Тел.(8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail:info@ulyanovsk.arbitr.ru Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
21.11.2014 Дело № А72-12812/2014
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелёва В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению
открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 02.09.2014 № 0926 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
в отсутствие сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: www.ulyanovsk.arbitr.ru,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, просит признать незаконным и отменить постановление от 02.09.2014 № 0926 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Арбитражный суд принял указанное заявление к производству и установил срок для представления заявителем доказательств, на которые он ссылается как на основание своих требований и которые не представлены с заявлением и для представления ответчиком отзыва на заявленные исковые требования или других доказательств.
Административный орган в электронном виде представил отзыв и материалы административного производства, в котором предъявленные требования не признал в полном объеме.
Дело рассматривается в порядке п.5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области из Прокуратуры Ульяновской области поступило сообщение исх. № 07-16-2014/11525-2014 от 26.05.2014 о проверке доводов статьи «Вам - спам», опубликованной в газете «Симбирский курьер» №52 (3953 от 20.05.2014), (вх. № 10034/лр/ж от 04.06.2014а) по вопросу нарушения прав потребителей при оказании услуг связи.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки 17.06.2014 установлены нарушения статей 44, 54 Закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон о связи); пунктов 48, 60, 106, 113-115 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи); статей 10, 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), выразившиеся в обмане потребителей, путём введения в заблуждение относительно стоимости (фактически оказанных) услуг.
Постановлением от 02.09.2014 №0926 ОАО «Ростелеком» было привлечено к административной ответственности по ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, оспорил его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления, исходя из следующего.
В силу п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводами, содержащимися в заявлении, арбитражный суд не связан и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст.210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту ГК РФ), пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1) в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными Законом № 2300-1, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, вытекающие из договора между абонентом, пользующимся услугами телефонной связи, и оператором связи, оказывающим указанные услуги, регулируются ГК РФ, Законом № 2300-1, Правилами оказания услуг телефонной связи, Законом о связи; Правилами услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила оказания услуг связи по передаче данных); Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила оказания телематических услуг связи).
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (пункт 2 статьи 44 Закона о связи).
Правила оказания услуг телефонной связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Пунктом 2 статьи 10 Закона № 2300-1 предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) и др.
Согласно пункта 5 статьи 44 Закона о связи в случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта. Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг. Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи.
В соответствии с законодательством о связи на оператора и абонента возлагается ряд обязанностей.
В свою очередь в соответствии с пунктом 60 Правил оказания услуг телефонной связи абонент обязан: а) вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки; б) не подключать к абонентской линии оборудование, не имеющее документа о подтверждении соответствия установленным требованиям; в) сообщать оператору связи в срок, не превышающий 60 дней, о прекращении своего права владения и (или) пользования телефонизированным помещением, а также об изменении фамилии (имени, отчества) и места жительства, наименования (фирменного наименования) и места нахождения; г) содержать в исправном состоянии абонентскую линию и оборудование, находящиеся в телефонизированном помещении; д) соблюдать правила эксплуатации оборудования.
Перечисленные обязанности, как правило, уточняются и детализируются в договоре между оператором связи и абонентом.
В случае своего несогласия с суммой выставленного счета абонент Имеете право предъявить оператору связи соответствующую претензию, которая подается и рассматривается в порядке, установленном статьями 55, 56 Закона о связи и разделом V Правил оказания услуг телефонной связи.
Абонент и (или) пользователь вправе: а) требовать предоставления преимуществ в области оказания услуг телефонной связи, предусмотренных для этого абонента и (или) пользователя международными договорами, законодательством Российской Федерации ли законодательством субъектов Российской Федерации; б) отказаться в любое время в одностороннем порядке от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных оператором связи расходов по оказанию этому абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи; в) отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия; г) назначать по согласованию с оператором связи новый срок оказания услуг телефонной связи, если несоблюдение сроков было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, о которых абоненту и (или) пользователю было сообщено до истечения назначенного срока оказания услуг телефонной связи (пункт 62 Правил оказания услуг телефонной связи).
