Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
18 декабря 2017 года Дело №А72-13690/2017
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Димитровград Ульяновской области,
к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ИНН <***>), г.Ульяновск,
о признании недействительным в части решения от 30.06.2017 №96;
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде» (далее – Учреждение), с учетом принятого определением суда от 23.11.2017 уточнения предмета заявленного требования, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- Фонд), которым просит решение Фонда от 30.06.2017 №96 о привлечении к ответственности за совершение нарушения признать незаконным в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов на выплаты, произведенные навыплаты денежного поощрения «Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области», а именно:
-17 690 руб. 00 коп. - доначисленные страховые взносы на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области";
- 3 538 руб. 00 коп.- штраф на доначисленные страховые взносы на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области";
-875 руб. 82 коп. - пени в связи с доначислением страховых взносов на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области".
Таким образом, Учреждение обжалует решение Фонда только в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов на выплаты, произведенные навыплаты денежного поощрения "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области".
Определением от 19.09.2017 суд в порядке ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле третье лицо, указанное во вводной части настоящего решения.
Отзывом от 16.10.2017 №01-17/7304-17806 Фонд требования Учреждения не признает; считает, что спорные выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями и в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации не освобождаются от обложения страховыми взносами; уверен, что выплата работодателем единовременного денежного поощрения за счет другого источника финансирования, не входит в перечень выплат согласно ст. 9 Закона №212-ФЗ, на которые не начисляются страховые взносы (спорные выплаты были перечислены Учреждением, как работодателем, и отражены в расчетных ведомостях).
Дело, в силу положений ч.2 ст.200 АПК РФ, рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Проверкой установлено, что Учреждением, в том числе, в нарушение положений статей 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон №212-ФЗ) не начислены страховые взносы на выплаты в размере 610000 руб. 00 коп., произведенные работникам за период с 01.01.2014 по 31.12.2016на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области". Данное занижение произошло вследствие не включения указанных выплат в базу для начисления страховых взносов.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 02.06.2017 №144с/с-доходы и вынесено решение от 30.06.2017 №96 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 3 538 руб. 00 коп. и ему было предложено уплатить недоимку в сумме 17 690 руб. 00 коп., а так же пени в размере 3 977 руб. 40 коп.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением: заявитель оспаривает решение Фонда от 30.06.2017 №96 в части начислений страховых взносов, пени и штрафных санкций, произведенных навыплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области", в общей сумме 22 103 руб. 82 коп.
Основания выплат "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области" установлены и конкретизированы Фондом в акте выездной проверки №144с/с-доходы от 02.06.2017.
В соответствии с нормами части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ, действовавшего на момент проведения проверки, Учреждение как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 25 Закона № 212-ФЗ за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено взыскание пеней.
Согласно ч.1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Актом выездной проверки №144с/с-доходы от 02.06.2017 Фондв том числе установил, что в период с января 2014 года по декабрь 2016 года Учреждение, на основании соответствующих Распоряжений Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, осуществляло единовременные денежные выплаты по итогам ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области» (победители конкурса конкретизированы в акте выездной проверки №144с/с-доходы от 02.06.2017).
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как следует из данной статьи (пункт 1, подпункт «и» пункта 2 части 1), не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе (но не исключительно) пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе (но не исключительно) в связи с переездом на работу в другую местность.
Каких-либо исключений из требований по необложению страховыми взносами указанных выше выплат, установленных Законом № 49-ЗО, нормы федерального законодательства не содержат.
Материалами дела подтверждается, что заявителем произведены ежемесячные и единовременные выплаты социальным работникам в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.07.2011 №338-П.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.07.2011 № 338-П утверждено "Положение об организации и проведении ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области".
Пунктом 2.2. названного Постановления установлено, что финансирование расходов на награждение победителей и лауреатов ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области" осуществлять за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете Ульяновской области.
В данном случае спорные выплаты носят характер социальной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, следовательно, спорные ежемесячные и единовременные выплаты социальным работникам как иные выплаты не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Указанные в решении Фонда выплаты победителям и лауреатам ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области" произведены в соответствии с вышеназванными законами и нормативными актами Ульяновской области.
Размер и основание выплат победителям и лауреатам Фонд установил самостоятельно во время проведения плановой выездной проверки и зафиксировал в акте выездной проверки №144с/с-доходы от 02.06.2017.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В данном случае, спорные выплаты носят характер социальной поддержки и по своей природе не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, следовательно, данные выплаты надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что выплаченные победителям конкурса денежные средства, не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выплаты победителям ежегодного конкурса, произведенные Учреждением, как выплаты, относящиеся к мерам социальной поддержки, не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на основании Закона №212-ФЗ.
Аналогичная правоприменительная практика приведена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 №Ф06-5645/2016, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 по делу №А06-11048/2015.
При данных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ч.2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 № 7959/08, расходы по госпошлине в размере 3 000 руб. 00 коп., понесенные заявителем (госпошлина оплачена платежным поручением №274706 от 05.09.2017), следует возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2017 №96 незаконным в части начислений страховых взносов, пени и штрафных санкций, произведенных навыплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области" за 2014, 2015, 2016 годы, в общей сумме 22 103 (Двадцать две тысячи сто три) рубля 82 коп., а именно:
-17 690 руб. 00 коп. - доначисленные страховые взносы на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области";
-3 538 руб. 00 коп.- штраф по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ на доначисленные страховые взносы на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области";
-875 руб. 82 коп. - пени в связи с доначислением страховых взносов на выплаты "Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области".
Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерацииустранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде» (ИНН <***>, ОГРН <***>; юридический адрес: 433511, <...>) в возмещение расходов по госпошлине 3 000 (Три тысячи) рублей 00 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Порядок обжалования решения суда первой инстанции определен статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Семенова