ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-11773/18 от 21.02.2019 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432970 г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел.(8422)33-46-08 Факс(8422)32-54-54  E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru  Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г.Ульяновск

21 февраля 2019 года                                                           Дело № А72-11773/2018

 Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (ИНН <***>, ОГРН <***>) , г.Ульяновск,

к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

-Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городская теплосеть», г.Ульяновск;

-Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации (ИНН <***>), г.Ульяновск;

-Администрация Заволжского района г.Ульяновска (ИНН <***>), г.Ульяновск;

-ФИО1 – председатель Совета многоквартирного дома №32 по ул.Ленинградская города Ульяновска, г.Ульяновск;

-ФИО2, г.Ульяновск;

о признании недействительным и отмене предписания №Б-136 от 20.06.2018,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО3, паспорт, доверенность от 26.09.2018;

от ответчика – ФИО4, паспорт, доверенность от 19.02.2019;

без участия представителей третьих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (далее – Общество, заявитель), с учетом определения суда от 28.01.2019 о процессуальном правопреемстве  ответчика, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее – Министерство, ответчик) о признании недействительным и отмене предписания №Б-136 от 20.06.2018 об устранении нарушения требований жилищного законодательства.

Определениями от 09.10.2018, от 20.11.2018, от 14.12.2018 участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ привлечены третьи лица, указанные во вводной части настоящего решения.

Дело, в силу положений ч.2 ст.200 АПК РФ, рассматривается в отсутствие третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

В ходе рассмотрения дела Общество  и ФИО1 требования поддержали.

Министерство, ФИО2 с требованиями Общества не согласились.

Иные участвующие в деле лица оставили решение на усмотрение суда.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

          В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением зам. Министра от 15.06.2018 Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля на основании обращения гражданки ФИО2 от 20.04.2018 №2255 с целью проверки фактов несоблюдения лицензионных требований в части выполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом (далее – МКД) №32 корп. 3 по ул. Ленинградская в г. Ульяновске  при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД собственника квартиры №159 указанного дома в марте 2018 года.

20.06.2018 Министерством был составлен акт проверки № Б-136, выдано оспариваемое предписание № Б-136, из которого следует:

-«…В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом №32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска находится в управлении ООО «СМУ» (лицензия №073-000061 от 20.04.2015), которое согласно договору управления многоквартирным домом является исполнителем коммунальных услуг и производит начисление и сбор платы за коммунальную услугу по отоплению.

Многоквартирный дом №32 корп. 3 по ул. Ленинградская г.Ульяновска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Поставщиком коммунального ресурса по отоплению в многоквартирном доме №32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является УМУП «Городская теплосеть».

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (их и) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного сезона по формуле 3 пункта 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354
(далее - Правила № 354):

Pi = Vд x Si / Soб x Тт,

где:

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом;

Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Soб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению для жителей дома №32 корп. 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска должен определяться по вышеуказанной формуле.

Из пояснений представителя ООО «СМУ» следует, что многоквартирный дом № 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является многоквартирным домом с несколькими корпусами, при этом корпуса не являются отдельными многоквартирными домами. Указанный МКД имеет четыре общедомовых прибора учета тепловой энергии и при проектировании узла учета тепловой энергии МКД рассматривается как единый объект. Расчеты с ресурсоснабжающей организацией производятся за дом в целом (без разбивки на корпуса).

Объем потребленной тепловой энергии за март 2018 года составил 285,04 Гкал на дом, за вычетом объема, потребленного нежилым помещением - 283,086 Гкал.

Расчет управляющей организации  размера платы за отопление для квартиры № 159: 285,04/11941,041 х 1786,60x 61,20=2610,011 руб.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что корпус № 3 дома № 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска общей площадью 4816,8 кв.м. был введен в эксплуатацию в 2000 и имеет отдельный кадастровый номер 73:24:020301:9126.

Согласно информации из Федеральной информационной адресной системы все три корпуса зарегистрированы как отдельные строения с разными уникальными регистрационными номерами адреса объекта.

Кроме того, из проекта узла коммерческого учета тепловой энергии следует, что корпус 3 дома № 32 по ул. Ленинградская г.Ульяновска имеет отдельный тепловой ввод, что позволяет учитывать потребление тепловой энергии отдельно для данного корпуса.

