ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-12349/15 от 28.09.2015 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

05.10.2015                                                              Дело №А72-12349/2015

Резолютивная часть решения объявлена 28.09.2015

Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2015

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи В.А. Корастелёва, при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем А.М. Герусом,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Средне-Поволжскому управлению по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью

об оспаривании постановления от 17.08.2015 № 428ру/611-139-Ю о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 28/15 от 28.05.2015 сроком до 31.12.2015, паспорт (участие после перерыва),

от ответчика – не явились, уведомлены,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» (далее – заявитель, ООО «Ульяновскцентргаз», Общество) к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью (далее – административный орган, Ростехнадзор), в котором заявитель просит изменить постановление от 17.08.2015 №428ру/611-139-Ю в части назначения наказания и снизить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела исходя из неблагополучного финансово-имущественного положения заявителя.

Представитель заявителя в судебное заседание 23.09.2015 не явился, с использованием интернет-сервиса «Мой арбитр» заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 28.09.2015 до 15.00.

Представитель заявителя в судебном заседании после перерыва поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы, что изложены в поданном в суд заявлении.

Представитель ответчика, уведомленный надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление, истребованные судом документы не представил, ходатайств не заявил.

Спор рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа, по имеющимся документам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения уполномоченного должностного лица Средне-Поволжского управления Ростехадзора от 21 июля 2015 г. № 428-ру в отношении ООО «Ульяновскцентргаз», расположенного по адресу: <...>, 14 августа 2015 г. в 10 часов 00 минут проведена плановая выездная проверка, которой установлено, что эксплуатация опасных производственных объектов ООО «Ульяновскцентргаз» по адресам: <...>, <...> ведется с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно:

1. Нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта II класса опасности: «Станция газонаполнительная п.г.т. Новоспасское» (свидетельство о регистрации в государственном реестре № 52А-00052-0010), расположенная по адресу: ул. Строителей, д. 25, п.г.т. Новоспасское, Ульяновская область:

-Установка, размещение и обвязка оборудования под давлением на объекте, для применения на которых оно предназначено, осуществлено без проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности и законодательства;

-Результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией не оформлены актами готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением не оформлены приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации;

-Пуск (включение) в работу оборудования на основании решения о вводе его в эксплуатацию осуществлена без письменного распоряжения ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, в порядке, установленном распорядительными документами и производственными инструкциями эксплуатирующей организации;

-Перед пуском (включением) в работу на каждой единице оборудования не вывешена табличка или нанесена надпись с указанием:

а)   номера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией);

б)   разрешенных параметров (давление, температура);

в)   даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания;

-Номер и дата приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования не записаны в паспорта оборудования;

-На шкалах манометров владельцем сосуда не нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде;

-Для периодической проверки рабочих манометров между манометрами и сосудами не установлены трехходовые краны или заменяющие их устройства;

-Допускаются к применению прокладки,устанавливаемые между фланцами с имеющими выступающую часть (хвостовик);

-Не проведена перерегистрация в территориальном органе Ростехнадзора шифров клейм для клеймения баллонов, срок действия которых истек;

-Для выбраковки баллонов не используется клейма круглой формы диаметром 12 мм с буквой "X";

-Приказом по обществу от «06» ноября 2014 г. № 101-03-221 к газоопасным работам по сливу сжиженного углеводородного газа из ж/д цистерн, к наполнению автомобильных цистерн на ГНС в р.п. Новоспасское, допущены сливщики-разливщики ФИО2 и ФИО3, не прошедшие обучение, а также проверку знаний по безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций и/или инструкций для данной профессии;

-Проводится промышленная эксплуатация ГНС в р.п. Новоспасское после проведения технического перевооружения с заменой насосно-компрессорного оборудования, расположенной по адресу: <...>, по проекту разработанному в 2012 году ООО «Гамард Сервис», расположенному в г. Москва, без проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации и не введенной в эксплуатацию соответствующим образом;

-Отсутствует технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу) на компрессор типа АВ-110 зав. № 972 1988 г.в., установленного в насосно-компрессорном отделении на ГНС в р.п. Новоспасское. Экспертиза промышленной безопасности компрессора типа АВ-110 зав. № 972 1988 г.в. не проведена;

-Отсутствует технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу) на вновь установленные и находящиеся в эксплуатации компрессоры типа CORCEN зав. № 85012KJ и зав. № 84955 КН, год изготовления и срок службы установить не представляется возможным;

-Приказом руководителя не назначено лицо, ответственное за эксплуатацию зданий и сооружений на ГНС р.п. Новоспасское;

-Отсутствуют паспорта на здания и сооружения объектов ГНС в р.п. Новоспасское;

-Здание, в котором размещено насосно-компрессорное отделение, вентиляционное отделение, отделение наполнения баллонов и т.д. на ГНС в р.п. Новоспасское, имеет большое количество трещин и разрушений, экспертиза промышленной безопасности здания не проведена. Причины возникновения трещин и обрушений не выяснены, работы по их устранению не проведены;

-Срок эксплуатации газопроводов ГНС в р.п. Новоспасское составляет более 30 лет. диагностирование не проведено;.

