ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-9895/09 от 08.10.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск

08 октября 2009 г. Дело №А72-9895/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Корона», г.Ульяновск,

к Администрации (мэрии) города Ульяновска

к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании принять решение о предоставлении земельного участка

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 02.02.2009,

Мэрии – ФИО2, паспорт, по доверенности от 06.02.2009,

КАиГ – ФИО2, паспорт, по доверенности от 13.01.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Корона» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит (с учетом принятых судом в ходе рассмотрения дела уточнений):

1. Признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее – КАиГ) №01-13/2947 от 26.05.2009 «О размещении остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова в Ленинском районе».

2. Обязать Администрацию (мэрию) города Ульяновска принять решение о предоставлении ООО «Корона» земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 882 кв.м, кадастровый номер 73:24:040404:133 для размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания.

Из материалов дела следует,

25.04.2006 постановлением Главы города Ульяновска № 1024 Обществу предварительно согласовано место размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова в Ленинском районе города Ульяновска на земельном участке площадью 882 кв.м, без права возведения объектов, относимых законодательством к объектам капитального строительства, без сноса и повреждений зеленых насаждений (п.1), утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка - территориальная зона Ж-1 (п.2), разрешено проведение проектных работ для размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова (остановка «Парк Победы») в Ленинском районе (п.3). Названный участок передан Обществу в аренду сроком на 11 месяцев для проведения изыскательских работ (п.4)

Обществу следовало получить в КАиГ архитектурно-планировочное задание (п.5.2), разработать и согласовать проектную документацию (п.5.3). Предоставление земельного участка под размещение остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания оформить отдельным постановлением Главы города (п.6).

20.04.2009 Общество обратилась к Главе МО «Город Ульяновск» с заявлением за №32 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 882 кв.м, кадастровый номер 73:24:04 04 04:137 на срок 5 лет для размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания (л.д.42).

26.05.2009 председателем КАиГ было подписано оспариваемое письмо за №01-13/2947 в ответ на обращение Общества, из которого следовало: предоставление спорного земельного участка не представляется возможным по причине того, что он находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения Ц2 и на территории транспортной инфраструктуры. Часть его расположена за красной линией, регулирующей застройку по проспекту Нариманова, и относится к землям общего пользования. Действие градостроительных регламентов не распространяются на земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования.

Не согласившись с данным отказом, Общество обжаловало его в арбитражный суд, ссылаясь при этом на следующее:

- ответчиками нарушены положения статьи 34 Земельного кодекса РФ: оспариваемый отказ принят по истечении месячного срока со дня поступления заявления Общества, в то время как орган местного самоуправления обязан был принять решение о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении – в 2-х недельный срок;

- ответчиками не принято во внимание постановление Главы города Ульяновска № 1024 от 25.04.2006 о предварительном согласовании Обществу места размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова в Ленинском районе города Ульяновска на земельном участке площадью 882 кв.м;

- ответчиками нарушена часть 3 статьи 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. При этом в оспариваемом отказе не содержится указания на документ, которым на территории города Ульяновска утверждены спорные красные линии, его дату принятия и опубликования.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела на доводы ответчиков пояснило:

- ответчики не вправе ссылаться при рассмотрении настоящего дела на основания, не изложенные в оспариваемом отказе. Пункты постановления №1024 (на неисполнение которых ссылаются ответчики) о необходимости получения в КАиГ АПЗ и о разработке, согласовании проектной документации, незаконны, так как павильон является временным сооружением;

- ответчики не вправе требовать иного, чем то, что предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Ответчики не согласны с требованиями по основаниям, изложенным в отзыве. Указывают в том числе, что:

- Общество в течение установленного постановлением №1024 срока бездействовало по исполнению требований постановления;

- представили в материалы дела решение №1191 от 29.10.1981 Ульяновского горисполкома об утверждении красных линий. Указали, что корректура Проекта детальной планировки жилого района №2 (восточнее пр.Нариманова) была выполнена Ленинградским государственным институтом проектирования городов (ЛЕНГИПРОГОР) в 1983 году по замечаниям Градостроительного совета города Ульяновска (протокол от 28.10.1981), следовательно, утверждение корректуры не требуется.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действия (бездействие)

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п.2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6).

