ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-16107/19 от 09.01.2020 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432970 г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел.(8422)33-46-08 Факс(8422)32-54-54 E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 14.01.2020.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой, 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 

(ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Волжское, Старомайнский р-н, Улья-

новская обл.,

к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий 

Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

о признании недействительным требования от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740 о 

возврате гранта в форме субсидий,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета 

спора – Общество ограниченной ответственностью «Компания «Терем» (ИНН 

 при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя – ФИО2, доверенность от 17.10.2019, диплом, паспорт;

от ответчика – ФИО3, доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт; ФИО4, доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт; 

без участия третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела по  правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru, 

установил:

ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее  – ИП ФИО5 КФХ ФИО1, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской  области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – Министерство, ответчик) о признании  недействительным требования от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740 о возврате гранта в  форме субсидий. 

Определением суда от 06.12.2019 к участию в деле привлечено в порядке ст.51  АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований отно- сительно предмета спора, Общество ограниченной ответственностью «Компания «Терем» (далее – третье лицо). 


Заявитель требования поддерживает; в судебном заседании 06.12.2019 Чуваева  С.Н. представила копию разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию от  06.11.2019. 

Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, указывает,  что оспариваемое требование является законным, поскольку ФИО1 не представила документы, подтверждающие ввод коровника в эксплуатацию в установленные сроки. 

Третье лицо отзыв не представило, явку не обеспечило, дело рассматривается в от- сутствие его представителя в порядке ст.200 АПК РФ по имеющимся в деле доказатель- ствам. 

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, ис- следовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим  выводам. 

 Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов  в порядке, установленном Кодексом 

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых ак- тов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. 

 В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) орга- нов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необхо- димо наличие совокупности 2-х условий: несоответствие их закону или иному норма- тивному правовому акту; нарушение им прав и законных интересов заявителя. 

Постановлением Правительства Ульяновской области № 188-П от 20.05.2014  утвержден Порядок предоставления из областного бюджета Ульяновской области грантов в форме субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных  животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее – Порядок)  (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 26.04.2019 № 179-П  "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области" – наименование «Порядок» изменено на «Правила»). 

В соответствии с Порядком, 15.06.2017 между Министерством сельского, лесного  хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в настоящее время - Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области) и ИП ФИО5 КФХ ФИО1 заключено Соглашение № 4 о предоставлении  гранта в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства. 

Срок действия Соглашения - 5 лет с момента подписания.

Предметом Соглашения является предоставление гранта в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области, в том числе источником финансового обеспе- чения которого являются субсидии из федерального бюджета, в сумме 5 000 000 руб. на  развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: на строительство коровника на 120 голов КРС. 

В соответствии с условиями Соглашения от 15.06.2017 Грантополучатель, в том  числе, обеспечивает целевое использование полученного гранта в соответствии с пред- ставленным в конкурсную комиссию планом расходов; предоставляет Грантодателю от- четную информацию об использовании гранта и показателях деятельности КФХ. 

Согласно п. 2.1.3 Соглашения от 15.06.2017 Грантодатель обязан направить в срок,  не превышающий 10 календарных дней со дня установления одного из оснований, пере- численных в п.21 Порядка, требование о необходимости возврата гранта (остатка гранта)  в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования. 


-«… Чуваевой Светланой Николаевной (далее - ИП ГКФХ Чуваева С.Н.)  28.06.2017 получен грант в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области на развитие семейной животноводческий фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант) в размере 5 000 000 рублей. 

В соответствии с подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 Соглашения … от 15.06.2017 № 4 …  ФИО1 обязуется обеспечивать целевое использование Гранта в соответствии с  представленным в конкурсную комиссию планом расходов. 

Согласно плану расходов Грант и собственные средства ИП ГКФХ ФИО1  должны быть использованы на следующие цели: 

В соответствии с подпунктами 3.1.1 и 3.1.2 Соглашения ИП ГКФХ ФИО1  обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на её  счёт, оплачивать за счёт собственных средств не менее 40% стоимости каждого наиме- нования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее –  Приобретения), указанных в плане расходов. 

Учитывая, что Грант предоставлен в размере 5 000 000 рублей, ИП ГКФХ ФИО1 обязана оплачивать стоимость каждого наименования Приобретений собственными  средствами в общей сумме 3 333 340 рублей ((5 000 000х100%/60%) – 5 000 000). 

Таким образом, на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства должно быть направлено 8 333 340 рублей. ИП ГКФХ  ФИО1 обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления  средств на счет, то есть до 27.06.2019. 

На основании подпункта 3.1.7 пункта 3.1 Соглашения ИП ГКФХ ФИО1  представлена в Министерство отчётная информация с приложением заверенных ко- пий документов, подтверждающих расходование Гранта: 

на строительство коровника на 100 голов на общую сумму 2 395 000 рублей (подрядчик - ИП ГКФХ ФИО6); 

на строительство коровника на 120 голов на общую сумму 5 000 000 рублей (подрядчик - ООО «Компания «Терем»). 

