ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-3655/11 от 18.10.2011 АС Ульяновской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск Дело № А72- 3655/2011

«25» октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 25.10.2011 г.

Арбитражный суд Ульяновской области

в составе судьи Ямщиковой Надежды Валериевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыровой И.Г., помощником судьи Абдуловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Закрытого акционерного общества «ВИС-СЕРВИС», г.Тольятти

к ответчикам Открытому акционерному обществу «Ульяновскавтодор», г.Ульяновск,

Областному государственному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», г.Ульяновск

Правительство Ульяновской области, г.Ульяновск

Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, г.Ульяновск

третьи лица ФИО1, г.Ульяновск

Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование», г.Ульяновск

о взыскании 53 969 руб. 80 коп.

при участии в заседании:

от истца – до и после перерыва - ФИО2, доверенность №1311/1 от 15.07.2010 г.

от ОАО «Ульяновскавтодор» – до и после перерыва - ФИО3, доверенность №029 от 12.07.11г.

от ОГУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» – до и после перерыва - ФИО4, доверенность № 3 от 11.01.2011 г.

от Правительства Ульяновской области – до и после перерыва - ФИО5, доверенность № 70-дн от 28.12.2010 г.

от Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области – до и после перерыва - ФИО4, доверенность №7 от 24.03.2011г.

от ФИО1 – до и после перерыва - ФИО1, паспорт

от ОАО «Альфа-Страхование» - до перерыва - не явился, уведомление №35444, после перерыва – не явился, уведомлен

УСТАНОВИЛ:

  Закрытое акционерное общество «ВИС-СЕРВИС» (далее ЗАО «ВИС-СЕРВИС») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Областному государственному унитарному предприятию «Ульяновскавтодор» о взыскании стоимости ремонта автомобиля в размере 53 969 руб. 80 коп.

Определением от 15.08.2011г. суд заменил ответчика ОГУП «Ульяновскавтодор»на правопреемника – ОАО «Ульяновскавтодор» (далее ОАО «Ульяновскавтодор»);

привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, Открытое акционерное общество «Альфа-Страхование» (далее ОАО «Альфа-Страхование»);

удовлетворил с согласия истца ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков ОГУ Департамент автомобильных дорог Ульяновской области и Правительство Ульяновской области.

Определением от 08.09.2011г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, истец просил на основании ст.1080 Гражданского кодекса РФ солидарную ответственность ответчиков распределить по принципу долевой ответственности, соразмерно степени вины каждого из ответчиков, а если таковое невозможно, то в равных долях (на усмотрение суда);

привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области.

Определением от 26.09.2011г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований, истец просил взыскать солидарно с ОАО «Ульяновскавтодор», Правительства Ульяновской области, ОГУ «Департамент автомобильных дорог» 58 047 руб. 26 коп., из которых 53 696 руб. 80 коп. – стоимость восстановительного ремонта автомобиля; 4 350 руб. 46 коп. - фактически понесенные расходы по оплате услуг по оценке и получению справки об осадках (судебные издержки), в том числе, 4 000 руб. 00 коп. – за отчет, 350 руб. 46 коп. – за справку;

удовлетворил с согласия истца ходатайство Правительства Ульяновской области о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, исключил Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области из числа третьих лиц по делу.

Судебное заседание было отложено на 13.10.2011г.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.10.2011г., после перерыва судебное заседание продолжено 18.10.2011г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет по адресу: www.ulyanovsk.arbitr.ru.

ОАО «Альфа-Страхование», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие ОАО «Альфа-Страхование» по имеющимся в деле материалам.

В судебное заседание 13.10.2011г. от истца поступило письменное ходатайство об уточнении исковых требований (вх. №А72-СК-2-3655/11 от 13.10.11г.), истец просит взыскать солидарно с ответчиков: ОАО «Ульяновскавтодор», Правительства Ульяновской области, ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области сумму 58 047 руб. 27 коп., из которых 53 696 руб. 80 коп. – стоимость восстановительного ремонта автомобиля, 4 350 руб. 46 коп. – судебные издержки, в том числе: расходы на получение справки об осадках в сумме 350 руб. 46 коп., расходы на оценку нанесенного автомобилю ущерба в сумме 4 000 руб. 00 коп.

Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено протокольным определением от 13.10.2011г.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениям к исковому заявлению.

Представитель ОАО «Ульяновскавтодор» в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, считает себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель ОГУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала доводы ОГУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области».

Представитель Правительства Ульяновской области в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, считает себя ненадлежащим ответчиком.

ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 23.12.2010г. в 09 час. 30 мин. на 5 км. 400 м. автодороги Димитровград-Тольятти Мелекесского района Ульяновской области произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя ЗАО «ВИС-СЕРВИС» ФИО1.

Согласно определению от 23.12.2010г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, 23.12.2010г. в 09 час. 30 мин. на 5 км. 400 м. автодороги Димитровграда – Тольятти Мелекесского района Ульяновской области, гр. ФИО1, управляя автомобилем ВАЗ-21115 г/н <***>, проявил невнимательность, не выбрал безопасную скорость движения, совершил съезд в кювет с дальнейшим опрокидыванием. В результате чего, автомашина получила механические повреждения. Пострадавших нет. П.п. 10.1 ПДД. В возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, допущенного гр. ФИО1 (т.2 л.д.49).

Собственником автомобиля ВАЗ-21150 г/н <***> является ЗАО «ВИС-СЕРВИС», что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (т.2 л.д.37), паспортом транспортного средства (т.2 л.д.39).

Факт нахождения ФИО1 в трудовых отношениях с ЗАО «ВИС-СЕРВИС» подтверждается трудовым договором №119 от 06.05.2010г. (т.2 л.д.32), приказом о приеме на работу №ПРМ 119 от 06.05.2010г. (т.2 л.д.33).

Из объяснений ФИО1 от 23.12.2010г. следует, что он, 23.12.2010г., примерно в 9 часов 30 минут двигался на рабочей автомашине ВАЗ-21150 г/н <***>, которой управлял по путевому листу на автодороге Димитровград – Тольятти со стороны г.Тольятти в сторону г.Димитровграда. Двигался примерно со скоростью 60 км/ч с включенным ближним светом фар. Погода была пасмурная, шел снег, видимость была не ограничена. Не доезжая р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области неожиданно его занесло, в результате чего он не справился с управлением и его машину выкинуло в левый кювет по ходу движения. В результате ДТП он не пострадал, трудоспособность не потерял, спиртные напитки не употреблял. Вызвал сотрудников ДПС и оставался ждать на месте (т.2 л.д.52).

В письменных пояснениях на исковое заявление ФИО1 отразил, что дорога была окатана, что на ней была заледеневшая колея, не была посыпана песком; колея была глубокая, машина плохо управлялась, ехал на небольшой скорости 40-50 км/ч; машина вылетела с дороги, перевернулась, повредилась (т.2 л.д.67).

В соответствии с отчетом №7086 Общества с ограниченной ответственностью «Оценочное Бюро Фадеева», рыночная стоимость ремонта автомобиля ВАЗ-211150, г/н <***> составляет 53 696 руб. 80 коп. без учета износа, 46 167 руб. 37 коп. с учетом износа (т.1 л.д.43-59).

На период с 25.09.2010г. по 24.09.2011г. у ЗАО «ВИС-СЕРВИС» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что подтверждается страховым полисом серии ВВВ №0537904135 (т.2 л.д.36). Договор добровольного страхования транспортных средств не заключался (в материалы дела не представлен).

Как указывает истец в исковом заявлении, по его мнению, причиной дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее содержание дорожного покрытия.

В связи с чем, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Ульяновскавтодор», Областному государственному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Правительству Ульяновской области, Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области о взыскании с ответчиков солидарно суммы ущерба в размере 53 696 руб. 80 коп. (стоимость восстановительного ремонта автомобиля) на основании ст.ст.15, 1064, 1080 Гражданского кодекса РФ, и 4 350 руб. 46 коп. – судебных издержек, составляющих: 350 руб. 46 коп. – расходы на получение справки об осадках, 4 000 руб. 00 коп. – расходы на оценку нанесенного автомобилю ущерба.

