426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
13 декабря 2021 года
Дело № А71- 9624/2021
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Чукавиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительной компании «Восток» г. Ижевск к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г.Ижевск о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №162/ПС от 24.06.2021,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, уведомлены (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя);
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 05.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Восток» г.Ижевск (далее ООО СК «Восток», общество, заявитель, пользователь недрами) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г.Ижевск (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №162/ПС от 24.06.2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Заявитель в судебное заседание не явился, направил в суд в электронном виде дополнения к жалобе, а так же ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях по делу.
Дело на основании ст.123 АПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, ч. 2 ст. 210 АПК РФ).
Из представленных по делу доказательств следует, что 12.02.2021 в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики из Прокуратуры Якшур-Бодьинского района УР поступили материалы проверки, содержащие данные о пользовании ООО СК «Восток» недрами на территории земельного участка с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255 (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д.63-68) в отсутствие лицензии.
01.03.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО2 было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО СК «Восток» дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 78-79).
В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов, административным органом было установлено, что между ООО СК «Восток» и Администрацией муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» (далее - Администрация) 26 октября 2020 года заключен муниципальный контракт №0813500000120014083 на строительство объекта «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики» (далее - муниципальный контракт) (т. 1 л.д. 41-59).
Министерством установлено, что Администрация в письме от 25.11.2020 исх. № 6847/03-18 , адресованном ООО СК «Восток» указала, что не возражает в выемке грунта глубиной не более 5 метров для благоустройства МО «Чернушинское» с земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538, по адресу: <...>, и 18:24:000000:255, по адресу: <...>, участок находится в км на север от ориентира (жилой дом).
На основании выданного Администрацией ордера от 26.11.2020 № 236 (т. 1 л.д.61), обществу в период с 26.11.2020 по 31.12.2020 разрешено проведение работ по планировке земельных участков, расположенных по адресу: <...> по адресу: <...>, в км на север от ориентира (жилой дом).
Кроме того, в письме от 11.12.2020 исх. № 7173/03-18 (т. 1 л,д. 62) Администрация сообщила обществу о том, что в рамках заключенного муниципального контракта для выравнивания земельного участка под объектом был безвозмездно предоставлен грунт, в связи с чем, Администрация указала на необходимость исключения стоимости грунта при подготовке локального сметного расчета на подготовительные работы на земельном участке.
Министерством установлено, что количество вывезенного обществом с вышеуказанных земельных участков грунта составило 16 965 тонн.
В ходе проведенного 07.04.2021 осмотра территории земельного участка, расположенного по адресу УР, <...>, кадастровый номер 18:24:000000:2538 и земельного участка, расположенного по адресу: <...>, участок находится в км на север от ориентира (жилой дом), с кадастровым номером 18:24:000000:255, установлено, что в западной части участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538 расположена карьерная выемка глубиной от 1,5 м до 4 м, площадь карьерной выемки приблизительно 1200 кв. м (размеры 30 м на 40 м). По бортам карьерной выемки имеются следы ковша экскаваторной техники. В северной части данного участка расположены навалом выкорчеванные деревья и кустарники. На момент проведения осмотра какие-либо работы на данном участке не проводились, подъездные пути к нему отсутствуют, дно карьерной выемки покрыто слоем снега и талых вод. Карьерная выемка также входит в земельный участок с кадастровым номером 18:24:000000:255, расположенный смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538.
Из объяснений ФИО3, данных старшему государственному инспектору в области охраны окружающей среды УР ФИО2 03.03.2021 (т. 2 л.д. 69-70) следует, что с 2018 года ФИО3 является депутатом МО «Чернушинское»; с 2006 года по 2018 год являлся Главой МО «Чернушинское». В ноябре 2020 года в его адрес стали поступать обращения жителей с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР по поводу добычи песка в границах данного населенного пункта, на земельных участках с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255. В начале двадцатых чисел ноября 2020 года им был осуществлен выезд по указанному месту. В ходе выезда он увидел, что по данному месту при помощи экскаваторной техники производится добыча песка и вывоз его на ул. Мира данного населенного пункта для использования в целях строительства детского сада. Добыча песка осуществлялась силами ООО СК «Восток», организации, осуществляющей строительство детского сада. Вывоз добытого песка с указанного места осуществлялся на шести грузовых автомобилях «Камаз», не принадлежащих ООО СК «Восток», за рулем одного из данных автомобилей находился ФИО4 (проживает в с. Заря), другого автомобиля — ФИО5. В остальных автомобилях водителей он не разглядел. Далее 20 декабря 2020 года им при участии Главы МО «Чернушинское» ФИО6 повторно осуществлен выезд по названному месту. При данном выезде им было установлено, что работы по добыче более не производятся, на участке выемки был расположен экскаватор, номерные знаки он не запомнил. В тот день им была произведена видеосъемка данного участка местности. Также добавил, что каких-либо работ по добыче песка, иных земельных работ ранее по данному месту не проводилось.
