ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-10892/09 от 03.08.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

06.08.2009г. Дело № А72-10892/2009

Объявлена резолютивная часть 03.08.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 06.08.2009 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна, при ведении протокола судебного заседания судьей Ипполитовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «РОСТЭК – Нижний Новгород»

к Ульяновской таможне

об оспаривании постановлений от 07.05.2009 по делам об административных правонарушениях №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.04.2009;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 31.03.2009; ФИО3, доверенность от 13.03.2009;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «РОСТЭК – Нижний Новгород» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями об оспаривании постановлений Ульяновской таможни от 07.05.2009г. по делам об административных правонарушениях №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009, о привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний в виде административных штрафов в размере 5.000 руб.

На основании заявлений ЗАО «РОСТЭК – Нижний Новгород» Арбитражным судом Ульяновской области возбуждены производства по делам об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности №№: А72-10892/2009; А72-10894/2009; А72-10895/2009; А72-10896/2009; А72-10897/2009; А72-10898/2009.

Определением от 03.08.2009 дела №№: А72-10892/2009; А72-10894/2009; А72-10895/2009; А72-10896/2009; А72-10897/2009; А72-10898/2009 объединены в одно производство, с присвоением общего номера судебного дела: А72-10892/2009.

Заявитель настаивает на отмене оспариваемых постановлений.

Ульяновская таможня просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает постановления законными и обоснованными.

Из материалов дела следует:

В соответствии со свидетельством № 10414/100020 от 08.12.2008 о включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» является владельцем склада временного хранения, расположенного по адресу: <...>

24.03.2009 должностными лицами Ульяновской таможни проведена проверка работы системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарная таможенная «Янтарь - 2СН», установленной на складе временного хранения ЗАО «Ростэк Нижний - Новгород». С помощью электронного архива системы было установлено, что система РК «Янтарь - 2СН» выключалась без уведомления таможенного органа, и во время выключения на данный склад временного хранения помещались товары и транспортные средства без применения системы «Янтарь - 2СН», то есть радиационный контроль не осуществлялся, а именно:

- 21.01.2009 в 17 ч. 30 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар – автомобиль «ЗАЗ ТF6950 2008» (отчет Д01 № 0000002 от 21.01.2009), принадлежащий ООО «НПП Инж.КА». Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 13.01.2009 в 13 ч. 52 мин., а включено 03.03.2009 в 16 ч. 31 мин.;

- 05.02.2009 в 16 ч. 00 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар – башмак выравнивающий EFFВЕ тип LM3-33 (отчет Д01 № 0000003 от 05.02.2009), прибывший в адрес ООО «САМБИЛЛЕР РУС». Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 13.01.2009 в 13 ч. 52 мин., а включено 03.03.2009 в 16 ч. 31 мин.;

- 03.03.2009 в период времени с 08 ч. 00 мин. до 08 ч. 41 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар – соленоид (отчет Д01 № 0000004 от 03.03.2009), прибывший в адрес ООО «Спрут». Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 13.01.2009 в 13 ч. 52 мин., а включено 03.03.2009 в 16 ч. 31 мин.;

- 08.03.2009 в 18 ч. 40 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар – линия по производству хлебобулочных изделий (отчет Д01 № 0000012 от 08.03.2009), прибывший в адрес ООО «Производственные фонды». Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 07.03.2009 в 11 ч. 09 мин., а включено 10.03.2009 в 10 ч. 38 мин.;

- 12.03.2009 в период времени с 18 ч. 15 мин. до 18 ч. 27 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар - Яхта «Атлантик 40» (отчет Д01 № 0000016 от 12.03.2009), прибывший в адрес гражданина ФИО4 Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 12.03.2009 в 17 ч. 43 мин., а включено 13.03.2009 в 09 ч. 35 мин.;

- 17.03.2009 в 09 ч. 00 мин. на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» был помещен товар – лупранат (отчет Д01 № 0000018 от 17.03.2009), прибывший в адрес ООО «Панта». Согласно распечатки сведений с системы «Янтарь - 2СН» установлено, что указанное техническое средство таможенного контроля было выключено 16.03.2009 в 17 ч. 01 мин., а включено 17.03.2009 в 12 ч. 46 мин. Таким образом, товары: автомобиль «ЗАЗ ТF6950 2008»; башмак выравнивающий EFFВЕ тип LM3-33; соленоид; линия по производству хлебобулочных изделий; Яхта «Атлантик 40»; лупранат, помещены на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» без применения системы радиационного контроля «Янтарь – 2СН».

30.03.2009 уполномоченным ОАР Ульяновской таможни вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении №№:10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009 и проведении административного расследования в отношении ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» по факту нарушения установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения.

24.04.2009 уполномоченным ОАР Ульяновской таможни в отношении ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» по делам об административных правонарушениях №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009 составлены протоколы об административных правонарушениях по факту нарушения установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, предусмотренных ст. 16.14 КоАП РФ.

