ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10128/13 от 14.04.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                      дело № А73-10128/2013

14 апреля 2014 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 14.04.2014.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

опризнании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности   

 при участии:

от заявителя – не явился

от Управления – не явился

установил: Муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - заявитель и Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - ответчик, Росреестр) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности от 29.07.2013 №27-27-04/001/2013-394 и обязании зарегистрировать право муниципального образования городского округа «Горд Комсомольск-на Амуре» на объект недвижимого имущества – квартиру площадью 59,5 кв.м., расположенную по адресу: г. Комсомольск- на- Амуре, мкр. Таёжный, ДОС 9, кв.61.

Определением суда от 05.11.2013 по ходатайству Росреестра производство по делу приостановлено до вступления в законную силу окончательных судебных актов по делам № А73-10118/2013, № А73-10122/2013.

Определением суда от 17.03.2014 производство по делу возобновлено, поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу устранены.

Уведомленные о месте и времени судебного разбирательства Администрация и Росреестр явку представителей не обеспечили. Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Согласно доводам Администрации, изложенным в заявлении в арбитражный суд, в рассматриваемом случае действует особый, упрощённый порядок государственной регистрации права собственности на военное недвижимое имущество, передаваемое в муниципальную собственность, в связи с чем, законных оснований для отказа в государственной регистрации у Росреестра не имелось.

Росреестр в ранее представленном отзыве возражал против заявленных требований, указав, что отсутствие учёта объекта недвижимости в Государственном кадастре недвижимости является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации.

Судом установлены следующие обстоятельства:

Администрация обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права муниципального собственности на объект недвижимости: квартиру площадью 59,5  кв.м по адресу: <...> ДОС № 9, кв. 61.

Росреестр уведомлением от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-394 сообщил Администрации о принятии решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности со ссылкой на пункт 1.2. ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), указав, что государственная регистрация объекта, который не является учтенным в соответствии с Законом о кадастре, не допускается.

Не согласившись с позицией Росреестра, считая её необоснованной Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации предусмотрен пунктами 1 – 1.2 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.

Оспариваемый отказ в государственной регистрации мотивирован Росреестром отсутствием сведений о кадастровом учете требуемого к регистрации объекта недвижимости. Данная информация была получена Рореестром в ходе межведомственного взаимодействия посредством направления внутриведомственного запроса.

Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями ФГБУ  «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и сторонами не оспаривалось.

Вместе с тем, Управлением необоснованно не принято во внимание следующее.

Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статье 20 Закона № 122-ФЗ, согласно абзацам 10, 13 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе

Спорное недвижимое имущество передано из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Комсомольска-на-Амуре в числе прочих объектов недвижимости приказом Минобороны России от 30.12.2011 № 2733 на основании Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ).

Частью 9 статьи 3 Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.

Из содержания части 10 той же статьи следует, что в случае, если право государственной собственности РФ на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче имущества.

Ссылку Росреестра на пункт 1.2 статьи 20 Закона № 122-ФЗ, согласно которому не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтённым в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, суд отклоняет.

Последним абзацем пункта 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ (в редакции Закона № 423-ФЗ) установлено исключение из общего порядка государственной регистрации: государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом № 423-ФЗ.

Ссылку Росреестра в отзыве на п. 11 ст. 33 Закона № 122-ФЗ, которым установлена  обязательное представление кадастрового паспорта в случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в государственному кадастре недвижимости, суд отклоняет ввиду установления приведёнными выше нормами особого порядка представления документов для регистрации военного имущества, передаваемого в муниципальную собственность, а также ввиду того, что с 01.10.2013 указанная норма утратила силу на основании п. 28 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ.

Таким образом, из системного анализа приведённых положений Законов № 122-ФЗ и № 423-ФЗ следует, что законодательно установлена ускоренная и упрощённая процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права, и что единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное в порядке Закона № 423-ФЗ имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Соответствующее решение – приказ Минобороны России от 30.12.2011 № 2733 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ «город Комсомольск-на-Амуре» приложено Администрацией к поданному в регистрирующий орган заявлению о государственной регистрации права и у Росреестра имеется, что следует из представленных в дело доказательств.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что Администрацией в Управление подано заявление о государственной регистрации права, тогда как в рассматриваемом случае государственная регистрация должна быть произведена Росреестром без заявления правообладателя на основании одного лишь приказа Минобороны России от 30.12.2011 № 2733, у Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации подлежит признанию незаконным как не соответствующий приведённым положениям Законов № 122-ФЗ и № 423-ФЗ.

В порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязывает Росреестр устранить допущенное нарушение прав заявителя путём проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.

От уплаты государственной пошлины стороны освобождены на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное письмом от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-394.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» на объект недвижимости: квартира, площадью 59,5 кв.м, расположенную по адресу: <...> ДОС № 9, кв. 61.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                             И.М. Луговая