 46 Федерального закона № 184-ФЗ следует, что привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ подлежит изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец за нарушение обязательных требований технических регламентов в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Поскольку оформление паспорта на нефть, содержащего единый знак обращения продукции на рынке Союза, в переходный период до 1 января 2021 года не является обязательным, выпуск в обращение продукции без оформления такого паспорта не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом того, что установленное подпунктом «е» пункта 6, пунктами 18, 20 ТР ЕАЭС 045/2017 требование к паспорту о наличии в нем единого знака обращения продукции на рынке Союза установлено в информационных целях (наличие такого знака означает, что продукция прошла испытания и соответствует обязательным требованиям ТР ЕАЭС 045/2017), отсутствие в паспорте выпускаемой в обращение продукции, прошедшей испытания, такого знака не создает угрозу введения приобретателей (потребителей) продукции в заблуждение о свойствах такой продукции.
Угрозу введения потребителей в заблуждение, напротив, создает нанесение знака обращения на рынке в отношении продукции, не прошедшей процедуру оценки соответствия в установленном порядке.
Так, административная ответственность за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, установлена статьей 14.46 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.46 КоАП РФ объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия по маркировке продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо действия по маркировке знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
Данные действия вводят приобретателей продукции, в том числе потребителей, в заблуждение относительно свойств и безопасности продукции.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом установлено отсутствие в паспорте на нефть от 29.07.2019 № 29, оформленном на партию нефти № 203/1, выпущенную в обращение в ПСП «Хмелевка» по адресу фактического осуществления деятельности: Республика Башкортостан, Янаульский район, д. Хмелевка, единого знака обращения продукции на рынке Союза.
Паспорт на нефть от 29.07.2019 № 29 в материалы дела не представлен.
Вместе с тем заявитель не оспаривает факт отсутствия в указанном паспорте единого знака обращения продукции на рынке Союза.
Из материалов дела не усматривается, что партия нефти, на которую обществом оформлен паспорт, не прошла установленные ТР ЕАЭС 045/2017 испытания. Данное нарушение обществу не вменяется.
В отзыве на заявление отдел (инспекция) указывает, что паспорт нефти содержит информацию, свидетельствующую о соответствии нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отсутствие в представленном обществом паспорте на нефть от 29.07.2019
№ 29, оформленном после вступления в силу ТР ЕАЭС 045/2017 (после 01.07.2019), но в переходный период до 1 января 2021 года, единого знака обращения продукции на рынке Союза при отсутствии доказательств несоответствия нефти требованиям ТР ЕАЭС 045/2017 и необязательном характере требований ТР ЕАЭС 045/2017 в указанный переходный период не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Действия (бездействие) общества, выразившееся в невнесении в паспорт нефти единого знака обращения продукции на рынке Союза, введение потребителей нефти в заблуждение относительно свойств и безопасности продукции не влекут.
Кроме того, суд учитывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2020 по делу № А07-36527/19 предписание ПМТУ Росстандарта № 92-2019 от 21.08.2019 признано недействительным ввиду того, что в течение переходного периода до 01.01.2021 требования ТР ЕАЭС 045/2017 в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 АПК РФ).
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Как установлено пунктом 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, в связи с отсутствием события административного правонарушения и, следовательно, оснований для привлечения общества к административной ответственности оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г.Уфа от 09.09.2019 по делу об административном правонарушении № 92ю-2019, вынесенное в отношении акционерного общества «Белкамнефть» имени А.А. Волкова, <...>, дата государственной регистрации - 30.04.1997, место государственной регистрации –
г. Нефтекамск (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья В.Н. Якушев