В соответствии с ч.5 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" №257-ФЗ от 08.11.07г., к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области №431-П от 30.12.09г. утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения или межмуниципального значения Ульяновской области.

Из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области №431-П от 30.12.09г., усматривается, что автомобильная дорога «Димитровград – Узюково – Тольятти» относится к региональной дороге, находится в Мелекесском районе и имеет идентификационный номер 73 ОП РЗ К-1163, адрес начала участка – 0 км, адрес конца участка – 33,585 км (т.3 л.д.120,134).

Согласно Положению о Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области является исполнительном органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, транспорта и дорожного хозяйства в Ульяновской области. В систему управления Министерства входят областные государственные унитарные предприятия, областные учреждения и иные организации, находящиеся в ведении Министерства. Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности на территории Ульяновской области подведомственных организаций (т.3 л.д.48-58).

Согласно Уставу ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», с учетом изменений, Учреждение является юридическим лицом; учредителем Учреждения является Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области; имущество Учреждения является государственной собственностью Ульяновской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления; финансирование Учреждения осуществляется через главного распорядителя бюджетных средств – Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (т.2 л.д.98-112).

29.12.2009г. между ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (Заказчик) и ОГУП «Ульяновскавтодор» (в настоящее время ОАО «Ульяновскавтодор») (Подрядчик) заключен государственный контракт №193 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (автодороги и мосты) по Ульяновской области в 2010 году в период с момента заключения государственного контракта по 31.12.2010г. (т.1 л.д.132-134).

Согласно п.1.2. государственного контракта №193 от 29.12.2009г. к основным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и мостов относятся: поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, мостам, состоянию конструктивных элементов автодорог и мостов; состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93.

Пунктом 1.3. государственного контракта №193 от 29.12.2009г. предусмотрено, что Исполнитель гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с расчетом цены контракта – локальной сметой, утвержденной Заказчиком и условиями настоящего контракта.

В соответствии с п.1.4. государственного контракта №193 от 29.12.2009г. перечень, протяженность и классификация автомобильных дорог общего пользования Ульяновской области и искусственных сооружений на них, передаваемых Исполнителю на содержание, указаны в Приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.

ОАО «Ульяновскавтодор» в материалы дела представлен Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, передаваемых на содержание Исполнителю, в который включена автомобильная дорога регионального значения «Димитровград – Узюково – Тольятти» (т.1 л.д.135).

Распоряжением Правительства Ульяновской области №883-пр от 06.12.2010г., в целях предотвращения снежных заносов и гололеда на дорогах, влияющих на жизнеобеспечение населения области, а также на бесперебойную работу всех видов транспорта, введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера для органов управления и сил Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; определены границы зон чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ муниципальных образований: «город Димитровград», «Чердаклинский район», «Старомайнский район», «Мелекесский район», «Новомалыклинский район», «Ульяновский район» (т.3 л.д.104-105).

05.12.2010г. проведено совместное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области и оперативного штаба по координации действий сил ликвидации последствий обильных снегопадов и гололедных явлений, с повесткой дня: 1. О предупреждении природной ситуации, связанной с осадками и гололедными явлениями. 2. О выделении финансовых средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с обильными снегопадами и гололедными явлениями. Согласно протоколу от 05.12.2010г. №58 совместного заседания, было принято решение в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с обильными снегопадами и гололедными явлениями на территории Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области выделить бюджетные ассигнования Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области в сумме 6000,0 тыс. руб. на зимнее содержание дорог (т.3 л.д.107-112).

Распоряжением Правительства Ульяновской области №953-пр от 21.12.2010г., в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 № 515 «Об установлении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области», и решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области от 05.12.2010 № 58, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, Министерству финансов Ульяновской области предписано выделить Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области из резервного фонда Правительства Ульяновской области бюджетные ассигнования в размере 6000,0 тыс. рублей на зимнее содержание дорог (т.3 л.д.103).

Распоряжением Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области №232-р от 22.12.2010г., в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2010 года № 953-пр «О выделении средств», в соответствии с Уставом областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Областному государственному учреждению «Департамент
 автомобильных дорог Ульяновской области» поручено: организовать выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области; обеспечить контроль за ходом выполнения работ, указанных в подпункте 1.1., осуществить приём и оплату выполненных работ (т.3 л.д.102).

