ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-1708/08 от 12.11.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

17.11.2008 г. Дело №А72-1708/08–28/118

г. Ульяновск

Дата оглашения резолютивной части решения - 12.11.2008г.

Изготовлено в полном объеме – 17.11.2008г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Абрашина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талаховой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Мэрии города Ульяновска

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области

к Управлению федеральной регистрационной службе по Ульяновской области

третьи лица:

- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству мэрии г.Ульяновска

-муниципальное учреждение дополнительного образования детей Яхт-клуб

-   Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области

  - Комитет по управлению имуществом города Ульяновска 

о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, доверенность;

от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области – ФИО2, доверенность; ФИО3 – доверенность.

от Управления федеральной регистрационной службы по Ульяновской области – ФИО4, доверенность;

от МУ ДОД «Яхт-клуб» - ФИО5, директор, приказ №20К;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области – ФИО6, доверенность;

от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству мэрии г.Ульяновска– ФИО1, доверенность;

от Комитета по управлению имуществом города Ульяновска – ФИО7, доверенность.

УСТАНОВИЛ:

Мэрия города Ульяновска обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области, к Управлению федеральной регистрационной службе по Ульяновской области о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок площадью 33123га, расположенный по адресу: Ульяновская область Ульяновский лесхоз.

Определением от 17.06.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области.

Определением от 18.07.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о привлечении к участию в деле третьего лица. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству мэрии г.Ульяновска.

Определением от 18.07.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

-муниципальное учреждение дополнительного образования детей Яхт-клуб.

Определением от 30.07.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области на надлежащего ответчика: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области.

Определением от 30.07.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.

Определением от 15.08.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

- Комитет по управлению имуществом города Ульяновска.

Определением от 15.08.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о назначении судебной экспертизы, производство которой поручил ГУ Ульяновская лаборатория судебных экспертиз.

Производство по делу №А72-1708/08–28/118  было приостановлено до получения заключения эксперта.

Определением от 29.10.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области возобновил производство по делу.

В судебном заседании представитель истца заявила об уточнении исковых требований и просит признать недействительным зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок площадью 13533,8 кв.м., расположенный в границах земельного участка площадью 33123 га по адресу: Ульяновская область Ульяновский лесхоз и обязании УФРС прекратить право федеральной собственности на земельный участок площадью 13533,8 кв.м., расположенный в границах земельного участка площадью 33123 га по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз.

Согласно ч.1 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, рассмотрев заявление истца об уточнении исковых требований, определил данное ходатайство удовлетворить в части уточнения требования истца о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок, площадью 13533,8 кв.м. В остальной части ходатайство истца (об обязании УФРС прекратить зарегистрированное право собственности РФ) оставить без удовлетворения, поскольку истцом заявлено дополнительное требование.

Также, по этим же основаниям, подлежит оставлению без удовлетворения ходатайство истца об уточнении исковых требований (исх. № 03-01/187 от 23.04.2008г.) в котором истец просил обязать УФРС прекратить зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок площадью 33123 га., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (т1 л.д. 16).

В судебном заседании представитель истца заявила о привлечении к участию в деле в качестве ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, в соответствии со ст.46 АПК РФ.

Согласно ст.46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика арбитражный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.

Суд рассмотрев ходатайство представителя истца о привлечении третьего лица, считает необходимым удовлетворить его. Привлечь к участию в деле в качестве соответчика:

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.

В судебном заседании представитель УФРС по Ульяновской области просит исключить из числа ответчиков - УФРС по Ульяновской области и привлечь его в качестве третьего лица.

Истец не согласен с данным заявлением, поскольку считает УФРС по Ульяновской области надлежащим ответчиком.

Суд, рассмотрев ходатайство предтавителя УФРС по Ульяновской области, считает необходимым оставить его без удовлетворения (поскольку в АПК РФ не предусмотрено право суда по собственной инициативе исключать кого-либо из числа ответчиков, в свою очередь истец не согласен исключать УФРС по Ульяновской области из числа ответчиков).

Из материалов дела следует.

