Дело №А73-10675/2007-89АП
г. Хабаровск
«16» июня 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан»
об оспаривании постановления № 254 от 26.09.2007 г. Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по Хабаровскому краю об административном правонарушении (территориальный участок 2707 по г. Бикин и Бикинскому району
при участии:
от заявителя – не явился
от административного органа – не явился
Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановление № 254 от 26.09.2007 г. Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по Хабаровскому краю об административном правонарушении (территориальный участок 2707 по г. Бикин и Бикинскому району) (далее – административный орган, Инспекция), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2007 г. заявленные требования удовлетворены. Постановление от 26.06.2007 г. № 254 Межрайонной инспекции ФНС России по Хабаровскому краю по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-А73/08-2/933 от 04.04.2008 г. решение суда первой инстанции от 20.12.2007 г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание представители сторон не явились. В силу статьи 123 АПК РФ извещены надлежащим образом о времени и месте заседания суда. Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Свою позицию, изложенную в заявлении, Общество обосновывает неправомерностью приостановления лицензии.
Позиция Инспекции изложена в отзыве, согласно которому, административный орган с предъявленными требованиями не согласен. Считает привлечение заявителя к административной ответственности правомерным, поскольку лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в розлив на момент проверки была приостановлена. Факт правонарушения подтверждается материалами дела. Считает также, что отсутствуют основания для признания незаконным приостановления лицензии.
Суд установил:
12.09.2007 Межрайонной инспекцией ФНС России №4 по Хабаровскому краю на основании поручения заместителя руководителя инспекции №72 от 12.09.2007 в закусочной «Жаохэ», принадлежащем ООО «Меридиан», расположенном по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, ул.Тигровая, 5, проведена проверка соблюдения обществом законодательства при реализации алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что в указанной закусочной Обществом осуществлялась продажа вина в розлив без лицензии на осуществление данного вида деятельности, поскольку протоколом №12 от 14.08.2007 Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому края действие лицензии ХБ 001138 №1138 от 10.04.2007 приостановлено, что отражено в акте проверки от 12.09.2007 №13-32.
По данному факту, 13.09.2007 специалистом –экспертом отдела оперативного контроля ФИО1 при участии законного представителя Общества - генерального директора ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении №91 от 13.09.2007.
Н основании материалов проверки 26.09.2007 начальником инспекции вынесено постановление от 26.09.2007 №254 о привлечении ООО «Меридиан» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с наложением штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Меридиан» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, отзыва Инспекции на заявление Общества, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Правовые основы продажи алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.95 №171-ФЗ действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как указано в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, под оборотом понимается, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пунктам 1,2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Лицензии выдаются, в том числе, на осуществление такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
По смыслу пункта 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было выявлено нарушение вышеуказанных нормоположений. В частности, алкогольная продукция реализовывалась без соответствующей лицензии (действие лицензии было приостановлено).
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела ООО «Меридиан» имеет лицензию №1275 от 10.04.2007 Министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Правительства Хабаровского края на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в розлив. Протоколом № 1 от 14.08.2007 г. с 21.08.2007 г. приостановлено действие лицензии № ХБ 001138 руг. № 1138 от 10.04.2007 г., выданной ООО «Меридиан» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в розлив.
Материалами дела подтверждается наличие в письме указанного Министерства, а также уведомлении о приостановлении лицензии от 14.08.2007 г.опечатки в номере лицензии, а именно вместо номера лицензии № 1275 в указанных документах указан номер 1138 (номер серии лицензии).
Тот факт, что приостанавливалась именно лицензия ХБ 001138 № 1275, подтверждается извещением о возобновлении и прекращении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 27.09.2007 г. № 6.03-1455, которым сообщалось о возобновлении действия данной лицензии с 26.09.2007 г.
Из письма Министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края от 21.11.2007 г. № 6.03-1803 следует, что ООО «Меридиан» выдавалась лицензия ХБ001138 регистрационный номер 1275 от 10.04.2007 г. Место осуществления деятельности – закусочная «Жаохе», <...>.
Сведений о выдаче Обществу иных лицензий на право осуществления деятельности по розничной реализации алкогольной продукции в розлив в материалах дела не имеется.
Материалами дела подтверждается, что 12.09.2007 г. Обществом в закусочной «Жаохе», расположенной по адресу: <...> на момент проверки осуществлялась реализация следующей алкогольной продукции - вино «Монастырская изба» (ем. 0,7 л. алк 9-11 %, производство ЗАО «Детчинский завод» Россия, Малоярославский район, пост. Детчино, фед. спец. марка 001242238657 по цене 210 руб.) на розлив в объеме 100 гр. на сумму 30 руб.
При этом действие лицензии ХБ001138 регистрационный номер 1275 от 10.04.2007 г. было приостановлено с 21.08.2007 г. (возобновлено с 26.09.2007 г.).
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт правонарушения подтверждается Актом проверки от 12.09.2007 г., протоколом об административном правонарушении № 91 от 13.09.2007 г., постановлением № 254 от 26.09.2007 г., лицензией от 10.04.2007 г. ХБ 001138 № 1275, письмами УФНС № 19-31/19230 от 07.09.2007 г., № 19-36/24988 от 23.11.2007 г., письмами Министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края № 6.03-1803 от 21.11.2007 г., № 6.03-1455 от 27.09.2007 г., № 6.03-1803 от 21.11.2007 г. уведомлением о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 14.08.2008 г. № 6.03-1203.
Кроме того, как следует из объяснений законного представителя Общества - ген.директора ФИО2 данных при составлении протокола, объяснением от 12.09.2007 г. подтверждается то обстоятельство, что Обществу было известно о приостановлении действия лицензии на розничную продажу в розлив алкогольной продукции, но при этом Общество осуществляло реализацию указанной продукции.
При таких обстоятельствах инспекция правильно квалифицировала допущенное обществом административное правонарушение по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о незаконности приостановления лицензии отклоняется судом как несостоятельный.
Статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлено, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в том числе в случае непредставления в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основанием для приостановления лицензии послужило нарушение алкогольного законодательства, а также лицензионных требований и условий, а именно непредставление декларации об объемах продажи алкогольной продукции.
Пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 г. № 727 «О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции» установлено, что Госналогслужба России приостанавливает действие лицензии в случае, в том числе, непредставления в установленный срок деклараций производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции.
Указание заявителя на то, что основанием для приостановление лицензии послужило непредставление налоговой декларации не подтверждается материалами дела.
Кроме того, Обществом не было обжаловано в установленном порядке решение (протокол) о приостановлении лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статья 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий осуществления розничной торговли алкогольной продукцией.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал заявителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность нарушителя при рассмотрении дела установлено не было.
Размер штрафа применен административным органом в минимальном пределе санкции, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и составил 300 минимальных размеров оплаты труда на сумму 30000 руб.
Полномочия налогового органа по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении, реализованы в соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства РФ от 17.07.98 №793 «Вопросы Государственной налоговой службы РФ», изданным на основании Указа Президента РФ от 30.04.98 №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», приказа МНС РФ от 17.10.03 №БГ-3-06/547, зарегистрированного в Минюсте РФ 13.11.03 №5227 «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», п.15 Указа Президента РФ от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», п.2 постановления Правительства РФ от 30.09.04 №506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» и п.5 «Положения о Федеральной налоговой службе».
Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 207-211 АПК РФ, ст.30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан», расположенного по адресу <...> о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по Хабаровскому краю № 254 от 26.09.2007 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.