22.12.2010г. между ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (Заказчик) и ОГУП «Ульяновскавтодор» (в настоящее время ОАО «Ульяновскавтодор») (Подрядчик) заключен государственный контракт №163 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них по Ульяновской области в 2010 году в период с момента заключения государственного контракта по 31.12.2010г. (т.1 л.д.87-101).

Согласно п.1.2. государственного контракта №163 от 22.12.2010г. к основным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог относятся: поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечение круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов автодорог; состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93.

Пунктом 1.3. государственного контракта №163 от 22.12.2010г. предусмотрено, что Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с расчетом цены контракта – локальной сметой, утвержденной Заказчиком и условиями настоящего контракта.

Стоимость работ по настоящему контракту определяется согласно расчету цены контракта – локальной смете (Прилождение №2), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, составляет 6 000 000 руб. 00 коп., в том числе, НДС-18%. Стоимость работ является фиксированной и изменению не подлежит. Источник финансирования – бюджет Ульяновской области на 2010 год.

В соответствии с п.1.4. государственного контракта №163 от 22.12.2010г. перечень, протяженность и классификация автомобильных дорог общего пользования Ульяновской области и искусственных сооружений на них, передаваемых Подрядчику на содержание, указаны в Приложении №1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.

Согласно Приложению №1 к государственному контракту №163 от 22.12.2010г., на содержание Подрядчику передана , в том числе, автомобильная дорога регионального значения «Димитровград – Узюково – Тольятти», идентификационный номер 73 ОП РЗ К-1163 (т.3 л.д.92).

Статьей 3 государственного контракта №163 от 22.12.2010г. стороны предусмотрели обязанности Подрядчика, которые включают в себя, в том числе, обеспечение круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и своевременного устранения повреждений и разрушений автодорог в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93, СНиП 3.06.04-91, согласованные с Заказчиком; осуществление надзора и обеспечение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в пункте 1.1 настоящего контракта с учетом Перечня (Приложение №1) и установленного Заказчиком уровня содержания автодорог; в нештатных ситуациях, в целях обеспечения безопасности участников движения и пассажиров Подрядчик обязан незамедлительно и самостоятельно принимать решения и обеспечивать
 выполнение работ по расчистке проезжей части автодороги, изменению маршрута движения транспортных средств, временному ограничению и/или запрещению проезда по поврежденным и/или опасным для движения транспорта участкам автодороги. С момента получения информации о нештатной ситуации на участке автодороги, препятствующей безопасному или бесперебойному движению транспортных средств, Подрядчик обязан немедленно приступить к ликвидации последствий.

Нештатными ситуациями являются:

-последствия дорожно-транспортных происшествий, препятствующих бесперебойному и (или) безопасному движению транспортных средств.

-неблагоприятные погодные явления;

-ликвидация последствий техногенных и (или) природных катастроф аварии на промышленных объектах, землетрясения, наводнения и т.п.), вызвавших разрушения отдельных участков (сооружений) на закрепленном за Подрядчиком участком автодороги.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1080 Гражданского кодекса РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу п.п.2, 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом не представлено надлежащих, достаточных и бесспорных доказательств в подтверждение вины ответчиков в причинении вреда истцу и причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчиков и возникшими у истца убытками.

Как указывалось выше, истец считает причиной того, что водитель не справился с управлением, ненадлежащее содержание дорожного покрытия.

В судебном заседании 08.09.2011г. представитель истца пояснила, что на дороге была скользкость, наледь. Водитель ФИО1 в процессе рассмотрения спора, в том числе, и в судебном заседании 08.09.2011г. пояснил, что на дороге была колея.

Однако, не из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не из схемы места административного правонарушения (т.2 л.д.49,50), не усматривается, что на момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были скользкость, наледь либо колея.

