АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-9829/2006
27 марта 2007 г. Г16
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 27 марта 2007 г.
Арбитражный суд УР в составе судьи Козленко В.Н., протокол судебного заседания вел судья Козленко В.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
МУП «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов», г. Глазов
к 1. Министерству финансов РФ, г. Москва в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по УР, г. Ижевск
2. Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск
3-и лица: 1) Управление социальной защиты населения и семьи Администрации г. Глазова, г. Глазов УР
2) Министерство социальной защиты населения УР, г. Ижевск
о взыскании 456251 руб. 71 коп. убытков,
в присутствии представителей:
от истца: ФИО1 – дов. № 01-12/138 от 11.01.2007г.
от ответчиков: 1) ФИО2 – дов. № 6 от 12.01.2007г.
2) ФИО3 – дов. № 5 от 12.01.2007г.
от 3-х лиц: 1) не явились (увед. № 20531)
2) ФИО4 – дов. № 2 от 22.02.2007г.
Установил:
МУП «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов», г. Глазов обратилось с иском в Арбитражный суд УР к 1. Министерству финансов РФ, г. Москва в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по УР, <...>. Министерству финансов УР, г. Ижевск, при участии 3-го лица: Управление социальной защиты населения и семьи Администрации г. Глазова, г. Глазов УР о взыскании 456251 руб. 71 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Определением суда от 12.01.2007г. к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения УР, г. Ижевск.
В судебном заседании истец требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства:
В целях исполнения ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» истцом предоставлены в период с 01.04.2003г. по 31.12.2004г. в соответствии со списком, согласованным с отделом социальной защиты населения и семьи Администрации г. Глазова, льготы по оплате жилья (жилищных услуг) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также проживающим с ними членам их семей. Предоставленные истцом вышеуказанной категории населения социальные гарантии предусмотрены федеральным законодательством (ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»). Кроме того, обязанность по предоставлению льгот указанным лицам предусмотрена Постановлением Правительства РФ № 419 от 03.05.1994г. «Об утверждении положения «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» (п. 8). Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002г. средств фонда компенсаций на реализацию закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (действие правил продлено на 2004г.) Предусмотренные законодательством льготы истец предоставил в полном объеме, что подтверждается актами сверок с Управлением социальной защиты населения по состоянию на 31.12.2004г., 31.03.2005г. и на 20.09.2006г., но расходы истца по предоставлению льгот на сумму 456251 руб. 71 коп. ответчиками не возмещены. В связи с изложенными обстоятельствами, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 456251 руб. 71 коп. убытков.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР исковые требования не признал, согласно представленному отзыву считает их необоснованными по следующим основаниям. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ) в ст. 16 определил, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной год. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций…, Правилами предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», финансируются за счет средств бюджетов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002г. (срок действия вышеуказанного постановления продлен на 2003 и 2004гг.). Ст. 6 Бюджетного кодекса определяет субсидию как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В данном случае никакого долевого финансирования целевых расходов не было. Финансирование производилось только за счет средств федерального бюджета из средств, предусмотренных в Фонде компенсаций. Все средства, предусмотренные Федеральными законами О федеральном бюджете на 2003и 2004гг. перечислены из федерального фонда компенсаций и переданы в соответствующие бюджеты субъектов. Российская Федерация исполнила возложенные на нее обязательства. Требования истца документально не подтверждены – истцом не представлены согласованные списки граждан, имеющих право на льготы, акты сверок, подтверждающие расходы за 2003г., часть счетов-фактур не скреплены печатью. Также истцом необоснованно в состав расходов от реализации включена сумма НДС, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 21 Кодекса суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактических убытков, связанных с применением льгот, не включаются в налоговую базу по НДС. В соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ производится возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия Российской Федерации признаны незаконными и повлекли для истца причинение убытков. Не подтверждены документальными доказательствами утверждения истца о неисполнении Россией обязательств, связанных с реализацией законов о социальной защите. Истец не обращался в Минфин РФ с требованием компенсировать убытки. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины со стороны Минфина РФ в нанесении убытков истцу.