На основании постановления мэра г. Ульяновска от 14.06.1996г. №826 в реестр муниципальной собственности было включено здание яхт-клуба, расположенное в пос.Рыбацкий (л.д.8 т.1).

В последующем постановлениями Главы города Ульяновска от 09.10.2006г. №4265 и от 15.12.2006 г. №5717 была уточнена редакция постановления мэра г. Ульяновска от 14.06.1996г. №826 и указано о включении в реестр муниципальной собственности яхт-клуба (литеры А,Б-Б2,В,Д, Е с принадлежностями), расположенного по адресу: г. Ульяновск, <...> м. севернее ул. Зеленой (л.д. 9-10 т.1).

05.03.2007г. УФРС по Ульяновской области зарегистрировано право муниципальной собственности на данные объекты, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации №73-73-01/017/2007-270 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 73 AT №544471 9л.д.7 т.1).

Кроме того, 04.09.2007 г. на данные объекты было зарегистрировано право оперативного управления муниципального учреждения дополнительного образования детей «Яхт-клуб».

Как следует из искового заявления истцом были осуществлены мероприятия по формированию земельного участка под объектами недвижимости МУДОД «Яхт клуб».

На основании муниципального контракта ЗАО «Экстед» было подготовлено землеустроительное дело на земельный участок площадью 13533, 8 кв.м., необходимого для эксплуатации объектов Яхт-клуба.

Из Постановления Главы города Ульяновска №5218 от 17.07.2008г. следует, что по адресу: г.Ульяновск, <...> м севернее ул. Зеленой, из части земельного участка с кадастровым номером 73:24:020501:12, сво­бодного от прав третьих лиц был сформирован земельный участок площадью 13533,8 кв.м и утвержден проект границ данного земельного участка под яхт-клубом.

При этом в данном постановлении была указана категория земель- земли населенных пунктов, территориальная зона Р2.

Как следует из искового зяавления указанные действия были выполнены в целях государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: 500 м. на север от ул. Зеленой в Заволжском районе.

Вместе с тем на участок лесного фонда площадью 33123 га, в состав которого входит земельный участок площадью 13533,8 кв.м. под объектами яхт-клуба, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись о регистрации №73:01:338/2003:48 в ЕГРП). Основанием регистрации права федеральной собственности в свидетельстве указана ст. 19 Лесного кодекса РФ №22-ФЗ от 29.01.1997г. (т.1 л.д.46).

Кроме того 04.06.2008 г., на основании Распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №1102 от 25.12.2007 г. было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МУДОД «Яхт клуб» на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности, площадью 7500 кв.м., условный номер: 73-73-07/016/2008-462.

Истец считая, что Российская Федерация не может быть надлежащим собственником земельного участка площадью 13533,8 кв.м. ввиду того, что расположенные на нем объекты недвижимости являются муниципальной собственностью и данный земельный участок входит в черту города Ульяновска, обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав и оценив материалы дела, изучив представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования следует оставить без удовлет­ворения.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ч.2 ст.8 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующего прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с указанными нормами права 05.01.2004г. на участок лесного фонда, общей площадью 33123 га было зарегистрироваго право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия А-73-АТ № 096864 от 05.01.2004г. Основанием регистрации права федеральной собственности в свидетельстве указана ст.19 Лесного кодекса РФ №22-ФЗ от 29.01.1997г.

В то же время 05.04.2007г., согласно свидетельству о государственной регистрации права 73-АТ № 544471, на объект недвижимости - «Яхт-клуб», расположенный по адресу: г.Ульяновск, <...>. севернее ул.Зеленой, было зарегистрировано право муниципальной собственности.

В соответствии с выводами, изложенными в заключении эксперта от 24.10.2008г. № 950,2/03-3, земельный участок под указанными объектами недвижимости МУДОД «Яхт-клуб» входит в границы земельного участка лесного фонда площадью 33123 га, принадлежащего на праве собственности РФ, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (л.д.70 т.2).

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ 1997 г., действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся как участки леса, так и участки лесных и нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываются в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено лесным кодексом.правжения гражданского законодательства об объектах

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).