Поскольку ООО «СМУ» не представлена информация о количестве (объеме) потребленной тепловой энергии за март 2018 года, определенном по общедомовому прибору учета тепловой энергии, установленном в корпусе № 3 дома № 32 по ул. Ленинградская г.Ульяновска, то произвести расчет платы за отопление для квартиры №159 в ходе проверки не представилось возможным.

Вместе с тем из представленного платежного документа собственника квартиры № 159 указанного дома, а также из пояснений представителя ООО «СМУ» следует, что при расчете платы за отопление учитывался весь объем тепловой энергии, определенный суммарно по показаниям всех общедомовых приборов учета.

Так же при расчете платы за отопление учитывалась площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в 3-х корпусах данного строения (11941,041 кв.м.).

Поскольку согласно имеющимся документам корпус 3 дома № 32 по
ул. Ленинградская г. Ульяновска является отдельным многоквартирным домом, то вышеуказанный расчет ООО «СМУ» платы за отопление собственнику квартиры № 159 указанного дома противоречит требованиям законодательства.

Согласно ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1)исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2)исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, по нормативу потребления рассчитывается следующим образом (письмо Минстроя России от 14.02.2017 №4275-АЧ/04):

V=Nодн х Sои х Si/Soб,

где Nодн- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги па общедомовые нужды (в случае отсутствия установленного норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами № 306;

Soи - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Si - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Soб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Размер платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № 32 корпус 3 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должен определяться по вышеуказанной формуле.

Из пояснений ООО «СМУ» следует, что начисление платы за электроэнергию и водоотведение на общедомовые нужды производится исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует требованиям законодательства.

Однако при расчете применяются общие площади помещений, входящих в состав общего имущества всех трех корпусов дома № 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска, а также площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в 3-х корпусах данного строения (11 941,041 кв.м.).

Поскольку согласно имеющимся документам корпус 3 дома № 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска является отдельным многоквартирным домом, то вышеуказанный расчет ООО «СМУ» платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № 32 корпус 3 по ул.
Ленинградская г. Ульяновска, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в марте 2018 года собственнику квартиры № 159 указанного дома противоречит требованиям законодательства…».

Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, ссылаясь, при этом, на следующее:

-спорный дом по ул. Ленинградская №32 включен в реестр лицензий ООО «СМУ» как один многоквартирный дом, с собственниками которого заключен один договор управления.

Расчеты с ресурсоснабжающими организациями осуществляются без разбивки по корпусам, как по единому объекту.

Дом оборудован приборами учета коммунальных услуг, которые являются общими коллективными.  Производство расчета отдельно по каждому из корпусов значительно бы ухудшило положение собственников жилых помещений, находящихся во втором корпусе, где два ввода тепловой энергии, а, значит, бремя содержания ОДПУ, как общедомового имущества, увеличилось бы вдвое.

Согласно информации ФИАС все три корпуса зарегистрированы как отдельные строения с разными уникальными регистрационными номерами адреса объекта. Тем не менее, наименование адреса, а именно – корпуса, не указывает на то, что это отдельный дом.

Из приложения №1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, yтвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, следует, что строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения.

Признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Все это характерно для дома №32 по ул. Ленинградская.

ООО «СМУ» с 01.01.2016 осуществляет управление и обеспечивает эксплуатацию объектов общего имущества МКД, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленинградская, дом №32 что подтверждается протоколом общего собрания собственников жилого дома от 11.12.2015.

С собственниками дома № 32 по ул. Ленинградская заключен договор управления, в котором, в том числе, определена стоимость работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также состав общего имущества МКД, в который включены, в том числе все общедомовые приборы учета ХВС, ГВС, электроэнергии, тепловой энергии и земельный участок с элементами благоустройства, а именно:

-карусель -2шт., песочница -2 шт., скамьи -6шт., брусья, рукоход, турники, шведская стенка, урны, перекладины для ковров.

При заключении договора управления стоимость работ, в том числе по содержанию упомянутых   ОДПУ,   была   определена   для   всех   собственников   дома   32   по ул. Ленинградская. Только при условии заключения такого договора МКД был внесен в реестр лицензий ООО «СМУ» надзорным органом.

В настоящее время Министерство предписанием №Б - 136 фактически отказывает Обществу в праве соблюдать договор управления в соответствии с решением собственников, определивших состав общего имущества и расходы по его содержанию (состав общего имущества собственниками дома между корпусами не распределен).

