ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-19839/18 от 06.02.2019 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Ульяновск                                                                  

«11» февраля 2019 года                                                            Дело № А72-19839/2018

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 11.02.2019.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Щербининой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (г. Ульяновск)

к обществу с ограниченной ответственностью "Силен" (ОГРН <***>, г. Ульяновск)

о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии: от заявителя – ФИО1, по доверенности от 14.01.2019, в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом;

установил:

Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (далее – Агентство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Силен" (далее – общество) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.04.2018 № 151 Агентством проведена внеплановая, документарная выездная проверка общества с целью осуществления государственного строительного надзора в соответствии с извещением № 16 от 20.04.2018 застройщика (общества), в ходе которой при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения и стоянка автомобильного транспорта по ул. Мира в Ленинском районе г. Ульяновска», расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Мира, были выявлены следующие нарушения обязательных требований:

1. Оконные блоки выполнены не по ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия» и не по ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». В оконных блоках выше первого этажа применены неоткрывающиеся створки размерами более 605x1500 (п. 5.1.6 ГОСТ 23166-99, п. 5.1.1 ГОСТ 30674-99, проект шифр 007-16-АР лист 1.1, лист 3);

2. Не представлена исполнительная документация на выполненный объем работ, заявленный в извещении от 20.04.18 № 16 (документы качества (паспорта) на оконные блоки (п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, проект шифр 007-16-АР лист 1.1, п. 6.9 ГОСТ 30674-99);

3. Отопление выполняется не по проектной документации (проект шифр 007-16-ИОС 4). Разводка трубопроводов системы отопления в пределах квартир должна быть горизонтальная из труб «RAUTITAN stabil» из сшитого полиэтилена RAU-RE-XA, фирмы «REHAU», проложенного скрыто по периметру помещения. По факту, система отопления ведется вдоль стен из водогазопроводных стальных труб открытым способом (л.3, проект шифр 007-16-ИОС 4);

4. Не представлены общий и специальные журналы работ (п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ);

5.  Не  представлены  сведения  о  вступлении   ООО   «Силен»  в члены саморегулируемой организации в области строительства (СРО) (п.2, ст.52 Градостроительный кодекс РФ);

6. Не представлены приказы о назначении ответственных лиц за осуществление строительного контроля, отвечающих за производство работ и технику безопасности (п. 5.2 СП 48.13330.2011 Организация строительства).

По результатам проверки составлен акт от 07.05.2018 № 31-ОК и выдано предписание от 07.05.2018 № 31-ОК об устранении выявленных нарушений при строительстве этого капитального объекта в срок до 02.07.2018.

26.06.2018 общество направило в адрес Агентства ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа до 20.09.2018 в связи с финансовыми трудностями по вступлению в члены саморегулируемой организации в области строительства (СРО), в котором также пояснило, что по остальным пунктам предписания работы ведутся.

27.06.2018 Агентством вынесено определение о продлении срока исполнения предписания от 07.05.2018 № 31-ОК до 20.09.2018.

20.09.2018 Агентством вынесено распоряжение № 432 о проведении проверки выполнения предписания от 07.05.2018 № 31-ОК.

16.10.2018 общество направило в адрес Агентства ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа до 09.11.2018 в связи с большими финансовыми трудностями по вступлению в члены саморегулируемой организации в области строительства (СРО), в котором также пояснило, что проект здания ввиду больших изменений проходит стадию согласования.

16.10.2018 Агентством вынесено определение №б/н о продлении срока исполнения предписания от 07.05.2018 № 31-ОК до 09.11.2018.

