Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
30 мая 2018 года Дело №А72-5442/2018
Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2018.
Решение изготовлено в полном объеме 30.05.2018.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барыш Ульяновской области,
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1, г.Барыш Ульяновской области,
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г.Ульяновск;
заинтересованные лица:
-Отдел судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области;
-Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области (ИНН <***>), р.п.Майна Майнского района Ульяновской области;
-Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (ИНН <***>), г.Барыш Ульяновской области;
3 лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконными и отмене постановлений №73019/18/3699 от 18.01.2018 о возбуждении исполнительного производства №935/18/73019-ИП, №73019/18/25849 от 28.03.2018 о взыскании исполнительского сбора (исполнительное производство №935/18/73019-ИП),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – И.Г. Чумбуридзе, паспорт, доверенность от 18.04.2018; ФИО2, паспорт, доверенность от 25.05.2018; ФИО3, паспорт, доверенность от 25.05.2018; ФИО4, паспорт, доверенность №62 от 25.05.2014;
от УФССП – ФИО5, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2018 №Д-73907/18/237;
от Управления финансов – ФИО3, паспорт, начальник Управления, распоряжение от 24.09.2008; ФИО6, паспорт, доверенность от 25.05.2018;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области:http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просит (с учетом принятого 04.05.2018 судом увеличения требований) признать незаконными и отменить постановления, вынесенные судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1 (далее – судебный пристав-исполнитель, ответчик, ФИО1):
-№73019/18/3699 от 18.01.2018 о возбуждении исполнительного производства №935/18/73019-ИП;
-№73019/18/25849 от 28.03.2018 о взыскании исполнительского сбора.
Определением от 11.04.2018 суд привлек к участию в деле в соответствии:
-со статьей 46 АПК РФ, пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в качестве ответчиков - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее- Управление) и судебного пристава-исполнителя;
-со статьей 40 АПК РФ – заинтересованных лиц, указанных во вводной части настоящего решения.
Определением от 04.05.2018 суд привлек к участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекцию Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска.
Дело, в силу положений статьи 156, ч.2 статьи 200 АПК РФ, рассматривается в отсутствие ФИО1, представителей ОСП, налоговых инспекций по имеющимся в деле доказательствам.
В ходе рассмотрения дела Комитет, Управление финансов МО «Барышский район» Ульяновской области (далее- Управление финансов) поддержали требования.
Ответчики, ОСП, налоговые инспекции требования не признали.
Суд, исследовав представленные доказательства, изучив доводы лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Комитетом заявлено 04.05.2018 ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления №73019/18/3699 от 18.01.2018 о возбуждении исполнительного производства №935/18/73019-ИП.
В силу ч.4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) установлен сокращенный срок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - десять дней с момента совершения (установления) действия (бездействия).
Комитет мотивирует свое ходатайство тем, что осуществлял переписку с ответчиком, требуя отменить оспариваемое постановление, письмом от 28.02.2018 ответчик отказал в удовлетворении заявления Комитета.
С учетом положений статьи 46, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 4 АПК РФ независимо от правовой природы этого срока, вопрос о его восстановлении должен решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из целесообразности, полноты, разумности и доступности судебной защиты прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите.
Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, с целью исключения нарушения прав Комитета, суд считает ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению, так как недопустим неправомерный отказ в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям.
Комитет в своем заявлении в обоснование требований ссылается, в том числе, на то, что ФИО1 обязан был возвратить исполнительный документ в Инспекцию №4, поскольку:
-ранее в 2017 году все исполнительные документы по должнику- Комитету были направлены для исполнения в Управление финансов и они будут исполняться в порядке очередности; подлинные исполнительные документы находятся в Управлении финансов, а ответчик возбудил исполнительное производство на основании копий без разбивки на периоды, не подтвержденные судебным решением;
-происходит двойное удержание сумм задолженности;
-акт органа, осуществляющего контрольные функции (л.д.30), не соответствует форме постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), являющейся приложением №13 к приказу ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@; акт никем не подписан;
-уведомление о неисполнении решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), которое направило Управление финансов в адрес Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области (далее - Инспекция №4), не является уведомлением о невозможности взыскания (при этом представители пояснили на вопрос суда, что форма уведомления именно о «невозможности» взыскания не утверждена).
В силу ч.1 ст.242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов (части 1, 8, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по их уплате является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов и пени в установленный срок их взыскание производится с организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно п.3.1 статьи 46 НК РФ, который введен Федеральным законом от 04.11.2014 №347-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2015, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.
Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Абзацем 1 пункта 7 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) - организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации (абзац 3 п.7 ст.46 НК РФ, введен Федеральным законом от 04.11.2014 №347-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2015).
В соответствии с ч.1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 статьи 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением (неполным исполнением) Комитетом (казенное учреждение) требования №35508 от 06.07.2017 в установленный по требованию срок до 26.07.2017 Инспекцией №4 было вынесено 01.08.2017 решение №1820 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Решение №1820 от 01.08.2017 Инспекцией №4 было направлено для исполнения в Управление финансов.
Согласно пп. 11 части 20 ст. 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" № 83-ФЗ от 08.05.2010 (далее – Закон №83-ФЗ), абзацу 3 части 7 ст. 242.5. БК РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
3-х месячный срок для исполнения решения налогового органа истек 14.11.2017.