25.04.2006 постановлением Главы города Ульяновска № 1024 Обществу предварительно согласовано место размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова в Ленинском районе города Ульяновска на земельном участке площадью 882 кв.м, без права возведения объектов, относимых законодательством к объектам капитального строительства, без сноса и повреждений зеленых насаждений (п.1), утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка - территориальная зона Ж-1 (п.2).

20.04.2009 Общество обратилась к Главе МО «Город Ульяновск» с заявлением за №32 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 882 кв.м, кадастровый номер 73:24:04 04 04:137 на срок 5 лет для размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания, на которое 26.05.2009 КАиГ письмом за №01-13/2947 отказал в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что:

земельный участок находится в зоне делового, общественного и коммерческого назначения Ц2 и на территории транспортной инфраструктуры; часть его расположена за красной линией, регулирующей застройку по проспекту Нариманова, и относится к землям общего пользования. Действие градостроительных регламентов не распространяются на земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования.

Решением №31 от 26.03.2008 Ульяновской Городской Думы внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее – Правила), утвержденные Решением №90 от 13.10.2004 Ульяновской городской Думы.

Статьей 5 Правил установлено, что документация по планировке территории, документация по межеванию территории, градостроительные планы земельных участков, утвержденные в установленном порядке до принятия настоящих Правил, является действующей.

Статьей 6 Правил установлено, что принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам (п.1). Решения Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г.Ульяновска, решения об утверждении проекта границ земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решения о проведении проектных работ, решения о предоставлении земельных участков, принятые до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными и служат основанием для последующего принятия решений об утверждении проекта границ, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка, выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (п.3).

Правила в прежней и новой редакции относят размещение остановочного комплекса с кафе по вышеуказанному адресу к разрешенным видам использования земельных участков: соответственно, зоны Ж1 и Ц2.

В части других доводов, изложенных в оспариваемом письме, суд приходит к следующим выводам.

Ответчиками в материалы дела представлены:

- надлежащим образом заверенное представителем КАиГ, Мэрии решение №1191 от 29.10.1981 Ульяновского горисполкома об утверждении красных линий, из которого следует, что данным решением утвержден план красных линий ПДП жилого района №2 (восточнее проспекта Нариманова) в Ленинском районе города Ульяновск (п.1); эскиз застройки ПДП жилого района №2 (восточнее проспекта Нариманова) доработать с учетом замечаний Градостроительного совета при главном архитекторе города (п.2);

- надлежащим образом заверенный сотрудником КАиГ, на которого возложены обязанности по ведению секретного делопроизводства, протокол от 28.10.1981 заседания Градостроительного совета города Ульяновска;

- надлежащим образом заверенный сотрудником КАиГ, на которого возложены обязанности по ведению секретного делопроизводства, титульный лист и лист №2 Проекта детальной планировки (далее – ПДП) жилого района №2 – корректуру, из содержания которых следует, что корректура ПДП выполнена по замечаниям градостроительного совета г.Ульяновска, протокол от 28.10.1981, Ленинградским государственным институтом проектирования городов (ЛЕНГИПРОГОР) в 1983 году, «настоящая записка является обязательным дополнением к работе, выпущенной в 1980 г.» - ответчики затруднились дать пояснения об упомянутой работе от 1980 года, предположили, что это был ПДП, который в 1983 году был откорректирован;

- надлежащим образом заверенную сотрудником КАиГ, на которого возложены обязанности по ведению секретного делопроизводства, выкопировку из корректировки ПДП (л.д.93).