Из объяснений самого водителя ФИО1, зафиксированных инспектором ДПС ГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район» в день дорожно-транспортного происшествия – 23.12.2010г., пояснившего, что не доезжая р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области неожиданно его занесло, в результате чего он не справился с управлением, и его машину выкинуло в левый кювет по ходу движения, также не усматривается, что на момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были скользкость, наледь либо колея (т.2 л.д.52).

Согласно справке №01-16/1644 от 01.09.2011г. ГУ «Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», на участке 5 км. 400 м. автодороги Димитровград – Тольятти Мелекесского района Ульяновской области (возле нас. пункта Новая Майна) из-за отсутствия метеостанций, наблюдения за погодными условиями не проводятся. По данным ближайшей метеостанции Димитровград Ульяновской области в период: с 19 час. 20 мин. до 23 час. 40 мин. 21 декабря 2010г. отмечался снег с количеством 4 мм; 22 декабря 2010г. – без осадков; с 11 час. 10 мин. до 16 час. 30 мин. 23 декабря 2010г. отмечался небольшой снег с количеством 0,3 мм (т.3 л.д.82).

Согласно п.1.3., 1.4. Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, учет и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также работа по обеспечению безопасности движения должны проводиться дорожными организациями совместно Государственной автомобильной инспекцией; дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта, форма которого приведена в Приложении №1. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр производится в течение суток.

Доказательства составления указанного Акта после произошедшего дорожно-транспортного происшествия 23.12.2010г., зафиксировавшего факт наличия неудовлетворительных дорожных условий, в материалах дела отсутствуют.

Из отзыва ОАО «Ульяновскавтодор» следует, что на осмотр места ДТП их не вызвали (т.1 л.д.130 оборот).

В материалы дела представлено предписание Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД Мелекесского района Ульяновской области, которым Межрайонному дорожному ремонтно-строительному управлению №2 в целях устранения нарушений при содержании и обслуживании автомобильной дороги «Димитровград – Узюково – Тольятти», выявленных 21.12.2010г. в ходе повседневного надзора, предложено организовать выполнение следующих мероприятий: с 0 по 33 км. автодороги «Димитровград – Узюково – Тольятти» Мелекесского района произвести расчистку дорожного полотна, ликвидировать наледь и скользкость на дорожном покрытии в соответствии с ГОСТом Р-50597-93; информацию о ходе выполнения предписания направить до 22.12.2010г. (т.3 л.д.38).

22.12.2010г. Межрайонное дорожное ремонтно-строительное управление №2 предоставило в адрес начальника отделения ГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район» Ульяновской области информацию о том, что мероприятия по устранению выявленных 21.12.2010г. проверкой недостатков, с 0 по 33 км автодороги «Димитровград – Узюково – Тольятти» не выполнены в связи с начавшимся обильным снегопадом (т.3 л.д.39).

Истцом в материалы дела представлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленный 22.12.2010г. госинспектором ОГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район», из которого следует, что на участке с 0 по 33 км автодороги «Димитровград – Узюково – Тольятти» Мелекесского района Ульяновской области выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: заснеженное дорожное покрытие, скользкость, наледь на проезжей части (т.1 л.д.40).

Однако, указанный Акт не может являться надлежащим доказательством того, что именно неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 23.12.2010г. с участием водителя ЗАО «ВИС-СЕРВИС» ФИО1 Как указывалось выше, в соответствии с Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации Акт составляется после осмотра мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП. В данном же случае Акт составлен 22.12.2010г., тогда как дорожно-транспортное происшествие произошло 23.12.2010г.

Кроме того, как указывалось выше, пунктом 1.3. государственного контракта №193 от 29.12.09г. предусмотрено, что Исполнитель гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с расчетом цены контракта – локальной сметой, утвержденной Заказчиком и условиями настоящего контракта.

Согласно п.2.1. государственного контракта №193 от 29.12.09г., стоимость работ по настоящему контракту определяется согласно Расчету цены контракта – локальной смете (Приложение №2), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, составляет 115 902 000 руб., в том числе НДС – 18%. Стоимость работ является фиксированной и изменению не подлежит. Источник финансирования - бюджет Ульяновской области на 2010г.