12.01.2018 в Инспекцию №4 поступило из Управления финансов уведомление №1346 от 26.12.2017 о неисполнении указанного решения.
В связи с централизацией функций по применению мер принудительного взыскания в части принятия решений в порядке статьи 47 НК РФ утвержден порядок взаимодействия ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска (далее – Инспекция по Засвияжскому району) и ИФНС России по Ульяновской области по взысканию задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.
На основании указанного порядка Инспекция №4 направила уведомление Управления финансов №1346 от 26.12.2017 в Инспекцию по Засвияжскому району, которая вынесла постановление о взыскании недоимки за счет имущества №730904118/1 с целью взыскания задолженности в порядке статьи 47 НК РФ (исх.дата электронного документа – 16.01.2018; документ подписан электронной подписью владельца – ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска).
Требования к содержанию постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика установлены п.2 ст.47 НК РФ.
Постановление направлено в службу судебных приставов в электронном виде в соответствии с Приказом ФНС России "О переходе Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы на безбумажный документооборот по исполнительному производству" от 19.02.2014 №ММВ-7-6/55@.
Все данные о расшифровке задолженности и о реквизитах для перечисления так же направлены в службу судебных приставов в электронном виде в рамках вышеуказанного соглашения о безбумажном документообороте.
На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №935/18/73019-ИП от 18.01.2018. Предмет взыскания: 1 104 руб. 82 коп.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должник предупреждался о том, что в случае не исполнения исполнительного документа в установленный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В срок для добровольного исполнения исполнительный документ не был исполнен, поэтому 28.03.2018 ответчиком было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
12.04.2018 должником были представлены доказательства уплаты задолженности в пользу Инспекции №4 и указанной датой исполнительное производство №935/18/73019 было окончено.
Согласно ч.16 статьи 30 Закона №229-ФЗ после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках основного исполнительного производства №935/18/73019-ИП исполнено не было, по его окончании судебный пристав-исполнитель на основании приведенной нормы возбудил 12.04.2018 исполнительное производство №8011/18/73019-ИП с предметом исполнения – исполнительский сбор в размере 10 000 руб. в отношении Комитета.
Суд признает обоснованными доводы ответчиков, что оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства при поступлении исполнительного документа налогового органа у судебного пристава-исполнителя не имелось; исполнительский сбор взыскан законно и обоснованно.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 №8229/2010, при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 Кодекса меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, а именно вынести соответствующее решение и постановление и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом №229-ФЗ. Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.
Противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам доводы Комитета о том, что в Управлении финансов находится на исполнении подлинное решение Инспекции №4 №1820 от 01.08.2017, а в ОСП – его копия, поскольку в ОСП на исполнении находится постановление налогового органа о взыскании недоимки за счет имущества №730904118/1.
Доводы Комитета о том, что возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства приведет к двойному взысканию задолженности, отклоняется судом, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ Комитетом не представлено таких доказательств и названные доводы носят предположительный характер.
Комитетом нормативно не обоснован довод о том, что отзыв решения налогового органа из Управления финансов является обязательным условием принятия Инспекцией решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.
Приведенные выводы суда основаны, в том числе, на правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 №853/05, а также подтверждаются разъяснениями Федеральной налоговой службы, данными в письме от 10.05.2017 №ГД-4-8/8658@.
Кроме того, согласно разъяснениям Казначейства России, изложенным в п.10 письма от 31.03.2015 № 07-04-05/09-202 "О направлении ответов на вопросы по организации исполнения решений налоговых органов",
на вопрос: «Казенные учреждения. Решение налогового органа не исполняется 3 месяца. ТОФК уведомляет налоговый орган о неисполнении. Дальнейшие действия ТОФК? Решение должно быть отозвано налоговыми органами?»,
дан следующий ответ:
«Статьей 242.6 БК РФ, частью 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ не предусмотрен отзыв налоговым органом решения налогового органа по истечении трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства.
Соответственно, решение налогового органа остается в органе Федерального казначейства до полного его исполнения, а также после его исполнения за счет средств, отраженных на лицевом счете должника, за счет имущества бюджетного (автономного) учреждения».
В части доводов Комитета в свою защиту и Управления финансов о том, что Управление финансов направляло в адрес Инспекции №4 уведомление о неисполнении решения налогового органа, а не о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, Казначейством России, в п.1 письма от 31.03.2015 № 07-04-05/09-202 "О направлении ответов на вопросы по организации исполнения решений налоговых органов",
на вопрос: «Абз. 3 п. 7 Налогового кодекса РФ. Уведомление ТОФК о невозможности исполнения решения налогового органа. Что это за уведомление и когда оно направляется в налоговый орган?»,
дан следующий ответ:
«В пункте 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации идет речь об уведомлении, которое подлежит направлению в соответствии с пунктом 3.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ …органом Федерального казначейства в налоговый орган при неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства».
В соответствии со статьей 198, пунктом 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого ненормативного акта, решения, действия (бездействия) необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий:
-несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что оспариваемые постановления не противоречат вышеприведенным нормам, поэтому отсутствует совокупность указанных условий для признания их незаконными.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Оспаривание решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 110, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд удовлетворить.
Пропущенный срок восстановить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Порядок обжалования решения определен статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А.Семенова