Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
«15» января 2013 года Дело №А72-11700/2012
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2013.
Решение в полном объеме изготовлено 15.01.2013.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Фроловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Ульяновской транспортной прокуратуры, г.Ульяновск,
к Обществу с ограниченной ответственностью «Квантум» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, служебное удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился (извещен надлежащим образом), заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
установил:
Прокурор Ульяновской транспортной прокуратуры обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Квантум» (далее – Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по правилам ст.123 АПК РФ; от Общества поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При данных обстоятельствах дело, в силу положений ч.3 ст.205 АПК РФ, рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Ульяновской транспортной прокуратуры настаивает на привлечении Общества к административной ответственности, поскольку Общество, при осуществлении своей предпринимательской деятельности, допустило эксплуатацию взрывопожароопасного объекта - участка транспортирования опасных веществ, без наличия установленной в соответствии с действующим законодательством о лицензировании лицензии на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта, то есть совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав присутствующее лицо, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Квантум» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска.
Согласно Уставу Общества (п.2.1.), основной целью его деятельности является получение прибыли. Пунктом 2.2. Устава Общество предусмотрело, что в необходимых случаях оно получает лицензию (разрешение) на право заниматься той или иной деятельностью.
В соответствии с п.1.1 договора аренды недвижимого имущества от 01.06.2012, заключенного между ООО «СПМ-Энерго» и ООО «Квантум», последнему предоставлены во временное владение и пользование, в том числе подъездные ж/д пути не общего пользования, расположенные по адресу: <...>.
Согласно пунктам 1.1-1.2 договора № 05-08 от 01.08.2012, заключенного между ЗАО «Магус» и ООО «Квантум», последнее обязуется за плату обеспечить ЗАО «Магус» возможность движения ж/д подвижного состава, осуществляющего для ЗАО «Магус» перевозки по принадлежащим ООО «Квантум» железнодорожным путям не общего пользования, протяженностью 922 м (начало пути - стрелочный перевод № 76 (от хвоста крестовины), расположенным по адресу: <...>.
16.05.2011 между ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» и ЗАО «Магус» заключен договор об оказании услуг на разовую подачу и уборку вагонов, по условиям которого, ЗАО «Магус» осуществляется подача вагонов локомотивом ОАО «ВолгаУралТранс» на места погрузки-выгрузки подъездных ж/д путей не общего пользования, расположеных на ж/д путях ООО «Волга-Ресурс» (в настоящее время ООО «СПМЧ Энерго» и ООО «Квантум») (пункты 1, 2 договора).
Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка Общества на предмет соблюдения законодательства о безопасности движения ж/д транспорта и законодательства о транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что Общество допустило эксплуатацию взрывопожароопасного объекта - участка транспортирования опасных веществ без наличия лицензии на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта.
По факту выявленного правонарушения 19.11.2012 Ульяновским транспортным прокурором, в присутствии полномочного представителя Общества - директора, действующего на основании Устава Общества, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с представленными ЗАО «Магус» сведениями о фактическом количестве поступивших в адрес ЗАО «Магус» ж/д вагонов с опасными грузами, полученных и транспортированных по подъездным ж/д путям ООО «Квантум», и их последующей выгрузке на данных подъездных ж/д путях на склад ГСМ ЗАО «Магус» следует, что за период с 01.01.2012 по 26.10.2012 на подъездных ж/д путях не общего пользования, арендованных ООО «Квантум», работниками ЗАО «Магус» было произведено всего 87 выгрузок на собственный склад ГСМ из ж/д вагонов опасных грузов - бензин моторный и топливо печное бытовое, в том числе, 03.09.2012 - выгружено 58 450 кг топлива печного бытового; 12.10.2012 - выгружено 236 192 кг бензина моторного АИ-92 (регуляр); 13.10.2012 - выгружено 175 606 кг бензина АИ-95 (премиум Евро 95); 15.10.2012 - выгружено 226 140 кг бензина АИ-95 (премиум Евро 95); 19.10.2012 - выгружено 58 555 кг бензина АИ-95 (премиум Евро 95); 19.10.2012 - выгружено 177 041 кг бензина моторного АИ-92 (регуляр).
При этом лицензия на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта у ООО «Квантум» отсутствует.