Из отзыва ОАО «Ульяновскавтодор» от 12.08.2011г. №67 следует, что контракт был заключен на сумму в пределах выделенных ассигнований из бюджета Ульяновской области на 2010 год. При этом согласно п.2.1 контракта: «Стоимость работ по настоящему контракту определяется согласно расчёту цены контракта - локальной сметы, являющейся неотъемлемой частью контракта, составляет 115 902 000,00 (сто пятнадцать миллионов девятьсот две тысячи) рублей 00 копеек, в том числе 8 676 957,00 (восемь миллионов шестьсот семьдесят шесть тысяч девятьсот пятьдесят семь) рублей 00 копеек было предусмотрено на ремонт и содержание дорог по Мелекесскому району (т.1 л.д.130 оборот).

В материалы дела представлена локальная смета №8 на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них по Ульяновской области в 2010 году на Мелекесский район (т.2 л.д.1-20). Из указанной локальной сметы следует, что в ней предусмотрены, в том числе, работы по уборке снежных валов автогрейдерами, россыпь 10%, 20% противогололедных материалов комбинированной дорожной машиной, очистка дороги и обочин от снега (т.2 л.д.13-15).

Пунктом 1.3. государственного контракта №163 от 22.12.2010г. предусмотрено, что Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с расчетом цены контракта – локальной сметой, утвержденной Заказчиком и условиями настоящего контракта.

Из Локальной сметы (Приложение №2 к государственному контракту №163 от 22.12.2010г.) следует, что в ней предусмотрены, в том числе, работы по россыпи 20% противогололедных материалов комбинированной дорожной машиной, очистка дороги и обочин от снега, удаление снежного вала. Сметная стоимость работ 6 000 000 руб. 00 коп. (т.3 л.д.100-101).

Как указывает ОАО «Ульяновскавтодор» в письменном отзыве №67 от 12.08.2011г., всего за 2010 год с учётом дополнительного финансирования на ремонт и содержание автодорог Мелекесского района выполнено работ на сумму 19 147 475,00 (девятнадцать миллионов сто сорок семь тысяч четыреста семьдесят пять) рублей 00 копеек, что подтверждается актами выполненных работ, подписанных ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и ОГУП «Ульяновскавтодор» (т.1 л.д.130 оборот).

ОАО «Ульяновскавтодор» в материалы дела представлен реестр актов о приемке выполненных работ на сумму 19 147 475 руб. 00 коп. (т.2 л.д.29), Акты о приемке выполненных работ (т.2 л.д. 129-149).

При этом, из Акта о приемке выполненных работ №120 от 24.12.2010г. (отчетный период - с 22.12.2010г. по 24.12.2010г.) усматривается, что ОАО «Ульяновскавтодор» выполнены работы по зимнему содержанию автомобильных дорог, в том числе, россыпь противогололедных материалов комбинированной дорожной машиной, очистка дорог и обочин от снега, удаление снежного вала (т.2 л.д. 131).

Согласно п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки не должны превышать 4 час. (для автомобильных дорог группы А). При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

Тот же срок установлен и в п. 6.1.5 «Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (приняты и введены в действие Письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис).

В соответствии с п. 6.4.1 вышеуказанных Рекомендаций мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают:

- профилактическую обработку покрытий противогололедными химическими веществами;

- обработку образовавшегося ледяного или снежноледяного слоя противогололедными химическими веществами;

- повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);

Согласно п. 6.4.2 Рекомендаций с целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов производится или превентивно (основываясь на метеопрогнозе), или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката).

Из схемы происшествия, составленной сотрудниками ГИБДД, усматривается, что дорожно-транспортное происшествие произошло на 5 км. 400 м. автодороги Димитровград – Тольятти (т.2 л.д.50).

Из представленных в материалы дела ОАО «Ульяновскавтодор» путевых листов грузового автомобиля усматривается: согласно путевому листу №5866, грузовой автомобиль выехал из гаража в 07 час. 00 мин. 23.12.2010г., вернулся в гараж в 19 час. 00 мин. 23.12.2010г., производилась посыпка автодорог, в том числе, автодороги Димитровград – Тольятти (т.2 л.д.116); согласно путевому листу №5868, грузовой автомбиль выехал из гаража 23.12.2010г. в 07 час. 00 мин., вернулся в гараж в 19 час. 00 мин. 23.12.2010г., производилась посыпка автодорог, в том числе, автодороги Димитровград – Тольятти, время выполнения задания - с 8 час. 30 мин. до 09 час. 20 мин.(т.2 л.д. 120).