Установка общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии и ГВС произведена была на основании договора, заключенного 25.10.2012 в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ между РСО, предыдущей управляющей организацией - ГУК Заволжского района, и ЗАО «Взлет» в рассрочку. При этом проектировался и устанавливался узел учета как коллективный для всего дома с распределением бремени расходов на всех собственников с учетом доли муниципалитета как собственника жилых помещений.Соответственно, при распределении по корпусам, доля собственников не была бы одинаковой, так как доля муниципальных квартир в корпусах различна.

В адрес ООО «СМУ» в 2017 году поступила претензия по оплате от ЗАО «Взлет», осуществлявшего установку ОДПУ, так как от ООО «ГУК Заволжского района» в ООО «СМУ» перешло как право управления МКД, так и обязанность произвести оплату за установленные приборы учета.

При этом дом №32 по ул.Ленинградская в договоре также фигурирует как единый объект. Следовательно, при установке приборов учета тепловой энергии, ГВС, для каждого из корпусов должна была быть определена иная стоимость. По услуге «установка ОДПУ» собственники еще полностью не расплатились. Возложение обязанности производить расчеты по каждому из корпусов, как по отдельному МКД, влечет и обязанность перераспределения стоимости установки ОДПУ между всеми собственниками.

В случае если Министерство видит в связи с изменением адреса в ФИАС
необходимость выделения каждого из корпусов в отдельный дом, перерасчету подлежат и все как выполненные, так и запланированные работы, в том числе, по текущему ремонту.
        К примеру, в настоящее время собственниками всего дома №32 по ул. Ленинградская принято решение о производстве работ по устройству отмостки в 3-ем корпусе дома.

Следуя логике ответчика, оплату работ необходимо возложить именно на жителей 3 корпуса.

Хотелось бы отметить, что все вышеперечисленное имеет неблагоприятные последствия как для ООО «СМУ», чьи экономические интересы будут существенно нарушены, так и для собственников дома №32 по ул. Ленинградская.

Суть предписания сводится фактически к невозможности управлять домом
как единым объектом, и ведет к необходимости переоформления лицензии на МКД №32
по ул. Ленинградская как на три дома (корпуса).

Исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензии определен в статьях 18 и 22 Закона о лицензировании.

Данный перечень не содержит основания переоформления лицензии при изменении наименования улицы или номера дома, указываемых в адресе места осуществления лице лицензируемого вида деятельности.

С 01.07.2014 отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации Федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС), а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №443-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 443-ФЗ в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об
изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса, ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре со статусом "архивная информация".

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются
общедоступной информацией, размещаемой, в том числе в форме открытых данных, а
также обязательны для использования органами государственной власти, органами
местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и
муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой
связи   (статья 8 Закона №443-ФЗ).

Переименование улиц и изменение адресов зданий, строений, сооружений, объектов осуществляются государственными и муниципальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные о таких изменениях носят официальный характер и подлежат обязательному размещению в ФИАС, которая содержит данные о старых и новых наименованиях улиц, а также об изменениях адресов зданий, строений, сооружений, объектов; доступ к такой информации является открытым,  в том числе для  лицензирующих органов.

Кроме того, данные изменения не влекут за собой юридические последствия, поскольку не оказывают влияние на безопасность осуществления лицензируемого вида деятельности.

В Законе о лицензировании обязанность лицензиата по переоформлению лицензии в указанных случаях не предусмотрена, поскольку переименования улиц и изменения адресов зданий, строений, сооружений, объектов не осуществляются по инициативе лицензиатов, не являются персональными данными, носят официальный и общедоступный характер.

Ответчиком не опровергнут довод о сквозной нумерации квартир, несмотря на разное время постройки каждой из частей жилого дома; ответчиком была учтена только информация ФИАС.

Заявителю предписано устранить нарушение порядка расчета размера платы по теплоснабжению и коммунальным услугам на содержание общего имущества.

Предписание №Б-136 Общество исполнить не может ввиду невозможности произвести расчет размера платы из-за отсутствия необходимых в целях исполнения предписания сведений, так как расчет с ресурсоснабжающими организациями ведется в целом по дому.

Учет коммунальных ресурсов по корпусам (по каждому из ОДПУ) не ведется.

Оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению с 01 июля 2016 года регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), с учетом вносимых Постановлениями Правительства Российской Федерации изменений.

В соответствии с абз. 2 п. 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.

