ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск Дело № А72-11221/2015
05.10.2015
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
к начальнику договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ,
при участии в заседании:
в отсутствие сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Определением от 10.08.2015 суд принял заявление и назначил рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Из материалов дела следует, 09.02.2015 УФАС по Ульяновской области на основании обращения гражданина ФИО2 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых потребителей, дифференцированных по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, в частности для граждан, что может привести к ущемлению интересов лиц.
24.03.2015 УФАС по Ульяновской области вынесено решение, в соответствии с которым действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» признаны незаконными.
17.07.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 возбуждено дело №12383-К/04-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
03.08.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 составлен протокол №315 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ. Правонарушение выразилось в следующем: неразмещение начальником договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 сайте в сети «Интернет» формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении ФИО1 уведомлена надлежащим образом. Протокол составлен в ее присутствии.
УФАС по Ульяновской области просит привлечь начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
ФИО1 представила отзыв, в соответствии с которым факт совершения правонарушения не отрицает, просит применить статью 2.9 КоАП РФ. В объяснениях ФИО1 указала, что с 03.06.2014 по настоящее время занимает должность начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго», должностные обязанности установлены Положением о договорном отделе.
Заслушав ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.
Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.
В соответствии с уставом ОАО «Ульяновскэнерго» основным видом деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.
Зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 №06-105, от 30.05.2011 №06-271, от 26.07.2011 №06-471, от 30.05.2011 №06-272.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 №06-35 «Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков» границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», с учётом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
Согласно п. 11 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;
заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом ГД_настоящего документа;
предоставление потребителям (покупателям) путем размещения'Шрнтрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:
формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Пунктом 2 Основных положений установлено:
«потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
«покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что гарантирующий поставщик ОАО «Ульяновскэнерго» обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети «Интернет» независимо от цели покупки электрической энергии.
Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО «Ульяновскэнерго» www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):
- форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);
- форма договора энергоснабжения для потребителей - граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;
- форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению (кроме исполнителей коммунальных услуг);
- форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) - 2014;
- форма договора купли-продажи для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);
- форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;
- форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;
- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.
Форма договора энергоснабжения для граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.
Согласно п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Таким образом, Правилами №354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
Нарушение требований вышеназванных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу №А72-6200/2015 действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015).
Согласно статье 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Разделом 3 Положения о договорном отделе Юридического управления ОАО «Ульяновскэнерго» установлено, что для реализации возложенных на отдел задач договорной отдел в лице начальника отдела выполняет следующие функции: разрабатывает проекты договоров и участвует в разработке совместно с другими структурными подразделениями Общества проектов договоров (п. 3.1.1), разрабатывает и предоставляет на утверждение руководству Общества типовые формы договоров, доводит утвержденные типовые формы до структурных подразделений Общества (п. 3.5.1).
Пунктом 9.3.1 Положения о договорной работе в ОАО «Ульяновскэнерго» установлено, что договорной отдел разрабатывает проекты типовых форм договоров энергоснабжения, дифференцированных по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке.
Согласно п. 9.3.3 Положения о договорной работе в ОАО «Ульяновскэнерго» договорной отдел обеспечивает размещение и опубликование утвержденных типовых форм договоров энергоснабжения в центрах очного обслуживания, на сайте Организации в сети «Интернет», а также предоставление их в территориальный орган федеральной антимонопольной службы.
Приказом от 02.04.2007 №100-у ФИО1 принята на должность начальника договорного отдела юридического управления ОАО «Ульяновскэнерго», приказом от 03.06.2014 №1025-У на должность начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго».
Факт совершения ФИО1 правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении №315 от 03.08.2015 и должностным лицом не оспаривается.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В данном случае суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, суд не находит оснований исключительности в характере совершенного административного правонарушения.
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере функционирования товарных рынков.
Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке является одним из грубейших, представляющих наибольшую опасность, нарушений законодательства о защите конкуренции.
По своей юридической конструкции правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Основанием для освобождения должностного лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств должностным лицом не представлено.
Устранение нарушения после его выявления административным органом не освобождает должностное лицо от административной ответственности и не устраняет общественной опасности совершенного деяния, которое законодатель определил как противоправное, установив за него административное наказание. Само по себе отсутствие негативных последствий не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Процессуальные нарушения, которые, в силу статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, могли быть основанием для прекращения производства по делу, судом не установлены.
Санкция части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Срок привлечения к административной ответственности в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации не истек.
В данном случае судом не установлены смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд назначает административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 15000 руб.
Руководствуясь ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь начальника договорного отдела Центрального аппарата ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО1 (дата рождения 01.04.1965, место рождения – г.Барыш Ульяновской области, адрес места регистрации: 432008, <...>, адрес места работы: 432028, <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/с <***>)
ИНН <***> КПП 732501001
р/с <***> в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г.Ульяновск
БИК: 047308001 ОКАТО 73401000000 ОКТМО 73701000
Код дохода (КБК) 16111602010016000140
Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.
По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить на взыскание штрафа в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке в порядке, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья О.А. Лубянова