ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10294/2011 от 06.10.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А-73-10294/2011

г. Хабаровск

«13» октября 2011 года

резолютивная часть решения объявлена 06.10.2011, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 13.10.2011

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный эксперт»

об оспаривании постановления Амурской таможни № 10713000-88/2011 от 03.08.2011 г. по делу об административном правонарушении

заявителя: представитель не явился

от таможенного органа: ФИО1 по доверенности от 05.08.2011 г., ФИО2 по доверенности от 23.05.2011 г. № 37;; ФИО3 по доверенности от 23.05.2011 г. № 36.

Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Таможенный эксперт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановления Амурской таможни (далее – таможня, административный орган) № 10713000-88/2011 от 03.08.2011 г , которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Суд, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Представители заявителя, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Представители Амурской таможни в судебном заседании против заявленных требований возражали по доводам отзыва. Полагает, что факт правонарушения и вина Общества подтверждаются материалами дела, существенных процессуальных нарушений не допущено.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.09..2011 до 06.10.2011.

Суд установил:

08 ноября 2010 года общество с ограниченной ответственностью «Синли» (далее - ООО «Синли») и Суйфэньхэйская торгово-экономическая компания «Бай Ли Да» (КНР) заключили контракт № HLSF-221-867 на поставку из РФ в КНР круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород.

22 февраля 2011 года ООО «Синли» и таможенный представитель - общество с ограниченной ответственностью «Таможенный Эксперт» заключили договор на услуги таможенного представителя № 20-КНА, согласно которого ООО «Таможенный Эксперт» обязуется от имени и за счет ООО «Синли» производить таможенное декларирование товаров и транспортных средств ООО «Синли» для чего совершать таможенные операции и иные юридически значимые действия, необходимые для помещения товаров под выбранную таможенную процедуру.

26 апреля 2011 года ООО «Таможенный Эксперт» с целью реализации условий договора № 20-КНА от 22.02.2011 с использованием сетей Интернет подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост (681013, <...>, каб. 107) электронную декларацию на товары (далее по тексту ДТ) № 10713030/260411/0001875, согласно которой заявило к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой экспорт следующие товары:

- товар № 1 лесоматериалы круглые из лиственницы дальневосточной (Larix), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр 12-14 см., код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 14,356 м3 без припусков и коры и 17,760 м3 с припусками и корой;

- товар № 2 лесоматериалы круглые из лиственницы дальневосточной (Larix), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр 16-40 см., код 4403209109 ТН ВЭД ТС, объемом 113,960 м3 без припусков и коры и 140,033 м3 с припусками и корой.

Совместно ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011 ООО «Таможенный Эксперт» в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост были представлены ж/д накладные за номерами Э 198896, Э 198895 а также спецификации к ж/д вагонам №№ 53596078, 56147366, по которым осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ.

28 апреля 2011 года на основании поручения на досмотр № 10713030/270411/000071 должностными лицами отдела таможенного досмотра ТД) Комсомольского-на-Амуре таможенного поста во временной зоне таможенного контроля, расположенной на территории специализированного места погрузки лесопродукции ж/д станции ФИО4 (ж/д тупик ОАО «Харпи»), по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, п. ДСЗ, в присутствии мастера погрузки ООО «Синли» ФИО5, действующего на основании доверенности ООО «Синли» от 01.02.2011, осуществлен таможенный досмотр товаров, погруженных в ж/д вагоны №№ 53596078, 56147366, и заявленных ООО «Таможенный Эксперт» к таможенному оформлению в ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011.

В результате проведенного таможенного досмотра товаров, (акт таможенного досмотра № 10713030/290411/000071), установлено, что на территории ВЗТК ж/д тупик ОАО «Харпи» ст. ФИО4, Солнечного района, Хабаровского края, в предъявленных вагонах №№ 53596078, 56147366, находятся следующие товары:

- круглые необработанные, неокоренные лесоматериалы из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, длиной 4,0 м., диаметром 13-14 см., код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 6,493 м3 без припусков и коры;

- круглые необработанные, неокоренные лесоматериалы из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, длиной 4,0 м., диаметром 16-46 см., код 4403209109 ТН ВЭД ТС, объемом 123,096 м3 без припусков и коры.

При сопоставлении сведений, заявленных декларантом в ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011, прилагаемых документах и данных, полученных в ходе проведения таможенного досмотра, установлено общее превышение объемов круглых, необработанных, неокоренных лесоматериалов из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, диаметрами 13-46 см., общим объемом 1,273 м3 без припусков и коры.

