ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-8799/12 от 07.11.2012 АС Ульяновской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Ульяновск Дело № А72-8799/2012

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.С. Макаровой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, Ульяновская область,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

о признании недействительными решения и предписания,

заинтересованные лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Комплект»

ФИО1

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 02.10.2012, паспорт; ФИО3, начальник Управления, распоряжение № 14-к от 31.03.2009;

от УФАС по Ульяновской области – ФИО4, доверенность от 11.01.2012, паспорт;

от ООО «Строй-Комплект» – не явился, извещен;

от ФИО1 – не явился, извещен.

установил:

Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение комиссии УФАС по Ульяновской области от 06.06.2012, изготовленное в окончательной форме 21.06.2012 и предписание от 21.06.2012 № 44-36-04.

Определением от 03.10.2012 суд на основании ст. 40 Арбитражного процессу­ального кодекса РФ привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Комплект», ФИО1.

Представители заинтересованных лиц ООО «Строй-Комплект» и Гайнутдинова Рустема Халиуловичав судебное заседание не явились.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей ООО «Строй-Комплект» и ФИО1 в порядке статей 123, 156 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается:

18.02.2012 в газете «Цильнинские новости» № 9-10 (548) опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков площадью 1793 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами 73:20:050402:161 и 73:14:050402:162, местоположением <...> и <...> для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома (лот №1 лот № 2 соответственно).

Организатор торгов – Управление муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Цильнинский район».

Для участия в аукционе подано две заявки - ООО «Строй-Комплект», ФИО1

Согласно протокола заседания комиссии от 22.03.2012 победителем аукциона определе­н ООО «Строй-Комплект».

10.05.2012 руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульянов­ской области издан Приказ № 143 о возбуждении дела № 8643/04-2012 по признакам нарушения Управлением муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Цильнинский район» части 1 ста­тьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12.05.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульянов­ской области вынесено определение о назначении дела № 8643/04-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

06.06.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по делу № 8643/04-2012 вынесено решение, которым действия Управления муниципальным имуществом и земельным отношени­ям МО «Цильнинский район», выразившиеся в отсутствии в извещении о проведении 22.03.2012 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома (по двум лотам) площадью 1793 кв.м., с кадастровыми номерами: 73:20:050402:161, 73:20:050402:162 по адре­сам: <...>, для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов (лоты № 1 и № 2), сведений о технических усло­виях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подклю­чение, установленных п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, признаны нарушением части 1 статьи 17 За­кона «О защите конкуренции».

21.06.2012 Управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Цильнинский район» выдано предписание, в котором указано, что в срок до 30.10.2012 Управлению необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции при проведении аукционов по продаже или на право заключения договоров аренды земельных участков для жилищного строительства:

- указывать в информационном сообщении о проведении торгов сведения о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение, предусмотренные п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации;

- в срок до 30.10.2012 представлять в УФАС по Ульяновской области копии публикаций информационных сообщений о проведении следующих торгов в течение семи дней с момента издания средства массовой информации, в котором опубликовано извещение о проведении торгов, либо размещения его на сайте.

Не согласившись с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области. По мнению заявителя, решение УФАС по Ульяновской области нарушает права и законные интересы Управления в сфере экономической деятельности.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным.

ООО «Строй-Комплект» и ФИО1 не выказали заинтересованности в исходе рассматриваемого дела.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников, 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения УФАС по Ульяновской области дела № 8643/04-2012 явилось то, что Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области не указало в информационном сообщении о проведении 22.03.2012 аукциона по продаже права аренды земельных участков площадью 1793 кв.м., с кадастровыми номерами: 73:20:050402:161, 73:20:050402:162 по адре­сам: <...>, для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов (лоты № 1 и № 2), всех сведений, установленных п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ (информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение).

Согласно пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, «Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2001 № 808 (далее - Правила № 808).

В силу подпункта 4 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно, в частности, содержать сведения о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.

В соответствии с пунктом 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и «Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Согласно п. 5 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы (п. 9 Правил).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением, являющимся организатором аукциона, 18.02.2012 объявлено о проведении 22.03.2012 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под жилищное строительство.

Судом установлено отсутствие в извещениях по лотам № 1 и № 2 информации о технических условиях и плате за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заявитель в судебном заседании подтвердил факт отсутствия в извещениях информации о технических условиях и плате за подклю­чение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В извещении о проведении аукциона указано, что информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение предоставляются при наличии у победите­ля проекта планировки, градостроительного плана, полученных в специализированных органи­зациях.

Из формулировки данного сообщения следует, что информация о техни­ческих условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение предоставляется только победителю при условии наличия указанных докумен­тов.

Исходя из требований Земельного кодекса РФ информация о технических условиях под­ключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение должна содержаться в извещении о проведении аукциона, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.

Отсутствие в извещении о проведении аукциона обязательных сведений, предусмотрен­ных Земельным кодексом РФ, является существенным нарушением порядка проведения торгов.

Таким образом, допущенные Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области нарушения - неуказа­ние в информационном сообщении всех сведений, установленных п. 10 ст. 38.1 Земельного ко­декса РФ, привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на торгах.

Отсутствие информации о фактической возможности подключения объекта недвижимо­сти к сетям инженерно-технического обеспечения нарушает права и интересы потенциальных участников аукциона.

Отсутствие в извещениях указанной информации противоречит требованиям земельного законодательства, нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем суд считает правомерным вывод УФАС по Ульяновской области о наличии в данных действиях Управления нарушений антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно признало действия Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, выразившиеся в отсутствии в извещении о проведении 22.03.2012 аукциона по лотам №№ 1 и 2 сведений о технических усло­виях и о плате за подклю­чение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушением части 1 статьи 17 За­кона «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, являясь органом местного самоуправления, освобождено в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с него не подлежит.

Руководствуясь 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

Судья О.А.Лубянова