При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Лесным кодексом РФ предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Как следует из материалов лесоустройства Ульяновского лесхоза 1992 г., утвержденных Нижегородской лесоустроительной экспедицией «Лесопроект», плана лесного участка, выкопировок из планшетов Красноярского лесничества Ульяновского лесхоза и других доказательств, спорный земельный участок расположен в квартале 1, выдел 8, лесной участок № 18 Красноярского лесничества, целевое назначение - земли лесного фонда (т.1 л.д. 128,129,144- 149).

Из кадастрового плана земельного участка от 21.01.2008г. №50/08-22 (т.2 л.д.1-4) следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз, площадью 33123га относится к землям лесного фонда.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Истец считает, что земельный участок площадью 13533,8 кв.м. входит в состав черты города Ульяновска, определеннной законом Ульяновской области от 3 октября 2006 года N 126-ЗО "Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области".

Иные лица, участвующие в деле, данный факт не отрицают.

Таким образом, по мнению местной администрации в городскую черту был включен спорный участок лесного фонда, между тем в отношении этого участка соответствующими органами не была проведена обязательная публичная процедура перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов).

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования "город Ульяновск" в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа РФ и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

Данный вывод также подтверждается судебно-арбитражной практикой (в т.ч. Постановление ВАС РФ от 02.09.2008 г. по делу № 16490/07).

Кроме того Федеральный закон "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", вступивший с 5 января 2005 года (статья 21 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую"), т.е. после государственной регистрации права федеральной собственности, не предусматривает возможности без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселения в случае изменения городской черты.

При этом положениями данного Закона также предусмотрен определенный порядок подготовки документов для перевода земель, а также рассмотрения ходатайств о переводе земель.

Довод истца, что первод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически - посредством установления городской черты муниципального образования "город Ульяновск " основан на неправильном толковании и применении этого Закона.

Настоящий Федеральный закон не действовал в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, а, следовательно, его нельзя применять к спорным правоотношениям.

Кроме того действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.

Из статьи 46 Лесного кодекса (от 1997 г.) следует, что к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных статьей 47 названного Кодекса.

Спорный земельный участок находился в федеральной собственности, что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки приведен в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Доказательства отчуждения спорного земельного участка собственником, его отказа от права собственности либо принудительного изъятия спорного земельного участка в материалы дела не представлены. Следовательно, учитывая, что в силу закона Российская Федерация обладает безусловным правом собственности на занятые лесным фондом земельные участки, то само по себе включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка, даже в случае изменения категории земли в установленном порядке, что в действительности не было осуществлено.

На день регистрации права и на день рассмотрения судом настоящего спора земли, на которые зарегистрировано право федеральной собственности, из состава земель лесного фонда не исключены и в иную категорию не переведены.

Доказательства принятия Правительством Российской Федерации либо иным уполномоченным органом решения о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли других категорий в материалах дела отсутствуют.

Постановление Главы города Ульяновска №5218 от 17.07.2008г. которым утвержден проект границ земельного участка площадью 13533,8 кв.м. и указано, что данный участок относится к землям населенных пунктов не является основанием для отнесения спорного земельного участка к муниципальной собственности, так как перевод земель лесного фонда в земли иной категории не был осуществлен.

В связи с этим регистрационная служба обоснованно зарегистрировала право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, которое возникло в силу закона.

Кроме того суд отмечает следующее.

Предметом заявленного в настоящем деле иска является признание недействительным зарегистрированного права РФ на земельный участок (такое требование сформулировано истцом).

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке (ст.2 ФЗ).