20 июня 2011 года по факту нарушения таможенных правил государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста Амурской таможни, ФИО6 в отношении ООО «Таможенный Эксперт» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10713000-88/2011 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, и передано в отделение административных расследований Амурской таможни для проведения административного расследования.

20 июля 2011 года по факту нарушения таможенных правил старшим уполномоченным отделения административных расследований ФИО7 в отношении ООО «Таможенный Эксперт», в отсутствии представителя Общества, при надлежащем уведомлении, составлен протокол об административном правонарушении № 10713000-88/2011 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

03.08.2011 г. начальником Амурской таможни ФИО8 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствии представителей Общества, вынесено постановление № 10713000-88/2011 о привлечении ООО «Таможенный Эксперт» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3.385 руб. 26 коп.

Не согласившись с постановлением Амурской таможни Общество обжаловало его в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС),таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В силу части 2 указанной статьи, таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС:

декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза;

таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза;

таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

Частью 1 статьи 98 ТК ТС установлено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Согласно части 2 статьи 150 ТК ТС, товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Частью 3 данной статьи установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно части 1 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (часть 2)

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. (часть 3)

В соответствии с частью 1 статьи 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Сведения, подлежащие указанию в декларации отражены в части 2 указанной статьи. К ним относятся в частности сведения о товарах (подпункт 5), а именно:

наименование;

описание;

классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

наименование страны происхождения;

наименование страны отправления (назначения);

описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;

таможенная стоимость;

статистическая стоимость.

Статьей 187 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Обязанности декларанта установлены статьей 188 ТК ТС. Согласно указанной статье, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В силу статьи 189 ТК ТС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Согласно части 1 статьи 186 ТК ТС , декларантами могут быть лица государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 12 ТК ТС, таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. (часть 3).

Как установлено частью 1 статьи 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Так, согласно части 2 данной статьи, при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований;

2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.

В силу части 1 статьи 16 ТК ТС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.

В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.

Как установлено статьей 17 ТК ТС, за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из материалов дела установлено, что 26.04.2011 г.таможенный представитель - ООО «Таможенный Эксперт» подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост электронную декларацию на товары № 10713030/260411/0001875, согласно которой заявило к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой экспорт следующие товары:

- товар № 1 лесоматериалы круглые из лиственницы дальневосточной (Larix), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр 12-14 см., код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 14,356 м3 без припусков и коры и 17,760 м3 с припусками и корой;

- товар № 2 лесоматериалы круглые из лиственницы дальневосточной (Larix), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр 16-40 см., код 4403209109 ТН ВЭД ТС, объемом 113,960 м3 без припусков и коры и 140,033 м3 с припусками и корой.

Совместно ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011 ООО «Таможенный Эксперт» в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост были представлены ж/д накладные за номерами Э 198896, Э 198895 а также спецификации к ж/д вагонам №№ 53596078, 56147366, по которым осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В результате проведенного таможенного досмотра товаров, установлено, что на территории ВЗТК ж/д тупик ОАО «Харпи» ст. ФИО4, Солнечного района, Хабаровского края, в предъявленных вагонах №№ 53596078, 56147366, находятся следующие товары:

- круглые необработанные, неокоренные лесоматериалы из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, длиной 4,0 м., диаметром 13-14 см., код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 6,493 м3 без припусков и коры;

- круглые необработанные, неокоренные лесоматериалы из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, длиной 4,0 м., диаметром 16-46 см., код 4403209109 ТН ВЭД ТС, объемом 123,096 м3 без припусков и коры.

При сопоставлении сведений, заявленных декларантом в ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011, прилагаемых документах и данных, полученных в ходе проведения таможенного досмотра, установлено общее превышение объемов круглых, необработанных, неокоренных лесоматериалов из лиственницы дальневосточной (Larix), 3 сорта, диаметрами 13-46 см., общим объемом 1,273 м3 без припусков и коры.

С целью определения фактического объема лесоматериалов из лиственницы дальневосточной погруженных в ж/д вагоны №№ 53596078, 56147366, в рамках административного производства назначена комплексная экспертиза, проведение которой поручено экспертно-исследовательскому отделу № 2 (г. Хабаровск) Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы.