Министерство финансов УР представило письменный отзыв на иск, считает, что возмещение убытков истца, возникших в связи с предоставлением им льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета по следующим основаниям. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» порядок выплаты денежных компенсаций и предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», действие данных Правил продлено на 2003, 2004гг. В соответствии с названными Правилами бюджетам субъектов РФ выделялись субвенции из федерального Фонда компенсаций на реализацию вышеуказанного закона. Предоставление субвенций осуществлялось Министерством финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Из механизма предоставления средств на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» видно, что финансовый орган субъекта РФ (в данном случае Министерство финансов УР) является лишь связующим звеном между федеральным бюджетом и органами социальной защиты населения субъекта РФ либо местными бюджетами, которые осуществляют непосредственное расходование средств Фонда компенсаций и возмещают убытки, понесенные организациями и предприятиями в результате предоставления льготных услуг за счет средств федерального бюджета и в пределах средств, выделенных на эти цели. Кроме того, ст. 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из федерального бюджета осуществляется финансирование в связи с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий передаваемых на другие уровни власти. Таким образом, возмещение убытков истца, возникших в связи с предоставлением им льготных услуг льготной категории граждан в соответствии с Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» должно производиться за счет средств федерального бюджета. Министерство финансов УР надлежащим образом исполнило все обязанности, возложенные на него в соответствии с вышеуказанным порядком Министерство финансов УР в полном объеме исполнило возложенные на него обязательства по распределению средств федерального Фонда компенсаций, субвенции, выделенные из федерального бюджета на реализацию Закона «О реабилитации жертв политический репрессий», израсходованы в полном объеме и по целевому назначению в 2003 и 2004гг. Кроме того, в сопроводительном письме к Отчету за 2004г. от 27.01.2005г. № 02-15 Министерством финансов УР было сообщено, что на 01.01.2005г. по вышеуказанным расходам за время ведения отчетности образовалась сверхлимитная кредиторская задолженность в сумме 27969,7 тыс руб., которая в отчет не вошла. Данные об этой задолженности были приложены к отчету в размере муниципальных образований. Однако в дальнейшем данная сверхлимитная задолженность из федерального бюджета не погашалась, Министерство финансов РФ на сведения о ее наличии не отреагировало.
Как следует из письменных пояснений Министерства социальной защиты населения УР финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, согласно постановлению Правительства УР от 24.12.2004г. № 155 осуществляется Министерством соцзащиты населения УР с 01.01.2005г. До 2005г. финансирование указанных расходов осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002г. средств фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Согласно данным Правилам в финансировании расходов на реализацию льгот Министерство соцзащиты населения УР не задействовано. В 2005г. финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам. признанным пострадавшими от политических репрессий, произведено Министерством соцзащиты населения УР в полном объеме.
Согласно письменным пояснениям Управления социальной защиты населения Администрации г. Глазова УР, в 2003-2004гг. между Администрацией города Глазова, Управлением соцзащиты населения Администрации г. Глазова и истцом заключались договоры на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот. Возмещение указанных расходов в 2003-2004гг. производилось из средств Фонда компенсаций федерального бюджета в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 334 от 22.05.2002г. в пределах выделенных на эти цели средств. Объем этих средств, выделенных городу Глазову для возмещения расходов предприятий, предоставляющих льготы реабилитированным лицам и совместно с ними проживающим членам их семей, не позволял полностью возместить указанные расходы. Ежемесячными актами сверки с истцом Управление соцзащиты подтверждало факт предоставления льгот. При этом расходы истца возмещались в пределах выделенных бюджетных средств. Задолженность перед истцом образовалась в результате дефицита средств в бюджете г. Глазова, отсутствия финансовой поддержки на эти цели из бюджета УР, отсутствия финансовой поддержки на эти цели из бюджета УР и недостаточного финансирования из Фонда компенсаций федерального бюджета в 2003-2004гг. Управление соцзащиты и Администрация г. Глазова считают, что надлежащим ответчиком по делу является Минфин РФ, поскольку возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам в 2003-2004гг. являлось расходными обязательствами РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации г. Глазова УР в судебное заседание не явился.
Суд признал возможным рассмотреть дело в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного времени и месте судебного разбирательства (ст. 123 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в сумме 412426 руб. 09 коп., по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела истец с 01.04.2003 по 31.12.2004гг. предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан г. Глазова в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Материалами дела, в том числе Актами сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2004г., 31.03.2005г., 20.09.2006г., счет-фактурами за 2003-2004гг., пояснениями Управления соцзащиты населения Администрации г. Глазова, подтверждается, что истцом были предъявлены к возмещению расходы, понесенные им в 2003г. в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в общей сумме 166749 руб. 83 коп., в 2004г. – в сумме 289501 руб. 88 коп.
Поскольку фактические расходы истца, понесенные им в 2003г. и 2004г. в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в полном объеме ему возмещены не были, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчиков убытков в сумме 456251 руб. 71 коп., в том числе за 2003г. – в сумме 166749 руб. 83 коп. и за 2004г. – в сумме 289501 руб. 88 коп.
