ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-7697/12 от 17.12.2012 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Ульяновск Дело № А72-7697/2012

«21» декабря 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2012.

Полный текст решения изготовлен 21.12.2012.

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Пиотровской Юлии Георгиевны,

при ведении секретарем судебного заседания Пеструиловой Евгенией Сергеевной протокола судебного заседания в письменной форме,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Сельскохозяйственного производственного кооператива «Родина» (ОГРН 1027300515923, ИНН 7304000816, 433745, Ульяновская область, Барышский район, с. Заречное)

к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области (433030, Ульяновская область, г. Инза, ул. Тухачевского д.42, ИНН 7306006394)

о признании недействительными решения от 14.05.2012г. №3728, постановления №2305 от 14.05.2012г.

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, уведомлен, заявление о рассмотрении дела без участия представителя;

от третьего лица – не явился, уведомлен, заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Родина» обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области от 14.05.2012г. №3728 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, постановления Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области №2305 от 14.05.2012г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителей стороны не обеспечили, направили в адрес суда заявления о рассмотрении дела без участия представителей, при таких обстоятельствах дело рассматривается по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие представителей сторон в порядке ст.123,156 АПК РФ.

От представителя заявителя через канцелярию суда поступило возражение на отзыв налогового органа, в котором заявитель отклоняет ссылку налогового органа на соглашение о реструктуризации налогов и пеней, так как задолженность, вошедшая в реструктуризацию, не была взыскана в бесспорном порядке в установленные сроки, на дату заключения данного соглашения срок для бесспорного взыскания уже был пропущен.

Суд в порядке статьи 159 АПК РФ принимает возражения заявителя к производству.

Как усматривается из материалов дела, 06.01.2004 Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Родина» заключено соглашение с МРИ ФНС РФ №1 по г. Барышу и Барышскому району о реструктуризации долгов в сумме 648 796 руб., в том числе 141 619 руб. перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам, 507 177 руб. по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, с отсрочкой погашения до 2010 года и последующей рассрочкой до 2016 года. (т. 1 л. 83).

Указанным соглашением о реструктуризации долгов предусмотрена реструктуризация долгов налогоплательщика в виде основного долга и начисленным процентам по состоянию на 01.12.2003 г.

Пунктом 3 соглашения предусмотрено, что платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов один раз в год, не позднее 15 декабря.

Заключая Соглашение о реструктуризации, заявитель признавал наличие указанной задолженности и не оспаривал ее сумму ни при подписании Соглашения, ни в период его действия. Часть задолженности по графику была оплачена заявителем, остаток неоплаченной задолженности составил 540 665 руб. по состоянию на 30.01.2012г.

Поскольку СПК «Родина» по состоянию на 01.10.2011 г. допустил задолженность по текущим налоговым платежам, т.е. не исполнил в установленный срок принятые на себя обязательства, в рамках соглашения о реструктуризации долгов, что явилось основанием для расторжения с ним данного соглашения, протоколом №42 от 23.12.2011, на основании ст.27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», заявитель был исключен из состава участников программы финансового оздоровления (т.1, л.д. 78-81).

Согласно ст.29 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, в связи с чем, в адрес заявителя ответчиком направлено требование №85808 от 30.01.2012 об уплате налогов (сборов, взносов) в сумме 540 665 руб., то есть сумм, не оплаченных на момент расторжения соглашения о реструктуризации задолженности по налогам, (сборам, взносам).

В требовании также предложено уплатить пени в сумме 170 320 руб. 48 коп., штраф в сумме 2 485 руб. 30 коп. (т. 1, л.д. 74-75).

Ввиду неисполнения налогоплательщиком требования в установленный для добровольной оплаты срок до 17.02.2012 года, налоговым органом в порядке ст.46 НК РФ 22.02.2012 года принято решение №12376 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, а именно налога в сумме 540 665 руб., пени в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафа в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентов в сумме 82 147 руб. 43 коп.

Данное решение было получено налогоплательщиком 1 марта 2012 г., согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма (№43303047083445, т.1, л.д. 72).

28.02.2012 г. инкассовые поручения на взыскание задолженности выписанные на основании принятого решения о взыскании направлены в Инзенское ОСБ №4261. (т.1, л.д. 73).

29.02.2012 инкассовые поручения были поставлены в картотеку из-за отсутствия денежных средств на счете СПК «Родина».

В соответствии со справкой Инзенского отделения ОСБ №4261 от 29.03.2012 г. остаток денежных средств на счете СПК «Родина» составляет 0 рублей. (т.1л.д. 43).

Аналогичный ответ направило в адрес налогового органа ОАО «Россельхозбанк» (письмо от 02.04.2012 г., т.1, л.д. 42).