В ходе административного расследования Министерством установлено, что при производстве работ по вывозу грунта ООО СК «Восток» на основании договоров оказания автотранспортных услуг №51/20/СК-И от 30.11.2020 с ИП ФИО7 (т. 2 л.д.41-42) и №50/20/СК-И от 26.11.2020 с ООО «Олимп» (т. 1 л.д. 133-135) была задействована специализированная техника. К указанным договорам имеются акты оказанных услуг, счета-фактуры справки для расчетов за выполненные работы (услуги) по форме №ЭСМ-7 (т. 1 л.д. 136-146, т.2 л.д. 3-51).
Из объяснений ФИО7 от 12.03.2021 следует, что последний является индивидуальным предпринимателем с сентября 2019 года; 30.11 2020 года он заключил договор с ООО СК «Восток» №51/20/СК-И, предметом которого является оказание услуг путем предоставления спецтехники. 02.12.2020 на его автомобиле ФИО4 приступил к выполнению работ по данному договору, а именно перевозил на автомобиле КАМАЗ Х657КС18 песок с земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255 на ул. Мира, где проводятся работы по строительству детского сада. На грузовом автомобиле КАМАЗ гос. номер К175С018 осуществлял работу гр. ФИО5 по вышеуказанному договору. Каждый день составлялись справки выполненных работ. Работы выполнялись до 19.12.2020. Добыча песка на вышеуказанных земельных участках осуществлялась при помощи экскаватора (оранжевого цвета).
Из объяснений от 12.03.2021 заведующей МБДОУ Детский сад с. Люкшудья ФИО8, установлено, что в ноябре 2020 года она лично видела как с земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255 осуществлялась добыча песка при помощи двух экскаваторов и грузовых автомобилей КАМАЗ. Добытый песок возили на ул. Мира с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района для использования в целях строительства детского сада. Строительство детского сада осуществляет организация ООО СК «Восток». Вывоз добытого с указанного места осуществлялся на грузовых автомобилях КАМАЗ, за рулем одного из данных автомобилей находился ФИО5, другого - ФИО9.
Из объяснений Главы МО «Чернушинское» ФИО10 (т. 2 л.д. 81-82) от 29.03.2021 следует, что о планируемом произведении выемки грунта с земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255, расположенных в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР, она узнала примерно в конце ноября 2020 года от Администрации МО «Якшур-Бодьинский район». Данные земельные участки находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому данными земельными участками распоряжается Администрация МО «Якшур-Бодьинский район», какого-либо согласования на проведение указанных работ с МО «Чернушинское» соответственно не было. Добыча песка по указанному месту проводилась примерно с конца ноября 2020 года по начало декабря 2020 года силами ООО СК «Восток», либо подрядными организациями. Песок вывозился на строящийся детский сад в <...>. 03 декабря 2020 года ФИО11 лично выезжала на территорию указанных участков по просьбе прокуратуры Якшур-Бодьинского района УР. В тот день по данному месту проводились работы по добыче песка и его вывоз спецтехникой. Номерные знаки данной техники ею были записаны и сообщены в прокуратуру - КАМАЗ К175СО18, КАМАЗ М482ОВ59, КАМАЗ X657KС18, КАМАЗ В271НО18, КАМАЗ М399УО18. Номерной знак экскаватора она не запомнила. К объяснениям ФИО6 приложены фотоматериалы.