Однако оспаривание зарегистрированного права в судебном порядке не означает "признание недействительным зарегистрированного права". Такой способ защиты гражданских прав не установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не вытекает из статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех правовых оснований, по которым возникло конкретное право конкретного лица на недвижимое имущество, в данном случае право РФ на спорный земельный участок. То есть под оспариванием права понимается как предъявление требований о признании права за лицом, обращающимся в суд, так и требование о признании недействительными оснований возникновения права у лица, против которого инициируется судебный процесс, а также использование иных, прямо указанных в законе способов защиты права, как-то: истребование имущества из чужого незаконного владения, применение последствий недействительности ничтожной сделки и другие. Следует также отметить, что зарегистрированное право не является самостоятельным видом права, поскольку регистрация права в силу ст. ст. 219, 223 ГК РФ определяет момент возникновения права собственности, но не является основанием его возникновения и представляет собой операцию по учету существующих и прекращенных прав. Кроме того, действующим законодательством предусмотрен порядок восстановления нарушенных прав собственника в случае удовлетворения судом иска о признании права собственности на спорное имущество или признания судом правоустанавливающих документов, послуживших основанием для регистрации перехода права собственности недействительными. Так, в силу пункта 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты. Согласно пункту 17 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. N 219, при прекращении права погашается соответствующая запись Единого государственного реестра прав.

Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой в т.ч. Постановлением ФАС ПО РФ от 26.09.2008г. по делу №А72-565/08-11/38.

Суд также учитывает, что из представленных доказательств (пояснений представителя заявителя, иных участником процесса,) усматривается, что земельный участок, площадью 13533,8 кв.м. под объектами недвижимости яхт-клуба не внесен в Государственный земельный кадастр.

Кроме того, суд считает, что публично-правовые образования - Российская Федерация и муниципальное образование вправе самостоятельно оформить порядок разграничения соответствующей собственности на землю (перехода права собственности в установленном законодательством порядке), что не противоречит положениям ст. ст. 16, 19 Земельного кодекса РФ . При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.7 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ (действовавшего на момент регистрации права федеральной собственности) споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде, то есть путем принятия соответствующего судебного акта в отношении произведенного разграничения.

Доказательств применения установленных согласительных процедур истцом не представлено.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что Мэрия г.Ульяновска не обращалась к ответчикам ни с предложением о переводе земель из категории лесных фондов в земли поселений, ни с предложением о разграничении права собственности на земельный участок.

В то же время представитель Минприроды Ульяновской области пояснила, что истец не обращался с данными заявлениями, хотя по другим муиниципальным образованиям Ульяновской области ответчиком подготовлены соотвествующие документы о переводе участка лесного фонда в земли поселений. При этом ответчик пояснил, что генеральный план г.Ульяновска до настоящего момента не прошел процедуру согласования и поэтому нельзя считать участки лесного фонда, входящие в черту города Ульяновска автоматически отнесенными к землям поселений.

Истец доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений не представил.

Согласно ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч.1-4 ст.71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

При изложенных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования в представленной редакции предмета спора. Изложенное не лишает заявителя права обращения в суд по спорному земельному участку при наличии законных оснований по иному предмету либо основаниям.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей ст. 106 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2008г., в связи с ходатайством истца по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ГУ УЛСЭ.

По данным экспертного учреждения стоимость судебной экспертизы составила 32 663 руб.00 коп. (л.д.23 т.2).

Из материалов дела следует, что истец за производство судебной экспертизы оплатил 42 800 руб. 00 коп. по платежному поручению №1612 от 28.07.2008г.

В соответствии с п.1 ст. 110 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В этой связи суд считает, что расходы по экспертизе в сумме 32 663 руб.00 коп. следует возложить на истца.

Поскольку истцом была излишне оплачена стоимость судебной экспертизы, истцу следует возвратить с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области 10 137 руб. 00 коп. - излишне уплаченную сумму.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации следует возло­жить на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 49, 110, 167-170, 176 - 177 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е ШИ Л :

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворить в части уточнения требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации.

В остальной части ходатайство истца об уточнении исковых требований оставить без удовлетворения.

Заявление истца о привлечении ответчиком Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области удовлетворить.

Привлечь к участию в дела в качестве ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.

Ходатайство Управления федеральной регистрационной службе по Ульяновской области об исключении из числа ответчиков Управления федеральной регистрационной службе по Ульяновской области и привлечении его в качестве третьего лица оставить без удовлетворения.

Исковые требования Мэрии города Ульяновска оставить без удовлетворения.

Возвратить Мэрии города Ульяновска с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области 10 137 (десять тысяч сто тридцать семь) руб. 00 коп.

Справку выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья С.А.Абрашин