Учитывая отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика, 14.05.2012 в порядке ст.47 НК РФ налоговым органом, ввиду неисполнения решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации-должника принято решение №3728 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, а именно налога в сумме 540 665 руб., пени в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафа в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентов в сумме 82 147 руб. 43 коп., и постановление №2305 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, а именно взыскание налога в сумме 540 665 руб., пени в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафа в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентов в сумме 82 147 руб. 43 коп.

Данное решение и постановление было получено СПК «Родина» 17 мая 2012 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении заказного письма (уведомление №43303050078544, т.1, л.д. 60).

15.05.2012 г. постановление налогового органа №2305 от 14.05.2012 г. направлено в Отдел судебных приставов по Барышскому району Ульяновской области.

17.05.2012 г. судебным приставом исполнителем Отдела судебных приставов по Барышскому району Ульяновской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №9001/12/19/73.

По мнению заявителя, инспекцией не доказано соблюдение срока взыскания задолженности в бесспорном порядке, а также не доказан размер и основания возникновения взыскиваемой задолженности.

Представитель налогового органа согласно письменного отзыва требования заявителя не признаёт, считает, что с учетом предоставленной реструктуризации, условия которой налогоплательщик не исполнил, требование №85808 от 30.01.2012 принято в сроки, установленные ст.70 НК РФ. Основанием для расторжения Соглашения о реструктуризации явились действия самого налогоплательщика, о факте расторжения Соглашения ему было известно, следовательно, указанные в требовании основания для взимания налогов не предполагают неоднозначного толкования. Оспариваемые решение от 14.05.2012г. №3728, постановление №2305 от 14.05.2012г. приняты в соответствии со сроком, установленным п.1 ст.47 НК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» реструктуризация долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Соглашение о реструктуризации долгов - соглашение между кредиторами и должником, устанавливающее порядок и условии проведения реструктуризации долгов.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния. В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 83-ФЗ федеральная комиссия организует работу территориальной комиссии, порядок оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона № 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальную комиссию возглавляет заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса. Территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, о внесении изменений в соглашения о реструктуризации долгов, расторжении указанных соглашений и приостановлении их действия; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов и выполнением плана улучшения финансового состояния должника, осуществляют сбор информации о финансовом состоянии участников программы.

Как указано в ст. 23 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ должник в соответствии с типовым Соглашением о реструктуризации долгов, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, условиями и порядком проведения реструктуризации долгов, которые предложены территориальной комиссией, в месячный срок с момента получения уведомления от территориальной комиссии и проекта Соглашения о реструктуризации долгов подготавливает и представляет в территориальную комиссию Соглашение о реструктуризации своих долгов, подписанное кредиторами, не представленными в территориальной комиссии.

Территориальная комиссия в недельный срок с момента получения от должника Соглашения, указанного в пункте 1 ст. 23, обязана принять одно из решений: о подписании Соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписать представленное Соглашение либо об отказе в подписании представленного Соглашения.

Исходя из изложенного, решение о подписании Соглашения и расторжении Соглашения принимается территориальной комиссией, но не налоговом органом.

На основании ст. 13 указанного закона СПК «Родина» подало добровольно в межведомственную территориальную комиссию Ульяновской области заявление о включении его в состав участников программы. К заявлению прилагался план улучшения финансового состояния и другие документы согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с типовым Соглашением о реструктуризации долгов, в месячный срок с момента получения уведомления от территориальной комиссии и проекта Соглашения о реструктуризации долгов СПК «Родина» подготовил и представил в территориальную комиссию Соглашение о реструктуризации своих долгов, подписанное кредитором.

Законом №83-Ф3 предусмотрены принципы проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, один из которых предусмотрен ст. 4 Закона: принцип добровольности и равнодоступности, который означает, что в программе имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям настоящего Федерального закона, и никто не может принудить должника к участию в программе против его воли.

Заявитель указывает на отсутствие доказательств наличия задолженности и оснований ее возникновения, а также на несоблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания.

Однако, согласно материалам дела, 06.01.2004 Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Родина» заключено соглашение с МРИ ФНС РФ №1 по г. Барышу и Барышскому району о реструктуризации долгов в сумме 648 796 руб., в том числе 141 619 руб. перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам, 507 177 руб. по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Заключая Соглашение о реструктуризации, заявитель признавал наличие указанной задолженности и не оспаривал ее сумму ни при подписании Соглашения, ни в период его действия.

Соглашение от 06.01.2004, подписанное заявителем предусматривает отсрочку погашения до 2010 года и последующей рассрочкой до 2016 года. (п. 2 Соглашения).

Платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов, один раз в год, не позднее 15 декабря.