07.05.2009 заместителем начальника Ульяновской таможни в отношении ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород»вынесены постановления по делам об административном правонарушениях №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009, Общество признано виновным в совершении правонарушений предусмотренных ст. 16.14 КоАП РФ и назначены административные наказания в виде административных штрафов в размере 5.000 руб. по каждому постановлению.

Не согласившись с постановлениями Ульяновской таможни от 07.05.2009 по делам №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

Согласно ст. 99 Таможенного кодекса РФ временное хранение товаров является таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

В соответствии со ст. 100 Таможенного кодекса РФ, временное хранение осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 таможенного кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 107 Таможенного кодекса, помещения, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.

В соответствии с пп. б п. 3 приказа ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497 «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 января 2008 г. N 10889), к оборудованию склада временного хранения, в том числе предъявляются обязательные требования по обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, количество которых таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом Российской Федерации.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 29.10.2003 N 1220 для целей наблюдения определено техническое средство - система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарная таможенная «Янтарь - 2СН» (Приложение № 1 Приказу ГТК РФ от 29.10.2003 N 1220).

В данном случае склад временного хранения, принадлежащий ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» оборудован системой обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарной таможенной «Янтарь - 2СН», который находится во владении и пользовании ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород».

По своей природе понятие «склад должен быть обеспечен техническими средствами» предполагает оборудование исправными (работающими) техническими средствами.

Отчетами: Д01 № 0000002 от 21.01.2009; Д01 № 0000003 от 05.02.2009; Д01 № 0000004 от 03.03.2009; Д01 № 0000012 от 08.03.2009; Д01 № 0000016 от 12.03.2009; Д01 № 0000018 от 17.03.2009 представленными Обществом Ульяновской таможне подтверждено, что на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород»: 21.01.2009 в 17 ч. 30 мин. помещен товар – автомобиль «ЗАЗ ТF6950 2008»; 05.02.2009 в 16 ч. 00 мин. помещен товар – башмак выравнивающий EFFВЕ тип LM3-33; 03.03.2009 в период времени с 08 ч. 00 мин. до 08 ч. 41 мин. помещен товар – соленоид; 08.03.2009 в 18 ч. 40 мин. помещен товар – линия по производству хлебобулочных изделий; 12.03.2009 в период времени с 18 ч. 15 мин. до 18 ч. 27 мин. помещен товар - Яхта «Атлантик 40»; 17.03.2009 в 09 ч. 00 мин. помещен товар – лупранат.

Электронным архивом системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарной таможенной «Янтарь - 2СН» представленным в материалы административного дела виде распечатки (и не оспорено Обществом) подтверждено, что в момент приемки указанных товаров на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь - 2СН» была выключена. То есть товары: автомобиль «ЗАЗ ТF6950 2008»; башмак выравнивающий EFFВЕ тип LM3-33; соленоид; линия по производству хлебобулочных изделий; Яхта «Атлантик 40»; лупранат, приняты на склад временного хранения ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» без прохождения радиационного контроля при помощи системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь - 2СН», которым оборудован склад временного хранения.

Следовательно, при приемке товаров: автомобиль «ЗАЗ ТF6950 2008»; башмак выравнивающий EFFВЕ тип LM3-33; соленоид; линия по производству хлебобулочных изделий; Яхта «Атлантик 40»; лупранат на склад временного хранения: 21.01.2009 в 17 ч. 30 мин.; 05.02.2009 в 16 ч. 00 мин.; 03.03.2009 в период времени с 08 ч. 00 мин. до 08 ч. 41 мин.; 08.03.2009 в 18 ч. 40 мин.; 12.03.2009 в период времени с 18 ч. 15 мин. до 18 ч. 27 мин.; 17.03.2009 в 09 ч. 00 мин. ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» нарушило требования и условия помещения на склад временного хранения товаров предусмотренные ст. 107 Таможенного кодекса Российской Федерации и пп. б п. 3 приказа ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497.

Согласно статье 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в сфере производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

Объективную сторону правонарушений составляют действия (бездействия), нарушающие установленные таможенным законодательством требования и условия помещения товаров на склад временного хранения.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород», как владелец склада и системы радиационного контроля «Янтарь - 2СН», в обязанности которого входило соблюдение соответствующих требований таможенного законодательства.

Ссылка ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» на то, что систему радиационного контроля «Янтарь - 2СН» обязана эксплуатировать (применять) при приемке товара на склад Ульяновская таможня (приказ ГТК РФ от 29.10.2003 № 1220) несостоятельна, поскольку указанным приказом (приложение №1) установлено, что таможенный орган производит контроль с применением системы радиационного контроля «Янтарь - 2СН» в форме наблюдения.

Согласно ст. 370 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

В любом случае, Общество не должно было помещать товар на склад временного хранения указанные товары без применения системы радиационного контроля «Янтарь – 2СН», независимо от того кто должен был включить СРК «Янтарь – 2СН» при помещении товаров на склад само ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» или Ульяновская таможня.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» в совершении административных правонарушений.