Таким образом, ИП ГКФХ ФИО1 представлены документы, подтверждающие затраты на Приобретения в размере 7 395 000 рублей, остаток неиспользованных  средств составил 938 340 рублей (8 333 340 - 7 395 000), из них; 

В соответствии с абзацем восьмым пункта 21 Порядка, в случае использования  Грантополучателем Гранта не в полном объеме в течение срока, установленно- го абзацем третьим пункта 16 Порядка (в течение 24 месяцев со дня поступления  средств на его счёт), возврату в областной бюджет Ульяновской области подлежит остаток Гранта в сумме неиспользованных средств Гранта. Таким образом, часть  Гранта в сумме 563 004 рублей подлежит возврату в областной бюджет Ульяновской области. 

ИП ГКФХ ФИО1 представлены документы на строительство коровника на  120 голов на общую сумму 5 000 000 рублей (подрядчик – ООО «Компания «Терем»).  По данному строительному объекту не предоставлены следующие подтверждающие документы, обязательный перечень которых утвержден Соглашением: заключение досто- верности определения сметной стоимости строительства, акты о приеме выполненных  работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Соответственно, комплект подтвер- ждающих документов является неполным. Кроме того установлено, что коровник на 120  голов не построен, строительство данного объекта не ведется. 


В соответствии с решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу №  А72-6475/2018, 5 000 000 рублей подлежат взысканию с ООО «Компания «Терем» в  пользу ИП ГКФХ Чуваевой С.Н. Исполнительный лист от 18.09.2018 находится в Фе- деральной службе судебных приставов. Соответственно, цель использования гранта -  строительство коровника на 120 годов не достигнута. Таким образом, 5 000 000 рублей  израсходованы ИП ГКФХ Чуваевой С.Н. нецелевым способом, их них: 2 000 000 рублей  собственные средства (40%); 3 000 000 рублей средства Гранта (60%). 

В соответствии с абзацем 7 пункта 21 Порядка, в случае нецелевого использования  получателем гранта части средств гранта, возврату в областной бюджет Ульяновской  области подлежит только та часть гранта, которая использована получателем гранта не  по целевому назначению. Таким образом, часть Гранта и сумме 3 000 000 рублей подлежит возврату в областной бюджет Ульяновской области. 

На основании абзаца девятого пункта 21 Порядка требуем произвести возврат части Гранта в сумме 3 563 004 рублей в течение 30 календарных дней с момента полу- чения настоящего требования…». 

ИП ГКФХ ФИО1, не согласившись с указанным требованием, обратилась в  арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что предоставленные средства были израсходованы в полном соответствии с целями, указанными в Соглашении;  заявителем представлены в материалы дела свидетельство о занесении ФИО5 КФХ ФИО1 на галерею почета «Лучшие люди МО «Старомайнский район» за активную  жизненную позицию и служение на благо МО «Старомайнский район», удостоверение о  награждении её медалью им. Т.М. Мальцева «За вклад в развитие сельского хозяйства»,  диплом победителя «Предприниматель 2017 года» ИП ФИО5 КФХ ФИО1 за по- беду в номинации «Лучший семейный бизнес», «лучшее КФХ 2017 года». 

Как следует из материалов дела, Порядок предоставления грантов из бюджета  Ульяновской области № 188-П разработан в целях реализации государственной про- граммы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на  2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от  11.09.2013 № 37/420-П. 

Порядок проведения конкурсного отбора, заключения соглашения, выдачи гранта  регулируется пунктами 6 - 16 Порядка № 188-П. 

Основания для возврата грантов в областной бюджет Ульяновской области указа- ны в п. 21 Порядка № 188-П. 

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отно- шения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной си- стемы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируе- мым БК РФ

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности  и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера  бюджетных средств (статья 28 БК РФ). 

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за ис- ключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуаль- ным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ,  услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения  недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи  с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме  автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. 

Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются  из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном за- коном субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и  принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего ис- полнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 


В соответствии с Порядком № 188-П субсидия (грант) предоставляется с целью  развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ульяновской  области крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в  случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных  правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. 

Отзывом и пояснениями в ходе рассмотрения дела в суде, Министерство оспариваемое требование о возврате гранта обосновывает тем, что ФИО1 не представила  документы, подтверждающие ввод коровника в эксплуатацию в установленные сроки. 

В судебном заседании 06.12.2019 ФИО1 представила копию разрешения на  ввод спорного объекта в эксплуатацию от 06.11.2019. 

Строительство коровника ФИО1 на средства гранта, полученного в рамках  заключенного между Министерством и ФИО1 соглашения № 4 от 15.07.2017, а  также обстоятельства задержки строительства, установлены решениями Арбитражного  суда Ульяновской области по делам № А72-6475/2018, А72-9736/2018. 

Цели субсидии грантополучателем соблюдены. Иное не доказано. 

При таких обстоятельствах Министерством не доказано наличие условий для возврата субсидии, оспариваемое требование от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740 не соот- ветствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, его  следует признать недействительным. 

Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

 Р Е Ш И Л :

Признать недействительным требование Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о необходимости возврата  гранта в форме субсидии от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740. 

Обязать Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства  ФИО1. 

 Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 расходы по уплате  государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек. 

 Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя. 

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его при- нятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня приня- тия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением  апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области. 

Судья М.А.Семенова