На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Министерство выдало оспариваемое предписание, поскольку считает, что корпуса 1, 2, 3 дома № 32 по ул. Ленинградская г. Ульяновска являются отдельными многоквартирными домами, т.к. каждый корпус имеет отдельный тепловой ввод тепловой энергии (во 2-ом корпусе их два), им присвоены кадастровые номера, сведения о корпусах зарегистрированы в ФИАС, поэтому производимый Обществом вышеуказанный расчет платы без разбивки по корпусам за отопление, электроэнергию, отведение сточных вод противоречит требованиям законодательства.

Общество ссылается на единство дома, на 1 договор управления спорным домом, на содержащиеся в реестре лицензий сведения о доме №32 без указания корпусов.

В ходе рассмотрения дела суд истребовал из Бюро технической инвентаризации инвентарное дело на многоквартирный дом №32 по ул.Ленинградская города Ульяновска.

Согласно материалам инвентарного дела, мэрией г. Ульяновска был выдан государственный акт №24-2-008785 на земельный участок в V микрорайоне Заволжского района Производственному объединению «Ульяновский машиностроительный завод» в том, что ему предоставляется постановлением мэра от 12.08.1993 №1047 в бессрочное (постоянное) пользование 1,1 гектаров земли для строительства комплекса 1а (ТП и ЦТП) и комплекса 1в (216 квартирный дом). Акт зарегистрирован в книге записей гос.актов за №8785.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.09.98 № 1304-р Мингосимущества РФ издало Распоряжение от 12.10.1998 № 1302-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения государственного производственного объединения "Ульяновский машиностроительный завод" из федеральной собственности в муниципальную собственность".

Приложением к распоряжению №1302-р является Перечень передаваемых объектов, в состав которого входит «жилой дом», расположенный по адресу: ул. Ленинградская, 32.

Постановлением мэра г. Ульяновска №1908 от 30.07.2004 «О включении в Реестр муниципальной собственности» передаваемые во исполнение названного распоряжения №1302-р  объекты, в состав которого входит жилой дом, расположенный по адресу: ул. Ленинградская, 32, включены в Реестр муниципальной собственности.

Вопросы учета жилищного фонда, установления порядка присвоения адресов домам и нумерации их подъездам и квартирам находятся в ведении органов местного самоуправления.

Письмом Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на запрос суда сообщило, что согласно справочной информации по объектам недвижимости, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, строительство дома №32 по ул. Ленинградская корпус №1 было завершено в 1993 году, а корпуса №2 – в 1997 году.

Из инвентарного дела на спорный дом следует, что год постройки дома 32 по ул. Ленинградская корпус №3 – 2000г.

Главой Администрации Заволжского района г. Ульяновска были изданы распоряжения «О присвоении адресных номеров», согласно которым, в связи с необходимостью адресного номера строениям и на основании опорного плана города, по спорному дому №32 присвоены адресные номера:

-распоряжением №245-р от 07.06.2000  - №32 корпус 3 по ул. Ленинградской;

-распоряжением №283-р от 27.06.2000 - №32 корпуса 1, 2 по ул. Ленинградской.

Согласно письму УФНС России по Ульяновской области от 19.09.2018 №06-14/15524 на запрос суда:

1) по объекту дом 32 по ул. Ленинградская данные в государственный адресный реестр были внесены 18.11.2015, документ-основание не указан;

2) по объекту дом 32 по ул. Ленинградская, корпус 2, данные в государственный адресный реестр были внесены 13.12.2016, по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска «О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО «город Ульяновск» №189 от 01.12.2016;

3) по объекту дом 32 по ул. Ленинградская, корпус 3, данные в государственный адресный реестр были внесены 02.03.2017, по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска «О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО «город Ульяновск» №118 от 28.02.2017;

4) по объекту дом 32 по ул. Ленинградская, корпус 1, данные в государственный адресный реестр были внесены 02.05.2017, по распоряжению Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска «О подтверждении ранее наименованных улиц и присвоенных адресов МО «город Ульяновск» №199 от 14.04.2017.

Как следует из справки ООО «РИЦ-Ульяновск» №0108-6871 от 18.09.2018:

-по кв.71 корп. 1 дома 32 – вселение в 1994 году производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: <...>.

С 01.10.2005 была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корпуса 1) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках);

-по кв. 95 корп. 2 дома 32 – вселение в 1998 году производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: <...>.

16.02.2006 была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корпуса 2) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках);

-по кв. 188 корп. 3 дома 32 – вселение в 2000 году производилось на основании ордера, в котором был указан адрес: <...>.