Из объяснений заместителя Главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» ФИО12 от 07.04.2021 следует, что он состоит в указанной должности с 27 апреля 2009 года, в его обязанности входит курирование вопросов строительства, ЖКХ, имущества, транспорта, дорожная деятельность, охрана окружающей среды на территории МО «Якшур-Бодьинский район». Земельный участок по адресу УР, <...>, кадастровый номер 18:24:000000:2538 находится в собственности Администрации МО «Якшур-Бодьинский район». В ноябре 2020 года Администрацией было дано разрешение ООО СК «Восток» на добычу и вывоз грунта на строящийся детский сад в <...>. Добыча и вывоз грунта ООО СК «Восток» осуществлялась в ноябре-декабре 2020 года. Кроме того, данное разрешение было дано для планировки участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538 с целью дальнейшего строительства спортивного объекта (стадиона) по данному месту.
Кроме того, в ходе административного расследования было установлено, что при производстве работ по добыче и вывозу грунта с земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255, расположенных в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР транспортные услуги ООО СК «Восток» оказывал ИП ФИО13 по договору на оказание транспортных услуг спецтехникой от 22.09.2020.
Данные обстоятельства подтверждаются справками для расчетов за выполненные работы (услуги) по форме №ЭСМ-7. Согласно данным справкам, заказчиком в лице ООО СК «Восток» в с. Люкшудья проводились земляные работы в период времени 01.12.2020 -04.12.2020, 09.12.2020 -12.12.2020, 14.12.2020 -18.12.2020 на экскаваторной технике ZX 160 Hitachi госномер 4597УС18, ZX 200 Hitachi госномер 5308УО18 под управлением машиниста ФИО14
Из объяснений диспетчера ИП ФИО15 - ФИО16 от 22.04.2021 (т.3 л.д.36-38), следует, что в данной должности он состоит с 2017 года; в его обязанности входит прием, обработка заявок, распределение техники по объектам заказчика, контроль задолженности, составление документов. Между ООО СК «Восток» и ИП ФИО15 22.09.2020 заключен договор на оказание транспортных услуг спецтехникой, в предмет которого входит предоставление спецтехники по заявке ООО СК «Восток». Примерно в конце ноября 2020 года от ООО СК «Восток» позвонил мужчина по имени Дмитрий и оставил заявку на предоставление услуг экскаваторной техники для производства земляных работ продолжительностью около двух недель. 01 декабря 2020 года им по данной заявке в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР был направлен экскаватор Hitachi 160 LC-3 госномер 4597УС18. На каждом средстве спецтехники у них установлена система спутникового слежения Глонасс. Согласно сведениям программы отслеживания, данная техника работала по адресу пер. Совхозный с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР с 1 декабря по 3 декабря 2020 года. Данный факт подтверждается также справками для расчетов за выполненные работы (услуги) №6238 от 01.12.2020, б/н от 02.12.2020, б/н от 03.12.2020. Машинистом на данном экскаваторе был ФИО14 Затем данный экскаватор вышел из строя и по указанному договору был предоставлен взамен него экскаватор Hitachi 200 госномер 5308УО18. Данный экскаватор ИП ФИО15 был арендован, поэтому на него система Глонасс не была установлена. Управлял этим экскаватором также ФИО14 Согласно справкам для расчетов за выполненные работы (услуги), Данная техника работала 4.12.2020, 09.12.2020, 10.12.2020, 11.12.2020, 12.12.2020, 14.12.2020, 15.12.2020, 16.12.2020, 17.12.2020, 18.12.2020. Руководил работами экскаваторной техники по данному месту представитель ООО СК «Восток».
Из объяснений ФИО14 от 28.04.2021 (т.3 л.д.39-40) следует, что в начале декабря 2020 года он по договору с ИП ФИО15 осуществлял работы по добыче и погрузке песка в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района УР. Изначально данные работы проводились на экскаваторе Hitachi 160LC, принадлежащем ИП ФИО15 Затем по причине поломки данного экскаватора им осуществлялись работы на экскаваторе Hitachi 200. Работы по добыче песка проводились с целью последующего использования для строительства детского сада, расположенного в том же населенном пункте. Ему известно, что строительством детского сада занимается ООО СК «Восток». Работы по добыче и погрузке песка проводились по центральной улице с. Люкшудья, данными работами руководил прораб ООО СК «Восток», который и указывал где конкретно проводить добычу песка. В задачи ФИО14 входило проведение работ по добыче песка по указанному месту и погрузка на самосвалы, работал он по данному месту с начала по конец декабря 2020 года. На проведение данных работ по названному месту его направил диспетчер ИП ФИО15 ФИО16. Справки для расчетов за выполненные работы заполнялись им ежедневно по окончанию смены. Заказчиком указанных работ являлось ООО СК «Восток».