Из объяснений начальника склада ГСМ ЗАО «Магус» ФИО2, данных 15.11.2012 Ульяновской транспортной прокуратуре, следует, что:
-ж/д транспортом продукты ГСМ поступают в адрес ЗАО «Магус» на ж/д пути, собственником которых является ООО «СПМ-Энерго», арендатор данных ж/д путей с 01.08.2012 - ООО «Квантум» (данные ж/д пути проходят, в том числе по территории ЗАО «Магус» по адресу: <...>);
-выгрузку из ж/д вагонов, поступающих в адрес ЗАО «Магус» ж/д транспортом продуктов ГСМ осуществляют работники ЗАО «Магус». Склад ГСМ, расположенный на территории ЗАО «Магус», также принадлежит предприятию и его эксплуатацию осуществляют непосредственно работники ЗАО «Магус», а именно: они осуществляют слив продуктов ГСМ из ж/д вагонов, поступивших как в адрес предприятия, так и в адрес арендатора - ЗАО «Башнефть-Регион», в резервуары склада ГСМ, хранят их там и осуществляют слив продуктов ГСМ в бензовозы, вывозящие их со склада ГСМ;
-лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасного объекта ЗАО «Магус» не получалась; в настоящее время собран необходимый пакет документов для получения данной лицензии, который направлен в органы Ростехнадзора для рассмотрения.
Из объяснений директора ООО «Квантум» ФИО3, данных 15.11.2012 Ульяновской транспортной прокуратуре, следует, что:
-в начале 2011 года ООО «СПМ-Энерго» были приобретены в собственность подъездные ж/д пути не общего пользования, расположенные по адресу: <...>, которые с 01.06.2012 полностью сданы в аренду ООО «Квантум». При этом, вся ответственность за их техническое содержание и безопасную эксплуатацию возложена, согласно договору аренды, непосредственно на ООО «Квантум»;
-на подъездных ж/д путях, арендованных ООО «Квантум», располагаются ООО «Днепр ЛТД» и ООО «Снабсервис», получающие ж/д транспортом металлические изделия, а также ЗАО «Магус», в адрес которых поступают ж/д вагоны с продуктами ГСМ. При этом договоров субаренды на указанные выше подъездные ж/д пути ООО «Квантум» со всеми тремя организациями не заключало, а лишь заключило соответствующие договоры на право обеспечения движения по ним ж/д вагонов с грузом, поступающим в адрес указанных выше 3-х предприятий, и его последующей выгрузки работниками данных трех предприятий;
-согласно договорам на право обеспечения движения по подъездным ж/д путям, ответственность за обеспечение безопасности содержания эксплуатации подъездных ж/д путей, в том числе, при транспортировании ж/д вагонов с поступающими в адрес ООО «Днепр ЛТД», ООО «Снабсервис» и ЗАО «Магус» грузами, возложена на ООО «Квантум»;
-лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта обязано получить ЗАО «Магус» - грузополучатель, в адрес которого поступают ж/д вагоны с опасными грузами - продуктами ГСМ, поскольку само ООО «Квантум» арендованные ж/д пути для транспортирования каких-либо опасных грузов не использует, а транспортирование опасных грузов - продуктов ГСМ, осуществлялось по ним лишь для ЗАО «Магус».
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2012 в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.6 ч.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 454, установлено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных объектах по перечню согласно приложению.
В соответствии с п.5 Приложения к указанному выше постановлению Правительства РФ № 454 от 05.05.2012, в «Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных производственных объектах» входит, в том числе, транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных Приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно п.1 которого, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, и взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
Статьей 2 ч.1 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с приложением 4 «Указатели» к «Правилам безопасности
и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке
их по железным дорогам», утвержденным указанием МПС РФ № 239у от 05.08.1998, топливо печное бытовое и бензин моторный относятся к опасным грузам 4 класса.
Представленными Прокурором материалами проверки подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд считает ошибочным мнение Общества о том, что у него отсутствует обязанность получить лицензию на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта, поскольку указанные ниже нормы права свидетельствуют об осуществлении Обществом эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта:
-согласно статье 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1к настоящему Федеральному закону;
-в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону №116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
-в силу статьи 2Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 12 указанного Закона эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Таким образом, осуществление соответствующей деятельности в отсутствие указанной лицензии образует объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения вышеуказанных правил и норм Обществом и принятия им всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений со стороны Ульяновской транспортной прокуратуры допущено не было, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ, сроки для привлечения ответчика к административной ответственности не истекли.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАПК РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пункта 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства. Судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Таким образом, суд считает возможным назначить Обществу административный штраф в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере: в виде штрафа в размере 40 000 руб. без конфискации продукции.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, судом не установлены.
Руководствуясь ч.2 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Квантум» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 432027 <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
2. Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Нижегородской области (Приволжская транспортная прокуратура), р/с <***>, ИНН <***>, КПП 525701001, лицевой счет <***> БИК Банка 042202001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 22401000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области, Назначение платежа – Штраф КоАП РФ.
3. Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.
4. По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, решение будет направлено судом в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности, для принудительного взыскания.
5. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья М.А. Семенова