ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-15989/16 от 18.11.2016 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                            Дело №А72-15989/2016

24.11.2016

Резолютивная часть решения оглашена – 18.11.2016

Изготовлено в полном объеме – 24.11.2016

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи В.А. Корастелева,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Д.Ю.Курносовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора

к Обществу с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии представителей:

от заявителя –ФИО1, удостоверение.

от ответчика – не явились, уведомлены.

установил:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» (далее по тексту – ответчик, ООО «Гео-Сервис», Общество) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просит назначить наказание в виде предупреждения, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства. Представитель заявителя передал суду письмо от Общества исх. №54 от 08.11.2016, данное в ответ на представление прокуратуры, в котором указано, что сотрудник ФИО2 прошел обучение по дополнительной профессиональной программе по курсу «Обращение с опасными отходами IIV класса опасности», с приложением копии удостоверения о повышении квалификации, что свидетельствует об устранении выявленного прокуратурой нарушения после возбуждения дела.

Ответчик, уведомленный надлежащим образом, в заседание суда не явился, отзыв на заявление не представил, ходатайств не заявлял.

Спор рассматривается в порядке п. 3 ст. 205 АПК РФ в отсутствии представителя ответчика, по имеющимся доказательствам.

Из материалов дела усматривается, что 24.08.2016 межрайпрокуратурой проведена проверка ООО «Гео-Сервис» на предмет соблюдения лицензионных требований в области обращения с отходами. Установлено, что одним из основных видов деятельности Общества является сбор, транспортировка и размещение отходов, эксплуатация полигона ТБО, который по договору аренды земельного участка от 31 августа 2011 г. находится во временном пользовании. Правообладатель полигона ТБО - ООО «Гео-Сервис», собственник - МО «Инзенский район». Срок действия договора до 31.08.2060.

В настоящее время деятельность Общества ведется, характер деятельности предприятия круглогодичный, ежедневный. Предприятие эксплуатирует полигон ТБО - Ульяновская обл., Инзенский район, в границах СПК «Репьевский», в 7,5 км южнее г.Инза.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Гео-Сервис» осуществляет сбор, транспортирование и размещение твердых бытовых отходов, принимаемых от населения, юридических и физических лиц МО «Инзенский район», МО «Барышский район», МО «Базарносызганский район» на основании заключенных договоров (государственных контрактов) оказания услуг по вывозу отходов, имеется лицензия от 20.01.2016 №073 0052 на осуществление указанных видов деятельности.

Обществом на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов на полигоне ТБО в 2016 году заключено 247 договоров. За оказанные коммунальные услуги Обществом взимается соответствующая плата, поступающая на расчетный счет ООО «Гео-Сервис». Средняя численность работников, деятельность которых связана с обращением с опасными отходами, эксплуатацией полигона ТБО на момент проведения проверки составила 13 человек.

Обществом заключен трудовой договор с водителем мусоровоза ФИО2, в функциональные обязанности которого, фактически, входит проведение работ по обращению с опасными отходами: своевременным сбором, вывозом отходов, осуществление погрузочно-разгрузочных работ и др.

Таким образом, указанный работник Общества допущен к деятельности по обращению с опасными отходами, при этом на момент проведения проверки, в нарушение подп. «г» п. 3, подп. «а» п.4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, у него отсутствовала профессиональная подготовка в области обращения с опасными отходами, подтвержденная соответствующими свидетельствами (сертификатами).

Согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В п.7 указанной статьи определено понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу подп. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанной деятельности, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, установлены лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, в том числе для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, - по наличию у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Согласно подп. «а» п. 4 Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Таким образом, Общество, в нарушение требования подп. «г» п. 3, подп. «а» п.4 Положения о лицензировании, допускает к обращению с отходами лиц не прошедших специальное обучение, подтвержденное соответствующими документами, тем самым осуществляет деятельность по сбору и транспортированию опасных отходов с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Факт нарушения требований федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и об отходах производства и потребления ООО «Гео-Сервис» признало, указав в объяснении, что обучение имеется у всех работников, кроме водителя мусоровоза, на обучение которого заключен договор.

По указанным нарушениям в отношении ООО «Гео-Сервис» в присутствии его законного представителя – генерального директора составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ законному представителю были разъяснены, с выявленными нарушениями законный представитель согласился.

На основании протокола об административном правонарушении, в порядке статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил материалы административного дела в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения по подведомственности, просит привлечь ООО «Гео-Сервис» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения (с учетом позиции представителя заявителя в судебном заседании).

На основании ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Суд считает, что материалами дела доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Судом не установлено процессуальных нарушений, затрагивающих права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении на его досудебной стадии.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года № 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П).

В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П разъяснено, что данная правовая позиция распространяется и на административную ответственность.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации). Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте ФНС России ООО «Гео-Сервис» относится к субъектом малого предпринимательства в категории микропредприятие.

С 04.07.2016 вступили в законную силу изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ, согласно которым в соответствии с ч. 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП ФР являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

При этом частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не предусмотрено исключение по замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в случае совершения правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4. КоАП РФ применение административного наказания в виде предупреждения невозможно при повторном совершении административного правонарушения и при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении имущественного ущерба.

Из представленных суду заявителем доказательств, в том числе постановления Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от 26.10.2016 о возбуждении производства об административном правонарушении следует, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ (повторное совершение однородного административного правонарушения), природоохранным прокурором не установлено.

Иных доказательств совершения Обществом аналогичного (однородного) административного правонарушения в деле также не имеется.

Административным органом не представлено суду также каких-либо доказательств тому, что административным правонарушением, совершенным Обществом, причинен вред или имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинен имущественный ущерб.

Суд принимает во внимание, что допущенное нарушение ко времени рассмотрения судом настоящего дела устранено, работник Общества прошёл специальную подготовку (обучение) по обращению с отходами, при возбуждении дела об административном правонарушении законный представитель Общества в объяснениях по существу признал факт допущенного нарушения и виновность Общества в содеянном, что суд на основании ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ признает смягчающими административную ответственность обстоятельствами.

Учитывая принципы соразмерности и справедливости наказания, разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, с учетом всех обстоятельств данного дела, суд считает возможным назначить Обществу административное наказание по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с учетом требований статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» (юридический адрес: 432008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска 03.08.2009) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                    В.А. Корастелёв