Согласно пункту 1 статьи 54 Закона о связи оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.
Статьей 54 Закона о связи определено, что порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать 1 месяц (пункт 110 Правил оказания услуг телефонной связи). Срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления снега. Более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре (пункт 111 Правил оказания услуг телефонной связи).
Согласно пункту 5 статьи 54 Закона о связи не подлежат оплате иные слуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 113 Правил оказания услуг телефонной связи счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.
Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета.
По обращению абонента оператор связи обязан произвести детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об сказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата в размере не более 10 процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи (пункт 116 Правил оказания услуг телефонной связи).
Согласно пункту 48 Правил оказания услуг телефонной связи договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах, 1 из которых вручается абоненту, или путем осуществления конклюдентных действий. Договор, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова, а в случае, если действия пользователя, направленные на заключение договора, представляют собой внесение аванса, такой договор считается заключенным с момента внесения этого аванса.
Согласно пункту 106 Правил оказания услуг телефонной связи основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
Согласно пункту 114 Правил оказания услуг телефонной связи счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит: е) сумму, предъявляемую к оплате.
Согласно пункту 115 Правил оказания услуг телефонной связи счет, выставляемый абоненту за услуги внутризоновой или (и) междугородной и международной телефонной связи, помимо сведений, указанных в пункте 114 Правил оказания услуг телефонной связи должен содержать: а) сумму, предъявляемую к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру.
Согласно статье 16 Закона № 2300-1 исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в отношении Общества, административным органом верно установлено, что ОАО «Ростелеком» в направленных 05.05.2014 потребителям извещениях по лицевым счетам №№: <***>; <***>; <***>; <***>; <***> на оплату услуг связи за апрель 2014 года была выставлена сумма на 1 рубль больше, чем стоимость фактически оказанных услуг.
Так по лицевому счету № <***> у абонента, вносящего авансовые платежи, остаток на счете на 01.04.2014 составил 1196 рублей 96 коп. К оплате за апрель 2014 года указанному абоненту было начислено за услуги связи 410 рублей, итого по счету к оплате минус 786 рублей 96 копеек. Однако, в самом извещении значится сумма «итого по счету» к оплате 1 рубль. Следовательно, к оплате потребителю дополнительно предъявлена сумма 1 рубль.
По лицевому счету № <***> у абонента остаток на счете на 01.04.2014 составил 00 рублей 00 копеек. К оплате за апрель 2014 года указанному абоненту было начислено за услуги связи 831 рубль 82 копейки, итого по счету к оплате 831 рубль 82 копейки. Однако, в самом извещении значится сумма «итого по счету» 832 рубля 82 копейки. Следовательно, к оплате потребителю дополнительно предъявлена сумма 1 рубль.
По лицевому счету № <***> у абонента остаток на счете на 01.04.2014 составил 175 рублей 00 копеек. К оплате за апрель 2014 года указанному абоненту было начислено за услуги связи 434 рубля 63 коп., итого по счету к оплате 259 рублей 63 копейки и плюс аванс к оплате 175 рублей 00 копеек, что в сумме составляет 434 рубля 63 копейки. Однако, в самом извещении значится сумма «итого по счету» 435 рублей 63 коп.. Следовательно, к оплате потребителю дополнительно предъявлена сумма 1 рубль.
По лицевому счету № <***> у абонента остаток на счете на 01.04.2014 составил 416 рублей 20 копеек. К оплате за апрель 2014 года указанному абоненту было начислено за услуги связи 729 рублей 00 копейки, итого по счету к оплате 312 рублей 80 копеек и плюс аванс к оплате 210 рублей 00 копеек, что в сумме составляет 522 рубля 80 копеек. Однако, в самом извещении значится сумма «итого по счету» 523 рубля 80 коп. Следовательно, к оплате потребителю дополнительно предъявлена сумма 1 рубль.