Пунктами 10, 11 Соглашения от 06.01.2004 о реструктуризации долгов предусмотрено условие, согласно которому, если организация на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет организации, письменно извещает межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, право на реструктуризацию долгов приостанавливается. Соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным не неуплату текущих платежей.

Согласно ст. 19 Федерального закона №83-Ф3 существенные условия Соглашения о реструктуризации долгов включают в себя и указание условий выхода кредиторов из указанного Соглашения, а также положение об ответственности должника за неисполнение указанного Соглашения, в том числе частичное.

СПК «Родина» не уплатил платежи по графику реструктуризации, а также не исполнил принятые на себя обязательства в рамках Соглашения о реструктуризации долгов, что повлекло последствия, в виде взыскания реструктуризированной задолженности в полном объеме.

Поскольку согласно ст. 29 Федерального закона № 83-ФЗ при расторжении Соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, Межрайонной ИФНС России №3 по Ульяновской области правомерно в адрес заявителя направлено требование №85808 от 30.01.2012 с указанием оставшейся не оплаченной суммы на момент расторжения Соглашения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, взносам, пени, начисленным за период действия реструктуризации в размере 540 665 руб.

Реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая, в соответствии со статьей 64 НК РФ, представляет собой изменение срока уплаты налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ.

Этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.

Таким образом, взыскание налога в принудительном порядке осуществляется с учетом требований, указанных в статье 68 НК РФ.

В пункте 4 статьи 68 НК РФ указано, что при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решении уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (статья 70 НК РФ).

Поскольку 23.11.2011 Соглашение на реструктуризацию долгов было расторгнуто с СПК «Родина», выставление требования №85808 от 30.01.2012 произведено налоговым органом без нарушения сроков, установленных НК РФ.

В указанной части доводы заявителя отклоняются судом как необоснованные.

Также, суд приходит к выводу о том, что наличие задолженности по налогам (сборам, взносам), её размер подтверждены заявлением налогоплательщика о предоставлении реструктуризации долгов, Соглашением о реструктуризации долгов, графиком погашения задолженности по налогам и сборам, подписанным заявителем. Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2012 по делу № А72-3982/2011.

Суд не усматривает нарушений процедуры взыскания задолженности по налогам (сборам, взносам) в размере 540 665 руб., произведенной налоговым органом в порядке статей 46, 47 НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ. Указанные положения применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов в силу пункта 8 статьи 45 НК РФ.

Согласно ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Срок для добровольного исполнения требования №85808 от 30.01.2012 – 17.02.2012, следовательно, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств № 12376 от 22.02.2012 принято в установленный в ст.46 НК РФ срок.

Согласно ст.47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса (неисполнение инкассовых поручений ввиду отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах), налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, ввиду отсутствия денежных средств на расчетных счетах заявителя.

Срок исполнения требования №85808 от 30.01.2012 – 17.02.2012, следовательно, решение от 14.05.2012 №3728, постановление №2305 от 14.05.2012 принято в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.

В оспариваемых ненормативных актах налогового органа также указаны ко взысканию пени в сумме 80 322 руб. 16 коп., штраф в сумме 2 485 руб. 30 коп., проценты в сумме 82 147 руб. 43 коп.

Суд, в определении от 07.11.2012 затребовал у налогового органа доказательства в обоснование указанной задолженности, расчеты пени, процентов, поскольку в соглашении о реструктуризации указано лишь на реструктуризацию налогов (сборов, взносов).

Доказательства образования задолженности по пеням, штрафам, процентам, расчеты налоговым органом не представлены, в пояснении от 17.12.2012 инспекция указала, что суммы пени, штрафов и процентов начислены по состоянию на 01.01.2004г.

В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.69 НК РФ, суд приходит к выводу о том, что задолженность по пени в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафу в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентам в сумме 82 147 руб. 43 коп., указанная в требовании №85808 от 30.01.2012 документально не подтверждена.

Таким образом, вынесенные налоговым органом на основании вышеуказанного требования решение №3728 от 14.05.2012г. и постановление, №2305 от 14.05.2012г. в части взыскания пеней в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафа в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентов в сумме 82 147 руб. 43 коп. являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины с налогового органа не взыскиваются, поскольку заявителю при принятии заявления к производству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования Сельскохозяйственного производственного кооператива «Родина» удовлетворить частично.

Признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области от 14.05.2012г. №3728 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, постановление Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области №2305 от 14.05.2012г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в части взыскания пеней в сумме 80 322 руб. 16 коп., штрафа в сумме 2 485 руб. 30 коп., процентов в сумме 82 147 руб. 43 коп.

В остальной части требования заявителя оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю. Г. Пиотровская