Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
«10» февраля 2012 года Дело №А72-9391/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 10.02.2012.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Фроловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Гарант», г.Ульяновск,
к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, г.Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 24.10.2011;
от ответчика – ФИО2, доверенность №172-10 от 12.01.2012;
от третьего лица – не явился (уведомлен надлежащим), заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (далее – Комитет), которым просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязать заключить договор аренды земельного участка, площадью 13781,5 кв.м., кадастровый номер 73:24:031502:32, расположенного по адресу: <...>.
Кроме того, Общество просит взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя и государственной пошлине.
В силу положений ст.112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вопросы распределения судебных расходов, к которым относятся как расходы по госпошлине, так и расходы на оплату услуг представителя, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ульяновской области.
Третье лицо в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте слушания дела уведомлено надлежащим образом по правилам ст.123 АПК РФ; от него поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение оставляет на усмотрение суда, сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:031502:32, площадью 13 781, 5 кв.м является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:24:0:66, расположенного по адресу: <...> с разрешенным использованием – под производственной базой.
При данных обстоятельствах дело в силу положений ст.136 АПК РФ слушается в отсутствие указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует,
ООО «Гарант» обратилось к главе муниципального образования «город Ульяновск» с заявлением (письмо исх.№03-11 от 29.09.2011) о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, площадью 13 781,5 кв.м., кадастровый номер 73:24:031502:32, по адресу: <...>, для использования незавершенных строительством бетонных площадок (литер V, кадастровый номер 73:24:031502:0006:0260340002, площадью 2 709,5 кв.м., и литер VI, кадастровый номер 73:24:031502:0006:0260340003, площадью 2 454,8 кв.м.).
К заявлению Общество приложило: копию свидетельства о регистрации Общества; копию доверенности от 26.09.2011; копию паспорта представителя; оригинал кадастрового паспорта земельного участка; копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на незавершенные строительством бетонные площадки; оригиналы выписок из ЕГРП о правах на незавершенные строительством бетонные площадки; оригинал уведомления Управления Росреестра по Ульяновской области; копии кадастровых паспортов незавершенных строительством бетонных площадок.
По результатам рассмотрения заявления Комитет в письме исх. № 20824-12 от 17.11.2011 сообщил:
«ООО «Гарант» обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ул.Хваткова, д.17, однако, согласно приложенных к заявлению выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ООО «Гарант» зарегистрировано право собственности на незавершенные строительством бетонные площадки, расположенные по ул.Хваткова, д.28 и ул.Хваткова, д.28-Б.
Учитывая вышеизложенное, ООО «Гарант» необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на объекты недвижимости по ул.Хваткова, д.17, либо изменение адреса объектов.
До представления указанного документа согласование проекта постановления мэрии города Ульяновска «О передаче ООО «Гарант» в аренду земельного участка по ул.Хваткова в Засивяжском районе г.Ульяновска» не представляется возможным».
Посчитав, что указанное письмо ответчика является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Общество мотивирует свое заявление следующими основаниями:
-как следует из изготовленных УОГУП БТИ кадастровых паспортов незавершенных строительством бетонных площадок от 08.09.2010, указанные площадки, несмотря на то, что имеют адреса «ул. Хваткова, 28, ул. Хваткова, 28-Б», расположены в пределах испрашиваемого земельного участка, о чем Комитету известно;
- в соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду собственнику расположенных на нем объектов недвижимости Земельным кодексом РФ не предусмотрено.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 №370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Все указанные в Приказе от 30.10.2007 № 370 документы в Комитет были представлены;
-в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 8 ст. 28 Закона), под которые испрашиваемый нами земельный участок не подпадает;
-Постановлением Мэрии г.Ульяновска от 19.10.2010 № 5543 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. П. 2.5 Регламента предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги, однако ни одно из них в письме исх. № 20824-12 от 17.11.2011 не приведено.
-присвоение адресов земельным участкам не входит в полномочия муниципального образования «город Ульяновск», что подтверждается письмом Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, адресованное 06.07.2011 ООО «Группа компаний «Чистый город» на обращение последнего по вопросу присвоения нового адреса земельному участку по адресу: ул.Хваткова, 17, которое приобщил в материалы дела представитель заявителя вместе с возражениями на отзыв ответчика.
Ответчик не согласен с требованиями по следующим основаниям:
-17.10.2011 ООО «Гарант» обратилось в мэрию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 13 781, 5 кв.м.
Основанием требования по предоставлению данного земельного участка было заявлено право собственности на незавершенные строительством бетонные площадки, расположенные по адресу: <...> и 28-Б.
Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся в собственности Общества, и испрашиваемый земельный участок (ул.Хваткова, 17), расположены по разным адресам;
-в соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Перечень документов, необходимых для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, предусмотрен ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ и утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475.
В нарушение указанного перечня заявителем не представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>.
Следовательно, заявитель обратился с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством.
В связи с вышеизложенным, сделать вывод об исключительности прав ООО «Гарант» на испрашиваемой земельный участок не представляется возможным;
-кроме этого, оспариваемое письмо по своему содержанию является не отказом, а разъяснением о необходимости устранения допущенных нарушений; Общество преждевременно обратилось в суд.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч.5).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч.6).