Согласно журналу производства работ в зимний период 2010-2011г. ОГУП «Ульяновскавтодор» МДРСУ-2, автодорога «Димитровград – Узюково – Тольятти» имеет код «4».

Согласно журналу производства работ по содержанию автомобильных дорог, на автомобильной дороге «Димитровград – Узюково – Тольятти» Мелекесского района Ульяновскй области производились следующие виды работ: 22.12.2010г. с 0 по 25 км. – очистка обочин автодорог от снега с 20 час. 00 мин. по 07 час. 00 мин. (т.2 л.д.122 оборот - 123), 23.12.2010г. с 0 по 34 км. очистка автодороги с 08 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. (т.2 л.д.123 оборот – 124).

Согласно журналу дежурств в зимний период 2010-2011г.г., 22.12.2010г. с 19 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин. на автомобильной дороге «Димитровград – Узюково – Тольятти» производились работы по обработке песко-соляной смесью, очистка плужком (т.2 л.д.127-128).

Согласно ответу ОГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район» на запрос ЗАО «ВИС-СЕРВИС», 22.12.2010 года в 15.10 с 0 по 33 км. автодороги Димитровград-Тольятти Мелекесского района Ульяновской области в ходе повседневного надзора были выявлены недостатки улично-дорожной сети: заснеженное дорожное покрытие, скользкость. 22.12.2010 г. в 16.00 и.о. начальника МДРСУ-2 ФИО6 было выдано предписание на устранение данного недостатка. 23.12.10 во второй половине дня была проведена контрольная проверка, выявленные ранее недостатки устранены (т.2 л.д.105) .

Более того, скользкая дорога (гололед) сама по себе не является безусловной причиной дорожно-транспортного происшествия. Скользкая дорога, гололед, наледь, колея при определенных условиях могут быть способствующими факторами возникновения такого явления как неуправляемость автомобиля.

Водитель управляет транспортным средством, то есть, осуществляет контроль за ним в ходе движения. Водитель с учетом дорожных условий, технического состояния автомобиля, выбирает определенный скоростной режим, дистанцию и другие параметры дорожного движения.

Из объяснений водителя ФИО1 от 23.12.2010г. следует, что он двигался со скоростью 60 км/ч. В письменных пояснениях на исковое заявление ФИО1 отразил, что ехал на небольшой скорости - 40-50 км/ч. Однако, суд учитывает, что объяснения водителем ФИО1 давались сотруднику ДПС ГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район» 23.12.2010г., то есть непосредственно в день дорожно-транспортного происшествия.

Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что водитель ФИО1, с учетом времени года и погодных условий во время движения, в состоянии был обнаружить возникновение гололедных явлений (при их наличии) на дорожном покрытии и принять соответствующие меры для предотвращения заноса автомобиля.

Поскольку доказательств вины ответчиков и доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчиков и возникшими у истца убытками в материалы дела не представлено, исковые требования следует оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы истца по уплате государственной пошлины возлагаются на истца.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Истец просит также взыскать с ответчиков 4 350 руб. 46 коп. – судебные издержки, в том числе: расходы на получение справки об осадках в сумме 350 руб. 46 коп., расходы на оценку нанесенного автомобилю ущерба в сумме 4 000 руб. 00 коп.

Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Закрытому акционерному обществу «ВИС-СЕРВИС» в удовлетворении исковых требований отказано.

Суд также учитывает, что сумма 4 350 руб. 46 коп. по существу представляет собой стоимость доказательств, которые истец представил в подтверждение своих исковых требований. Действующим законодательством не предусмотрено взыскание с ответчика стоимости доказательства.

При таких обстоятельствах, требование о взыскании 4 350 руб. 46 коп. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Закрытому акционерному обществу «ВИС-СЕРВИС» возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 00 (ноль) рублей 13 копеек.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст. ст. 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.В. Ямщикова