-Эксплуатационным персоналом не определены контроль и периодичность отбора проб, а также интенсивность запаха СУГ (одоризация) на ГНС в р.п. Новоспасское. Результаты контроля в эксплуатационном журнале не отражаются;

-Не разработаны графики технического обслуживания и ремонта объектов СУГ на ГНС (газопроводов арматуры, сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений на них; насосов, компрессоров и испарителей; вентиляционного оборудования; установок наполнения баллонов; автоматики безопасности и КИП; зданий и сооружений) в р.п.Новоспасское;

-Не заключен договор с организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и ремонту технических устройств, обеспечивающих их безопасное проведение на ГНС в р.п. Новоспасское. Собственная газовая служба организации не создана;

-Не разработаны производственные инструкции по безопасному проведению работ с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ и технологические схемы к ним на ГНС в р.п. Новоспасское;

-Не разработаны производственные инструкции по безопасному проведению работ с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ и технологические схемы к ним на ГНС в р.п. Новоспасское;

-Решением руководителя не назначено ответственное лицо за эксплуатацию вентиляционных систем ГНС в р.п. Новоспасское;

-Не составлены паспорта на вентиляционные системы ГНС в р.п. Новоспасское. Информация о производительности системы, её схема, характеристика, сведения о ремонтах и наладках отсутствует. Нет результатов проверки проектной эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции, проводимой не реже одного раза в двенадцать месяцев;

-Допущена эксплуатация установки наполнения баллонов с неповеренными КИП (измерительные весы типа УПНП в количестве шести штук, дата предыдущей поверки 24.03.2014);

-В журнале не отражены работы по техническому обслуживанию и ремонту средств автоматики и КИП ГНС в р.п. Новоспасское. Допущена эксплуатация КИП (стационарных газоанализаторов) с просроченным сроком поверки.

2. Нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта II класса опасности: «Станция газонаполнительная г. Ульяновск» (свидетельство о регистрации в государственном реестре № 52А-00052), расположенного по     адресу <...>:

-Главный инженер ФИО4 после перехода в ООО «Ульяновскцентгаз» из другой организации и назначения его на более высокую должность, которая предполагает несение большей ответственности за большее количество оборудования, не прошел аттестацию по вопросам промышленной безопасности;

-Не обеспечено функционирование системы управления промышленной безопасностью: 1. Заявление о политике ООО «Ульяновскцентргаз» в области промышленной безопасности не размещено на сайте ООО «Ульяновскцентргаз» и не опубликовано в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения;

-Не оформлены документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью не реже 1 раза в течение календарного года;

-Приказом по предприятию не назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

-В верхних сферических частях используемых баллонов для пропана отсутствует отчетливая видимость сведений об изготовителе, о проведенных технических освидетельствованиях (дата, клеймо, давление, масса);

-На станции газонаполнительной допускается эксплуатация баллонов для пропана с истекшим сроком службы (более 20 лет). Организацией -изготовителем баллонов иной срок службы не определен;

-Отсутствует производственная инструкция по проведению технического освидетельствования баллонов, устанавливающая объем и порядок проведения работ при освидетельствовании;

-Не обеспечено ведение журнала учета выдачи и возвращения клейм с шифрами специалистам, которым поручено проведение освидетельствования баллонов;

-Клейма не закреплены за лицом, проводящим клеймение баллонов;

-Отсутствует порядок, обеспечивающий сохранность клейм и журнала учета выдачи и возвращения клейм с шифрами, определенный приказом;

-При освидетельствовании баллонов не проводятся гидравлические испытания;

-Журнал испытаний баллонов не соответствует требованиям ФНП ОРПД в части наличия необходимых граф для занесения в них соответствующей информации;

-Отсутствует инструкция для проведения отбраковки баллонов;

-В складах для хранения баллонов не вывешены плакаты, инструкции и правила по обращению с баллонами, находящимися на складе;

-Клеймение баллонов производится клеймом, срок действия которого истек;

-При проведении браковки баллонов не используется клеймо со знаком «X»;

-Не проводится своевременная поверка манометров, установленных на наполнительной рампе;

-Не обеспечивается безопасность для обслуживания емкостей для хранения сжиженного газа баллоны газовые (V=50 м3, Р=1,6 МПа), peг. № № 1478, 1479. 1477 . Имеются разрывы целостности перил площадок для обслуживания. Фотоприложение № 1;

-Площадки и лестницы для ремонта и обслуживания емкостей для хранения сжиженного газа -баллоны газовые (V=50 м3, P=l,6 MПa), peг. №№ 1478, 1479, 1477 не имеют сплошной зашивки по низу на высоту не менее 100 мм. Фотоприложение № 2;

-Манометры, установленные на емкостях для хранения сжиженного газа - баллоны газовые (V= 50 м3, Р=1,6 МПа), peг. №№ 1478, 1479, 1477 не поверены;

-Отсутствует технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу) на находящиеся в эксплуатации компрессоры типа CORCEN типа 691 зав. № 85013KJ и CORCEN типа 891 зав. № 69329E.I, год изготовления и срок службы установить не представляется возможным;

-Наработка часов компрессоров ведется с неточностями, так 11.06.2013 наработка компрессора типа CORCEN типа 891 зав. № 69329EJ составляла 19033 часа, а 12.06.2013 уменьшена на 17100 часов и составляла 1933часа, на день проверки на 10.08.2015 11692часа;

-Приказом руководителя не назначено лицо, ответственное за эксплуатацию зданий и сооружений на ГНС г. Ульяновск;

-Отсутствуют паспорта на здания и сооружения объектов ГНС г. Ульяновск;

-Срок эксплуатации газопроводов ГНС в г. Ульяновск, составляет более 30 лет, диагностирование не проведено;

-Эксплуатационным персоналом не определены контроль и периодичность отбора проб, а также интенсивность запаха СУГ (одоризация) на ГНС в г. Ульяновск. Результаты контроля в эксплуатационном журнале не отражаются;

-Не заключен договор с организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и ремонту технических устройств, обеспечивающих их безопасное проведение на ГНС в г. Ульяновск. Собственная газовая служба организации не создана;

-Не разработаны производственные инструкции по безопасному проведению работ с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ и технологические схемы к ним на ГНС в г. Ульяновск;

-Решением руководителя не назначено ответственное лицо за эксплуатацию вентиляционных систем на ГНС в г. Ульяновск;

-Не составлены паспорта на вентиляционные системы на ГНС в г. Ульяновск. Информация о производительности системы, её схема, характеристика, сведения о ремонтах и наладках отсутствует. Нет результатов проверки проектной эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции, проводимой не реже одного раза в двенадцать месяцев;

-Допущена эксплуатация установки наполнения баллонов на ГНС в г. Ульяновск с неповеренными КИП (измерительные весы типа УПНП в количестве шести штук, дата предыдущей поверки 24.03.2014г.);

-В журнале не отражены работы по техническому обслуживанию и ремонту средств автоматики и КИП на ГНС в г. Ульяновск. Допущена эксплуатация КИП (стационарных газоанализаторов) с просроченным сроком поверки;

-Проведено техническое перевооружение отделения наполнения баллонов на ГНС в г.Ульяновск (смонтирована установка наполнения баллонов на четыре поста, оборудованных электронными весами типа «Эталон-тензо») без проекта на техническое перевооружение и без представления приёмочной комиссии о введении в эксплуатацию;

-Не разработаны графики техническою обслуживания и ремонта объектов СУГ (газопроводов арматуры, сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений на них; насосов, компрессоров и испарителей; вентиляционного оборудования; установок наполнения баллонов; автоматики безопасности и КИП; зданий и сооружений) на ГНС в г.Ульяновск.

Таким образом, ООО «Ульяновскцентрагаз» допущены нарушения статей 7, 8, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; раздела IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" (утв. приказом ФСЭТАН №558 от 21.11.2013, зарег. Минюстом 31.12.2013 pег. №30993).

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Постановлением от 17.08.2015 № 428ру/611-139-Ю ООО «Ульяновскцентрагаз» привлечено в административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением в части размера наложенного административного штрафа ООО «Ульяновскцентрагаз» обжаловало его в Арбитражный суд Ульяновской области.

В соответствии с частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Федерального закона № 116-ФЗ).

На основании приведенных норм объектом правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

В статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.

В частности, установлены обязанности соблюдать положения Федерального закона №116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Следовательно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Материалы дела подтверждают и Общество не оспаривает эксплуатацию опасных производственных объектов.

Таким образом, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, несет обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт совершения вменяемого Обществу административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела. Заявитель правомерно привлечен за содеянное к административной ответственности.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при производству по делу об административных правонарушений на его досудебной стадии, которые могли бы повлечь отмену вынесенного административным органом постановления, судом не установлено.

ООО «Ульяновскцентрагаз» не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения требований, за нарушение которых частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований.

Общественные отношения по соблюдению требований промышленной безопасности являются социально значимыми. Нарушения в этой сфере могут существенно затронуть интересы значительного числа граждан. Учитывая изложенное, оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Вместе с тем, суд учитывает, что в соответствии с п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Общество ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, доказательств об обратном суд не имеет. Данное обстоятельство, а также фактическое признание Обществом вины, суд признает смягчающим наказание в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях согласно ст. 1.2 КоАП РФ являются, наряду с иными, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

На основании требований ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судом принимается во внимание, что согласно представленных в материалы дела доказательств, в Обществе сложилось неблагополучное финансово-имущественное положение, деятельность осуществляется с существенными убытками и кредиторской задолженностью.

Исходя из всех обстоятельств дела (имущественного положения заявителя; несоразмерности санкции последствиям данного конкретного нарушения, что превращает санкцию в карательный механизм; наличие смягчающих наказание обстоятельств), в соответствии с положениями п.п. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию административного штрафа до 100 000 рублей, в связи с чем, изменить в указанной части оспариваемое постановление.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление от 17.08.2015 № 428 ру/611-139-Ю Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                 В.А. Корастелёв