Перечень документов, необходимых для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, предусмотрен ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ и утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475 (вступил в силу с 15.10.2011) - ранее был утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 №370, который утратил силу с 14.10.2011.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475 предусмотрен следующий Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке , или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Аналогичное пункту 4-ому в Приказе №475 содержалось требование в пункте 4-ом Приказа №370.
Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 № 5543 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.1.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет отраслевой (функциональный) орган управления мэрии города Ульяновска - Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (далее - Комитет).
В силу п.2.2 указанного Административного регламента для получения муниципальной услуги по приобретению в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на котором расположены здания, строения, сооружения, заявители обращаются с заявлением согласно Приложению №2 к настоящему Административному регламенту и представляют, в том числе, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке , или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
П.2.5 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является следующее:
«запрашиваемый пакет документов представлен не полностью, либо документы не оформлены надлежащим образом - до представления необходимых документов либо до оформления».
Согласно п.3.2 Административного регламента подготовка проекта постановления мэрии города Ульяновска о предоставлении земельного участка в аренду осуществляется Комитетом либо Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска в соответствии с разграничением полномочий, установленным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90.
В силу п.3.3 Административного регламента подготовка Комитетом проекта постановления мэрии города Ульяновска о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со статьями 30.1, 32, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проекта постановления мэрии осуществляется на основании заявлений, поступающих на имя Главы города. Для предоставления муниципальной услуги заинтересованные лица представляют документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Административного регламента.
Согласно п.3.4 Административного регламента, сотрудник Комитета, являющийся ответственным исполнителем, проводит экспертизу представленных документов на их соответствие предъявляемым требованиям, нормативным правовым актам Российской Федерации, Ульяновской области и муниципального образования "Город Ульяновск".
В случае выявления противоречий, неточностей в представленных на рассмотрение документах сотрудник Комитета должен связаться с заявителем по телефону, ясно изложить противоречия, неточности в представленных документах и указать на необходимость устранения данных недостатков в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня уведомления.
В случае если в течение 3 рабочих дней указанные замечания не устранены, сотрудник Комитета готовит письмо о необходимости устранения указанных замечаний в течение 15 рабочих дней со дня уведомления. При этом срок рассмотрения поступившего заявления начинает исчисляться заново со дня устранения замечаний. В случае если замечания не устранены в указанный срок, сотрудник Комитета готовит письменный мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги, который подписывается руководителем Комитета.
Как было указано выше, Общество считает оспариваемое письмо именно отказом в предоставлении ему в аренду земельного участка по ул.Хваткова, 17, противоречащим вышеприведенным нормативным актам.
Общество настаивает, что из представленных им кадастровых паспортов следует, что незавершенные строительством бетонные площадки, несмотря на то, что имеют адреса: ул.Хваткова, 28 и 28-Б, расположены в пределах испрашиваемого земельного участка, о чем Комитету известно.
Также Общество настаивает, что смена адреса невозможна, о чем свидетельствует текст вышеприведенного письма Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, адресованное 06.07.2011 ООО «Группа компаний «Чистый город» на обращение последнего по вопросу присвоения нового адреса земельному участку по адресу: ул.Хваткова, 17.
Ответчик настаивает, что оспариваемое письмо вынесено в рамках его полномочий и не является отказом.
Проанализировав нормы Земельного кодекса РФ, положения Приказа Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475 (вступил в силу с 15.10.2011), Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 №370, действовавшего на момент обращения Общества, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 № 5543, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое письмо не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов Общества, а, следовательно, требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Обязанность заявителя представить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке предусмотрена Приказами №№370, 475, Административным регламентом.
При этом Общество представило выписку, сведения которой входят в противоречие с заявленными правами: она содержит сведения о правах на объекты, не находящиеся на истребуемом земельном участке.
Кроме того, Административным регламентом (п.3.4) предусмотрено, что сотрудник Комитета, являющийся ответственным исполнителем, проводит экспертизу представленных документов на их соответствие предъявляемым требованиям, нормативным правовым актам Российской Федерации, Ульяновской области и муниципального образования "Город Ульяновск".
В случае выявления противоречий, неточностей в представленных на рассмотрение документах Комитет, как в устной, так и в письменной форме доводит до сведения заявителей противоречия, неточности в представленных документах и предлагает их устранить.
Доводы Общества о том, что Комитет и так знает, что принадлежащие ему объекты недвижимости находятся в пределах испрашиваемого земельного участка, суд считает несостоятельными и противоречащими требованиям приведенных нормативных актов.
Также несостоятельными суд считает ссылки Общества на письмо Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, адресованное 06.07.2011 ООО «Группа компаний «Чистый город» на обращение последнего по вопросу присвоения нового адреса земельному участку по адресу: ул.Хваткова, 17.
Общество не представило суду доказательств, что самостоятельно обращалось в уполномоченный орган с заявлением о смене адреса: в случае неудовлетворения такого заявления Общество вправе было бы обжаловать его в судебном порядке.
Получив оспариваемый ответ Комитета, Общество не стало устранять указанные в нем противоречия, а сразу обратилось в суд с требованием признать его незаконным.
Суд, руководствуясь ст.ст.65, 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом вынесенного судом решения, требование Общества о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине возложить на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А.Семенова