На основании распоряжения от 12.11.2018 № 548 Агентством проведена документарная выездная проверка общества с целью проверки исполнения обществом предписания от 07.05.2018 № 31-ОК об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения и стоянка автомобильного транспорта по ул. Мира в Ленинском районе г. Ульяновска», расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Мира, в ходе которой установлено, что в полном объеме предписание от 07.05.2018 № 31-ОК не выполнено, а именно не выполнены следующие пункты предписания:

- пункт 1. Оконные блоки выполнены не по ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия» и не по ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». В оконных блоках выше первого этажа применены неоткрывающиеся створки размерами более 605x1500 (п. 5.1.6 ГОСТ 23166-99, п. 5.1.1 ГОСТ 30674-99, проект шифр 007-16-АР лист 1.1, лист 3);

- пункт  3. Отопление выполняется не по проектной документации (проект шифр 007-16-ИОС 4). Разводка трубопроводов системы отопления в пределах квартир должна быть горизонтальная из труб «RAUTITAN stabil» из сшитого полиэтилена RAU-RE-XA, фирмы «REHAU», проложенного скрыто по периметру помещения. По факту, система отопления ведется вдоль стен из водогазопроводных стальных труб открытым способом. (л.3, проект шифр 007-16-ИОС 4);

- пункт 5.  Не  представлены  сведения  о  вступлении   ООО   «Силен»  в члены саморегулируемой организации в области строительства (СРО) (п.2, ст.52 Градостроительный кодекс РФ).

По результатам проверки составлен акт от 16.11.2018 № 548-ОК.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 26.11.2018 Агентством в отношении обществапротокола № 73-35/18 об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом согласно почтовому уведомлению (вручено 21.11.2018 – л.д. 42).

Агентство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства согласно отчету о публикации судебных актов, судебному извещению (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Неявка ответчика уже была основанием для отложения судебного разбирательства с целью повторного извещения о настоящем судебном процессе.

С учетом изложенного заявление рассматривается в силу положений статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ в отсутствие общества по имеющимся в деле доказательствам.

 Заслушав объяснения заявителя, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии с пунктом 5 Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГРК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.

В соответствии с ч. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Аналогичные положения содержатся в пункте 14 Положения.

Пунктом 24 указанного Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов; составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений; составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 20.04.2018 в адрес Агентства от общества  (лицо, осуществляющее строительство) поступило извещение № 16 от 16.04.2018 о сроках завершения работ, подлежащих проверке, при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения и стоянка автомобильного транспорта по ул. Мира в Ленинском районе г. Ульяновска», в связи с чем в соответствии с вышеизложенными нормами Агентством на основании распоряжения № 151 от 23.04.2018 была проведена проверка с целью осуществления государственного строительного надзора, по результатам которой составлен акт № 31-ОК от 07.05.2018 и выдано предписание № 31-ОК от 07.05.2018 об устранении выявленных нарушений при строительстве этого капитального объекта в срок до 02.07.2018.

По ходатайствам общества срок исполнения предписания был продлен Агентством дважды: до 20.09.2018, до 09.11.2018.

Однако в установленный срок до 09.11.2018 требования законного предписания Агентства от 07.05.2018 N 31-ОК обществом не исполнено в полном объеме.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества заключается в том, что при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства оно не выполнило в установленный срок в полном объеме законное предписание Агентства.

При этом предписание от 07.05.2018 № 31-ОК об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства не оспорено обществом в установленном законом порядке и не отменено.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для выполнения предписания Агентства об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, судом не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Исходя из существа правонарушения, а также охраняемых общественных отношений, суд считает, что совершенное обществом правонарушение посягает на права и законные интересы граждан, поскольку непредставление вышеуказанных документов при осуществлении строительного надзора за строительством многоквартирного жилого дома влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат. В связи с чем применение малозначительности в рассматриваемом случае невозможно.

Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого запрета замены наказания в виде штрафа по статье 19.5 КоАП РФ на предупреждение.

Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

С учетом изложенного, учитывая, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 (категория – среднее предприятие), суд считает целесообразным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, что составляет 50 000 руб.

Руководствуясь статьями 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Силен» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>)  к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области); р/с <***>;  БИК 047308001; ИНН <***>; КПП 732501001;  Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновска; л/с <***>; ОКТМО 73701000; КБК 38011690040040000140.

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, решение будет направлено в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности, для принудительного взыскания штрафа.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                 О.В. Коннова