ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-16116/09 от 17.11.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24.11.2009 г. Дело № А72-16116/2009

г.Ульяновск

Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2009

Полный текст решения изготовлен 24.11.2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Г.В.Спириной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Е.Анискиной,

общества с ограниченной ответственностью «Автотехпромкомплект», г. Ульяновск

к Департаменту государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области

к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования УВАУ ГА (И)

о признании торгов недействительными

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Общество с ограниченной ответственностью «Волганефтепродукт», г. Ульяновск

при участии в заседании:

от истца – не явился (уведомлен);

от Департамента госзакупок – не явился (уведомлен);

от ФГО ВПО УВАУ ГА – ФИО1, доверенность от 22.12.2008 г., ФИО2, доверенность от 25.09.2009 г. № 56;

от третьего лица – ФИО3, директор, решение от 01.06.2009 г.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Автотехпромкомплект», г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Департаменту государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области, к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования УВАУ ГА (И), просит признать недействительными торги от 03.09.2009 по ЛОТУ № 1 поставка топлива для реактивных двигателей ТС-1 «или эквивалент» и обязать аукционную комиссию устранить допущенные нарушения путем признания ООО «Автотехпромкомплект» участником аукциона.

Определением от 11.09.2009 суд, в соответствии со ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Волганефтепродукт», г. Ульяновск.

Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области в отзыве на исковое заявление предъявленные требования не признал, пояснив, что департамент не мог являться организатором и проводить открытый аукцион на поставку топлива для реактивных двигателей в связи с тем, что ФГО ВПО УВАУ ГА (И) является федеральным государственным заказчиком, финансируется из федерального бюджета;

- ТЭЗ от ФГО ВПО УВАУ ГА (И) по рассматриваемому аукциону в уполномоченный орган (Департамент, Министерство) не поступало;

- Министерство (Департамент) не уполномочен осуществлять размещение заказов для федеральных государственных нужд.

ФГО ВПО УВАУ ГА (И) предъявленные требования не признало, полагая, что торги проведены в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Волганефтепродукт» исковые требования не поддерживает, указав, что торги проведены в соответствии с действующим законодательством.

Истец в судебное заседание не явился, затребованные судом документы не представил, ходатайств не заявил. Определение суда, направленное по адресу, указанному в исковом заявлении возвратилось в адрес суда с отметкой почты «адресат по указанному адресу не найден». В судебном заседании, состоявшемся 29.09.2009 г. представитель истца присутствовал, хотя определение суда, направленное по тому же адресу, также было возвращено с отметкой почты «адресат не найден». Другого адреса истец не сообщил, адрес соответствует выписке из ЕГРЮЛ. В соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие истца и Департамента государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области по имеющимся в деле материалам.

Изучив представленные документы, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» правом выступать в качестве государственного заказчика были наделены органы государственной власти Российской Федерации, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Согласно приказу ФАВТ Минтранса России от 29 декабря 2005 года № 81 «Об уполномочивании федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта, на размещение заказов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» истец наделен функциями государственного заказчика.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 53-ФЗ «О внесении изменений вФедеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в статью 4 были внесены изменения, а именно, правом выступать в качестве государственного заказчика были наделены бюджетные учреждения.

Приказом ректора училища от 14 января 2008 года № 5 в училище утвержден постоянно действующая единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров выполнения работ, оказание услуг для государственных нужд, действующая на основании «Положения о постоянно действующей единой комиссии по размещении заказов ФГОУВПО УВАУ ГА (И)», определяющего ее понятие, цели создания функции, состав и порядок деятельности по размещению заказов на поставку товаров выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов в форме конкурса и аукциона, а также без проведения торгов способом запроса котировок.

При данных обстоятельствах, суд считает, что Департамент гос.закупок является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку он не мог являться организатором и проводить открытый аукцион на поставку топлива для реактивных двигателей в связи с тем, что ФГО ВПО УВАУ ГА (И) является федеральным государственным заказчиком, финансируется из федерального бюджета;

- ТЭЗ от ФГО ВПО УВАУ ГА (И) по рассматриваемому аукциону в уполномоченный орган (Департамент, Министерство) не поступало;

- Министерство (Департамент) не уполномочен осуществлять размещение заказов для федеральных государственных нужд.

Материалами дела подтверждается, что 05.08.2009 г. на официальном сайте WWW.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключить государственные контакты на поставку горюче-смазочных материалов для государственных нужд.

В срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» были представлены две заявки, а именно от ООО «Волганефтепродукт» и ООО «Автотехпромкомплект».

Согласно части 2.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ (в редакции от 20.04.2007) при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, определенных законом либо при наличии в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, работах услугах, на которые размещается заказ, несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Частью 3 статьи 25 и частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ определен перечень документов и сведений, которые участник размещения заказа подает в составе заявки на участие в конкурсе (аукционе). Требовать от участника размещения заказа иных документов и сведений не допустимо (часть 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ).

Постоянно действующая единая комиссия, рассмотрев представленные заявки, приняла решение о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона ООО «Волганефтепродукт» и об отказе в допуске к участию в аукционе ООО «Автотехкомплект» в связи с несоответствием заявки требованиям пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и части 7 Технического задания по Лоту № 1 документации об аукционе, а именно товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 10227-86, что подтверждается сертификатом соответствия. Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». В нарушение данного требования копии сертификатов соответствия заводов - изготовителей истцом приложены не были и в предложениях о функциональных и качественных характеристиках поставляемого товара по Лоту № 1 не были указаны номера сертификатов соответствия и срок их действия.

Таким образом, требование о необходимости подтверждения качественных характеристик товара паспортом качества завода изготовителя и сертификатом соответствия прямо указано заказчиком в техническом задании на Лот № 1.

К представленной суду заявке, поданной ООО «Волганефтепродукт» копия сертификата соответствия приложена.

Согласно постановлению Госстандарта России от 08 октября 1998 года № 78 «О утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации нефтепродуктов» обязательной сертификации подлежат нефтепродукты предусмотренные «Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августе 1997 года N 1013.

Пунктом 3.11 данных правил предусмотрено, что орган по сертификации оформляет сертификат по установленной форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более чем на три года

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118 был утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее Регламент). Данный регламент вступил в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования. Согласно пункту 3 указанного Постановления со дня вступления в силу Регламента осуществляется обязательное подтверждение соответствия в отношении выпускаемых в оборот на территории Российской Федерации автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута.

Согласно пункту 30 Регламента при реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии с пунктом 37 Регламента обязательное подтверждение соответствия авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и продукции для государственных нужд осуществляется в форме обязательной сертификации в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящего регламента.

На основании пункта 44 Регламента для подтверждения соответствия авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей обязательная сертификация осуществляется продавцом в порядке, предусмотренном пунктом 43 Регламента. Срок действия сертификата соответствия составляет 3 года.

Поскольку заявка на участие в открытом аукционе не соответствует требованиям о проведении процедуры открытого аукциона комиссия имеет право отклонить представленную заявку на участие в аукционе. Постоянно действующая единая комиссия отказала в допуске к участию в аукционе заявку ООО «Автотехпромкомплект» по Лоту № 1.

Из протокола № 186/1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе видно что участие в аукционе принял всего один участник - ООО «Волганефтепродукт» Аукцион признан комиссией несостоявшимся и было рекомендовано Заказчику заключить государственный контракт на поставку топлива для реактивных двигателя ТС-1 с ООО «Волганефтепродукт» как с единственным участником в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что отражено в протоколе.

Частью 13 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрена возможность заключения государственного контракта с единственным участником аукциона в случае, когда аукцион признан несостоявшимся.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные снарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом выигравшим торги.

По смыслу указанной нормы недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. Торги, признанные несостоявшимися, не могут быт признаны недействительными.

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 03.09.2009г. №186/1 между ФГОУ ВПО «УВАУГА(И)» и ООО «Волганефтепродукт» заключен государственный контракт №ГКА-171/09-18 от 15.09.2009г. на поставку для нужд ФГОУ ВПО «УВАУГА(И)» топлива для реактивных двигателей ТС-1 в количестве 3600 тонн.

По сведениям третьего лица, 25.09.2009г. в адрес ФГОУ ВПО «УВАУГА(И)» на ст. Студенческая Куйбышевской железной дороги было отгружено топливо для реактивных двигателей РТ в количестве 8 вагонов, общим весом 516,609 тонн, 08.11.2009г. в количестве 4 вагонов, общим весом 257,068 тонн, 10.11.2009г. в количестве 5 вагонов, общим весом 323,596 тонн.

Учитывая изложенное, исковые требования следует оставить без удовлетворения.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует возложить на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия.

Решение суда может быть обжаловано: в течение ме­сяца после принятия решения путем подачи апелляци­онной жалобы в апелляционную инстанцию и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Г.В.Спирина