По лицевому счету № <***> у абонента остаток на счете на 01.04.2014 составил 175 рублей 07 копеек. К оплате за апрель 2014 года указанному абоненту было начислено за услуги связи 569 рублей 87 копеек, итого по счету к оплате 394 рубля 80 копеек и плюс аванс к оплате 175 рублей 00 копеек, что в сумме составляет 568 рублей 80 копеек. Однако, в самом извещении значится сумма «итого по счету» 569 рублей 80 копеек. Следовательно, к оплате потребителю дополнительно предъявлена сумма 1 рубль.
Таким образом, включая сумму к оплате в счета за оказанные услуги в размере 1 рубль ОАО «Ростелеком» допустило обман потребителей путем введения в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных услуг.
В данных извещениях под расшифровкой суммы оплаты мелким шрифтом указана информация следующего содержания: «Публичная оферта о Заключении доп. соглашения к договору об оказании услуги связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО «Ростелеком» посредством SMS. Уважаемый абонент! Мы очень ценим сотрудничество с Нами, и предлагаем получать информацию о самых актуальных услугах и тарифах ОАО «Ростелеком» посредством SMS. Доп. соглашение к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО «Ростелеком» посредством SMS считается заключенным в случае оплаты авансового платежа в размере 1 (один) рубль, включенного в сумму к оплате в «Извещении» в счете на оплату услуг связи за апрель 2014 года. Во избежание приостановления оказания услуг связи просим произвести оплату в строгом соответствии с суммой, указанной в данном счете».
В соответствии с Законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Обнаружение в извещениях договора публичной оферты не представлялось возможным, так как потребитель является незащищенной зоной, не обладающей специальными правовыми познаниями.
Потребителям была предоставлена дополнительная информация о публичной оферте, что не противоречит действующему законодательству. Однако, в нарушение статьи 16 Закона № 2300-1 в направленных извещениях об оплате услуг связи за апрель 2014 года была выставлена сумма в размере 1,00 рубля, за услуги которые не были фактически оказаны абонентам.
На основании изложенного следует, что выставляя к оплате за полученные услуги связи дополнительно сумму 1 рубль отдельной строкой, а также включая эту сумму в счет к оплате за фактически оказанные услуги, ОАО «Ростелеком» допустило нарушение требований статей 44, 54 Закона о связи; пунктов 48, 60, 106, 113-115 Правил оказания услуг телефонной связи; статей 10, 16 Закона № 2300-1, выразившееся в обмане потребителей путём введения в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных услуг.
Суд не принимает доводы ОАО «Ростелеком» о том, что сумма, предъявленная абонентам к оплате в счетах за услуги связи за апрель 2014 года соответствовала начислениям за оказанные услуги связи и к оплате была указана сумма с учётом авансового платежа в размере 1 рубль, однако данное обстоятельство не исключало возможности для абонентов указать в «Извещении» к оплате иную сумму и произвести оплату счёта за апрель 2014 г. в размере признаваемой абонентом суммы.
При этом суд учитывает, что в извещениях под расшифровкой суммы оплаты указана информация, заставляющая произвести оплату в строгом соответствии с суммой, указанной в счете «во избежание приостановления оказания услуг связи».
В соответствии с правовой позицией пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Пунктом 2 статьи 12 Закона № 2300-1 предусмотрено, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 Закона № 2300-1, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Согласно пункту 44 Постановление Пленума ВС РФ № 17 информация об оказываемых услугах (предоставляемых товарах, выполняемых работах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 2300-1 должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, установленном в пункте 2 статьи 10 Закона № 2300-1. Такая информация должна предоставляться своевременно и содержать необходимые и достоверные сведения о товарах (работах, услугах), обеспечивающие потребителю возможность компетентного выбора.
Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Правонарушения не могут быть квалифицированы как малозначительные. Назначенное Обществу наказание является законным, соразмерным содеянному, отвечает требования ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому расходы по госпошлине в деле отсутствуют. О наличии иных судебных расходов участвующими в деле лицами не заявлено.
Руководствуясь статьями 110, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Ульяновской области от 02.09.2014 №0926 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. оставить без удовлетворения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья В.А. Корастелёв