Согласно произведенному судом расчету с учетом неправомерного включения истцом в сумму произведенных расходов налога на добавленную стоимость сумма убытков истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с вышеуказанными законами за спорный период составляет 412426 руб. 09 коп., в том числе за 2003г. – 166749 руб. 83 коп., за 2004г. – 245676 руб. 26 коп. (без НДС в сумме 43825 руб. 62 коп.).
Статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Согласно ст. 17 вышеуказанного закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994г. № 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», определен Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 334 (срок действия Правил продлен на 2003г. и 2004г. постановлениями Правительства РФ от 10.02.2003г. № 85 и от 14.02.2004г. № 80).
В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставление субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», осуществляет Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства; финансовые органы субъектов РФ после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субвенций представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств субъектов Российской Федерации расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»; если расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», производятся за счет средств бюджетов муниципальных образований, то субвенции перечисляются им с лицевых счетов финансовых органов субъектов Российской Федерации, открытых в органах федерального казначейства, на балансовый счет 40204 «Средства местных бюджетов» органа федерального казначейства; финансовые органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления используют субвенции для финансирования распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в порядке, установленном для исполнения этих бюджетов; субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Правилами.
Субвенции, выделенные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в соответствии с вышеуказанными Правилами были израсходованы в полном объеме и по целевому назначению.
В силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п. 4 ст. 130, ст.ст. 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Следовательно, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должны предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и обеспечивать названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного и своевременного перечисления денежных средств для возмещения расходов, произведенных на их реализацию.
Возложение ответственности на муниципальное образование или субъект Российской Федерации за ненадлежащее компенсирование ими расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Вместе с тем, судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов от предоставления в 2003-2004гг. льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», федеральными органами исполнительной власти в бюджет Удмуртской Республики выделено недостаточно для их полного возмещения, о чем Министерство финансов РФ было проинформировано Министерством финансов УР путем направления в соответствии с п.9 Правил расходования средств, утвержденных Постановлением № 334 от 22.05.2002г., и Приказом Минфина РФ от 22.07.2002г. № 69н «О ведении отчетности по финансированию расходов..» соответствующего Сводного отчета за 2004г. с приложением данных о сверхлимитной кредиторской задолженности по вышеуказанным расходам в разрезе муниципальных образований (исх. № 02-15 от 27.01.2005г.).
Доказательства надлежащего исполнения Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в материалы дела не представлены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона РФ ««О реабилитации жертв политических репрессий»» повлекло возникновение у истца убытков.
Согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.
Учитывая изложенные обстоятельства на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 412426 руб. 09 коп., в том числе за 2003г. – 166749 руб. 83 коп., за 2004г. – 245676 руб. 26 коп., за счет казны Российской Федерации - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по УР.
В остальной части в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку истцом при расчете суммы исковых требований необоснованно в сумму расходов за 2004г. включен НДС 43825 руб. 62 коп.
Доводы истца в части включения в сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, НДС судом отклоняются по следующим основаниям:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000г. № БГ-3-03/447 и действовавших в спорный период, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, суммы, предоставляемые из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Доводы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по УР о том, что обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки льготных категорий лиц, установленных Законом РФ «Л реабилитации жертв политических репрессий» являются расходными обязательствами субъектов РФ, а Российская Федерация обеспечивает софинансирование путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства. В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» положения бюджетного кодекса о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Возражения первого ответчика со ссылкой на то, что истцом не представлено документов, подтверждающих задолженность в связи с предоставлением льгот, признаны судом несостоятельными, поскольку факт наличия убытков и их размер подтверждаются материалами дела, в том числе соответствующими актами сверки взаимных расчетов, согласованными с Управлением соцзащиты населения Администрации г. Глазова УР.
С учетом принятого по делу решения на основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и первого ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, при этом поскольку в соответствии со ст. 105 АПК РФ, п/п 1 п.1 ст. 333.37. НК РФ ответчик освобожден от ее уплаты, государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета в сумме 9604 руб. 44 коп.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Взыскать с казны Российской Федерации - Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, г. Ижевск в пользу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов», г. Глазов 412426 руб. 09 коп. убытков.
2. В удовлетворении остальной суммы иска отказать.
3. В иске к Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск отказать.
4. Выдать МУП ««Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов», г. Глазов справку на возврат из федерального бюджета 9604 руб. 44 коп. госпошлины, перечисленной платежным поручением № 2888 от 25.12.2006г.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия или в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.Н. Козленко