Действовавшими в период принятия Ульяновским горисполкомом решения №1191 от 29.10.1981 и корректуры ПДП Инструкциями:

- по составлению проектов планировки и застройки городов (СН 345-66), утверждена 23.03.1966 Госстроем СССР;

- о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов (ВСН 38-82), утверждена 29.12.1982 Госгражданстроем СССР, срок введения в действие с 01.07.1983,

было установлено, что проекты планировки, застройки, в том числе жилых микрорайонов, утверждаются гор(обл)исполкомами по представлению главных архитекторов городов (областей). Внесение изменений в утвержденные схемы и проекты районной планировки допускается с разрешения органов, утвердивших их.

Действующей Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях (РДС 30-201-98), утвержденной 06.04.1998 Постановлением №18-30 Госстроя РФ, установлено:

- пункт 4.1 - проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000;

- пункт 4.4 - при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Перечень согласовывающих организаций определяется заданием на проектирование. Как правило, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации;

- пункт 4.5 - после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий;

- пункт 4.6 - корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Ответчики считают, что:

- корректура ПДП была произведена по решению Ульяновского горисполкома об утверждении красных линий №1191 от 29.10.1981, которое содержит указание на доработку эскиза застройки ПДП жилого района №2 (восточнее проспекта Нариманова) с учетом замечаний Градостроительного совета при главном архитекторе города;

- отдельного утверждения корректуры ПДП не требуется.

Суд считает, что такой довод ответчиков противоречит положениям вышеназванных Инструкций.

Учитывая, что корректура ПДП жилого района №2, произведенная в 1983 году, в состав которого входит спорный земельный участок, не утверждена уполномоченным органом, из представленных ответчиками документов бесспорно не следует, что земельный участок находится в границах территории, по которой проходят красные линии и на которой 25.04.2006 постановлением Главы города Ульяновска № 1024 Обществу предварительно согласовано место размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания, утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка. Данное постановление никем не оспорено и не отменено в установленном порядке.

Кроме того, Решением №83 от 27.06.2007 Ульяновской городской Думы был утвержден Генеральный План города Ульяновска.

Согласно частям 3, 4, 5, 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капительного строительства местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя, в том числе, существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, либо на которых размещены объекты капительного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капительного строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

Согласно пункту 14 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

На основании статьи 9 Устава муниципального образования «город Ульяновск» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в газете «Ульяновск сегодня», если иное не установлено муниципальным правовым актом. Официальное опубликование должно быть не позднее семи дней после принятия правового акта.

С учетом положений статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план муниципального образования содержит сведения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.

Схема транспортной инфраструктуры является неотъемлемой частью генерального плана и также содержит сведения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина. Она так же подлежит обязательному опубликованию в соответствии с пунктом 14 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.

Ответчиками не оспаривается, что в городе Ульяновске была опубликована и размещена в сети «Интернет» лишь общая схема Генерального плана, схема транспортной инфраструктуры не утверждена и не опубликована, следовательно, не может являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка в аренду и довод о том, что он находится на территории транспортной инфраструктуры.

Кроме того, ответчики пояснили суду, что Проект планировки территории северной части города Ульяновска, в которой расположен спорный земельный участок, не утвержден и не опубликован.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что ответчиками не доказана законность отказа в предоставлении в аренду Обществу спорного земельного участка.

Учитывая все изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на ответчиков, однако от ее уплаты они освобождены, поэтому заявителю следует выдать справку на возврат уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 4 000 руб., 2 000 руб. из которых – уплачены излишне.

Руководствуясь ст.ст.110, 104, ст.ст.200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска №01-13/2947 от 26.05.2009 «О размещении остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания по проспекту Нариманова в Ленинском районе».

2. Обязать Администрацию (мэрию) города Ульяновска принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Корона» земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 882 кв.м, кадастровый номер 73:24:040404:133 для размещения остановочного комплекса с кафе быстрого обслуживания.

4.Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Корона» из федерального бюджета госпошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей по справке после вступления решения в законную силу.

5.Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А. Семенова