Согласно акта экспертизы ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ экспертно-исследовательского отдела (г. Хабаровск) № 387/2011 от 12.07.2011 превышение объема лесоматериалов из Лиственницы (Larix), фактически погруженных в ж/д вагоны № 53596078, 56147366 в сравнении с заявленным в ДТ № 10713030/260411/0001875 от 26.04.2011 составило 1,273 м3, при этом рыночная стоимость указанного товара по состоянию на 26.04.2011 равна 3 385,26 руб. (три тысячи триста восемьдесят пять рублей 26 копеек).

Между тем, как следует из материалов дела в ходе таможенных досмотров измерения проводились с использованием методики выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов поштучным методом - МВИ ПР 13260.1: МВИ.003-07."Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использование средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов".

Обязательность применения для целей таможенного оформления и таможенного контроля настоящей Методики установлена Приказом ФТС России от 22.10.2007 N 1291 "О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов".

В соответствии с Приказом ГТК России от 14.12.2000 N 1155 "Об утверждении положения о нормативных правовых актах ГТК России" утверждено положение о нормативных правовых актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации, пунктом 10 раздела II которого определено, что ГТК России издает нормативные правовые акты, в том числе в виде приказов.

Между тем, в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" названный Приказ не был опубликован в установленном порядке.

Согласно пункту 10 настоящего Указа, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, вышеуказанный Приказ ФТС России не может быть применен для урегулирования спорных правоотношений и, следовательно, не подтверждает объемы экспортированных лесоматериалов.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 апреля 2010 г. N Ф03-2100/2010.

При таких обстоятельствах следует признать, что в рассматриваемом случае факт не декларирования Обществом части лесоматериалов не подтвержден материалами дела.

Довод таможенного органа о том, что привлечение к административной ответственности базируется на заключении экспертизы, при проведении которой указанная методика не использовалась, а применялись соответствующие ГОСты, отклоняется как необоснованный.

Как следует из Заключения эксперта № 387/2011 от 12.07.2011 г., в ходе исследования экспертом применялись: ГОСТ Р 51293 «Идентификация продукции. Общие положения»; ГОСТ 9463-88 «Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия»; ГОСТ 2708-75 «Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов»; ГОСТ 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка»; ГОСТ 2708-75; Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России» № 002ЭМ/СЭ: - М.: ЦЭКТУ ФТС России. 2004 г.); а также МВИ №203-03-2007 (ПР 13260.1 :МВИ.003-07) «Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объёма партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объёмов».

Однако, из указанного заключения следует, что внешний осмотр лесоматериалов экспертом не проводился. Определение объёма лесоматериалов фактически погруженных в ж/д вагоны № 56147366, № 53596078 проводилось на основании документальной информации о размерных характеристиках брёвен зафиксированной в протоколах выполнения измерений от 28.04.2011 г.., выполненных на основании . МВИ ПР 13260.1: МВИ.003-07."Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использование средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов".

Кроме того, судом установлено нарушение процедуры привлечения к ответственности.

В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ, в соответствии с которым дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлено Амурской таможней по юридическому адресу ООО «Таможенный эксперт» - <...> посредством почтовой связи.

Однако, как следует из имеющегося в материалах дела почтового уведомления о вручении заказного письма, данное почтовое отправление вручено 29.07.2011 г., но почтовое извещение о вручении возвращено отправителю 17.08.2011 г., т.е. после рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, состоявшегося 03.08.2011 г.

Таким образом, следует признать, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, административный орган не располагал сведениями о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте рассмотрения дела, что противоречит требованиям части 2 статьи 25.4 КоАП РФ.

Уведомление Общества посредством телеграфной связи (телеграмма от 29.07.2011 г.) не может быть признано судом надлежащим уведомлением, поскольку телеграмма направлена не по вышеуказанному юридическому адресу ООО «Таможенный эксперт», а по иному (почтовому адресу) – 105505 <...>.

Указание на данный адрес в Уставе Общества, не свидетельствует о факте нахождения по данному адресу юридического лица и его законного представителя.

Между тем, в силу положений части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Иных доказательств, уведомления юридического лица о рассмотрении дела, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, следует признать, что материалами дела не подтвержден факт надлежащего уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела об административных правонарушениях.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене Постановления Амурской таможни от 03.08.2011 г. № 10713000-88/2011.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный эксперт» удовлетворить.

Постановление Амурской таможни № 10713000-88/2011 от 03.08.2011 г. по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева