ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-12608/13 от 11.12.2013 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

«11» декабря 2013 года Дело №А72-12608/2013

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Фроловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г.Ульяновск,

к Обществу с ограниченной ответственностью «Благо» (ОГРН <***>, ИНН <***>), шоссе Тиинское Мелекесского района Ульяновской области,

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность №03-09/5159 от 06.11.2013;

от ответчика- ФИО2, паспорт, доверенность б/н от 17.10.2013;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее – Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Благо» (далее – Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Росприроднадзор поддерживает требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.

Общество требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, ссылается на то, что:

-у Общества имеется лицензия №ОТ-52-000354(73) от 11.04.2007 на осуществление деятельности по размещению опасных отходов сроком действия до 11.04.2012 и в силу положений статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) с 03.11.2011 данная лицензия действует бессрочно;

-пропущен трехмесячный срок для привлечения Общества к административной ответственности, так как правонарушение обнаружено 25.07.2013 – в день поступления из отдела нормирования, лицензирования и информационно-аналитического сопровождения лицензионного дела Общества, на основании которого Росприроднадзором был установлен факт истечения срока действия лицензии от 11.04.2007 и возбуждено административное дело;

-за административные правонарушения в области охраны окружающей среды по Главе 8 КоАП РФ Общество уже привлечено к административной ответственности по статьям 8.2 и 8.21 КоАП РФ Мелекесским районным судом Ульяновской области.

Росприроднадзор доводы Общества не признает, ссылается на то, что:

-срок привлечения к административной ответственности в данном случае составляет 1 год, поскольку совершение административного правонарушения в природоохранной сфере при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части нарушения лицензионных требований является нарушением в области охраны окружающей среды;

-лицензия №ОТ-52-000354(73) от 11.04.2007 не является бессрочной, поскольку изменилось наименование лицензии и лицензируемые виды деятельности, следовательно, она подлежит переоформлению.

Из материалов дела следует,

09.07.2013, на основании письма прокуратуры Мелекесского района Ульяновской области №07-04-2012 от 08.07.2013, приказом и.о. руководителя Росприроднадзора №891 должностное лицо заявителя было командировано сроком на 1 день – 11.07.2013 в прокуратуру Мелекесского района Ульяновской области в качестве специалиста для участия в проверке за соблюдением требований природоохранного законодательства.

11.07.2013 при участии во внеплановой выездной проверке полигона твердых бытовых отходов (ТБО) Общества по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5, проводимой прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области, было установлено, что на полигоне ТБО обнаружено размещение отхода шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, а также отход четыреххлористого углерода. У сторожа полигона имеется журнал под названием «Журнал складского учета отходов». В журнале имеются записи о поступлении на данный полигон ТБО различных видов отходов.

17.07.2013 в отдел нормирования, лицензирования и информационно-аналитического сопровождения направлена служебная записка о предоставлении копии материалов лицензионных дел в отношении Общества.

25.07.2013 из отдела нормирования, лицензирования и информационно-аналитического сопровождения поступила служебная записка и копии лицензионных дел Общества.

Согласно представленным копиям материалов, Общество имело лицензию на осуществление деятельности по размещению опасных отходов от 11.04.2007 №ОТ-52-000354 (73), срок данной лицензии истек 11.04.2012.

В настоящее время лицензию на размещение и обезвреживание отходов 1-1V класса опасности Общество не имеет.

25.07.2013 в Росприроднадзор поступило письмо №73-иогв-21-01/4182исх от 19.07.2013 Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, которым, в том числе, сообщило, что, начиная со второй декады июня по сегодняшний день в Департамент регионального государственного экологического надзора, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области поступают сообщения и заявления физических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, информация из правоохранительных органов и органов местного самоуправления, от общественных объединений, материалы, относительно возгорания отходов на свалке ТБО в районе Тиинского шоссе.

По результатам рассмотрения обращений и выезда государственного инспектора на объект установлено, что земельный участок в границах свалки ТБО находится в аренде у ООО «Благо». Общество, в том числе, создало объект размещения отходов без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, осуществило размещение отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

25.07.2013 Росприроднадзор вынес определение №292 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

12.09.2013 при проведении повторной проверки (приказ руководителя Росприроднадзора ФИО3 от 06.09.2013 №27, на основании письма прокуратуры от 03.09.2013 №ИГУЖ-2013) полигона твердых бытовых отходов (ТБО) Общества по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5, проводимой прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области, вновь обнаружено размещение отхода шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, а также отходы лакокрасочных материалов (жидкие), жидкие отходы очистных сооружений, отработанные химические реактивы, отходы аммиака, отработанный фиксаж-проявитель, отходы неорганических кислот (данные жидкие отходы являются II-III класса опасности), хотя полигон ТБО предназначен для размещения отходов IV-V класса опасности.

25.09.2013 Росприроднадзор составил протокол №212 по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из протокола, кроме вышеизложенных фактов, в том числе, следует, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, а именно:

-нарушена часть 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), в соответствии с которой отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ, Роспотребнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 30 Закона № 7-ФЗ отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Законом № 99-ФЗ.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Из пунктов 1 и 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Общество имело лицензию на осуществление деятельности по размещению опасных отходов от 11.04.2007 №ОТ-52-000354 (73), срок данной лицензии истек 11.04.2012. В настоящее время лицензию на размещение и обезвреживание отходов 1-1V класса опасности Общество не имеет.

Суд считает, что материалами дела подтверждается совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ: материалами совместных с прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверок, административным протоколом, постановлением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 11.11.2013 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности.

В силу статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры после истечения срока лицензии к выполнению функций по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в материалы дела не представлено.

Суд не принимает доводы Общества о том, что лицензия на осуществление деятельности по размещению опасных отходов от 11.04.2007 №ОТ-52-000354 (73), срок которой истек 11.04.2012, является бессрочной по следующим основаниям:

В связи с изменениями в законодательстве, принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внесены изменения, а именно: лицензированию стала подлежать деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Тем самым изменилось наименование лицензии на виды деятельности.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу Закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Переоформленные лицензии действуют уже бессрочно.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу №А72-3285/2013; постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу №А56-15227/2012; постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу №А43-6487/2013 и т.д.

Суд не принимает доводы Общества о том, что истек срок для привлечения его к административной ответственности по следующим основаниям:

Из материалов дела следует, что поводом для проверки и возбуждения дела об административном правонарушении явились многочисленные жалобы и обращения потребителей - физических лиц на возгорание отходов на свалке ТБО в районе Тиинского шоссе.

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Как следует из протокола об административном правонарушении и установлено судом, Общество в нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещает опасные отходы на свалке ТБО в районе Тиинского шоссе Мелекесского района Ульяновской области без лицензии.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 5163/11 по делу № А03-10636/2010; постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу №А72-3119/2013.

Процессуальных нарушений Росприроднадзором допущено не было.

Суд учитывает принцип соразмерности и справедливости наказания, положения Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 и Протоколов к ней, в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, и в соответствии с требованиями, содержащимися в судебных актах Европейского суда, обязательных для Российской Федерации, Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ о разумном балансе публичного и частного интересов, со статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ назначает минимальное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – штраф в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь ч.2 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодек­са РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205 - 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Благо» (ОГРН <***>, место нахождения: 433537 Ульяновская область Мелекесский район Тиинское шоссе, 5) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 коп.

2. Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области),

ИНН <***>, КПП 732501001,

р/с № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск,

БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 04811625050016000140.

3. Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.

4. По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, решение будет направлено судом в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности, для принуди­тельного взыскания.

5. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья М.А. Семенова