В ходе административного расследования 07.04.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО2 в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ было вынесено определение о назначении по делу экспертизы с целью определения объема карьерной выемки, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 18:24:0:2538 и 18:24:0:255 и вида общераспространенного полезного ископаемого (далее - ОПИ) по данному месту, проведение которой поручено АУ «Управление Минприроды УР».
В соответствии с Заключением эксперта от 13.04.2021 (т. 2 л.д.124-125), на земельных участках с кадастровыми номерами 18:24:0:2538 и 18:24:0:255 предположительный вид ОПИ - песок; общая площадь карьерной выемки - 2184 м3, в т ч. на участке 18:24:000000:2538 - 491,2 м2, на участке 18:24:000000:255 - 920,6 м2. Приблизительный объем на участке 18:24:000000:2538 - 539,9 м3 при средней глубине 1,1 м; приблизительный объем на участке 18:24:000000:255 - 1800,2 м3 при средней глубине 1,9м; приблизительный объем всей карьерной выемки - 4017,7 м3 при средней глубине 1,8 м.
Принимая во внимание вышеизложенное, совокупность полученных материалов и собранных доказательств, административный орган установил факт пользования ООО СК «Восток» недрами (добыча песка) на территории земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255, расположенных в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республике, в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» в отсутствие соответствующей лицензии.
03.06.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО2 в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного, составлен протокол № 162/ПР об административном правонарушении.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество было уведомлено повесткой от 28.04.2021, направленной по почте заказной корреспонденцией и полученной адресатом 07.05.2021 (почтовое уведомление о вручении т. 3 л.д. 43).
Копия протокола об административном правонарушении вместе с повесткой от 03.06.2021, содержащей сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, были направлены ООО СК «Восток» по почте заказной корреспонденцией с почтовым идентификатором 42605160100636, корреспонденция возвращена отправителю.
24.06.2021, установив в действиях ООО СК «Восток» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Министерства в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного общества, вынесло постановление №162/ПС о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.
24.06.2021 Министерством также вынесено представление № 162 об обязании ООО СК «Восток» принять меры по соблюдению требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; принять меры по установлению должного контроля за соблюдением требований действующего законодательства об охране недр.
Копия постановления и представления были направлены ООО СК «Восток» по почте заказной корреспонденцией с почтовым идентификатором 42605160100636, получены адресатом 06.07.2021 (почтовое уведомление о вручении т. 3 л.д. 74).
Несогласие заявителя с постановлением и представлением Министерства послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указывает на наличие процессуальных нарушений, связанных с отсутствием надлежащего извещения ООО СК «Восток» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, обжалуемое постановление вынесено в отсутствие представителя Общества. Так же заявитель ссылается на отсутствие в его действиях события вменяемого административного правонарушения и не доказанность факта нарушения закона.
В письменных дополнениях к жалобе заявитель просит суд снизить размер административного штрафа с учетом того, что ООО СК «Восток» совершило вменяемое административное правонарушение впервые, не имело умысла на совершение административного правонарушения, отсутствуют отягчающие обстоятельства, заявитель является субъектом малого предпринимательства, самостоятельно не принимал решение о месте добычи и вывозе грунта для строительного объекта, а вывозило грунт для проведения строительных работ с земельного участка предоставленного Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район», что было установлено в рамках административного расследования и подтверждено соответствующими материалами административного дела. Общество указывает, что административное правонарушение совершило в виду незнания положений законодательства Российской Федерации о недрах, полагая о том, что при наличии распоряжения собственника земельного участка (МО «Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район) иных документов для выемки грунта не требуется. Так же общество просит суд учесть, что находится в тяжелом финансовом положении, которое связано с общей финансово-экономической ситуацией в стране, вызванной распространением COVID-19, назначение столь высокого штрафа может повлечь не возможность выплаты заработной платы своим работникам, уплату налогов и сборов в бюджеты соответствующего уровня, фактически приведет организацию к банкротному состоянию, а так же повлечет невозможность исполнения муниципальных контрактов по строительству социально-значимых объектов, в частности, здания дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоков и прачечной в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики.
