Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
07 декабря 2021 года Дело № А72-9890/2021
Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2021.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Даниловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,
к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 18.05.2021 №73-ИОГВ-10-003/3219исх в приеме Лесной декларации №4 от 11.05.2021 по договору аренды лесного участка от 08.12.2008 №177,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: <***>, ОГРН <***>), г.Москва;
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.01.2020; паспорт, диплом;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 18.01.2021; паспорт, диплом;
без третьего лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» (далее – Общество, ООО «УНПК Лес»,заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее – Министерство, ответчик) о признании незаконным решения об отказе от 18.05.2021 №73-ИОГВ-10-003/3219исх в приеме лесной декларации №4 от 11.05.2021 по договору аренды лесного участка от 08.12.2008 №177.
Определением суда от 12.10.2021 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Общество поддержало требования, в том числе, указывает, что:
-по существу в оспариваемом отказе изложено «не понятное для лесопользователя в целях возможного устранения недостатков нормативное обоснование применения в данном случае материалов предыдущего лесоустройства 1993 года». В решении Министерства нет доказательств несоответствия сведений о таксационных описаниях указанных деклараций Проекту освоения лесов 2019 года, получившим положительное заключение государственной экспертизы от 12.03.2020 №2020-35, либо материалам таксации лесов Инзенского лесничества Ульяновской области 2016 года.
Кроме того, все приложения к лесной декларации представлены Обществом в соответствии с требованиями Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минприроды №539 от 30.07.2020 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».
Иных документов Министерство не запрашивало, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в декларации, в решении об отказе не содержится.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что отказ Министерства в приеме лесной декларации № 4 от 11.05.2021 нарушает права и интересы заявителя в его предпринимательской деятельности.
При этом объемы древесины, находящейся на заявленных в лесной декларации лесных участках, включены в расчетную лесосеку и учтены Министерством при расчете размеров ежегодной арендной платы, подлежащей оплате ООО «УНПК Лес».
Ответчик отзывом требования не признает, в том числе, ссылается на переписку с Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, с Ульяновским филиалом Рослесинфорга в части доработки проектной документации по распределению лесов по целевому назначению, категориям защитных лесов и выделению особо защитных участков лесов на территории, в т.ч. Инзенского лесничества с учетом выявленных замечаний.
Дело рассматривается в присутствии представителей сторон, без участия третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в порядке ч.2 ст.200 АПК РФ, которое представило в материалы дела письменный отзыв.
Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (Арендодатель) и Некоммерческим партнерством «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» (Арендатор) по результатам аукциона 08.12.2008 заключен договор аренды лесного участка № 177.
30.10.2013 заключено дополнительное соглашение № 10 об изменении договора в связи с реорганизацией НП «УНПК «Лес» в ООО «УНПК «Лес».
Договор аренды лесного участка № 177 от 08.12.2008 зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 26.12.2008, номер регистрации 73-73-031032/2008-311.
В соответствии с п.1 раздела I настоящего договора, Арендатор передает, а Арендодатель принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности для использования лесов с целью заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства.
В соответствии с п.2 раздела I настоящего договора лесной участок, переданный в аренду по настоящему Договору, имеет площадь 37852,0 га, местоположение: Ульяновская область, МО «Инзенский район», Инзенское лесничество:
Чамзинское участковое лесничество<...>;
Глотовское участковое лесничество<...>;
Труслейское участковое лесничество<...>.
Согласно пункту 4 настоящего Договора, Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению №3.
В соответствии с ч.1 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Приказом Министерства от 29.10.2018 №10 утвержден лесохозяйственный регламент Инзенского лесничества Ульяновской области.
В связи с изменением существенных условий договора аренды лесного участка № 177 от 08.12.2008, вызванных вступлением в силу нового лесохозяйственного регламента Инзенского лесничества Ульяновской области, на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 (дело №А72-7919/2019) между ООО «УНПК Лес» и Министерством заключено дополнительное соглашение №11 от 23.10.2019.
В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка №177 и в соответствии с ст.88 ЛК РФ ООО «УНПК Лес» в 2019 году разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы от 12.03.2020 №2020-35, утвержденное приказом Министерства №217 от 12.03.2020.
11.05.2021 Общество подало в Министерство лесную декларацию №4 о том, что с 17.05.2021 по 31.12.2021 использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Труслейском участковом лесничестве Инзенского лесничества в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства от 12.03.2020 №217, со следующими приложениями:
-объемы использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение №1), общие схемы расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2021 г. (приложение №3), схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (приложение №4) в выделе №12 квартала 77 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 4,2 га, в выделе №6 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 2,6 га, в выделе №14 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 5,5 га.
Решением Министерства от 18.05.2021 №73-ИОГВ-20-03/3219исх Обществу отказано в приеме лесной декларации в выделе №12 квартала 77 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества, в выделе №6, 14 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества.
Основанием для отказа указано, что заявленные в лесной декларации лесосеки в квартале 77 выделе 12 и квартале 97 выделах 6,14 Труслейского участкого лесничества, согласно предыдущим материалам лесоустройства, расположены на особо защитных участках – зоны массового отдыха, таким образом, Обществом допущено нарушение п.6.1 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 №539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Правовое регулирование лесных отношений осуществляется ЛК РФ, другими федеральными законами и принимаемых в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, вывозом из леса древесины; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 вышеназванного Порядка установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 5 дней до начала предполагаемого срока использования лесов; срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу пунктов 3, 4 Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка в приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации.
Согласно пункту 4.4 Порядка в приложении №4 к лесной декларации указывается схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; порядковый номер характерной (поворотной) точки; геодезические координаты (геодезическая широта и геодезическая долгота); выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка уполномоченный орган направляет заявителю извещение об отказе в приеме лесной декларации в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Иные основания отказа отсутствуют.
Как указывалось выше, форма и содержание направленной Обществом лесной декларации №4 от 11.05.2021 соответствуют Порядку. В общих схемах расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов (приложение № 3 к лесной декларации) Обществом указаны схемы размещения лесосеки декларируемого периода в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним, что соответствует пункту 4.3 Порядка.
В схемах размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (приложение № 4 к лесной декларации), для каждой лесосеки декларируемого периода указаны: номер и площадь лесосеки; порядковый номер характерной (поворотной) точки; геодезические координаты (геодезическая широта и геодезическая долгота); выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки.
В соответствии с условиями Проекта освоения лесов 2019 года, получившим положительное заключение государственной экспертизы от 12.03.2020 №2020-35:
в выделе №12 квартала 77 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 4,2 га запланирована заготовка древесины в виде сплошной рубки (стр.329)
в выделе №6 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 2,6 га запланирована заготовка древесины в виде сплошной рубки (стр.331)
в выделе №14 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 5,5 га запланирована заготовка древесины в виде сплошной рубки (стр.332).
Приказом Министерства от 17.08.2017 №67 утверждены и введены в действие материалы таксации лесов Инзенского лесничества Ульяновской области 2016 года.
Согласно материалам таксационного описания Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества (книга №3):
в выделе №12 квартала 77 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 4,2 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.518)
в выделе №6 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 2,6 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.642)
в выделе №14 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества на площади 5,5 га в качестве хозяйственных мероприятий предусмотрена сплошная рубка лесных культур (стр.643).
Таким образом, на лесных участках по вышеуказанным адресам нормативными документами разрешена рубка лесных насаждений ООО «УНПК Лес».
Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ), закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ (аналогичные требования содержались в ранее действующей Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.
ОЗУ выделяются на основании материалов лесоустройства (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений) на основании данных охотустройства, геоботанических и иных специальных обследований, документов территориального планирования, водного и лесного реестров и других документов.
Статус ОЗУ лесные участки приобретают после принятия решения о выделении ОЗУ Рослесхозом в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ.
По итогам проведенного лесоустройства в государственный лесной реестр вносится соответствующая информация, в том числе и об особо защитных участках леса. Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (п. 10 ч. 1 ч. 83 ЛК РФ).
Вместе тем, основанием для использования лесного участка Арендатором является договор аренды лесного участка и Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы. Истец использует лесной участок на основании договора аренды лесного участка от 08.12.2008 № 177, дополнительного соглашения к нему от 23.10.2019 № 11, Проекта освоения лесов от 12.03.2020 № 2020-35, утвержденного приказом Министерства от 12.03.2020 № 217. При этом сведений об особо защитных участках леса, расположенных в выделе 12 квартала 77 и выделах 6, 14 квартала 97 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества Ульяновской области в Проекте освоения лесов не содержится.
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйства, изложенным в письме от 28.03.2016 №НК-06-54/3634, статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.
Новые материалы лесоустройства введены в действие актом №2 от 04.12.2017, при этом нормативных правовых актов об изменении, ликвидации или утверждении новых ОЗУ Федеральным агентством лесного хозяйства на территории Инзенского лесничества Ульяновской области не издавалось.
Согласно п.9 ст.81 ЛК РФ утверждение ОЗУ является полномочиями органов государственной власти РФ в области лесных отношений.
В силу ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Суд считает, что оспариваемое решение ответчика противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права Общества, следовательно, имеется совокупность 2-х условий для признания его незаконным.
С учетом вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом приведенной нормы суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 18.05.2021 №73-ИОГВ-10-003/3219исх об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» в приеме лесной декларации №4 от 11.05.2021 по договору аренды лесного участка от 08.12.2008 №177.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» расходы по госпошлине в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья М.А.Семенова