В части 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу действия пп. 4 п. 1 ст. 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения обязан обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров на складе, следовательно должен обеспечивать круглосуточную работу приборов участвующих при приемке товаров и транспорта независимо от того кто эксплуатирует эти приборы.

Статья 112 Таможенного кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность приемки товаров при неработающем оборудовании.

ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» как владелец прибора обязано было проинструктировать лицо эксплуатирующее систему радиационного контроля «Янтарь - 2СН» о необходимость контроля за работой системы «Янтарь - 2СН». Из руководства по эксплуатации системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарной таможенной «Янтарь - 2СН» следует, что в работающем состоянии светодиодный индикатор горит ровным зеленым светом. При отключении системы радиационного контроля индикатор гаснет.

Либо, следуя доводам заявителя, Общество должно было сообщить Ульяновской таможне, что не имеет возможность принятия товаров, так как прибор отключен.

Наличие штампа Ульяновской таможни на сопроводительных документах о поступлении товара не является доказательством соблюдения установленных требований (ст. 107 ТК РФ и приложения № 1 к приказу ГТК РФ от 29.10.2003 № 1220) при помещении товаров на склад так как «распечаткой» электронного архива СРК «Янтарь-2СН» бесспорно доказано, что СРК «Янтарь-2СН» в момент приемки товаров был выключен.

Доказательства извещения владельца склада временного хранения Ульяновской таможни о том, что товары приняты при отключенной СРК «Янтарь-2СН» отсутствуют.

Ссылка ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» на письмо-разъяснение ФТС от 15.05.2009 № 01-11/22044 как доказательство обязанностей таможенных органов эксплуатировать оборудования установленные на складах временного хранения несостоятельна, поскольку в указанном письме даны разъяснения об эксплуатации оборудования предусмотренного пп. «в» п. 3 приказа ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497 - досмотровой рентгеновской техники, а не пп. «б» - технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

Ссылка заявителя на приказ ФТС № 580 от 30.08.1999 необоснованна, так как по состоянию на 01.01.2009 приказ утратил правовую силу.

Так же необоснованна ссылка Общества по рассматриваемому спору на приказ ФТС № 372 от 17.04.2001 «Об утверждении Руководства по эксплуатации технических средств» поскольку этот приказ регулирует отношения по эксплуатации технических средств находящихся в ведении таможенных органов, а не в ведении иных лиц.

Доказательства нахождения СРК «Янтарь-2СН» в ведении Ульяновской таможни отсутствуют.

Ссылка ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» на приказ ГТК РФ от 04.02.2004 № 154 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов" так же несостоятельна поскольку эта Инструкция не имеет отношения к оборудованию складов временного хранения.

Таким образом, у ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» имелась возможность для соблюдения условий и требований предусмотренных ст. 107 Таможенного кодекса Российской Федерации, пп. «б» п. 3 приказа ФТС РФ от 06.12.2007 № 1497, однако Общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

При данных обстоятельствах арбитражный суд полагает, что ЗАО «Ростэк – Нижний Новгород», виновно в совершении административных правонарушений, выразившихся в нарушении требований таможенного законодательства, являющихся событиями административных правонарушений предусмотренных статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины ЗАО «Ростэк – Нижний Новгород» в нарушении требований и условий помещения товаров на склад временного хранения судом не установлены.

При таких обстоятельствах следует признать правомерным и обоснованным вывод административного органа в постановлениях от 07.05.2009 №№: 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-75/2009, 10414000-70/2009,10414000-71/2009, 10414000-74/2009 о том, что виновные действия Общества образуют, составы правонарушений по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае представленными доказательствами, в частности протоколами от 24.04.2009 по делам об административных правонарушениях №№: 10414000-70/2009, 10414000-71/2009, 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-74/2009, 10414000-75/2009, объяснениями свидетелей, полученными таможенным органом, надлежащим образом подтверждается факт наличия административных правонарушений ответственность, за которые предусмотрена статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд не находит оснований применения к заявителю ст.2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Обстоятельства совершения административного правонарушения в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учтены при назначении административных наказаний - в данных случаях наказания назначены в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.14 КоАП РФ.

Совершенное ЗАО «Ростэк - Нижний Новгород» административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере таможенного контроля товаров ввозимых на территорию Российской Федерации. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих правовых обязанностей по исполнению функций владельца склада временного хранения.

Нарушений требований процессуального закона со стороны должностных лиц Ульяновской таможни, которые могли бы повлиять на правильное установление обстоятельств по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Протоколы составлены в присутствии представителя Общества.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Заявления закрытого акционерного общества «РОСТЭК – Нижний Новгород» о признании незаконными и отмене постановлений Ульяновской таможни от 07.05.2009 №№: 10414000-72/2009, 10414000-73/2009, 10414000-75/2009, 10414000-70/2009,10414000-71/2009, 10414000-74/2009 о привлечении ЗАО «РОСТЭК – Нижний Новгород» к административной ответственности по ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья И.В. Ипполитова