Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск Дело №А72-4641/2012
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.07.2012 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области (ИНН <***>),
к Муниципальному учреждению Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (ИНН <***>),
о взыскании штрафа
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2012, паспорт,
от ответчика – не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области к Муниципальному учреждению Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 7378,00 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии 3965,00 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1356,00 руб., недоимку в ФФОМС в размере 294,00 руб., недоимку ТФОМС в размере 533,00 руб., штраф на страховую часть трудовой пенсии в сумме 793,00 руб.; штраф на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 271,00 руб.; штраф в ФФОМС в сумме 59,00 руб.; штраф в ТФОМС в сумме 107,00 руб.
Определением от 23.05.2012 по делу № А72-4445/2012 заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области с требованиями о взыскании штрафа на страховую часть трудовой пенсии в сумме 793,00 руб.; штрафа на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 271,00 руб.; штрафа в ФФОМС в сумме 59,00 руб.; штрафа в ТФОМС в сумме 107,00 руб. выделено в отдельное производство.
Заявление было подано с нарушением требований, установленных 125, 126, 214 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что явилось основанием для оставления заявления без движения до 21.06.2012.
В установленный арбитражным судом срок Пенсионный фонд устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Определением от 22.06.2012 суд принял заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области к производству.
Представитель Муниципального учреждения Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства позволяют суду рассмотреть заявление по существу в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалам в соответствии с п.2 ст.215 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Муниципальное учреждение Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Начальником Управления ПФР в Тереньгульском районе Ульяновской области 10.11.2011 г. вынесено решение № 083/020/10-2011 о привлечении плательщика нарушителя к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года в виде штрафа в сумме штрафа в сумме 1230 руб. 00 коп.
В решении указано, что Муниципальное учреждение Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области привлекается к ответственности по п. 1 ст. 47 за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Управлением Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе Ульяновской области Муниципальному учреждению Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области было направлено требование № 083/020/10-2011 от 03.10.2011, в том числе, об уплате штрафа в ПФР.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Муниципальное учреждение Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из абзаца 2 п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.
Статьями 5, 6 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются организации, производящие выплаты физическим лицам.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Материалами данного дела подтверждается, что в ходе выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование плательщика страховых взносов - Муниципальное учреждение Отдел Образования Муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области выявлено расхождение по базе для начисления страховых взносов, отраженной страхователем в РСВ-1 в сумме 26600 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом №212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 стать 40 Федерального закона №212-ФЗ).
Факт допущенного ответчиком нарушения подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.
При этом пунктом четвертым части 6 указанной статьи установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности. Частью 1 указанной статьи предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что учреждением, как плательщиком страховых взносов, до предоставления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам не уплачено недостающая сумма страховых взносов по страховой части и соответствующие ей пени. Доказательств в подтверждение обратного суду не представлено. Вместе с тем из решения управления Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
При этом суд отмечает, что для привлечения лица к ответственности является недостаточной констатация факта правонарушения, без учета других обстоятельств, в том числе смягчающих. Размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения плательщика и иных существенных обстоятельств.
В связи с этим суд, исходя из принципа соразмерности ответственности совершенному правонарушению, принимает во внимание как смягчающие обстоятельства, отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, тяжелые финансовые последствия для ответчика при взыскании штрафа в сумме 1230 руб. 00 коп.
С учетом вышеизложенного, основываясь на принципе индивидуализации ответственности, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций до: на страховую часть трудовой пенсии в размере 350 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 130 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 25 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 50 руб.
Государственную пошлину по делу на основании ст.110 АПК РФ следует отнести на ответчика и в соответствии со ст.112 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить до 50 рублей, так как ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, не имеющим средств для уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального учреждения отдела образования муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 433360, <...>) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней штраф в размере:
- на страховую часть трудовой пенсии в размере 350 (триста пятьдесят) рублей,
- на накопительную часть трудовой пенсии в размере 130 (сто тридцать) рублей;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 25 (двадцать пять) руб.;
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 50 (пятьдесят) руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с муниципального учреждения отдела образования муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 433360, <...>) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 50 (пятьдесят) рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.А. Лубянова