В отзыве на заявление Министерство указало, что факт совершения заявителем административного правонарушения материалами дела подтверждается, при рассмотрении дела установлено, что в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» ООО СК «Восток» осуществлено пользование недрами (добыча песка) в отсутствие соответствующей лицензии. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными по настоящему делу материалами. В связи с этим имелись достаточные основания для вынесения соответствующего представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, для недопущения нарушений в дальнейшем. Доводы общества о ненадлежащем извещении несостоятельны.
Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения заявителя, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в использовании недр без лицензии.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 КоАП РФ, предполагает наличие вины в действиях лица, занимающегося пользованием (добычей) недрами без лицензии на пользование недрами.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о недрах).
Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
Лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр; соблюдать требования технических проектов, планов или схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено представленными в дело доказательствами, ООО СК «Восток» (подрядчик) по результатам электронного аукциона с Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» (заказчик) был заключен муниципальный контракт №0813500000120014083 на строительство объекта «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики».
На основании полученных из Прокуратуры Якшур-Бодьинского района сведений, а так же данных, полученных в ходе административного расследования, Министерством установлен факт пользования ООО СК «Восток» недрами (добыча песка) на территории земельных участков с кадастровыми номерами 18:24:000000:2538 и 18:24:000000:255, расположенных в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республике, в отсутствие соответствующей лицензии в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 3 Закона о недрах).
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики от 13.04.2009 № 18-р/266-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике (далее - Перечень общераспространенных полезных ископаемых), в который включены пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
Материалами дела подтверждено, что в ходе проведенного 07.04.2021 осмотра территории земельного участка, расположенного по адресу УР, <...>, кадастровый номер 18:24:000000:2538 и земельного участка, расположенного по адресу: <...>, участок находится в км на север от ориентира (жилой дом), с кадастровым номером 18:24:000000:255, установлено, что в западной части участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538 расположена карьерная выемка глубиной от 1,5 м до 4 м, площадь карьерной выемки приблизительно 1200 кв. м (размеры 30 м на 40 м). По бортам карьерной выемки имеются следы ковша экскаваторной техники. В северной части данного участка расположены навалом выкорчеванные деревья и кустарники. На момент проведения осмотра какие-либо работы на данном участке не проводились, подъездные пути к нему отсутствуют, дно карьерной выемки покрыто слоем снега и талых вод. Карьерная выемка также входит в земельный участок с кадастровым номером 18:24:000000:255, расположенный смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2538.
В соответствии с Заключением эксперта от 13.04.2021, на земельных участках с кадастровыми номерами 18:24:0:2538 и 18:24:0:255 предположительный вид ОПИ - песок; общая площадь карьерной выемки - 2184 м3, в т ч. на участке 18:24:000000:2538 - 491,2 м2, на участке 18:24:000000:255 - 920,6 м2. Приблизительный объем на участке 18:24:000000:2538 - 539,9 м3 при средней глубине 1,1 м; приблизительный объем на участке 18:24:000000:255 - 1800,2 м3 при средней глубине 1,9м; приблизительный объем всей карьерной выемки - 4017,7 м3 при средней глубине 1,8 м.
Судом установлено отсутствие у ООО СК «Восток» оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами на участок недр в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики. Данный факт заявителем не оспаривается.
Материалами дела также подтверждается, что в нарушение вышеприведённых норм права обществом СК «Восток» из карьера, на вышеуказанных земельных участках, осуществлялась добыча и вывоз полезных ископаемых - песка и грунта при отсутствии лицензии на пользование недрами в отношении указанных объектов.
Данный факт подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом осмотра места происшествия от 07.04.2021, экспертным заключением от 13.04.2021, протоколом об административном правонарушении от 03.06.2021 № 162/ПР, иными материалами дела, заявителем по существу не опровергнут.