04.12.2006 была произведена перерегистрация по изменению нумерации дома (добавление корпуса 3) на основании справки адреса строения из УГПТИ (оригинал справки на каждое жилое помещение находится у граждан на руках).

В пункте 2 Правил № 354 сказано, что коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

При этом из системного толкования установленных Правилами № 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.

С учетом изложенного законодательно предусмотрены случаи наличия нескольких средств измерения в одном многоквартирном доме.

          Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом представляет собой единый объект капитального строительства, соответствует признакам строения, изложенным в приложении №1 к вышеназванной Инструкции от 04.08.1998 № 37, имеет сквозную нумерацию квартир с №1 по №234, один технический паспорт и 4 ввода в систему отопления, на каждый ввод установлен ОДПУ тепловой энергии, их совокупность является коллективным узлом учета тепловой энергии.

         Общество управляет домом на основании 1-го договора управления. В состав общего имущества спорного МКД включены, в том числе, все общедомовые приборы учета ХВС, ГВС, электроэнергии, тепловой энергии и земельный участок с вышеназванными элементами благоустройства.

          Соответственно указанный МКД является единым объектом и потребленный в нем объем коммунального ресурса должен быть распределен между помещениями в нем с учетом их общей площади, при этом наличие каких-либо конструктивных особенностей дома не изменяет установленный Правилами № 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

          Поскольку собственникам помещений, находящихся в одной части многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенное в других частях дома, то отсутствует необходимость в таком разделении потребления коммунального ресурса (тепловой энергии).

          Необходимо отметить, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии может быть определен исходя из показаний нескольких общедомовых приборов учета, однако то обстоятельство, что прибор учета может быть не один следует из понятия "коллективного (общедомового) прибора учета", данного в п. 2 Правил № 354, в котором указывается на совокупность средств измерения, которые определяют весь объем коммунального ресурса, поступившего в дом.

          Действующее законодательство не предусматривает применение различного подхода к расчету стоимости услуг по отоплению для различных частей одного многоквартирного дома.

Суммирование показаний нескольких общедомовых приборов учета не является нарушением Правил № 354.

          При этом из технического паспорта на спорный дом следует, что части дома практически ничем не отличаются друг от друга:

          -корпус №1 – число этажей 9, площадь застройки 804,55 кв.м.;

          -корпус №2 – число этажей 9, площадь застройки 809, 32 кв.м.;

          -корпус №3 – число этажей 9, площадь застройки 789, 66 кв.м.

Кроме того, Общество представило в материалы дела протокол №1/Л32-2019 от 23.01.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: <...>, проводимого в форме очно-заочного голосования, из которого усматривается, что пунктом №8 повестки дня являлся вопрос утверждения порядка расчета размера платы за отопление и коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания в МКД.

По данному вопросу принято решение:

-утвердить с 01.01.2016 порядок расчета размера платы за тепловую энергию, исходя из суммарного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного узла учета тепловой энергии (суммарно по всем установленным общедомовым приборам учета) с сохранением действующего порядка расчетов, в том числе, при любых изменениях в Федеральной информационной адресной системе, а также после начала действия договора на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (прямого договора);

-утвердить с 01.01.2017 порядок расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общедомового имущества, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, в целях содержания общедомового имущества и всей площади общедомового имущества дома №32 по ул. Ленинградская (определенной суммарно, без разбивки на корпуса), с сохранением действующего порядка расчетов, в том числе при любых изменениях в Федеральной информационной адресной системе, а также после начала действия договора на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (прямого договора).

За указанное решение проголосовали:

1) «За»

-количество голосов – 8720, 17 кв.м;

-% от числа проголосовавших – 97,94%;

2) «Против»

-количество голосов – 166, 81 кв.м;

-% от числа проголосовавших – 1,87%;

3) «Воздержались»

-количество голосов – 16, 81 кв.м;

-% от числа проголосовавших – 0,19%;

В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий: 

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Суд считает, что оспариваемое предписание противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы Общества, поэтому имеется совокупность 2-х условий для признания его недействительным.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

                                                         Р Е Ш И Л :

         Признать недействительным предписание №Б-136 от 20.06.2018 Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью  «Строительно-монтажное управление».

          Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

         Взыскать с Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.

         Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения суда определен статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции.

Судья                                                                                                    М.А.Семенова