Таким образом, административным органом правомерно квалифицированы названные действия заявителя как пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Выводы Министерства о том, что ООО СК «Восток» в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» осуществляло пользование недрами (добыча песка, грунта) в отсутствие соответствующей лицензии, являются обоснованными и документально подтвержденными. Обществом данные факты не опровергнуты.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Административным органом установлено, что пользование недрами осуществлено ООО СК «Восток» для нужд Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» под строительство объекта «Здание дошкольной образовательной организации с группами для детей до трех лет с пищеблоком и прачечной в с. Люкшудья Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики».
Так же представленными в дело доказательствами подтверждено, что грунт для проведения строительных работ был предоставлен Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» на основании ордера №236 от 26.11.2020.
Вместе с тем, суд считает, что указанный выше документ не свидетельствует о возможности использования спорных земельных участков для добычи грунта без лицензии, поскольку из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае использование общераспространенных полезных ископаемых осуществлялось собственником или арендатором земельного участка, землепользователем для собственных личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В связи с чем, соответствующие доводы ООО СК «Восток» судом отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
При разрешении вопроса о наличии вины пользователя недрами в совершении вменённого ему административного правонарушения суд, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, принимает во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности общество имело реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при добыче песка, грунта, однако пользователь недрами пренебрег имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
В рассматриваемом случае, именно общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, как лицо, непосредственно осуществившее пользование недрами (добычу песка) без лицензии на пользование недрами, вина общества доказана и подтверждается материалами по делу.
Нарушений процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении, несмотря на указания общества, судом не установлено.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Вопреки указанию заявителя, ООО СК «Восток» предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении, последний является надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Как установлено судом, 03.06.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО2 в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного общества составлен протокол № 162/ПР об административном правонарушении.
О времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении общество было уведомлено повесткой от 28.04.2021, направленной по почте заказной корреспонденцией и полученной адресатом 07.05.2021 (почтовое уведомление о вручении - т. 3 л.д. 43).
Копия протокола об административном правонарушении вместе с повесткой от 03.06.2021 (т.3 л.д.52), содержащей сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, были направлены ООО СК «Восток» по почте заказной корреспонденцией с почтовым идентификатором 42605160100636.
Из общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Почты России в разделе по отслеживанию заказной корреспонденции по номеру почтового идентификатора следует, что заказная корреспонденция с почтовым идентификатором 42605160100636, адресованная по адресу государственной регистрации ООО «СК «Восток» 08.06.2021 принята отделением почтовой связи, 09.06.2021 - прибыла в место вручения; 23.06.2021 зафиксирован возврат корреспонденции отправителю, письмо покинуло сортировочный центр.
Таким образом, на дату рассмотрения материалов административного дела и вынесения оспариваемого постановления Министерство располагало информацией о невручении обществу почтового отправления и осуществлении Почтой России действий, связанных с возвратом отправителю указанной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что при привлечении заявителя к административной ответственности Министерством были соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, административное дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению норм права.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный законодательством Российской Федерации порядок пользования недрами, являющимся компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направлены на защиту исключительного права государства на недра, установленного законом, соответственно, включены в раздел правонарушений в области охраны собственности.
Суд соглашается с выводом Минприроды Удмуртской Республики о том, что добыча недр без лицензии и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр; административным органом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах» произведен расчет размера вреда, причиненного добычей недр без лицензии, который составил 789879,82 руб.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основания для применения в настоящем деле положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения отсутствуют.
Вместе с тем судом усматриваются основания для изменения оспариваемого постановления административного органа в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих административную ответственность содержится в статье 4.2 КоАП РФ и не является исчерпывающим.
Согласно части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что заявитель ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался, при рассмотрении административного дела административным органом наличие отягчающих обстоятельств не установлено (доказательств обратного материалы дела не содержат), общество относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях соблюдения принципов справедливости и соразмерности наказания, суд признал назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей не соответствующим характеру совершенного заявителем административного правонарушения, способным повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, подлежащим снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до половины минимального размера.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, оспариваемое постановление административного органа признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб., что соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В остальной части в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
1. Признать незаконным и изменить постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о назначении административного наказания от 24.06.2021 №162/ПС в части назначения наказания, уменьшив размер административного штрафа, назначенного Обществу с ограниченной ответственностью строительной компании «Восток» г.Ижевск, ОГРН <***>, ИНН <***>, до 400000 рублей.
2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина